Для вас, родители!
В данном разделе содержатся консультации для родителей о музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие.
М. Монтень
Где нет воодушевления,там нет и воспитания.
С. Соловейчик
Что же такое детство и от чего зависит, каким оно было, есть и будет?
Наверное, прежде всего от того, как относятся к ребенку взрослые, как оценивают его, и какое место он занимает в их жизни. И то того, как оценивают люди данной эпохи, культуры, данного общественного строя и класса возрастные возможности детей, какие требования предъявляют к ребенку, на какие периоды делят его жизнь. И от того, как кормят малыша, как одевают, какие игрушки дают и за что наказывают, и за что поощряют. И, конечно же, от того, как сам ребенок понимает и переживает то, что с ним делают взрослые люди, а также от многого, многого другого…
Много зависит от взрослых. В том числе от нашего представления о качествах личности, которыми должен обладать ребенок. Откуда оно берется? Да из книг, из фильмов, наблюдений за людьми, усвоенных нами моральных норм, из нашего жизненного опыта. Представление это не изобретается каждым человеком в отдельности, а формируется и существует в культуре. И мы пытаемся воздействовать на ребенка и сделать его таким, каково это представление. Собственно говоря, это и есть воспитание. С чего же оно начинается? Какие качества нужно воспитывать прежде всего, и как действовать взрослому? Целые отрасли науки специально занимаются разработкой проблем воспитания. Их цель понять, как воспитывать ребенка. Об этом размышляет практически каждый человек на земле, и тот, кто пришел работать в образование, и тот, кто стал родителем. Творческие, интеллектуальные, нравственные возможности ребенка неисчерпаемы. Едва ли они используются сегодня на одну сотую. Раскрыть, реализовать их – задача невероятно трудная. Формирование нравственно-цельного, творчески мыслящего, инициативного человека – вот цель, которая может быть достигнута в будущем.
Все мы знаем, какое большое место занимает в жизни ребенка игра. Игра – это воображение. Какие возможности раскрываются перед малышом, когда он впервые вступает в страну игр и игрушек! Важно не то, что ребенок готовится к будущей взрослой деятельности, в своем воображении овладевает профессией, пока еще ему недоступной. Самое главное: малыш преодолевает свою естественную «ограниченность», несовершенство. Он зримо чувственно как бы приобщается к бесконечности. В игре он не просто летчик или строитель. Малыш путешествует на ковре-самолете, строит огромные замки. Он может все! Он не подвластен земному тяготению, времени и пространству. Ребенок ощущает себя воплощением творчества и свободы, воплощением самой сущности человека. Но, при всем этом ребенок не ставит перед собой цели – самосовершенствоваться. Он даже не думает об этом: он просто исследует предмет, летит на самолете, гонится за пиратами. Вот тут-то, незаметно для малыша и осуществляется у него большая работа по изменению самого себя; весело, играючи осваиваются новые пласты жизни; тренируются память, мышление, воображение, появляются новые знания о взаимоотношениях людей, о природе, об окружающем мире. Давайте поддержим желание ребёнка развиваться!
Наиболее эффективно, согласно исследованиям психологов, человек учится в состоянии счастья и радости! А радость и счастье в дошкольном возрасте доставляет ребенку игра. В том числе, игра – это действия, через которые ребенок получает знания. А действие, умение что-либо делать, всегда являлось надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Что касается дошкольного возраста, то опытные педагоги знают, что способы наиболее эффективного обучения дошкольников - это телесное освоение мира, то есть, возможность что-то потрогать, почувствовать, попробовать, принять в чем-то участие.
Давайте поможем ребенку учиться!
Игра – дитя труда. Игра по своему содержанию восходит к труду взрослых. Но психические и физические способности малыша не дотягивают до того, чтобы он сам мог охотиться или водить машину. А желание есть! Дети играют как раз в то, что им недоступно в реальной жизни, или в то, во что их не пускают взрослые. В современных индустриальных культурах игрушки лишь внешние подобия предметов. Подобные игрушки не очень-то годятся для развития умений, но зато как удобно с такими игрушками копировать отношения людей! И сюжетная детская игра превращается в тренировку умения исполнять какие-то обязанности в обществе.
