Рабочие программы

Вера Бальжиновна Мишикова

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок "Обособленные обстоятельства и знаки препинания при них". 11-й класс  

       Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана.
"Слово" И.Бунин

Цель: Обобщение знаний по теме "Обособленные обстоятельства"; закрепление навыков постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

Задачи урока: 

  • Повторить сведения об обособленных обстоятельствах, известных из курса 8 класса;
  • Отработать постановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах, изученных в 11 классе, уметь объяснять пунктуацию при обособленных обстоятельствах;
  • Объяснить роль, которую играют в речи обособленные обстоятельства;
  • Развивать умение анализировать текст художественного произведения;
  • Показать новизну в изображении психологического состояния человека;
  • Увидеть неоднозначность трактовки образов, вызвать желание обсудить прочитанное на уроках литературы.

Организация: Класс разбит на 4 группы, каждая за своим столом.

  • 1 группа: капитанская команда (знает, куда плывет корабль, зачем, все детали пути, при необходимости можно обращаться)
  • 2 группа: Группа читальни
  • 3 группа: Группа бального зала
  • 4 группа: Отдыхающие верхней палубы.

Ход урока Слово учителя.

Господин из Сан-Франциско ехал в Старый Свет на целых два года, единственно ради развлечения. Мы с вами отправляемся за знаниями по теме: "Обособленные обстоятельства" на целых 40 минут единственно ради обобщения знаний по теме, закрепления навыков постановки знаков препинания, повторения знаков препинания при обособленных определениях, чтобы увидеть и проследить межпредметную связь.

  1. Беседа. Как понимаете смысл эпиграфа?

II. На доске:Бунин, показывая своих героев, решительно отказывается в этом рассказе от проникновения во внутренний мир человека. Здесь нет внутренних монологов и диалогов, выявляющих черты характера, чувство, взгляды. (Из книги А.Волкова "Проза И.Бунина")

Расставить и графически объяснить знаки препинания (ученик у закрытой доски, класс работает самостоятельно, потом проверяет. Этого ученика проверяет консультант, рецензия ответа, дополнительный вопрос, оценка)

III. Повторение (проверка домашнего задания).

1 группа: рассказать об обособленных обстоятельствах из курса 8 класса. Подтвердить примерами из рассказа Бунина "Г-н из Сан-Франциско"

IV. ОНМ

Работа с учебником №87, с. 296, 298

(Перед началом работы учащиеся получают задание: законспектировать новый материал).

Вопрос:

Что нового узнали из материала учебника?

Выступает один учащийся группы - остальные, если нужно, дополняют, исправляют.

На столы раздаются карточки блока №1 "Знаки препинания при обособленных обстоятельствах"

А. Два или несколько одиночных дееприч., выступающих в роли однородных членов.

Б. Д/пр. оборот, стоящий после союза, отделяется от него запятой.

В. Обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами или без предлогов, обосабливаются с целью из смыслового выделения или для выражения дополнительного замечания.

Г. Конструкции с предлогами и предложными сочетаниями: благодаря, согласно, вопреки, ввиду, вопреки, вследствие, по причине, несмотря на, при наличии и др.

V. Закрепление. Блок №2

1. Работа в группах. Пользуясь материалом блока №1, объяснить пунктуацию при обособлении обстоятельств, записывая так: 1.В, 2.А, : Проверить, оценить: Рецензия группы "Капитанов"

Блок №2

Задание: пользуясь материалом блока №1, объяснить пунктуацию при обособленных обстоятельствах, записывая так: 1.В, 2.А, и т.д.

1. Дочь господина из Сан-Франциско стояла на палубе рядом с принцем, вчера вечером представленным ей, и делала вид, что пристально смотрит вдаль, куда он указывал ей, что-то объясняя и рассказывая.

2. Для такой уверенности у него был тот довод, что, во-первых, он богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет.

3. И дочь, в какой-то смутной неловкости, старалась не замечать его.

4. Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом.

5. И вот семья из Сан-Франциско решила отправиться со всеми своими сундуками на Капри, чтобы, осмотрев его, походив по камням на месте дворцов Тиверия, побывав в сказочных пещерах Лазурного Грота и послушав абруццских волынщиков, поселиться в Сорренто.

