Консультации
Специфика нашего дошкольного учреждения в том, что помимо основного нарушения дети имеют особенности неврологического статуса, общую моторную недостаточность ,недостаточность иннервации мышц артикуляционного аппарата. Такие дети имеют стойкие нарушения звукопроизношения, нарушения лексико-грамматического строя речи. Слабовидящий ребенок плохо ориентируется в пространстве, плохо воспринимает последовательность зрительных объектов .Это создает трудности в овладении письменной речью. Оптимизировать коррекционную работу и сделать ее увлекательной помогают дидактические тренажеры.
Дидактическое пособие « Звуковой город»
Цель: закрепление умения определять первый звук в слове, различать гласные, твердые согласные, мягкие согласные. Определять количество слогов в слове.
В домике с красной крышей живут слова начинающиеся на гласный звук, в домике с синей крышей живут слова начинающиеся на твердый согласный, в домике с зеленной крышей живут слова начинающиеся на мягкий согласный. На первом этаже слова с одним слогом, на втором этаже слова с двумя слогами, на третьем этаже слова с тремя слогами.
Ребенку предлагается определить первый звук в слове, посчитать слоги и разместить картинку на нужном балконе.
Дидактическое пособие «Игровое поле»
Цель: формирование пространственных ориентировок ( право, лево, вверху, внизу). Ребенку предлагается:
- расположить картинку в правом ( левом ) верхнем углу
- расположить картинку в правом ( левом) нижнем углу
- расположить картинку левее или правее заданной.
- описать положение картинки, используя предлоги (над, под, между)
Например: кошка находится между собакой и лошадью, под лисой и над тигром и т.д.
Назови одним словом животных в верхнем ряду, в нижнем ряду.
Будьте внимательны
Консультация для родителей
Экспресс-тест для внимательных родителей
Вам предлагается тест, который также может быть назван слуховым опросником. С его помощью можно проверить соответствие развития речи и слуха вашего малыша возрастным нормам. Попытайтесь внимательно ответить на вопросы и сравнить результаты ваших наблюдений с показателями, приведенными ниже. Иногда случается, что поведение и вообще действия вашего ребенка резко отличаются от критериев, изложенных в тесте. Тогда, возможно, малышу нужно дополнительное обследование у специалистов-медиков и педагогов. Если вам кажется, что ваш ребенок недостаточно хорошо слышит, мало и совершенно непонятно для окружающих говорит, обратитесь к врачу-сурдологу, который занимается проблемой нарушения слуха, а также к педагогу-логопеду, ведающему развитием детской речи. Слух можно проверить в любом возрасте, так же как и проконсультироваться у логопеда.
Дидактическое пособие «Игровое поле»
Цель: формирование пространственных ориентировок ( право, лево, вверху, внизу). Ребенку предлагается:
- расположить картинку в правом ( левом ) верхнем углу
- расположить картинку в правом ( левом) нижнем углу
- расположить картинку левее или правее заданной.
- описать положение картинки, используя предлоги (над, под, между)
Например: кошка находится между собакой и лошадью, под лисой и над тигром и т.д.
Назови одним словом животных в верхнем ряду, в нижнем ряду.