За ребенка мы можем быть спокойны тогда, когда его нравственное поведение не зависит от контроля со стороны. Как этого достичь? В дошкольном возрасте у детей возникает новая форма деятельности – коллективная. Совместные игры являются для ребенка своеобразной школой. Именно они в условиях игрового пространства заставляют детей в равной степени подчиняться общей воле, являясь главным средством социализации ребенка, средством приобщения его к соблюдению этических норм, правил общежития. Ведь в игре каждый участник и актер, и режиссер, и контролер. А главное, тут надо соблюдать не только правила игры, но и моральные правила: не драться, не обманывать, держать свое слово и т.д. Ролевая игра, коллективный труд, конструирование – и здесь тоже ребенок должен не только подчиняться, но и активно отстаивать нормы поведения. В деятельности малыш постоянно сравнивает себя со взрослым; он не только понимает, но чувствует превосходство взрослого в знаниях, умениях, физической силе. Потребность сравняться со взрослым, повысить собственную самооценку – мощный стимул психического развития ребенка. Именно возросшая самооценка, чувство собственного достоинства и доставляют ребенку удовольствие от соблюдения правил. А.С.Макаренко выдвинул и реализовал принцип «смены руководства», заключающийся в поочередном возложении на каждого члена группы ответственности за поведение товарищей. В коллективной деятельности роль воспитателя не главное. Главной она становится тогда, когда мы, взрослые, начинаем считать ребенка ответственным за поведение других детей. Для старших дошкольников желание быть проводниками и защитниками моральных норм является естественным. Постановка ребенка в позицию правилоносителя благоприятно влияет на его поведение.
Давайте поможем ребёнку общаться, жить в коллективе!
Велико желание дошкольника помочь взрослому в его серьезной деятельности. Психологи назвали эту потребность детей потребностью «принять участие в жизни и деятельности взрослого». В школьном возрасте такое желание уже ослабевает. Но для дошкольника нет более увлекательного занятия, чем помогать отцу или матери, суетиться рядом. Можно воспользоваться этой потребностью детей и дать им возможность помогать и быть трудолюбивыми.
Давайте поможем ему стать трудолюбивым!
Мудрый король из произведения «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери почти всегда приказывал ребенку делать как раз то, к чему он и сам больше всего стремился.
Давайте будем мудрыми, как этот король!
Взрослый может стать для ребенка примером для подражания, помощником, советчиком, партнером в любой его деятельности. Как же все-таки лучше действовать взрослому? Существуют два разных стиля общения ребенка и взрослого, авторитарный и демократический. В одном случае взрослый всегда обучает, командует, а ребенок учится, подчиняется. Цель авторитарного метода – изменить ребенка, но не воспитателя. Воспитатель выступает как идеальный носитель общественного опыта, образец для подражания. В другом случае взрослый отказывается от своего авторитета и власти, общается с детьми на равных, доступен их критике; не только учит, но и учится у них сам. Педагог является и носителем опыта и в то же время человеком с его естественными слабостями и способностью ошибаться. Демократический стиль общения не только не мешает хорошему усвоению знаний, но и делает их более прочными, устойчивыми. А также резко повышает активность усвоения, инициативность. Но право на существование имеют оба стиля. У каждого стиля свои задачи. Если в одних ситуациях авторитарный стиль нужен и неизбежен, то в других он может быть неэффективен и даже вреден. Вся мудрость и мастерство педагога как раз и состоит в том, чтобы использовать авторитарную власть в исключительных случаях, соответствующей ей обстоятельствах и избегать авторитарного стиля в условиях нормального общения (обучении, воспитании, труде). К демократическому стилю относятся игровое и социо-игровое общение. Они помогают педагогу принимать искреннее участие в делах и проблемах детей. Игровое обучение – это скрытое, недирективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат. Чтобы играть с детьми, надо уметь и любить это делать. Надо ловко спрятать обучение в игру! Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций, смен ролей. Игровое общение – это высокий уровень общения, его создание требует от педагога артистизма, духовной тонкости, искренней заинтересованности на занятии в происходящем. Дети, да и взрослые тоже, с вдохновением и радостью откликаются на возможность такого общения. Однако создание и поддержание атмосферы импровизационно-игрового общения на занятии требует определенных психологических условий. Во-первых, педагог должен быть сам естественным в ситуации игры, участвовать в ней вместе с детьми и получать от этого удовольствие. Дети безошибочно чувствуют фальшь. Необходимо глубоко и искренне существовать в том действе, которое разворачивается на занятии как совместная игра педагога с детьми. Отсутствие удовольствия и приятных ощущений у взрослого во время игры заставляет детей сомневаться в правильности всего, что говорит и делает педагог. Следующими необходимыми психологическими условиями следует признать атмосферу полного приятия друг друга, как равноценных и интересных партнеров по игре, а также безоценочность. Последнее является одной из особенностей педагогического процесса, основанного на игре. Социо-игровой стиль работы ориентирует воспитателей на поиск такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Тогда игровая атмосфера на занятиях перестает мешать деловой напряженности.
Демократичность, альтруизм в общении — это нелегко. Но без них не будет движения вперед. Бескорыстное, доброе отношение взрослых к детям не только освобождает время для игр, такое отношение способствует творческому раскрепощению ребенка, дает ему силу и смелость проявлять независимость в поведении. Иными словами – быть личностью.
Искусство начинается тогда, когда неожиданным способом соединяется нечто несоединимое и простым, и легким оказывается то, что представлялось непосильным и очень трудным. Это справедливо для всех искусств, в том числе для искусства педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_nachinaetsya_v_seme.docx | 1.52 МБ |
poyte_detyam_pered_snom.pdf | 2.19 МБ |