Консультации

Севиль Атаманова

Специфика нашего дошкольного учреждения в том, что помимо основного нарушения дети имеют  особенности неврологического статуса, общую моторную недостаточность ,недостаточность иннервации мышц артикуляционного аппарата. Такие дети имеют стойкие нарушения звукопроизношения, нарушения  лексико-грамматического строя речи. Слабовидящий ребенок плохо ориентируется в пространстве, плохо воспринимает последовательность зрительных  объектов .Это создает трудности  в овладении письменной речью. Оптимизировать коррекционную работу и сделать ее увлекательной помогают дидактические тренажеры.

 

Дидактическое пособие « Звуковой город»

Цель: закрепление умения определять первый звук в слове, различать гласные, твердые согласные, мягкие согласные. Определять количество слогов в слове.

 В домике с красной крышей живут слова начинающиеся на гласный звук, в домике с синей крышей живут слова начинающиеся на твердый согласный, в домике с зеленной крышей живут слова начинающиеся на мягкий согласный. На первом этаже слова с одним слогом, на втором этаже слова с двумя слогами, на третьем этаже слова с тремя слогами. 

Ребенку предлагается определить первый звук в слове, посчитать слоги и разместить картинку на нужном балконе.

 

Дидактическое пособие «Игровое поле» 

Цель: формирование пространственных ориентировок ( право, лево, вверху, внизу). Ребенку предлагается:

  • расположить картинку в правом ( левом ) верхнем углу
  • расположить картинку в правом ( левом) нижнем углу
  • расположить картинку  левее или правее заданной.
  • описать положение картинки, используя предлоги (над, под, между)

Например: кошка находится между собакой и лошадью, под лисой  и над тигром и т.д.

Назови одним словом животных в верхнем ряду, в нижнем ряду.

 

Будьте внимательны

Консультация для родителей

 Экспресс-тест для внимательных родителей

 

Вам предлагается тест, который также может быть назван слуховым опросником. С его помощью можно проверить соответствие развития речи и слуха вашего малыша возрастным нормам. Попытайтесь внимательно ответить на вопросы и сравнить результаты ваших наблюдений с показателями, приведенными ниже. Иногда случается, что поведение и вообще действия вашего ребенка резко отличаются от критериев, изложенных в тесте. Тогда, возможно, малышу нужно дополнительное обследование у специалистов-медиков и педагогов. Если вам кажется, что ваш ребенок недостаточно хорошо слышит, мало и совершенно непонятно для окружающих говорит, обратитесь к врачу-сурдологу, который занимается проблемой нарушения слуха, а также к педагогу-логопеду, ведающему развитием детской речи. Слух можно проверить в любом возрасте, так же как и проконсультироваться у логопеда.

Дидактическое пособие «Игровое поле» 

Цель: формирование пространственных ориентировок ( право, лево, вверху, внизу). Ребенку предлагается:

  • расположить картинку в правом ( левом ) верхнем углу
  • расположить картинку в правом ( левом) нижнем углу
  • расположить картинку  левее или правее заданной.
  • описать положение картинки, используя предлоги (над, под, между)

Например: кошка находится между собакой и лошадью, под лисой  и над тигром и т.д.

Назови одним словом животных в верхнем ряду, в нижнем ряду.

 

ВопросыПоведение

3-6 месяцев
 

Как реагирует ребенок, когда вы обращаетесь

 к нему?

При звуках голоса родителей

успокаивается или приходит в

возбуждение.

Реагирует ли ребенок на ваш голос,

даже если в данный момент вас не видит?

Следит взглядом и поворачивает

голову в вашем направлении.

