Родителям на заметку
Статьи о развитии и воспитании детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Упражнения, направленные на повышение самоуважения ребенка, развитие спонтанности | 15.2 КБ |
Стили воспитания | 91.25 КБ |
Родителям о детском чтении | 13.9 КБ |
semeynyy_dosug_zimoy.docx | 16.88 КБ |
zimnie_travmy_u_detey_-_pervaya_pomoshch.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические игры и упражнения. Автор Ольга Хухлаева.
Дети 3–4 лет предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движения, трудно удерживать внимание, поэтому не стоит надолго оставлять их в статичном состоянии. Нужно также помнить, что трех-четырехлетки легко перевозбуждаются, и не допускать этого. Обычно они могут работать не более 14–20 минут.
«Я». Упражнения, направленные на повышение самоуважения ребенка, развитие спонтанности
1. «Здравствуй, я котик!»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Ведущий держит в руках мягкую игрушку – котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька».
2. «Котик ласкает»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Как и в предыдущем упражнении, ведущий держит в руках мягкую игрушку – котенка и лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д. Затем дети по очереди берут в руки котенка и его лапками ласка ют друг друга. Ведущий помогает им произносить соответствующие фразы («Хороший Сашенька», «Хорошая Машенька»).
3. «Раз-два-три, заяц, замри!»
Цель ♦ способствовать развитию спонтанности детей.
Дети ходят по комнате. Ведущий говорит им: «Сейчас вы буде те превращаться в тех животных, которых я назову. Когда я дам команду: «Раз-два-три, замри!» – вам нужно будет перестать двигаться и замереть. Например: «Попрыгайте как зайцы. А теперь – «Раз-два-три! Заяц, замри!» По команде ведущего дети замирают в позе зайца. Для маленьких детей позу показывает сам ведущий, старшие дети придумывают позы самостоятельно. Дальше ведущий может спросить детей, не боятся ли они превратиться в каких-нибудь больших зверей – волков, медведей, и после этого дать им команду «Раз-два-три! Медведь (волк), замри!».
4. «Превратись в пластилинчик»
Цель ♦ способствовать развитию спонтанности детей.
Ведущий выбирает одного ребенка, предлагает ему представить, что он кусочек пластилина и из него можно что-либо вылепить. Но для того, чтобы это сделать, сначала пластилинчик нужно размять. Ведущий разминает, растирает ребенка-пластилинчика и «лепит» из него какое-либо животное. Остальные ребята угадывают, какое животное было вылеплено.
5. «Ау!»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Один ребенок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат ему «Ау!». «Потерявшийся» ребенок должен догадаться, кто его позвал, кто о нем позаботился.
6. «Покажи чувства язычком»
Цели ♦ способствовать развитию спонтанности детей;
♦ развивать рефлексию эмоциональных состояний.
Ведущий просит детей высунуть язычки, а затем показать всем, как язычок радуется, злится, боится.
7. «Кто в домике живет?»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Дети «забираются» в домики – для этого каждый ребенок смыкает руки уголком над своей головой в виде крыши. Ведущий «стучится в каждый домик» со словами: «Кто-кто в домике живет?» Ребенок называет свое имя. Потом ведущий спрашивает каждого ребенка: «Что ты любишь больше всего?», «В чем ты самый-самый лучший?» и т. п., а ребенок отвечает на эти вопросы.
8. «Покажи чувства руками»
Цели ♦ способствовать развитию спонтанности детей;
♦ развивать рефлексию эмоциональных состояний.
Ведущий предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т. п. Затем дети, глядя на ведущего (он задает образец движений), показывают, как их руки прыгают по столу (радуются), толкают, кусают друг друга (злятся), сжимаются в комочки и дрожат (боятся).
9. «Посудный магазин»
Цель ♦ развивать фантазию и самоуважение детей.
Ведущий говорит детям, что он пришел в посудный магазин и хочет купить себе очень красивые вещи: ложку, вилку и ножик. Для этого он просит ребят превратиться в ложки (руки полукругом вверх), вилки (руки вверх уголком) и ножи (руки, сомкнутые вверху). Сначала все дети превращаются в один и тот же предмет, по том – в разные. Тогда ведущий может сказать, что все ложки, вилки и ножи в магазине такие замечательные, такие красивые, что лучшую и не выберешь, поэтому он ничего не будет покупать.