Вопросы | Поведение |
3-6 месяцев | |
Как реагирует ребенок, когда вы обращаетесь к нему? | При звуках голоса родителей успокаивается или приходит в возбуждение. |
Реагирует ли ребенок на ваш голос, даже если в данный момент вас не видит? | Следит взглядом и поворачивает голову в вашем направлении. |
7-10 месяцев | |
Как реагирует ребенок, слыша знакомые звуки, когда он не видит, что происходит? | Поворачивает голову и плечи в направлении знакомых звуков, когда не видит происходящее. Для того, чтобы вызвать реакцию звуки не должны быть громкими. |
11-15 месяцев | |
Может ли ребенок показать знакомые предметы и людей, когда его попросят? Например: «Где тетя Надя?», «Найди мячик!» | Понимание слов демонстрируется действиями: жестом выполняет просьбу показать предметы или людей. |
По-разному ли реагирует на разные звуки? | Тараторит в ответ на голос, пытается кричать, слыша гром, жмурится, когда ему сердито выговаривают. |
Нравится ли ребенку слушать звуки и повторять их? | Повторение, имитация говорят о том, что ребенок слышит звуки и сравнивает их. |
15 месяцев - 1,6 года | |
Может ли ребенок показать по просьбе части своего тела? Например: «Покажи мне, где у тебя ушки!» | Выполняет просьбу, показывает руки, голову, глаза, уши, иное. |
Как много слов, действительно что-то означающих, использует ребенок? | В словаре от 15 до 30 слов, произносятся не совсем четко, но понятно, и обозначают определенные предметы или действия. |
2 года | |
Может ли ребенок выполнять простые словесные просьбы без вашей помощи. Например, посмотреть на предмет, указать на него, показать в нужном направлении? | Выполняет несколько простых команд без зрительного подкрепления. |
Пользуется ли ребенок названиями знакомых вещей и/или людей (мама, папа, чашка, булка)? | Пользуется множеством обиходных слов, которые слышит дома. |
Нравится ли ребенку, когда ему читают? Показывает ли он картинки со знакомыми предметами, если вы просите об этом? Например: «Покажи мне кота!» | Большинству двухлетних детей нравится, когда им читают, и они показывают картинки по просьбе. |
Как ребенок называет себя? | Говоря о себе, называет себя по имени. |
Соединяет ли слова в небольшие предложения? Например: «Машина едет», «Пойдем гулять!» | Чаще всего говорит неполными и грамматически неправильно оформленными предложениями. |
2,5 года | |
Знает ли несколько потешек, песенок, стишков? Нравится ли ребенку слушать их? Что он делает, когда слышит знакомый звук? | Многие дети произносят или поют короткие песенки, потешки, с удовольствием слушают пение. Если у ребенка нормальный слух и если происходит что- то, приятное для ребенка, он поворачивается посмотреть и спрашивает о том, что слышит. |
3 года | |
Может ли ребенок показать, что понимает значение слов, кроме как называя предмет? Например: Запусти юлу!» или «Дай мне мишку!» | Понимает значения и пользуется простыми глаголами, прилагательными, местоимениями, например, «иду», «мне», «в», «большой» и т. д. |
Находит ли вас ребенок, если вы зовете его из другой комнаты? | Четко определяет источник звука, находит его. |
Использует ли ребенок иногда распространенные предложения? | Время от времени пользуется ими. |
4 года | |
Расспрашивает ли ребенок вас о событиях, которые произошли недавно? Например, о походе в зоопарк, о дне рождения папы. | Дает связные комментарии о недавних событиях, о пережитом. |
Может ли ребенок выполнить две команды, одну за другой? Например: «Света, найди папу и скажи, что обед готов». | Выполняет две последовательные команды. |
5 лет | |
Понимают ли ребенка посторонние люди? | Речь разборчива, понятна, только некоторые слова могут произноситься неправильно. |
Может ли ребенок поддерживать разговор с другими детьми и знакомыми взрослыми? | Большинство детей может вести разговор, если словарный запас отражает реальный опыт ребенка. |
Начинает ли ребенок предложение со слова «Я» вместо «мне» и «он» вместо «его»? | Местоимения использует правильно. |
6 лет | |
Правильно ли ребенок произносит звуки родного языка? | Практически все звуки произносятся правильно. |
Может ли ребенок рассказать сказку, содержание мультика или описать что-либо без вашей помощи? | Самостоятельно рассказывает, описывает не только недавние события, но и то, что произошло в прошлом. |
Может ли ребенок по вашей просьбе говорить громче или тише? | Говоря, учитывает расстояние между собой и собеседником, самостоятельно регулирует громкость. |
Критичен ли ребенок к своей речи? | Большинство детей понимает, что говорить нужно правильно и осознает дефекты своего звукопроизношения. |
Чего не должно быть, но что может случиться
Уже было сказано о важности накопления ребенком собственного опыта, о том, что, собирая различные ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые), маленький человек познает окружающий мир, развивается. Настало время уделить внимание и тому, с помощью чего принимаются ощущения, что позволяет малышу узнавать о все новых и новых предметах, явлениях, свойствах. Пришла пора поговорить о слухе. Для нормального развития речи важно хорошо слышать.
