Методическая копилка
Методические пособия
Методические разработки
Дидактические игры
Коррекционно-развивающие игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра "Подбери заплатку" | 460.9 КБ |
Дидактическое пособие "Кукла" | 21 КБ |
Дидактическое панно "Цветок" | 350.58 КБ |
Дидактическая игра "Квадратики с секретом" | 633.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра на развитие логического мышления. Найди Заплатку к картинке.
Задание для ребенка подобрать правильную заплатку к картинкам. Распечатайте картинки к игре "Подбери заплатку".
Игра "Подбери Заплатку"
Предварительный просмотр:
Международный конкурс «Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть. Игра в жизни дошкольника.
Номинация конкурса: «Роль игры в коррекционном процессе в ДОО компенсирующей направленности»
Педагог-психолог:
Гоголева Дарья
Георгиевна
МБДОУ №5 г. Павлово «Ласточка»
2017 год
Огромную роль в развитии личности, познании окружающего мира, успешности обучения в школе играет развитие связной речи.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Как правило, дети с ОНР отличаются недостаточностью базового слухового восприятия, бедностью и недифференцированностью зрительных представлений, внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, низкой распределяемостью и переключаемостью. У части детей с ОНР отмечается замедленное развитие локомоторных функций, плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения. Отмечается общее недоразвитие мелкой моторики, повышенная тревожность, нарушение в формировании самооценки и самосознания (из исследований Л.И. Беляковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).
Естественно встает вопрос: «Каким образом можно корректировать подобные нарушения, чем может помочь педагог-психолог в этой работе?». Конечно же использовать игру.
В группе компенсирующей направленности нашего ДОУ коррекционно-развивающая работа с детьми проводится в игровой форме. В ходе занятий дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие способности дошкольников.
Одной из таких игр является дидактическая игра «Наряди куклу».
Данная игра (дидактическое пособие) предназначена для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель: развитие восприятия ребёнка, формирование его представлений о человеке, о внешних признаках предметов: цвете, величине; развитие умения подбирать предметы соответствующего цвета и формы; развитие мелкой моторики рук.
Пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми.
Описание дидактического пособия:
- Кукла настенная - тканевая (девочка) изготовлена самостоятельно.
- Набор одежды – платье, носки, ботинки, сумочка.
- Набор элементов одежды – молнии на платье, липучки, бантики, застежки, пуговицы, шнурки.
Данное пособие можно использовать в нескольких вариантах игры, например:
1 вариант : Игра «Наряди куклу»
2 вариант : Игра «Исправь ошибки и правильно одень куклу»
1 вариант.
Игра «Наряди куклу»
Цель: Учить называть предметы одежды, последовательно одевать куклу, развивать мелкую моторику рук.
Ход игры.
Педагог-психолог: - …(имя ребенка), наша кукла собираются в гости, но она никак не может красиво одеться. Давай поможем ей разобраться.
Далее педагог-психолог предлагает ребенку рассмотреть элементы одежды и нарядить куклу.
Во время игры с ребятами с ОНР можно петь песенку про одевание:
«Мы на пухлые ручонки надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова: ручка – раз и ручка – два!
Застегнем застежки на твоей одежке:
Пуговки и кнопочки, разные заклепочки.
На мою малышку наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова: ножка – раз и ножка – два!
А теперь на ножки – носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова: ножка – раз и ножка – два!
Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться!
Что осталась – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
Надо маму одевать и скорей идти гулять!»
(Ю. Дулепина)
2 вариант.
Игра «Исправь ошибки и правильно одень куклу»
Цель: Игра направлена на развитие чувства вкуса с детских лет, воспитание уверенности в себе, развитие мелкой моторики.
Ход игры.
Ребенок по своему желанию и умению исправляет ошибки, которые педагог может специально сделать для проблемной ситуации (разные по цвету шнурки, растрепанные волосы, расстёганные пуговицы и тд.) и одевает куклу, подбирая подходящие к одежде элементы. и рассказывает о ней.
«Посмотрите на ботинки: настоящие картинки.
И шнурочки хоть куда, и завязаны всегда»
(О. Ухалина)
Поощряется умелый подбор одежды и аксессуаров к ней.
Предварительный просмотр:
Дидактическое панно «Цветок»
Цель: дети обозначают свое настроение в течение дня, а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям.
Каждый лепесток этого цветка определенного цвета, поэтому можно еще определить эмоциональное состояние ребенка по цвету, который он предпочтет.
Предварительный просмотр:
Районный конкурс «Аукцион коррекционно-развивающих игр для детей с особыми образовательными потребностями»
Коррекционно-развивающая игра
«Квадратики с секретом»
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Автор-разработчик:
Педагог-психолог
МБДОУ №5 «Ласточка», г. Павлово
Серегина Дарья Георгиевна
г. Павлово, 2014 год
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление являются основной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию. Они позволяют намечать цели, строить планы, определять содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Говоря об общих способностях человека, имеется ввиду уровень развития и характерные особенности познавательных процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем выше его способности, тем большими способностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов, зависит легкость и эффективность обучения, в том числе освоение устной и письменной речи.
Таким образом, видя связь между развитием речи и развитием психических познавательных процессов, мною разработана коррекционно-развивающая игра «Квадратики с секретом».
Цель данной игры: развивать память, внимание, мелкую моторику; обогащать активный словарь детей новыми словами.
Описание игры.
Каждый «квадратик» сшит из непрозрачной ткани. Это плоская подушечка размером 6х6, внутри которой находится картонный каркас, а в центре – один маленький предмет. «Квадратиков » с одинаковыми предметами внутри должно быть парное количество.
Эта игра многофункциональная.
Первый вариант «Найди пару».
Ребенок ощупывает «квадратик» и находит к нему пару.
Второй вариант.
Нужно разделить «квадратики» на две кучки так, чтобы в каждой не было одинаковых. Первую кучку разложить на столе, а «квадратики» из второй кучки раздать игрокам поровну. Свои «квадратики» игроки кладут перед собой. Взрослый становится ведущим, но тоже может принимать участие в игре. Ведущий берет «квадратик», ощупывает его и описывает его содержимое словами. Например, говорит, что там большой гладкий камень. Игрок, у которого есть парный «квадратик», берет его себе. Выигрывает тот, кто первым получит пару для каждого из своих «квадратиков».
Осязание или тактильное восприятие играет важную роль в развитии. И связано с развитием воображения, образного мышления и творческих способностей речи у детей. А тренировка мелкой моторики пальцев рук стимулирует развитие речевых навыков. Именно эта взаимосвязь развития познавательных процессов с речью и является ключевой при определении результатов практического применения и освоения детьми с ОНР коррекционно-развивающей игры «Квадратики с секретом».