6.Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях

Хомушку Алефтина Кан-ооловна

 Особенности обучения детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zpr.doc32.5 КБ
Office presentation icon zpr.ppt428 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с ЗПР
(семинар для учителей)

Проблема образования детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) сегодня является одним из самых актуальных.

Известно, что количество детей с ЗПР неуклонно растет. Школа — главный этап социализации детей с ОВЗ. Здесь они получают навыки необходимые для полноценной жизни в обществе. Слайд2

Дети с ограниченными  Слайд3
возможностями здоровья
- это дети, имеющие различные
отклонения психического и (или)
физического плана, которые
обусловливают нарушения общего
развития, не позволяющие детям
вести полноценную жизнь.

Задержка Психического Развития – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально – волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту (Слайд4)

К детям с диагнозом ЗПР нужен особый особый подход. У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Поэтому поиск и использование активных форм методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Успешное овладение знаниями и навыками может происходить при достаточно высоком уровне внимания. Внимание же детей с ЗПР характеризуется:

- неустойчивостью;

- большой отвлекаемостью;

- недостаточной концентрированностью на объекте.

Недостатки внимания сказываются негативно на процессах ощущения и восприятия. Недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире говорят о сравнительно низком уровне развития восприятия. Существенным недостатком восприятия являются значительно замедленные процессы переработки информации, поступающие через органы чувств.

По сравнению с нормальными детьми дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. У них нет готовности к решению познавательных задач, нет особой сосредоточенности и собранности. У большинства детей с ЗПР не обнаруживается готовность к интеллектуальному усилию.

По характеру и качеству речи учащиеся с ЗПР заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам. Устная речь детей с задержкой психического развития содержит негрубые нарушения, как произношения, так и грамматического строя.

В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки, которые можно подразделять на группы, учитывая причины их возникновения:

- отражающие несформированность фонематического слуха (смешение звуков (звонкие-глухие-блакала плакала, свистящие-шипящие-чаши-часы, твердые-мягкие ягоди-ягоды/замена звуков-собака-табака, идют-идет/ошибки при чтении:пропуск букв, слогов, замена перестановка букв, слогов

- связанные с недоразвитием звукового анализа;(дисграфия - проявляется на письме - это пропуск гласного/согласного: крова-корова, мика-мишка; добавление гласного: палаток-платок, перестановка букв: коно-окно, слитное написание предлогов, раздельное написание приставок

- вызванные недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи.-ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи

Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуальной. Необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие у ребенка потребность в познавательной деятельности, активность.

Учитель должен приспосабливать к уровню развития детей темп изучения учебного материала и методы обучения. Часто учителю приходится прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, наглядному дополнительному материалу, чаще использовать дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока. При этом важно помнить, что дети с отклонениями в развитии нередко способны работать на уроке всего 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает.

Даже элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Работа с такими детьми требует не только особых методов, но и большого такта со стороны учителя. Педагог, используя поощрения в учебной работе, тем самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы.(слайд 10)

При обучении детей с задержкой в психическом развитии весьма существенным представляется подведение их к обобщению не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам. Необходимость поэтапного обобщения проделанной на уроке работы вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в памяти весь материал и связывать предыдущее с последующим.(слайд 11)

В учебной деятельности школьнику с отклонениями в развитии значительно чаще, чем обычному ученику, дают задания с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкретные и в той или иной степени абстрактные. При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл в принципе, поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям.

Выполнение упражнения по развитию речи необходимо сделать системной. Выбираю задания развивающие связную речь.(слайд 12)

В работе с детьми я отвожу важное место словарной работе. Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается в И.п. Именно по такой схеме учим словарные слова. Словарная работа по тематическим группам. (слайд 13)

При работе с ошибками хорошо использовать таблицу. Сначала записывается слово, в котором допущена ошибка, затем как я написал слово, Правильное написание слова (предложения) Примеры слов на данную орфограмму. Прием сравнения правильного и неправильного написания слов позволит ученику лучше запомнить правило или орфограмму. (слайд14).

Особое внимание уделяется подготовке детей с ОВЗ сдача экзамена по русскому языку. В ГВЭ-не по русскому языку в 9кл обучающиеся с овз должны написать изложение, подробного или сжатого. Следовательно важной составляющей при подготовке к выпускному экзамену по русскому языку является работа по формированию навыков написания подробного изложения и применение приемов компрессии подробно записанного текста.