Период раннего детства, до трех лет, один из важнейших в жизни ребенка. Именно в этот период малыш активно учится общению, вначале понимать то, что говорят люди, затем говорить самому. Для того, чтобы иметь возможность общаться, ребенку нужен слух.
Пользуясь предложенным тестом, родители могут сами провести первые оценки уровня развития малыша. Попробуйте понаблюдать и отметить, может ли ваш ребенок выполнять действия, о которых написано в тесте, в те возрастные сроки, когда это положено. Если по вашим наблюдениям оказывается, что ребенок не выполняет те или иные действия, не ждите — у малыша может быть проблема со слухом. Немедленно обращайтесь к врачу. Вам нужна будет консультация врача-оториноларинголога (сурдолога) и, возможно учителя, который работает с детьми с нарушенным слухом — сурдопедагога. Нелишне будет показаться и логопеду. Помните, что слух ребенку можно проверить в любом возрасте. Даже у новорожденного это можно сделать с помощью компьютерных слуховых тестов.
Следует также иметь ввиду, что ребенок со снижением слуха нуждается в специализированной медицинской помощи, и чем раньше вы начнете лечение, тем ощутимее будет результат.
Мини-тест
для заинтересованных родителей
«Хорошо ли слышит мой ребенок?»
От рождения до 3 месяцев
· реагирует ли ребенок на громкие звуки;
· радуется ли ребенок, услышав голос матери.
От 3 до 6 месяцев
· следит взглядом и поворачивает голову на источник звука;
· откликается на голос матери;
· издает собственные звуки и звукокомплексы: ох, ба-ба, м-м и т. д.
От 6 до 10 месяцев
· отзывается на имя, реагирует на телефонный звонок, чей- нибудь голос даже при отсутствии громкого звучания;
· понимает значение слов «нет», «бай — бай» и других простых слов и звукосочетаний.
От 10 до 15 месяцев
· может показать знакомый предмет или посмотреть на знакомые предметы или людей, когда об этом попросят;
· повторяет простые слова и звуки, звукосочетания.
От 15 до 18 месяцев
· выполняет простые речевые инструкции;
· пользуется все большим словарем;
· к 18 месяцам количество слов в словаре значительно возрастает
Самые близкие малышу люди обычно первыми обращают внимание на особенности поведения ребенка, замечают и наценке слуха. Постоянно находясь рядом с малышом, именно ухаживаете за ним, наблюдаете, общаетесь. И если вам кажется, что у ребенка что-то не так со слухом, есть какая- проблема, обязательно обсудите это с врачом.
Внимательно просмотрите опросник, который приводит- ниже. Если вы отметили в списке несколько пунктов, постарайтесь как можно скорее проверить слух ребенка у специалиста.
Всем детям до поступления в школу обязательно нужно •верить слух. При этом может быть выявлена небольшая потеря слуха, которую ни вы, ни ребенок не замечали рань- Важно убедиться, что у ребенка нет снижения слуха на о ухо. Такое нарушение хотя и не так серьезно, как снижение на оба уха, но также может отрицательно влиять на питие речи малыша, его языковых способностей.
Снижение слуха может быть результатом острых воспалительных заболеваний уха, которые, будучи своевременно обнаружены, достаточно хорошо поддаются лечению. При наличии хронических заболеваний процесс восстановления слуха осложняется. Большинство детей в таких случаях слышат хорошо, но не всем удается эффективно помочь. Ранняя гностика, своевременное и квалифицированное назначение слухового аппарата, правильное его ношение и специальное обучение могут помочь ребенку в значительной степени компенсировать недостаток слуха.
Итак, вопросник перед вами. Мы надеемся, что со слухом у его малыша все в порядке. Вы, может быть, подозреваете, что есть какие-то проблемы. Внимательно читайте каждый пункт и отмечайте только те факторы, которые, по вашему мнению, применимы к вам, вашей семье и вашему ребенку.
Вопросник
«Может ли у моего ребенка быть снижение слуха?»
Время беременности
· мать перенесла вирусные инфекции, простуды;
· мать употребляла спиртные напитки.
