КОНСУЛЬТАЦИИ
Консультация для родителей «Игры на песке — одна из форм естественной деятельности детей дошкольного возраста»
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.
Но как оптимально использовать их мало кто знает. Часто на наши вопросы: “Зачем Вам это нужно? Как Вы с детьми играете в песок?”, многие работники отвечают: “Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо - они это делают сами”.
Интересно, что интуитивно педагоги подошли к таинству “песочной терапии”, в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх. Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду.
В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому родители могут использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия, играя. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Песок пластичен и податлив. С его помощью ребенок может воплотить в песочнице свои самые смелые мечты. Он стимулирует чувствительность пальцев ребенка, будит его воображение, он становится творцом своего собственного мира.
Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?
Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.
Игры с песком:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук(как и упражнения ;
- снимают мышечную напряжённость;
- помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Примеры игр c песком, направленных на развитие речи:
- «Чувствительные ладошки»
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
- Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
- Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
- Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
- Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
- Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
- Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
Упражнения на поверхности песка для развития тактильно – кинестетической чувствительности.
Игра “Найди пальчики”
Цель: взаимодействие в паре, развитие эмоционального контакта.
Задача: выполнять задание аккуратно, осторожно.
Инструкция: рука одного играющего спрятана в песке. Задача другого играющего – откопать руку. Затем роли меняются.
Игра “Секретик”
Цель: возможность выражения позитивных эмоций.
Инструкция: Под прозрачное стёклышко (без острых краёв) кладётся картинка или игрушка и засыпается песком. Необходимо найти “секретик” и аккуратно раскопать его. Объяснить, что увидели вместе с ребёнком.
Игра “Между пальцами”
Инструкция: возьми песок в пригоршню, подняв руки, раскрой ладошки, как цветок, чтобы песок сыпался между пальчиками.
Упражнение “Месим тесто”
Инструкция: руками месим песок, как – будто это – тесто.
Упражнение “Поглаживание”
Инструкция: нежно, ласково разровняй поверхность песка, поглаживая его. Какие чувства у тебя были?
Упражнение “Верёвочка”
Цель: Снять эмоциональное напряжение.
Задача: выразить своё отношение, показав это в игре.
Инструкция: Возьмём верёвочку и проведём ею по песку. Сначала взрослый показывает, а потом делаем вместе с ребёнком. С ребёнком берём верёвочку и пишем узоры: кружочек, петельки
Релаксация (звучит музыка)
Инструкция. Вместе с ребёнком опускаем руки в песок и под музыку делаем ими различные движения. Хвалим ребёнка.