Рабочие программы
Рабочая программа по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_6_kl.doc | 1.28 МБ |
Урок "Обособленные обстоятельства и знаки препинания при них". 11-й класс | 43.5 КБ |
Элективный курс по русскому языку «Подготовка к ОГЭ-2017» | 929.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок "Обособленные обстоятельства и знаки препинания при них". 11-й класс
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана.
"Слово" И.Бунин
Цель: Обобщение знаний по теме "Обособленные обстоятельства"; закрепление навыков постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах.
Задачи урока:
- Повторить сведения об обособленных обстоятельствах, известных из курса 8 класса;
- Отработать постановку знаков препинания при обособленных обстоятельствах, изученных в 11 классе, уметь объяснять пунктуацию при обособленных обстоятельствах;
- Объяснить роль, которую играют в речи обособленные обстоятельства;
- Развивать умение анализировать текст художественного произведения;
- Показать новизну в изображении психологического состояния человека;
- Увидеть неоднозначность трактовки образов, вызвать желание обсудить прочитанное на уроках литературы.
Организация: Класс разбит на 4 группы, каждая за своим столом.
- 1 группа: капитанская команда (знает, куда плывет корабль, зачем, все детали пути, при необходимости можно обращаться)
- 2 группа: Группа читальни
- 3 группа: Группа бального зала
- 4 группа: Отдыхающие верхней палубы.
Ход урока Слово учителя.
Господин из Сан-Франциско ехал в Старый Свет на целых два года, единственно ради развлечения. Мы с вами отправляемся за знаниями по теме: "Обособленные обстоятельства" на целых 40 минут единственно ради обобщения знаний по теме, закрепления навыков постановки знаков препинания, повторения знаков препинания при обособленных определениях, чтобы увидеть и проследить межпредметную связь.
- Беседа. Как понимаете смысл эпиграфа?
II. На доске:Бунин, показывая своих героев, решительно отказывается в этом рассказе от проникновения во внутренний мир человека. Здесь нет внутренних монологов и диалогов, выявляющих черты характера, чувство, взгляды. (Из книги А.Волкова "Проза И.Бунина")
Расставить и графически объяснить знаки препинания (ученик у закрытой доски, класс работает самостоятельно, потом проверяет. Этого ученика проверяет консультант, рецензия ответа, дополнительный вопрос, оценка)
III. Повторение (проверка домашнего задания).
1 группа: рассказать об обособленных обстоятельствах из курса 8 класса. Подтвердить примерами из рассказа Бунина "Г-н из Сан-Франциско"
IV. ОНМ
Работа с учебником №87, с. 296, 298
(Перед началом работы учащиеся получают задание: законспектировать новый материал).
Вопрос:
Что нового узнали из материала учебника?
Выступает один учащийся группы - остальные, если нужно, дополняют, исправляют.
На столы раздаются карточки блока №1 "Знаки препинания при обособленных обстоятельствах"
А. Два или несколько одиночных дееприч., выступающих в роли однородных членов.
Б. Д/пр. оборот, стоящий после союза, отделяется от него запятой.
В. Обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами или без предлогов, обосабливаются с целью из смыслового выделения или для выражения дополнительного замечания.
Г. Конструкции с предлогами и предложными сочетаниями: благодаря, согласно, вопреки, ввиду, вопреки, вследствие, по причине, несмотря на, при наличии и др.
V. Закрепление. Блок №2
1. Работа в группах. Пользуясь материалом блока №1, объяснить пунктуацию при обособлении обстоятельств, записывая так: 1.В, 2.А, : