Тема: «Мордовская народная культура» подготовительная группа"
непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению детей подготовительной группы с мордовской народной культурой с помощью презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_rodina_-_rossiya.pptx | 2.75 МБ |
zanyatie_1.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы живем в Ульяновской области
происхождение мордвы
Мордовский народный костюм
озкис
шумбрат
мордовский орнамент
тавлинская игрушка
народная кухня
гостям всегда рады
сюкпря
Предварительный просмотр:
Тема: «Мордовская народная культура» подготовительная группа
Воспитатель: Тарасова Светлана Викторовна
Цель: знакомство с мордовской народной культурой и традициями.
Задачи:
- систематизировать знания детей о мордовской народной культуре.
- познакомить с женским народным костюмом,
- закреплять понятия о мордовских народных промыслах;
- развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь;
- воспитывать умение постигать народную мудрость, скрытую в слове.
Предшествующая работа: знакомство с народами Поволжья, прослушивание народных наигрышей, рассматривание национальных костюмов, игрушек народных умельцев, заучивание народных потешек, пословиц, загадок.
Словарная работа: шумбрат, пулай, тавлинская лошадка, поза, каймак, сюкпря.
Материал и оборудование: презентация (ИКТ) на тему «Мордовская народная культура», народный костюм для воспитателя, костюмы для детей, кукла мордовочка, народные игрушки, веревка для игры «Ключи».
Музыкальное оформление: народные мелодии, презентация ИКТ.
Ход занятия:
Слайд 1
Здравствуйте, ребята. Мы живем с вами большой, красивой и богатой стране.
Слайд 2
Называется она … (дети отвечают). А наша Родина, край, где мы живем Ульяновская область. Как называется наш город? (Ульяновск)
Слайд 3
Здесь дружно живут разные народы. Бок о бок работают, вместе отмечают праздники, помогают в делах, ходят в гости. Какие народы нашей области вы знаете (ответы детей). Сегодня мы побольше узнаем об одной из национальностей. Попробуйте догадаться по костюму, о какой.
Слайд 4
Правильно. Это мордовская красавица. Как вы об этом узнали? (ответы детей) вот у нас есть тоже красавица – кукла в мордовском наряде. Она бы очень хотела похвалиться своим костюмом, но не умеет разговаривать. Но мы ей поможем. Кто от лица куклы опишет свой наряд (описательные рассказы детей о народном мордовском костюме) Кукла так благодарна за помощь. Она такая нарядная, ей бы только на праздник ходить. А у мордовского народа есть свои интересные праздники.
Слайд 5
Это грань озкс – моленье на меже. В древности жизнь людей зависела от урожая, от хорошей погоды. Мордва молили богов о сохранности урожая, о здоровье людей и животных. Праздник тарваз озкс, посвящен богине поля – Пакся-аве. И чтоб все было благополучно, зажигали родовую свечу штатол. Даже есть народные пословицы. Пришел июнь - разноцвет – отбою от работы нет.
В июне день – с год. Когда лето жаркое, урожаю нужен дождь. Настала пора собирать урожай - совершали моленья в честь покровителя яблонь, чтобы тот хранил яблони от бурь, ураганов, от мышей и зайцев, чтобы яблоки уродилось сладкие. Яблоки ели всей семьей. Отгадайте загадки об урожае.
Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, Если я … (капуста)
Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали Не одну нашли, а шесть достали. (Картошка)
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая, На вкус — как сахар сладкая. (Морковь)
Резкий запах, жгучий вкус, Но его я не боюсь.
Дольку в день хотя б разок, Что я кушаю? (Чеснок)
Это кто такой зелёный? Вкусный свежий и солёный?
Очень крепкий молодец, Догадались? (Огурец)!
Слайд 6
Еще есть мордовский праздник «Балтай». Этот обычай — наряжать «медведей» кленовыми ветками и лесными цветами (праздник проходит во второй половине июня), водить их по улицам села при большом стечении народа, распевая при этом мордовские песни.
Праздник Рождества был любим за святочные гуляния. Дни с праздника Рождества до праздника Крещения в народе назывались святками. Большое участие принимали дети. Они наряжались в шкуры, маски зверей, ходили по дворам и колядовали, играли в народные игры, Давайте поиграем в народную мордовскую подвижную игру «Ключи» (на полу выкладывается квадрат из веревки) Выходите игроки, вставайте по углам, водящий - в центре. (играют в игру, повторяют несколько раз)
В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. На Масленицу мордва всю неделю угощались вкусными блинами, ходили по дворам, веселились, катались на санках с Масленичной горы. Блин – символ возрождённого солнца.
Слайд 7
Еще мы знаем народный праздник «Шумбрат». Зародился в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ: пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.
Праздник, чтобы себя показать, на других посмотреть, повеселиться. Люди надевают свои лучшие наряды, расшитые, украшенные орнаментом. Найдите мордовский народный орнамент среди других. (дети выбирают из предложенных, называют его характерные особенности)
Слайд 8
На праздниках народные умельцы предлагают свои изделия. Это знаменитая тавлинская лошадка. Посмотрите, из чего она сделана (из дерева, из липы), значит она какая? (деревянная, липовая) Грива у нее из лыка, значит она какая? (лыковая) На нее орнамент вырезали, значит он какой (резной)
Слайд 9
И конечно на праздниках гостей дорогих встречали, да угощали мордовскими национальными блюдами. Основу мордовской кухни составляют растительные и молочные продукты, все, что вырастили сами. Специй используется мало, зато применяет много всевозможных солений и квашений. На гарнир идет в большинстве случаев картофель. Пользуется популярностью подовый ржаной или пшеничный хлеб. Пьют знаменитый мордовский напиток поза, похожий на квас, изготавливают из сахарной свеклы. Пирог каймак с особой начинкой сверху.
Слайд 10
Встречали гостей песнями и танцами, под народную музыку. (прослушивают музыку)
Вот, какой гостеприимный и хлебосольный мордовский народ. И гостям за внимание говорят сюкпря, что значит спасибо. Что вам понравилось сегодня? О чем новом узнали? Кому хочешь сказать сюкпря? (проводится рефлексия)