конспект

Санданова Татьяна Пурбуевна

конспект ОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №230 ОАО «РЖД»

Конспект

 итоговой образовательной ситуации

по физическому развитию

 « Мое сердце»

 

Подготовительная группа

Инструктор по физической культуре

Санданова Т.П.

Северобайкальск 2017 г

Цель: Выявление умений и навыков детей по разделу «Физическое воспитание» при  выпуске детей в школу.

 Задачи:

  • Образовательная – совершенствовать умения детей в прыжках в длину с разбега, в высоту с разбега, в длину с места, в бросании и ведении мяча, в лазании по гимнастической стенке.
  • Оздоровительная – закрепить представление о системе кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение; формировать правильную осанку и развивать все группы мышц.
  • Воспитательная – развивать у детей настойчивость и выдержку при достижении цели, стремление к качественному выполнению движения, воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни, развивать физические качества.

Приоритетная область: Физическое развитие

Интеграция с образовательными областями:

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Социально-коммуникативное развитие

Методы: словесные, наглядные, практические

Оборудование:  Степ – платформы, мячи большие по количеству детей, массажные мячики, красные и синие шарики, маты, 2 стойки для прыжков  в высоту, 2 тоннеля, указка, 4 корзины, проектор, магнитофон, бумажные «сердечки», 2 коробочки.

Предварительная работа: воспитание и обучение детей по разделу «Физическое воспитание» в течение учебного года.

Ход образовательной ситуации:

Инструктор: Здравствуйте, ребята! 

Инструктор: Ребята, вы ведь не только поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья!  Сегодня мы поговорим о здоровье.

Но сначала, я проверю все ли ребята в спортивной форме. (Кроссовки, шнурки зашнурованы, форма, подобранны на резинку волосы у девочек).

Инструктор: Ребята, пройдите и садитесь на степ – платформы, кто куда хочет.

Инструктор: Ребята, наша медсестра Нина Поликарповна мне задала такой вопрос:  (Хотите узнать?)

- Татьяна Пурбуевна, а ребята из подготовительной группы «Василек» знают про такой важный орган как - «сердце»?

- Что же нам делать? (ответы детей)

Инструктор: Вопросы к детям: Что такое сердце? (ответы детей)

Сердце - самый важный орган. Сердце – плотный мышечный мешочек. Это внутренний орган, который  находится внутри нашего тела (слайд 3)

- Какого размера ваше сердце?

Размер сердца у каждого человека разный. Сожмите кулачок. Вот такого размера ваше сердце. А вот такое у меня.  Оно есть у каждого из нас. Защищает его грудная клетка, мышцы, кожа.

- Как вы думаете, где находится сердце? (в левой стороне груди) (слайд 4)

 (Ответы детей).

- Для чего человеку нужно сердце? - (Ответы детей) (слайд 5)

 Сердце похоже на большой насос, который качает кровь. По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови — накормить все тело. Сердце разделено стенкой, как будто на две двухэтажные квартирки и над каждой комнаткой есть маленькая прихожая. В левую прихожую всегда приходит в гости только алая, богатая кислородом кровь; в правую прихожую - только тёмная, с углекислым газом. Как только наполняются эти прихожие, сердце сжимает их и выдавливает кровь через специальные чудесные дверки в комнатки. Когда же сердце начинает сжимать наполненные кровью комнатки, дверки захлопываются и гости покидают сердце через другие выходы.

- Куда же двигается кровь из сердца? (слайд 6)                           

Представьте себе пароходы, которые везут грузы. Так и сердце, сокращаясь, выталкивает красную реку крови в «Артерии» По ней пароходы с «кислородом» и питательными веществами  отправляются в путешествие по всем клеточкам нашего организма. Но самое удивительное: кровяные «пароходики»,  отдавая полезные вещества, забирают из организма вредные - углекислый газ и везут их по синим вена. Эти реки – сосуды так и называются - Артерии и Вены.

Инструктор: Темная кровь идет в лёгкие, чтобы менять углекислый газ на кислород. Из лёгких, после короткого путешествия, темная кровь превращается в алую, богатую кислородом, и вновь возвращается в сердце. Но не в свой домик, а в левый. А в правый попадает кровь, которая прошла по всему телу, поменялась на углекислый газ и превратилась из алой в бордовую. Получается, что кровь всё время ходит в гости из левого домика в правый домик, и наоборот.

Сердце работает, не останавливаясь, в течение всей жизни, перекачивая кровь по тонким эластичным трубочкам, которые называются кровеносными сосудами. 

- Ребята, давайте послушаем свое сердце. (Приложив руку)

- Проговорите, как оно стучит.