6. И, получив в ответ медлительное "да", прибавил, что сегодня у них в вестибюле тарантелла - танцуют Кармелла и Джузеппе, известные всей Италии и "всему миру туристов".

Ответы: 1. Г, 2. А, 3. В, 4. Однор.члены, 5. Б, 6. Б В.

Вопрос: Какую роль играют в речи обособленные обстоятельства?

2. Каждая группа работает с карточками Блока №3 (по одному предложению комментирует)

Задание: записать, расставить знаки препинания, выполнить графическую работу. Ответить на вопросы (устно).

Капитаны - консультанты проверяют.

БЛОК № 3.

Записать предложения, расставив знаки препинания. Подчеркнуть обособленные обстоятельства. Выполнить задание, данное после предложений.

7. Нижняя челюсть его отпала осветив весь рот золотом пломб голова завалилась на плечо и замоталась - и все тело извиваясь задирая ковер каблуками поползло на пол отчаянно борясь с кем-то. (С кем?)

8. Испытав много унижений много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно (что именно?) снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль.

9. Некоторые возвратясь в столовую дообедали но молча меж тем как хозяин подходил то к одному то к другому пожимая плечами чувствуя себя без вины виноватым всех уверяя что он отлично понимает "как это неприятно" давая слово что он примет "все зависящие от него меры" к устранению неприятности. (Какой именно?)

Ответьте на вопросы.

В какой хронологической последовательности нужно поставить предложения?

Дописать еще 2 - 3 предложения к записанному, учитывая стиль, тип речи, особенности синтаксических конструкций.

Вопросы:

С кем?

Что оно? Почему много унижений и невнимания?

Какой? (Бунина тревожит мысль о смерти, о недолговечности человеческого земного бытия).

3. Восстановить в хронологической последовательности все предложения, так как они присутствуют в тексте Бунина. Блоки №2, №3

Ответы: 2, 1, 3, 5, 6, 4, 7, 9, 8,

4. Домашнее задание. На выбор:

1. Выписать из любого произведения Бунина примеры иллюстраций правил обособления;

2. Написать миниатюру, дописав рассказ "Г-н:", прибавив 4 - 5 предложений к написанному, учитывая стиль, особенности языка, концовку.

5. Выводы урока.

Так в чем же заключается смысл эпиграфа?

2014г



Предварительный просмотр:

C:\Users\А\Desktop\Мишикова В.Б\Scan 23.jpg

C:\Users\А\Desktop\Мишикова В.Б\Scan 24.jpg

C:\Users\А\Desktop\Мишикова В.Б\Scan 25.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс по русскому языку

«Подготовка к ОГЭ-2017»

для 9 класса 

     

В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.

Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.

Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.

При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

Цель курса:

  • подготовить учащихся к ОГЭ;
  • обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»
  • обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.

Задачи курса:

  • развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.
  • совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
  • развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
  • совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
  • формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
  • развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
  • создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

Требования к уровню подготовки

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

  • Знать трудные случаи правописания
  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека
  • Объяснять языковое явление
  • Уметь применять знания при тестировании
  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
  • Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание.

Перед учениками ставится ряд задач:

  • Знать нормы русского литературного языка.
  • Орфографические и пунктуационные правила русского языка
  • Владеть приемами лингвистического анализа.
  • Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
  • Писать сочинения по заданным текстам.
  • Писать сжатое изложение

В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

  • Орфографические и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (изложения и сочинения)
  • Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
  • Применять полученные теоретические знания на практике (выполнять тестовые задания, писать сочинения и сжатые изложения).

       Методическое обеспечение.

И.П. Васильева, Ю.Н. Гостева «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2017». Издательство «Экзамен», 2016.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к знаниям и умениям учащихся

Виды контроля

1

Требования к написанию сжатого изложения

1

УИНМ

Критерии оценивания сжатого изложения. Восприятие текста. Основное содержание текста

Знать: критерии оценивания сжатого изложения, последовательность выполнения работы

 

Работа с текстом

2

Основные приемы компрессии текста

1

УИНМ

Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы.