10. «Что подарили гости?»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
Ведущий раскладывает на полу 3–4 большие игрушки. Одному ребенку завязывают глаза. Он должен догадаться, какие игрушки принесли ему в подарок гости, ощупывая их ногой. Младшие дети перед началом игры рассматривают игрушки, которые они потом будут ощупывать. Более старшие дети могут «узнавать ногами» незнакомые им ранее игрушки.
11. «Игрушечный магазин»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
Ведущий выбирает несколько детей и «превращает» их в разные игрушки: машину, куклу, мячик, коляску и т. п. (при этом он шепчет на ушко каждому ребенку, в какую игрушку тот «превращается»). Ребята изображают их, а остальные угадывают, во что они «превратились». В продвинутой группе можно предложить од ному из детей ни во что «не превращаться», а, посмотрев на «игрушки», выполнить с ними какие-либо действия, например, погладить куклу, покатать машину и т. п.
12. «Пальцы-мышки»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
Дети превращают свои пальчики в мышат и тихонько бегают ими по столу, потом по своей коленке, потом – по коленке со седа.
13. «Повторяй за мной»
Цель ♦ способствовать развитию самоуважения детей.
Детям предлагается, повторяя за ведущим, показать и погладить свои ножки, ручки, щечки, пальчики.
14. «Мы – солдаты»
Цель ♦ способствовать самовыражению детей.
Ведущий просит ребят представить себе, что они превратились в солдат, защищающих свою страну, и им нужно четко выполнять команды своего командира. Когда звучит команда «По коням!» – они должны громко топать, по команде «В разведку!» – шептать: «тсс», по команде «В атаку!» – кричать «ура!», по команде «За пулеметы!» – хлопать в ладоши.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Родителям о детском чтении
Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку.
Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания.
Но есть и другая причина детской радости. Дети жаждут общаться с родителями: вместе с мамой, папой читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, радовались; вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов…
Родители читают малышу книжку не для того, чтобы позабавить его. Давно известно, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело. С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам. Поэтому берите себе в помощники для воспитания детей Пушкина и Андерсена, Льва Толстого и Киплинга, а так же других писателей, талантливых и благородных.
Можно повторять детям каждый день: будь добрым, будь отзывчивым, будь прилежным, только толку не добьёшься. Но самые сложные и большие человеческие чувства могут прийти после прочтения рассказов о людях и событиях.
Давно известно: мало любить детей, надо, чтобы и они любили. Всегда надо помнить, что сознание начинает складываться сразу, с момента своего пробуждения. С первых лет жизни надо учить ребенка чувствовать себя среди людей и соотносить свои желания и поведение с пользой для них. Многие родители озабочены только тем, как бороться с пороками детей и предостеречь их от дурных поступков. Но истребление плохого без наполнения хорошим бесплодно.
Детские книги помогут накапливать в душе ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения: рассказы об отношениях между детьми; стихи и рассказы о любви к семье, к родителям; книги о том, как люди заботятся о деревьях и цветах, животных и птицах; дивные рассказы и сказки, где научная достоверность сочетается с поэзией и озарена радостью познания.
Чтение познавательной литературы способствует формированию научного мировоззрения. Знакомство с русским фольклором и русской литературой способствует воспитанию гражданина Отечества, воспитанию патриотических чувств. Детские книги щедро утолят потребность ребенка любить родную страну, если вы будете читать ему о русской природе, о доблести предков и о тех, кто старается для Отечества сегодня.
Читайте детям книги, которые внушат им доброе отношение к людям всех рас и национальностей: детские народные песенки и сказки народов мира, сочинения классиков мировой детской литературы.
Сделаем вывод: книги, которые мы выбираем для ребенка, должны всесторонне и гармонично развивать его. Честность, совестливость, уважение к людям, ответственность, чувство долга перед семьей, Отчизной – всё это ненавязчиво входит в сознание ребенка при чтении хороших книг. Книги, которые мы выбираем, должны воспитывать у ребенка хороший художественный вкус и развивать чувство прекрасного. И пусть ваши беседы с ребенком о книгах будут всегда желанными, интересными и ожидаемыми.
Кроме того, книги о детях помогут и родителям лучше понимать своего ребенка, помогут понять свои взаимоотношения с детьми.
Руководство детским чтение требует от родителей много знаний, сил и времени, но это радостный труд, потому что рождает духовные связи отца и матери с детьми, а это – главное в жизни.
Предварительный просмотр:
Семейный досуг зимой.
Взаимодействие с ребенком на прогулке может стать очень важным и продуктивным компонентом его развития. Но для многих родителей прогулки – это простое «выгуливание» ребенка, когда ему предоставляют возможность подышать свежим воздухом, подвигаться, встретиться со сверстниками. Несмотря на то, что за окном мороз, не следует засиживаться дома перед телевизором или компьютером. И без того короткие зимние дни лучше проводить на улице. Так, полезно прогуляться с ребенком по заснеженному парку или скверу, где в это время года особенно красиво, подышать свежим воздухом, покормить птиц, слепить снеговика. Если спокойные прогулки не очень привлекают ребенка, то на помощь придут санки, коньки и лыжи.
Родителям на заметку
1. Если вы предпочитаете коньки, то лучше выбирать каток под открытым небом, где созданы все необходимые условия: приятная музыка, гладкая поверхность льда, работает медицинский пункт для оказания помощи в случае травмы.
2. Катание с горки можно разнообразить всевозможными заданиями. Например, спускаясь с горки на санках, кидать снежки в мишень, собирать на спуске расставленные флажки или веточки.
3. Планируя прогулки на лыжах, необходимо заранее продумать маршрут, чтобы не утомить ребенка. Конечно, зимой не всегда удается провести время на улице в силу
погодных условий. Тогда можно найти занятие для дружной семейной компании дома, например, поиграть в настольные игры.
Также можно предложить ребенку отобразить в рисунках зимние прогулки и игры. Интересными будут рассказы родителей об истории появления лыж, коньков, санок.
Организуйте для ребенка и его друзей веселые игры в парке, во дворе. В качестве «инвентаря» подойдут деревья, за ними можно прятаться. Пеньки, на которые можно залезать и спрыгивать, обегать вокруг них.
Включайтесь в игру сами, играйте весело с удовольствием. В ходе совместной деятельности у ребенка формируются навыки взаимодействия и общения. Использование игровых упражнений и подвижных игр, является эффективным средством формирования
интереса к физической активности, что является одним из главных в укреплении и сохранении здоровья детей, приобщении их к здоровому образу жизни.
Игры с детьми на улице.
Ангел.
Пожалуй, нет ни одного взрослого, который в детстве не играл бы в снежного ангела. Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь; снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив его форму.
Только что выпавший снег - прекрасное пушистое ложе, и ребятишки любят, лежа на нем, как бы парить в свежести солнечного зимнего дня. Если игра в ангелов уже не в новинку вашей семье, попытайтесь создать с ребенком другие снежные образы, напоминающие разных животных. Возможно, ваш сын сможет сообразить, как улечься на один бок и согнуть руку так, чтобы след от него походил на слоновый хобот, или ребенок может встать в снегу на четвереньки и вообразить, что это не его, а лошадиные ноги в снегу, а сам он лошадка.
Следопыты
Дети любят рассматривать собственные следы на свежевыпавшем снегу. Не поленитесь найти в интернете информацию о том, как выглядят следы разных животных и птиц. После этого отправляйтесь в лес или парк и попробуйте отыскать и расшифровать следы какой-нибудь живности.
Следы снежного человека
Из картона и толстой веревки можно сделать лапы снежного человека. Оденьте их поверх зимней обуви и отправляйтесь на прогулку создавать следы снежного человека.
След в след
Расскажите ребенку о том, как ходят волки в стае (след в след). А после этого предложите поиграть в догонялки, но с одним условием: тот, кто догоняет, должен преследовать убегающего след в след.
Рисование на снегу палочкой
Если вы любите летом рисовать палочкой на сыром песке, то зимой вы можете попробовать рисовать ей на снегу.
Новогодне-зимние находилки
Находилки - развивающая игра в необычном формате. Она знакомит детей с окружающим миром, развивает восприятие, внимание и зрительную память. Да и вообще, что может быть лучше игр на свежем воздухе?
Правила игры. Распечатайте бланк с картинками, вложите его в твердую папку. А теперь одевайтесь потеплей и отправляйтесь с ребенком на прогулку по зимнему, предновогоднему городу. Ваш ребенок должен будет находить все, что изображено на рисунках, и отмечать находки галочкой. Или же вы вместе все находки фотографируете и делаете дома подробный фотоотчет.
Снежные цветы
Приготовьте для опыта:
- соломинку,
- раствор для надувания мыльных пузырей.
Когда облако образуется при очень низкой температуре, вместо дождевых капель пары воды сгущаются в крошечные иголочки льда; иголочки слипаются вместе, и на землю падает снег. Хлопья снега состоят из маленьких кристалликов, расположенных в форме звездочек удивительной правильности и разнообразия. Каждая звездочка делится на три, на шесть, на двенадцать частей, симметрично расположенных вокруг одной оси или точки.
Нам нет нужды забираться в облака, чтобы видеть, как образуются эти снежные звездочки. Нужно только в сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут у нас на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.
Снежинки
Снег сам по себе очень уникален! Если на улице подходящий снег, состоящий из отдельных снежинок, то дайте ребёнку лупу, чтобы он мог рассмотреть какие они все разные и красивые. Снежинку можно сфотографировать в режиме макросъёмки на тёмном фоне и получится отличное фото!
Хочется предложить родителям сформулированные семейные правила, касающиеся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.
Семейный кодекс здоровья:
1. Каждый день начинаем с улыбки.
2. Просыпаясь, не залёживаемся в постели, а посмотрим в окно и насладимся красотой зимнего утра.
3. Берём холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
4. В детский сад, на работу – пешком в быстром темпе.
5. Не забываем поговорить о зиме.
6. Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!
7. В отпуск и выходные – только вместе!
Предварительный просмотр:
Зимние травмы у детей – первая помощь, как уберечь ребенка от травм зимой?
Зима, традиционно – время веселых игр, гуляний, катаний на горках и, конечно, любимого праздника. Но главное – помнить об осторожности. Тем более, когда дело касается ребенка. Ведь веселье весельем, а риск получения травмы зимой возрастает в разы. Итак, как уберечь чадо от зимних травм, и что нужно знать о первой помощи?
Ушибы.
Самая «популярная» травма у детей в зимнее время. Двигательная способность не теряется, но резкая боль и припухлость обеспечена. Что делать? Малыша – на руки и домой, на больной участок – холодный компресс, после – визит к доктору.
Вывихи.
Первая помощь в такой ситуации – консультация врача. Самостоятельно вправлять вывихнутую конечность категорически не рекомендуется. Закрепите вывихнутый сустав (осторожно) фиксирующей повязкой, и к доктору. Причем, медлить не стоит – иначе вправить сустав обратно будет затруднительно из-за сильного отека. А защемленный между костями нерв или сосуд может и вовсе привести к параличу.
Признаки вывиха: неподвижность и неестественное положение конечности, сильная боль в суставе, отек.
Самый распространенный вид зимнего вывиха у детей – вывих плечевого сустава. Рентген необходим для исключения скрытого перелома. Процедура вправления сустава из-за ее болезненности проводится под местным наркозом.
Травма головы.
Череп малыша в юном возрасте еще не настолько крепкий, как остальные кости, и даже, казалось бы, пустяковое падение может стать причиной очень опасной травмы. Поэтому в обязательном порядке на катки и горные склоны надевайте малышу защитный шлем.
Если травма все же случилась, удар пришелся на область носа, и пошла кровь – склоните голову ребенка вперед, приложите платок со снегом, чтобы остановить кровь и предотвратить попадание крови в дыхательные пути.
При падении ребенка на спину и ударе затылком, проследите – нет ли под глазами темных симметричных кругов (это может стать признаком перелома основания черепа). И помните, травма головы – это повод для незамедлительного обращения к врачу.
Растяжение связок.
Для такой травмы достаточно неудачно прыгнуть или подвернуть ногу.
Симптоматика: острая боль, появление припухлости через некоторое время, болезненность участка на ощупь, иногда посинение больного участка, боль при движении.
Как быть? Уложите ребенка (естественно, в помещении, на больной участок при-ложите холодный компресс на 15 минут, затем – кресто-образную повязку из бинта. Для исключения трещины или перелома следует обязательно посетить травмпункт и сделать рентген.
Сотрясение мозга.
Определить сотрясение не так уж и сложно, основные признаки — потеря сознания, тошнота, слабость, расширенные зрачки, затрудненная ориентация в пространстве и концентрация на чем-либо, желание спать, заторможенность. Ждать несколько дней (пока «пройдет») не стоит! Немедленно отправляйтесь к врачу, даже если признаки не такие уж и явные — сотрясение мозга не всегда сопровождается потерей сознания.
Повреждение зубов.
Во время игры или падения зуб может сместиться, сломаться или вовсе выпасть. Но если выбитый зуб вы заметите сразу, то смещение – только через несколько дней, когда возникнет нарыв в месте повреждения. При повреждении корня зуб может почернеть и расшататься.
Если малыш повредил десны – приложите лед, чтобы снять припухлость. При их кровоточивости – приложите (и прижмите между деснами и губами) марлю, смоченную в холодной воде. Если зуб постоянный, к стоматологу следует бежать как можно быстрее.
Обморожение.
Обморожение – повреждение тканей организма под воздействием холода.
Наиболее частые причины обморожения – тесная обувь, слабость, голод, экстремальная температура, длительная неподвижность.
Признаки: онемение, бледность кожи, покалывание. Быстро оказанная помощь поможет избежать серьезных проблем: отвести ребенка домой, переодеть, согреть обмороженные участки путем растирания шерстяной тканью или массажа теплыми руками.
Переохлаждение.
Переохлаждение – общее состояние организма, характеризующееся понижением температуры тела и угнетением функций организма от воздействия низкой температуры.
Наступить переохлаждение (не путать с обморожением) может от попадания в холодную воду, от голода, сильной слабости, мокрой одежды, легкой/тесной обуви и одежды. У ребенка переохлаждение наступает кратно быстрее, чем у взрослого.
Что делать? Быстро доставить ребенка домой, переодеть в сухое, укутать теплым одеялом. Так же, как и в случае с обморожением – никаких интенсивных растираний, теплого душа, горячей ванны или грелок! Во избежание внутренних кровоизлияний и нарушений работы сердца. После укутывания – дать горячего питья, осмотреть конечности и лицо на предмет обморожений, оценить пульс и дыхание, вызвать доктора. Чтобы снизить риск переохлаждения, одевайте малыша на улицу многослойно (не один толстый свитер под пуховик, а 2-3 тонких, обязательно кормите его перед улицей, следите за температурой ушей и носа.
Переломы.
К сожалению, не редкость во время зимних игр, неудачного катания с горок и даже просто прогулки по скользкой дороге.
Что делать: в первую очередь, зафиксировать конечность в двух суставах – над и под участком повреждения, наложить холодный компресс, наложить жгут – перетянуть (плотно) конечность с помощью, например, ремня, далее – давящая повязка.
Движения при переломе запрещены – ребенка следует отнести в помещение и вызвать скорую. Если имеется подозрение на травму шейного отдела (либо спины) – следует зафиксировать шею с помощью плотного воротника и положить ребенка на твердую поверхность.
Удар сосулькой.
Если ребенок в сознании – отнести домой, уложить на постель, обработать рану (обязательно наложить повязку, оценить характер травмы и вызвать врача (или отвезти к врачу).
Если ребенок без сознания, то не следует его двигать до приезда скорой помощи (если имеет место травма позвоночника, то движение чревато серьезными последствиями). Задача родителя – следить за пульсом и дыханием, наложить повязку при кровотечении, повернуть головку на бок, если есть рвота.
Прилип язык к качелям.
Каждый второй ребенок, согласно статистике, хотя бы раз в жизни экспериментирует с облизыванием металла на морозе (качели, перила, санки и пр.). Ни в коем случае не пытайтесь «оторвать» ребенка от металла! Успокойте ребенка, зафиксируйте его голову и полейте теплой воды на язык. Само собой, придется просить помощи у тех, кто рядом – ребенка не оставишь одного, приклеенного к качелям. Дома после удачной «отстыковки» обработайте рану перекисью водорода, прижмите стерильный тампон при кровотечении. Если оно длится более 20 минут – отправляйтесь к доктору.