Песенка сердца – тук-тук-тук.

- А если вы волнуетесь?

- Дети: «Тук-тук-тук-тук»

- Если вы испугались? «тук-тук-тук-тук-тук» Поэтому и говорят «выскочит сердце от испуга» Это биение вашего сердечка или как его по-другому называют - пульс.

Что это такое пульс? Пульс - это толчок крови, который выталкивается при сокращении сердца.

- Как врач узнает биение вашего сердца?

Инструктор: Он слушает специальным аппаратом, который называется фонендоскоп  (слайд 7)  Еще раз повторите, как называется этот прибор.

  Дети: Фонендоскоп.

- Биение сердца еще можно определить по пульсу (воспитатель показывает, как найти пульс на запястье, дети находят его и считают удары сердца)  

Ребята давайте мы с вами прощупаем пульс. Для этого положите указательный, средний, безымянный пальцы на запястье. Все нашли пульс?!

Обратите внимание, ребята, как бьется ваше сердце? Ответы детей (ровно и спокойно).

- На теле человека есть места, где можно почувствовать пульс - на висках, на шее, по центру грудной клетки. Но самое удобное и привычное прощупывание пульса - это запястье. Здоровое сердце человека бьётся ритмично.

Инструктор: Сейчас мы с вами потренируем свое сердце. Для этого нам нужно построиться в 1 колонну.

1 часть. Построение в 1 колонну. Выполнение строевых команд: Равняйсь, смирно! Повороты: Направо! Налево! Кругом! Шагом марш!

Задание: я буду отбивать ритм сердца с помощью бубна, если он спокойный – выполняете ходьбу. Если ритм быстрый - перейти на бег.

 Чередование ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «У-х-х-х»

И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем   вверх, делаем носом вдох. Выдыхаем, опускаем руки вниз, при выдохе длительное «У-х-х-х».

Перестроение  в 2 колонны.

2 часть. Степ - аэробика (Звучит песня «Мир, который нужен мне») (слайд 8)                           

Инструктор:  Ребята, давайте  проверим свой пульс, что вы заметили.

Дети: Сердце бьётся сильнее. 

Инструктор:  Молодцы. Какой он спокойный или учащенный? Чтобы сердце успокоилось, сделаем дыхательное упражнение «Мяч» 

И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем   вверх, делаем носом вдох. Выдыхаем, опускаем руки вниз, говорим «Мяч».

Предложить сесть на степ - платформы.

Инструктор: 

-Как называется вид спорта, в котором одна команда спортсменов перебрасывает мяч другой команде через натянутую сетку – Волейбол, а спортсмены – волейболисты (слайд 9)                           

- Как называется вид спорта, в котором мяч можно только ударять ногами, а вратарю нужно защищать большие ворота от гола противника – Футбол, а как назвать игрока команды – футболист (слайд 10)                           

- Как называется вид спорта, где спортсмены отбивают его об пол или перекидывают мяч друг другу – Баскетбол, а спортсмен – баскетболист (слайд 11)   

 По команде, дети берут степ-платформы и кладут на место. Перестроение в  3 колонны.

Инструктор: Продолжаем дальше тренировать свое сердце.

Основные упражнения:

1.Бросание и ловля мяча, ведение. Игра «Поймай мяч»

Инструктор: Какие виды прыжков вы знаете? - (Ответы детей).

- С какого вида прыжка хотели бы начать тренироваться?  (Дежурные помогают разлаживать оборудование)

2. Прыжки  в длину с места (Напомнить о мягком приземлении, начинать  по сигналу).

3. Прыжки в длину с разбега. В ходе прыжков, дети берут массажные мячи и выполняют массаж

4.Прыжки в  высоту  с разбега.

Инструктор: Молодцы, все ребята!

Инструктор: Выполняя физические упражнения,  увеличивается биение сердца, тем самым отлично прочищаются  кровеносные сосуды. Толчок крови в сосудах означает, что сердце сделало удар - сократилось и вытолкнуло очередную порцию крови в сосуды-артерии. По артериям-красным сосудам кровь всегда идёт от сердца, а по синим - венам к сердцу.

Подвижная игра: «Кровяные пароходики» (ориентиры – красный, синий)

Две команды «Артерия» и «Вена». Перед командами туннели, гимнастическая лестница, далее корзины с шариками: красными - полезными для организма веществами, с синими - вредными веществами. По сигналу участники команды по очереди пролезают в туннель, залезают на гимнастическую лестницу, спускаются, берут шарик соответствующего цвета и бегом возвращаются в команду, кладут шарик в корзину, становятся в конец колонны. Побеждает команда, первой закончившая игру.