 В течении нескольких лет учащиеся работают на уроках развития речи с этой формой творческого задания. Выпускники 9 класса должны уметь писать подробное изложение, применять приемы сжатия текста.  Сжатое изложение требует умения навыков отбора существенной информации, вычленение в тексте основных микротем Обобщение содержания исходного текста т. е. Применение для компрессии текста нескольких приемов: искл, обобщение, упрощение

Излагая текст сжато, выпускники при этом проявляют коммуникативные способности, связанных с умением перерабатывать информацию, исключать подробности, и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сж изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, допускается соавторский текст, не искажающий при этом идейное содержание сжатого текста.

При работе с сжатием текста учащиеся записывают полученный сжатый текст, на полях помечают приемы сжатия, используемых в каждой части текста. Таким образом ученик достигает необходимого уровня использования приемов компрессии заданного текста, используя один или несколько приемов сжатия. (слайд15)

Также обучающиеся  должны ответить на вопрос по прослушанному тексту.  Ответ на вопрос предполагает элементы рассуждения с опорой на жизненный и читательский опыт выпускника и считается творческим заданием.  Практика показала, что написание сочинения по готовому шаблону самая массовая и результативная форма подготовки выпускников к экзамену. И в первую очередь это касается обучающихся с ОВЗ.  Шаблон готовит учитель с учетом  требований предъявляемых сочинению-рассуждению. Другими словами, зная по каким критериям эксперт будет оценивать работу выпускника, педагог старается  предусмотреть это в готовой форме сочинения.

Примерный шаблон рассуждения с аргументами из жизни: в шаблоне всего 43 слова. И рассуждение с аргументом из литературы. В шаблоне 49 слов.

Шаблон распечатывается и выдается ученику только в выпускном классе. Затем проводится несколько обучающих занятий, на которых показывает ребенку как правильно пользоваться с таким шаблоном. Только после того, как мы убедились в том, что у ребенка легко получается работать по этой форме, даем задание домой: выучить шаблон наизусть. Заучивается текст выделенный красным цветом. И даже после этого не стоит убирать со стола шаблон при написании сочинения. Пусть еще долго использует эту наглядность. Окончательно убирается шаблон только в конце 4 четверти.

Таким образом, на уроках русского языка детям с ЗПР необходимо уделять особое внимание, ориентируясь на индивидуальный, дифференцированный подход с привлечением специальных методов работы с ними. Многообразие методов, рассмотренных нами, позволяет понять, что дети с задержанным типом развития могут справляться с учебной программой, но для этого учителю необходимо создать специальные психолого-педагогические условия образовательного процесса.

Литература

  1. Деревянкина Н. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. - Ярославль: Изд-во ЯГП
  2. Обучение детей с задержкой психического развития / под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск: СНПИ, 2010
  3. Сайты интернет-ресурсов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности обучения детей с ЗПР семинар для учителей Хомушку Алефтина Кан-ооловна, учитель русского языка и литературы МЦДО при МБОУ СОШ №4 гКызыла 2020г

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь . www.themegallery.com

Слайд 3

Задержка Психического Развития – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально – волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту) .

Слайд 4

Особенности детей с ЗПР: Снижение работоспособности. Повышенная утомляемость. Неустойчивость внимания. Более низкий уровень развития восприятия. Недостаточная продуктивность произвольной памяти. Отставание в развитии всех форм мышления. Дефекты звукопроизношения. Своеобразное поведение. Бедный словарный запас. Низкий навык самоконтроля. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Ограниченный запас общих сведений и представлений. Слабая техника чтения. Неудовлетворительный навык каллиграфии.

Слайд 5

Особые образовательные потребности Побуждение познавательной активности (как средство формирования познавательной мотивации) Расширение кругозора, формирование разносторонних представлений и понятий об окружающем мире Формирование общеинтеллектуальных умений (анализа, сравнение, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов) Совершенствование предпосылок интеллектуальной деятельности (внимание, зрительное, слуховое, тактильное восприятие, память, внимание и т.д.) Развитие личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции, самостоятельности и ответственности за свои поступки Развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, формирование навыков социально одобряемого поведения, расширение социальных контактов Усиление регулирующей функции слова, формирование способности к речевому обобщению (оречевление выполняемых действий) Сохранение, укрепление соматического и психического здоровья , поддержание работоспособности, предотвращение истощаемости и перегрузок, эмоциональных срывов

Слайд 6

Особенности обучения детей с задержкой психического развития. индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т. д

Слайд 7

Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя.