7-10 месяцев 
Как реагирует ребенок, слыша знакомые звуки, когда он не ви­дит, что происходит?Поворачивает голову и плечи в направлении знакомых звуков, когда не видит происходящее. Для того, чтобы вызвать реакцию звуки не должны быть громкими.
11-15 месяцев 
Может ли ребенок показать зна­комые предметы и людей, когда его попросят? Например: «Где тетя Надя?», «Найди мячик!»Понимание слов демонстрирует­ся действиями: жестом выпол­няет просьбу показать предметы или людей.
По-разному ли реагирует на раз­ные звуки?Тараторит в ответ на голос, пы­тается кричать, слыша гром, жмурится, когда ему сердито вы­говаривают.
Нравится ли ребенку слушать звуки и повторять их?Повторение, имитация говорят о том, что ребенок слышит звуки и сравнивает их.
15 месяцев - 1,6 года 
Может ли ребенок показать по просьбе части своего тела? Напри­мер: «Покажи мне, где у тебя ушки!»Выполняет просьбу, показывает руки, голову, глаза, уши, иное.
Как много слов, действительно что-то означающих, использует ребенок?В словаре от 15 до 30 слов, про­износятся не совсем четко, но понятно, и обозначают определен­ные предметы или действия.
2 года 
Может ли ребенок выполнять про­стые словесные просьбы без вашей помощи. Например, посмотреть на предмет, указать на него, показать в нужном направлении?Выполняет несколько простых команд без зрительного подкреп­ления.
Пользуется ли ребенок названи­ями знакомых вещей и/или лю­дей (мама, папа, чашка, булка)?Пользуется множеством обиход­ных слов, которые слышит дома.
Нравится ли ребенку, когда ему читают? Показывает ли он кар­тинки со знакомыми предмета­ми, если вы просите об этом? Например: «Покажи мне кота!»Большинству двухлетних детей нравится, когда им читают, и они показывают картинки по просьбе.
Как ребенок называет себя?Говоря о себе, называет себя по имени.
Соединяет ли слова в небольшие предложения? Например: «Ма­шина едет», «Пойдем гулять!»Чаще всего говорит неполными и грамматически неправильно оформленными предложения­ми.
2,5 года 
Знает ли несколько потешек, песенок, стишков? Нравится ли ребенку слушать их? Что он делает, когда слышит знакомый звук?Многие дети произносят или поют короткие песенки, потеш­ки, с удовольствием слушают пение. Если у ребенка нормаль­ный слух и если происходит что- то, приятное для ребенка, он по­ворачивается посмотреть и спра­шивает о том, что слышит.
3 года 
Может ли ребенок показать, что понимает значение слов, кроме как называя предмет? Например: Запусти юлу!» или «Дай мне мишку!»Понимает значения и пользует­ся простыми глаголами, прилагательными, местоимениями, например, «иду», «мне», «в», «большой» и т. д.
Находит ли вас ребенок, если вы зовете его из другой комнаты?Четко определяет источник зву­ка, находит его.
Использует ли ребенок иногда распространенные предложе­ния?Время от времени пользуется ими.
4 года 
Расспрашивает ли ребенок вас о событиях, которые произошли недавно? Например, о походе в зоопарк, о дне рождения папы.Дает связные комментарии о недавних событиях, о пережи­том.
Может ли ребенок выполнить две команды, одну за другой? Напри­мер: «Света, найди папу и ска­жи, что обед готов».Выполняет две последователь­ные команды.
5 лет 
Понимают ли ребенка посторон­ние люди?Речь разборчива, понятна, толь­ко некоторые слова могут произ­носиться неправильно.
Может ли ребенок поддерживать разговор с другими детьми и знакомыми взрослыми?Большинство детей может вести разговор, если словарный запас от­ражает реальный опыт ребенка.
Начинает ли ребенок предложе­ние со слова «Я» вместо «мне» и «он» вместо «его»?Местоимения использует пра­вильно.
 6 лет 
Правильно ли ребенок произно­сит звуки родного языка?Практически все звуки произно­сятся правильно.
Может ли ребенок рассказать сказку, содержание мультика или описать что-либо без вашей помощи?

Самостоятельно рассказывает, описывает не только недавние события,

но и то, что произошло в прошлом.

Может ли ребенок по вашей просьбе говорить громче или тише?Говоря, учитывает расстояние между собой и собеседником, самостоятельно регулирует гром­кость.
Критичен ли ребенок к своей речи?

Большинство детей понимает, что говорить нужно правильно и осознает дефекты своего

звукопроизношения.


 

Чего не должно быть, но что может случиться

 

Уже было сказано о важности накопления ребенком соб­ственного опыта, о том, что, собирая различные ощущения (зри­тельные, слуховые, тактильные, вкусовые), маленький чело­век познает окружающий мир, развивается. Настало время уде­лить внимание и тому, с помощью чего принимаются ощущения, что позволяет малышу узнавать о все новых и новых предме­тах, явлениях, свойствах. Пришла пора поговорить о слухе. Для нормального развития речи важно хорошо слышать.