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: сжимать исходный текст

Работа с текстом

3

Техника написания сжатого изложения

1

Практикум

Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. Работа с текстом

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: сжимать исходный текст

Работа с текстом

4

Сжатое изложение

1

УРР

Сжатое изложение

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: писать сжатое изложение

Сжатое изложение

5

Анализ  изложения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: писать сжатое изложение

Работа над ошибками

6

Требования к написанию сочинения-рассуждения

1

УИНМ

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура данного вида работы

Знать: критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

 

Работа с текстом

7

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1

УИНМ

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

Работа с текстом

8

Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1

Практикум

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации. Работа с  текстом

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

Работа с текстом

9

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

УРР

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: подбирать   лексические и грамматические явления для аргументации

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

10

Анализ сочинения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Работа над ошибками

11

 Интерпретация  фрагмента текста

1

УИНМ

Информационная обработка текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста, критерии оценивания задания 15.2

Работа с текстом

12-13

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

2

Практикум

Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Работа с текстом

14

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

1

УРР

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста

15

Анализ сочинения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста

Работа над ошибками

16-17

Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста

2

УИНМ

Информационная обработка текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

Работа с текстом

18

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

1

УРР

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

19

Анализ сочинения

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

Работа над ошибками

20

Средства выразительности

1

ПОУ

Лексика. Тропы и фигуры речи.

Знать: средства выразительности

Уметь: выполнять тестовое задание № 3

Выполнение тестовых заданий (№3)

21

Правописание приставок

1

ПОУ

Правописание приставок: з-с на конце приставок, при- и пре-, неизменяющиеся на письме приставки

Знать: правописание приставок

Уметь: выполнять тестовое задание № 4

Выполнение тестовых заданий (№4)

22

Правописание Н-НН в словах разных частей речи

1

ПОУ

Правописание Н-НН в словах разных частей речи

Знать: правописание Н-НН в словах разных частей речи

Уметь: выполнять тестовое задание № 5

Выполнение тестовых заданий (№5)

23

Характеристика русской лексики. Синонимы

1

ПОУ

Характеристика русской лексики. Однозначные, многозначные слова. Новые и устаревшие слова. Книжная и разговорная лексика. Антонимы. Омонимы. Синонимы.

Знать: характеристику русской лексики, синонимы

Уметь: выполнять тестовое задание № 6

Выполнение тестовых заданий (№6)

24

Словосочетание

1

ПОУ

Словосочетание. Согласование, управление, примыкание

Знать: виды связи слов в словосочетании

Уметь: выполнять тестовое задание № 7

Выполнение тестовых заданий (№7)

25

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1

ПОУ

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Знать: о грамматической основе предложения

Уметь: выполнять тестовые  задания № 8, №11

Выполнение тестовых заданий (№8, №11)

26-27

Осложненное простое предложение

2

ПОУ

Обособленные члены предложения(определения, приложения, обстоятельства, дополнения)

Знать: правила обособления второстепенных членов предложения

Уметь: выполнять тестовые  задания №9

Выполнение тестовых заданий (№9)

28

Основные разряды вводных слов

1

ПОУ

Вводные конструкции. Основные разряды вводных слов

Знать: основные разряды вводных слов

Уметь: выполнять тестовые  задания №10

Выполнение тестовых заданий (№10)

29-30

Пунктуация и синтаксис сложного предложения

2

ПОУ

Знаки препинания в сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение

Знать: правила постановки знаков препинания в сложном предложении

Уметь: выполнять тестовые  задания №12, №13, №14

Выполнение тестовых заданий (№12, №13, №14)

31

Итоговое тестирование

1

КЗУ

Итоговое тестирование

Знать: изученный материал

Уметь: выполнять тестовые  задания №2- №14

Итоговое тестирование

32

Анализ итоговой работы

1

ПОУ

Работа над ошибками

Знать: изученный материал

Уметь: выполнять тестовые  задания №2- №14

Работа над ошибками

33-34

Резервные уроки

2

 

 

 

 

        КЗУ – контроль знаний учащихся, ПОУ –  повторительно-обобщающий урок, УИНМ – урок изучения нового материала, УРР – урок развития