Дыхательное упражнение «Молодцы»

1-вдох, 2-3-4- выдох. На выдохе произносить слово «мо-лод-цы».

Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

 3 часть.  Малоподвижная игра «Какое бывает сердце»

Цель: умение правильно подбирать слова – прилагательные, обозначающие определения (большое – маленькое, доброе – злое, золотое, преданное, смелое, трусливое, горячее, холодное, пламенное, ледяное, ласковое и т.д.)

Инструктор: Задание: пройти змейкой между кружками, достать из коробки бумажное сердечко и назвать,  например «Доброе сердце», вернуться обратно «змейкой»

Дыхательное упражнение «Насос» (по методу Б. Толкачёва)

На вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить, произнося «с-с-с»

Инструктор: Ребята, наша физкультура подходит к концу. Все ребята старались хорошо выполнить все физические упражнения бросали и ловили мяч, прыгали. У вас у все хорошо развиты ловкость, выносливость, сила. Беседовали про «сердце»

А, сейчас, я вам предлагаю игру «Назови правильно» (ВОТУМ)  - Ребята, возьмите каждый 1 круг и садитесь. (Дежурный раздает  пульты)

- Я задаю вопрос, вы выбираете правильный ответ. Нажимаете нужную кнопку и не забываете нажать на «красную»

Вопросы:

1.Какого размера ваше сердце?

1. размером с кулак.

2. размером с мяч

3. размером с шарик

2.Что делает сердце в организме? 

1. дышит

2. качает кровь

3. отдыхает

3.На что похожа работа сердца? 

1.насос

2.пылесос

3.холодильник

4.Как называются эластичные трубочки, по которым двигается кровь? 

1.сосуды

2. шланги

3. трубы

5.Что переносит всем сосудам кровь? 

1.воду

2. кислород

3. мороженое

6.Как называется толчок крови? 

1.пульс

2.прыжок

3.скачок

7.Как сохранить свое сердце здоровым? 

1.заниматься физкультурой, бывать на свежем воздухе, есть полезные продукты)

2.лежать на диване, пить кока-колу

Подвести итог игры (Например, Артем набрал из 7 правильных ответов - 6)

Инструктор: Как сохранить свое сердце здоровым? (ответы детей)

Инструктор: Ребята, вы молодцы, у вас есть знания про такой важный орган  как сердце.

- Почему, мы сегодня беседовали про сердце (Задала вопрос Нина Поликарповна)

- Как узнает  Нина Поликарповна, что вы, знаете, что такое сердце? (ответы детей) Что надо сделать?

(Пригласить  Нину Поликарповну и рассказать про важный орган «сердце»)

 В конце занятия  инструктор по физической культуре дарит детям медальоны-сердечки  и песенку  «А сердце смеется,  а сердце поет» (слайд 12)                           

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №230 ОАО «РЖД»

Самоанализ образовательной ситуации «Мое сердце»

Подготовительная группа №2

Санданова Татьяна Пурбуевна,

инструктор по физической культуре

Северобайкальск 2017 г

Для проведения образовательной ситуации были созданы комфортные условия для каждого из детей, организация пространства с учетом размещения и перемещения, наличие оборудования. Образовательная  ситуация строилась с учетом принципов образовательных областей.

Образовательная  ситуация состояла из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Каждый этап образовательной ситуации направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной ситуации. Образовательные, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы. 

На начальном этапе было установление эмоционального контакта,

пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования наглядного метода (экран).

Также в водной части, которая направлена на мотивацию детей было принятие детьми «поисковой ситуации», формулировка и постановка цели и задач.

Наглядные методы способствовали представлению детей о строении сердца человека, развитию чувственных восприятий и двигательные ощущения. Словесные методы способствовали более глубокому осмысливанию детей поставленных задач,        осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания. Практические методы обеспечивали проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия, моторных ощущений. В основной части  занятия использовала степ-аэробику под музыкальное сопровождение,  использован поточный, фронтальный, индивидуальный способы в основных движениях.

В заключительной части занятия упражнение на релаксацию позволило снять напряжение со всех групп мышц, а также способствовало укреплению нервной системы. Был подведен итог образовательной ситуации с помощью интерактивной системы Вотум. Дети отвечали на вопросы, связанные со строением сердца. Воспитанники были привлечены к самооценке выполнения действий. На протяжении всего занятия контролировала правильное дыхание, тренировочную нагрузку и соблюдение осанки. Музыкальное сопровождение не только способствовало соблюдению ритма и темпа выполнения заданий, но и носило здоровьесберегающий характер (музыкотерапия). На протяжении всего занятия воспитатель был помощником инструктора, не только выполнял запланированные виды ходьбы и бега, но и оказывал индивидуальную помощь и страховку в тех частях занятия, где это было необходимо. Считаю, что поставленные задачи были решены, занятие по физической культуре соответствовало ФГОС.