Период раннего детства, до трех лет, один из важнейших в жизни ребенка. Именно в этот период малыш активно учится общению, вначале понимать то, что говорят люди, затем го­ворить самому. Для того, чтобы иметь возможность общать­ся, ребенку нужен слух.

Пользуясь предложенным тестом, родители могут сами провести первые оценки уровня развития малыша. Попро­буйте понаблюдать и отметить, может ли ваш ребенок вы­полнять действия, о которых написано в тесте, в те возраст­ные сроки, когда это положено. Если по вашим наблюдениям оказывается, что ребенок не выполняет те или иные дей­ствия, не ждите — у малыша может быть проблема со слу­хом. Немедленно обращайтесь к врачу. Вам нужна будет консультация врача-оториноларинголога (сурдолога) и, возможно учителя, который работает с детьми с нарушенным слухом — сурдопедагога. Нелишне будет показаться и логопеду. По­мните, что слух ребенку можно проверить в любом возрасте. Даже у новорожденного это можно сделать с помощью ком­пьютерных слуховых тестов.

Следует также иметь ввиду, что ребенок со снижением слу­ха нуждается в специализированной медицинской помощи, и чем раньше вы начнете лечение, тем ощутимее будет результат.

 

 

         

Мини-тест

для заинтересованных родителей

«Хорошо ли слышит мой ребенок?»

 

От рождения до 3 месяцев

·       реагирует ли ребенок на громкие звуки;

·       радуется ли ребенок, услышав голос матери.

От 3 до 6 месяцев

·       следит взглядом и поворачивает голову на источник звука;

·       откликается на голос матери;

·       издает собственные звуки и звукокомплексы: ох, ба-ба, м-м и т. д.

От 6 до 10 месяцев

·       отзывается на имя, реагирует на телефонный звонок, чей- нибудь голос даже при отсутствии громкого звучания;

·       понимает значение слов «нет», «бай — бай» и других про­стых слов и звукосочетаний.

От 10 до 15 месяцев

·       может показать знакомый предмет или посмотреть на зна­комые предметы или людей, когда об этом попросят;

·       повторяет простые слова и звуки, звукосочетания.

От 15 до 18 месяцев

·       выполняет простые речевые инструкции;

·       пользуется все большим словарем;

·       к 18 месяцам количество слов в словаре значительно возрастает

 

Самые близкие малышу люди обычно первыми обращают внимание на особенности поведения ребенка, замечают и на­ценке слуха. Постоянно находясь рядом с малышом, именно ухаживаете за ним, наблюдаете, общаетесь. И если вам кажется, что у ребенка что-то не так со слухом, есть какая- проблема, обязательно обсудите это с врачом.

Внимательно просмотрите опросник, который приводит- ниже. Если вы отметили в списке несколько пунктов, постарайтесь как можно скорее проверить слух ребенка у специалиста.

Всем детям до поступления в школу обязательно нужно •верить слух. При этом может быть выявлена небольшая потеря слуха, которую ни вы, ни ребенок не замечали рань- Важно убедиться, что у ребенка нет снижения слуха на о ухо. Такое нарушение хотя и не так серьезно, как снижение на оба уха, но также может отрицательно влиять на питие речи малыша, его языковых способностей.

Снижение слуха может быть результатом острых воспалительных заболеваний уха, которые, будучи своевременно обнаружены, достаточно хорошо поддаются лечению. При наличии хронических заболеваний процесс восстановления слуха осложняется. Большинство детей в таких случаях слышат хорошо, но не всем удается эффективно помочь. Ранняя гностика, своевременное и квалифицированное назначение слухового аппарата, правильное его ношение и специальное обучение могут помочь ребенку в значительной степени компенсировать недостаток слуха.

Итак, вопросник перед вами. Мы надеемся, что со слухом у его малыша все в порядке. Вы, может быть, подозреваете, что есть какие-то проблемы. Внимательно читайте каждый пункт и отмечайте только те факторы, которые, по вашему мнению, применимы к вам, вашей семье и вашему ребенку.

 

Вопросник

«Может ли у моего ребенка быть снижение слуха?»

 

Время беременности

·       мать перенесла вирусные инфекции, простуды;

·       мать употребляла спиртные напитки.