Слайд 8

Виды педагогической помощи Стимулирующая Учебная Обучающая Направляющая внутриклассная дифференциация, коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, объема и уровня сложности учебных заданий помогает сконцентрировать внимание, нацеливает на решение задачи, указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий показать ученику последовательность и образец выполнения задания

Слайд 9

Особенности обучения Каждый урок является продолжением предыдущего. Многократное повторение основного материала — один из приемов работы. Оптимальные и репродуктивные методы, т. к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систематизировать, повторять по шаблону Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма . Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания (одно — решили с учителем, другое —индивидуально). Излагать материал надо маленькими дозами , каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого материала связывать кратким пересказом. Учитель должен научиться придумывать задания, идущие от простого к сложному, не гнаться за обилием новой информации, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить. Главная составляющая работы — общение

Слайд 10

Для повышения эффективности обучения с ЗПР создаются специальные условия: Введение физминуток через 15-20 минут. Создание ситуации успеха на занятии.(выполнить посильный объем работы и получить одобрение, похвалу) Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). Синхронизация темпа урока с возможностями ученика. Точность и краткость инструкции по выполнению задания. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы Связь обучения с жизнью Постоянное управление вниманием

Слайд 11

Приемы развития речи обучающихся с ЗПР на уроках русского языка Задания Подбери синонимы-антонимы (к отдельным словам текста) Найди слова, обозначающие действия( цвет, форму и т.д) Закончи взятое из текста предложение по памяти Найди предложение, в которых заключен основной смысл Придумай заглавие к данному тексту (отрывку) и т.д. Замени сочетание существительное+существительное на сочетание существительное+прилагательное: Узоры мороза, королева снега, фигура льда и так далее.

Слайд 12

Закончи предложение, чтобы получилось а)простое и б)сложное предложения 1.Подул ветер и …(сразу закончился, начался дождь). В каком предложении нужна запятая, 2. Сравни словосочетания и определи, в каких из них прилагательное употреблено в прямом значении, а в каких – в переносном: золотое украшение – золотое сердце , каменный дом – каменный взгляд, серебряная ложка – серебряный голос; придумай парные словосочетания со словами железный, алмазный, жемчужный. 3. Работа со словарями. Объясни значение фразеологических оборотов мышиная возня, длинный язык, за каменной стеной. Составь с ними предложения. www.themegallery.com

Слайд 13

Работа над ошибками Слово (предложение), в котором допущена ошибка Как я написал слово (предложение) Правильное написание слова (предложения) Примеры слов на данную орфограмму www.themegallery.com

Слайд 14

Овладеваем приемами компрессии Работа с отдельными предложениями и микротемами Сократите сложное предложение за счет менее существенной части. Исключите повторы и объедините предложения. Замените прямую речь косвенной, сохранив при этом смысл высказывания. Изложите текст одним предложением. Найдите в тексте предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания. Разделите текст на 2 абзаца, и сжато их изложите. Объедините 3 абзаца в один абзац, используя известные приемы сокращения текста. Сократите тексты, используя разные приемы компрессии, по окончании работы обратитесь (к текстам-ключам) www.themegallery.com

Слайд 15

Рассуждение с аргументом из жизни (в шаблоне 43 слова) Сегодня на экзамене я прслушал(а) текст ( кого? ) _________________________, ( имя и фамилию автора возьми в конце текста ). Он рассказывает о том, как ______________( закончи это предложение и добавь еще 2 своих предложения ). Это произведение ( кого?)__________________(имя и фамилию автора возьми в конце текста ) заставило меня задуматься над вопросом: «______________________________________?» (перепиши вопрос точь- в точь, как он звучит в задании) По моему мнению, __________________________________, ( ответь на вопрос задания, как считаешь нужным ) . Я так считаю, потому что _________________. ( закончи предложение ). www.themegallery.com

Слайд 16

Рассуждение с аргументом из литературы (в шаблоне 49 слова) Свой ответ я могу подкрепить примером из литературы. Я читал(а ) книгу (кого?)____________________________________ (напиши имя и фамилию автора книги) «_________________».(напиши название книги). Там с героем (героиней) по имени ____________________( напиши имя героя) случилась такая история ________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________(расскажи эту историю, напиши 5-6 предложений) Получается, что я прав(а) _____________________________ (Перепиши 1-оепредложение 2-го абзаца своего сочинения без слов «по моему мнению» www.themegallery.com

Слайд 17

«Не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны» В. Сухомлинский

Слайд 18

Спасибо за внимание!