Моя семья
· один или более родственников страдают хроническим или прогрессирующим снижением слуха сейчас или страдали в раннем возрасте.
Мой новорожденный (от рождения до месячного возраста)
· весит менее 2400 г при рождении;
· имеет необычную внешность или форму ушей;
· перенес желтуху новорожденных и переливание крови;
· находился в отделении реанимации и интенсивной терапии более 5 дней;
· получал антибиотики внутривенно;
· болел менингитом.
Мой малыш (от 1 месяца до двух лет)
· получал антибиотики внутривенно;
· болел менингитом;
· перенес неврологическое заболевание;
· перенес серьезную травму с переломом черепа с или без кровотечения из уха;
· страдал рецидивирующими заболеваниями уха с выделением из уха жидкости в период более трех месяцев.
Показатели языкового и речевого развития ребенка
1. от рождения до 6 месяцев:
· не кричит, не двигается, никак не реагирует на громкий шум;
· не просыпается от громких шумов;
· не повторяет звуки;
· не издает никаких звуков, находясь в одиночестве;
· не поворачивает голову на ваш голос;
2. от 6 до 12 месяцев:
· не показывает на знакомых людей или на знакомые предметы, когда просят;
· не лепечет, или лепет внезапно прервался;
· к 12 месяцам не понимает простые фразы, такие, как «похлопай в ладошки», «скажи «бай-бай», когда слышит их один;
3. от 13 месяцев до двух лет:
· не откликается с первого раза на негромкое обращение;
· не интересуется окружающими звуками;
· не реагирует на звук или не может определить, откуда исходит звук;
· не повторяет и не пользуется простыми словами для называния знакомых бытовых предметов и близких людей;
· не произносит звуки, не говорит, как другие дети в этом возрасте;
· понимание обращенной речи и использование речи для общения не развивается.
Если вы отметили один или несколько пунктов, это может означать, что у вашего ребенка есть снижение слуха. Нужно обязательно обратиться к специалисту и проверить слух малыша. Не откладывайте это мероприятие.
Если вы не отметили ни один из пунктов, но вам все-таки кажется, что слух у ребенка нарушен, проконсультируйтесь у сурдолога, а затем у логопеда, который тщательно обследует речь ребенка. Если слух в норме, проверка это подтвердит. При наличии снижения слуха развитие речи может замедлиться, нарушиться, а это может отрицательно сказаться на темпах и характере развития маленького человека.
Однако, наш вопросник — это не начальный этап проверки слуха. Помните, что снижение слуха возможно и в том случае, если вы не отметили ни одного пункта из приеденных показателей! Используйте данные вопросы для того, чтобы попытаться ответить себе: «Хорошо ли слышит мой ребенок?»
Заключение: все у вас получится
Заниматься с ребенком — дело серьезное. Недаром все родители говорят: «Вот он (она) с вами хорошо занимается, а дома ничего делать не хочет, со мной заниматься отказывается». Все правильно. Одно дело — заниматься с посторонним человеком, другое — со своей мамой или бабулей. Но вот, что мы хотели бы вам сказать. Ведь перед вами не стоит задача проводить с ребенком уроки. Вы просто будете вести себя с малышом так, чтобы ему было удобнее узнавать все новые и новые интересные вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живет, обо всем на свете. Вы прежде всего обеспечиваете ребенку возможность познавать. И, естественно, постараетесь, чтобы то, что ребенок увидел, он запомнил, отложил в памяти. Сначала как то, что он понимает и знает, потом как то, что он может назвать и обсудить. Ваше дело — организовать такую среду, в которой ребенок будет хотеть знакомиться с самыми различными предметами и явлениями. Ну, а как сделать, чтобы это было и полезно, и интересно, и безопасно, мы попытались вам подсказать. Может быть, вы сами что-то придумаете для занятий с малышом, может быть, у вас получится что-то свое. Желаем вам успешного педагогического творчества.
Вы, родители, — естественные учителя своего ребенка, и от вас зависит чрезвычайно много. Этот труд, конечно, окажется вам под силу, ведь в ваших руках очень сильное вое питательное средство — любовь к своему ребенку. Так что не сомневайтесь, дорогие читатели, все у вас получится.