ВОТУМ.

Обогащение словаря.

Cердце, пульс, мышечный мешочек, фонендоскоп, вена, артерия, сосуды, кислород, углекислый газ.

Ход НОД

- Сожмите кулачек, разожмите, сожмите, разожмите. Вот так, как насос, никогда не   останавливаясь, работает наше сердце, перекачивая кровь. Кровь должна поступать к каждой клеточке нашего организма. Течет кровь по большим и маленьким трубочкам. Большие трубочки называются артерии и вены, а маленькие капилляры. Давайте посмотрим на рисунок. Красным цветом нарисованы артерии, по ним кровь течет от сердца, а синим – вены по ним кровь возвращается к сердцу.

- Как вы думаете, где кровь может взять новую порцию кислорода? Правильно в легких потому, что мы вдыхаем кислород. Поэтому, вернувшуюся в сердце кровь, оно перекачивает сначала в легкие, где она отдает углекислый газ (мы его выдыхаем), забирает кислород и поступает опять в сердце. И начинается новое путешествие крови по нашему организму (предложить 2-3 детям пройти по следам путь крови). Получается как бы два круга кровообращения большой и маленький. Так, ни на миг не останавливаясь, трудится наше сердце.

- Теперь вы знаете, как работает сердце и как движется кровь в нашем организме, и почему важно иметь здоровое сердце. Давайте вспомним, что для этого нужно делать (дети называют правила здорового сердца).

- Что бы вы могли рассказать своим родным о сердце?

- Что бы посоветовали своим папам и мамам?

- Молодцы. Теперь все желающие могут «пройти» путь нашего кровообращения.

Любое упражнение, которое увеличивает биение сердца, отлично прочищает кровеносные сосуды. У людей, занимающихся спортом, до глубокой старости сосуды сохраняют свою гибкость и не засоряются!

Ребята, а давайте теперь, после того, как мы подвигались, еще раз пощупаем свой пульс. Что вы почувствовали?! Как бьется ваше сердце?

Ответы детей: Быстрее, сильнее, громче стало биться сердце.

Воспитатель: Правильно, когда мы занимаемся физкультурой и спортом, у нас сердце работает быстрее. От этого оно становится сильнее. А если мало двигаться, вести сидячий образ жизни, что будет с сердцем? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно вы думаете, оно слабеет, хуже работает и человек может заболеть. Поэтому надо сердце тренировать, регулярно заниматься физкультурой и спортом.

Проговорите и прохлопайте, как бьется наше сердечко (тук-тук-тук) А если вы волнуетесь (тук, тук, тук) А если испугались (тук—тук—тук)

Чтобы сердце не болело, работало дольше, вы должны его тренировать.

Найдите пульс у ребенка. Для этого на шее, тыльной стороне стопы, виске или запястье нащупайте артерию и слегка прижмите ее соединенными вместе большим и указательным пальцами. После того, как вы почувствуете ритмичную пульсацию, начинайте считать удары на протяжении 15 секунд.

. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды. 
- недостаточная освещенность зала или площадки для занятий; 
- отсутствие вентиляции; 
- неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда; 
- скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, незавязанные шнурки; 
- посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.). 
- бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее;
- длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек; 
- очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой. 

  • «Безопасность» - закреплять навыки безопасного поведения при проведении прыжков со скакалкой, при прыжках в длину с разбега. «Познание» -
  • «Социализация» - побуждать детей к самооценке
  • «Здоровье» - формирование правильной осанки
  • «Труд» - закреплять умения детей убирать на место спортивный инвентарь.

Ребята, давайте мы с вами рассмотрим ладони с наружной стороны, а потом с внутренней. Сквозь кожу видны голубые полоски. Это и есть кровеносные сосуды. Все нашли свои кровеносные сосуды? Рассмотрите их хорошо.

Воспитатель: Самые тонкие кровеносные сосуды, тоньше человеческого волоса. По сосудам постоянно течет кровь, причем довольно быстро. Ей надо всего полминуты, чтобы пробежать по всему телу. Вы даже не сумеете посчитать до 30-ти. А еще, приложив свои пальчики на запястье, вы почувствуете небольшое биение. Это биение вашего сердечка или как его по-другому называют - пульс. Что это такое? Пульс - это толчок крови, который выталкивается при сокращении сердца. У взрослого человека нормальный пульс - 70-80 ударов в минуту, у детей 80-100 ударов. На теле человека есть места, где можно почувствовать пульс - на висках, на шее, по центру грудной клетки. Но самое удобное и привычное прощупывание пульса - это запястье. Здоровое сердце человека бьётся ритмично.