Моя семья

·       один или более родственников страдают хроническим или прогрессирующим снижением слуха сейчас или страдали в раннем возрасте.

Мой новорожденный (от рождения до месячного возраста)

·       весит менее 2400 г при рождении;

·       имеет необычную внешность или форму ушей;

·       перенес желтуху новорожденных и переливание крови;

·       находился в отделении реанимации и интенсивной тера­пии более 5 дней;

·       получал антибиотики внутривенно;

·       болел менингитом.

Мой малыш (от 1 месяца до двух лет)

·       получал антибиотики внутривенно;

·       болел менингитом;

·       перенес неврологическое заболевание;

·       перенес серьезную травму с переломом черепа с или без кровотечения из уха;

·       страдал рецидивирующими заболеваниями уха с выделе­нием из уха жидкости в период более трех месяцев.

 

Показатели языкового и речевого развития ребенка

 

1.    от рождения до 6 месяцев:

·       не кричит, не двигается, никак не реагирует на громкий шум;

·       не просыпается от громких шумов;

·       не повторяет звуки;

·       не издает никаких звуков, находясь в одиночестве;

·       не поворачивает голову на ваш голос;

 

2.    от 6 до 12 месяцев:

·       не показывает на знакомых людей или на знакомые пред­меты, когда просят;

·       не лепечет, или лепет внезапно прервался;

·       к 12 месяцам не понимает простые фразы, такие, как «по­хлопай в ладошки», «скажи «бай-бай», когда слышит их один;

 

3.    от 13 месяцев до двух лет:

·       не откликается с первого раза на негромкое обращение;

·       не интересуется окружающими звуками;

·       не реагирует на звук или не может определить, откуда исходит звук;

·       не повторяет и не пользуется простыми словами для на­зывания знакомых бытовых предметов и близких людей;

·       не произносит звуки, не говорит, как другие дети в этом возрасте;

·       понимание обращенной речи и использование речи для общения не развивается.

Если вы отметили один или несколько пунктов, это мо­жет означать, что у вашего ребенка есть снижение слуха. Нужно обязательно обратиться к специалисту и проверить слух малыша. Не откладывайте это мероприятие.

Если вы не отметили ни один из пунктов, но вам все-таки кажется, что слух у ребенка нарушен, проконсультируйтесь у сурдолога, а затем у логопеда, который тщательно обследует речь ребенка. Если слух в норме, проверка это подтвердит. При наличии снижения слуха развитие речи может замедлиться, нарушиться, а это может отрицательно сказаться на темпах и характере развития маленького человека.

Однако, наш вопросник — это не начальный этап проверки слуха. Помните, что снижение слуха возможно и в том случае, если вы не отметили ни одного пункта из при­еденных показателей! Используйте данные вопросы для того, чтобы попытаться ответить себе: «Хорошо ли слышит мой ребенок?»

 

 

Заключение: все у вас получится

 

Заниматься с ребенком — дело серьезное. Недаром все родители говорят: «Вот он (она) с вами хорошо занимается, а дома ничего делать не хочет, со мной заниматься отказывает­ся». Все правильно. Одно дело — заниматься с посторонним человеком, другое — со своей мамой или бабулей. Но вот, что мы хотели бы вам сказать. Ведь перед вами не стоит задача проводить с ребенком уроки. Вы просто будете вести себя с малышом так, чтобы ему было удобнее узнавать все новые и новые интересные вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живет, обо всем на свете. Вы прежде всего обеспечиваете ребенку возможность познавать. И, есте­ственно, постараетесь, чтобы то, что ребенок увидел, он за­помнил, отложил в памяти. Сначала как то, что он понимает и знает, потом как то, что он может назвать и обсудить. Ваше дело — организовать такую среду, в которой ребенок будет хотеть знакомиться с самыми различными предметами и яв­лениями. Ну, а как сделать, чтобы это было и полезно, и интересно, и безопасно, мы попытались вам подсказать. Мо­жет быть, вы сами что-то придумаете для занятий с малы­шом, может быть, у вас получится что-то свое. Желаем вам успешного педагогического творчества.

Вы, родители, — естественные учителя своего ребенка, и от вас зависит чрезвычайно много. Этот труд, конечно, ока­жется вам под силу, ведь в ваших руках очень сильное вое питательное средство — любовь к своему ребенку. Так что не сомневайтесь, дорогие читатели, все у вас получится.