Опыт №2

Ребята давайте мы с вами прощупаем пульс. Для этого положите указательный, средний, безымянный пальцы на запястье. Все нашли пульс?!

Обратите внимание, ребята, как бьется ваше сердце? Ответы детей (ровно и спокойно). Воспитатель: А теперь попробуем дать нагрузку нашему организму. Для этого нам нужно стать в круг.

Воспитатель: Сердце и кровяные сосуды человека - очень важные органы. Их нужно беречь и укреплять. Игра, прогулка, работа на свежем воздухе, занятие физкультурой, катание на коньках лыжах плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце и сосуды. Не перегружайте сердце! Следите за частотой пульса. Частый пульс говорит о том, что сердце устало и пора отдохнуть. Молодцы, ребята. Как много интересного мы сегодня с вами узнали. И хочется мне вам подарить одно стихотворение:

Сердце самый важный орган
Есть у каждого из нас 
Как насос качает воду 
Каждый день и каждый час 
Находится оно внутри.
Как в домике упрятано
Его ты с детства береги 
Заботливо, старательно.
Занимайся физкультурой 
Бегай, прыгай и скачи 
Тренируй мускулатуру 
Не нужны будут врачи.

В конце занятия воспитатель дарит детям медальоны-сердечки.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной самой главной мышцей нашего организма-сердцем.

Скелет-опора, мышцы-двигатели, а сердце-мотор. Оно никогда не спит, всегда находится в движении. Услышать, как оно стучит, можно, если приложить ухо к груди товарища (слушают).

Сердце-это мышца. Чтобы мышцы были сильными и здоровыми, что нужно делать.

Сердце-это мышца. Чтобы мышцы были сильными и здоровыми, что нужно делать.

Дети: Тренироваться, заниматься спортом.

Правильно. Тренируя все мышцы, мы тренируем и сердце.

Врассыпную все вставайте

И разминку начинайте.

Дети по схеме выполняют ОРУ с мячом.

-  Ребята, давайте снова нащупаем пульс, что вы заметили.

Дети: Сердце бьётся сильнее.

- Правильно, сердце бьётся сильнее, когда мы занимаемся спортом или волнуемся, например, переживаем за свою команду.

Внимание, внимание! Начинаем соревнования.

Дети распределяются на 2 команды. В эстафете принимают участие команды «Артерия» и «Вена», за победу команда получает бумажное сердечко.

1.«Виды спорта, полезные для сердца»-преодолеть препятствия, берёт карточку с видом спорта, громко называет его и возвращается назад.

2.«Кто больше соберёт шаров»- шары рассыпаны на полу, дети всей командой носят шары в корзину не больше 2-кто быстрее наполнит.

Подведение итогов. Вручение сердечек.

- Прощупаем пульс. Как он бьётся (быстро). Почему. (двигались, волновались за команду).

Давайте успокоим наше сердце- сделаем дыхательную гимнастику.

- Что мы будем делать, чтобы сохранить сердце здоровым.

Дети: Правильно питаться, заниматься спортом, играть, радоваться, закалятся

-  В колонну становись. Шагом марш. Дети выходят под марш из зала.

Почувствовать, как сердце стучит, можно, если пощупать пульс на руке, шее, висках.

Толчок крови в сосудах означает, что сердце сделало удар-сократилось и вытолкнуло очередную порцию крови в сосуды-артерии. По артериям-красным сосудам кровь всегда идёт от сердца, а по синим- венам- к сердцу. Сердечную мышцу тоже можно тренировать и укреплять, если заниматься полезными для сердца упражнениями. А какими , мы сейчас с вами узнаем. В колонну становись!

- Сердце похоже на большой насос, который качает кровь. По всему телу «бегает» кровь по разным сосудам. Главная задача крови — накормить все тело. А качает кровь, помогает ей двигаться очень важный орган — сердце. Сердце работает постоянно, даже когда человек спит.

- Находится сердце в центре груди, почти посередине, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак — так работает сердце. А вы слышите стук сердца? Сердце нужно беречь. Но это не значит, что нужно все время лежать и ничего не делать. Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь.

Уважаемые, родители!

26 апреля в 11.00 состоится итоговое физкультурное занятие.

Пожалуйста, проверьте у детей спортивную форму!

(Спортивная форма, кроссовки, волосы подобраны или заплетены у девочек)

С уважением инструктор по физической культуре

 Санданова Татьяна Пурбуевна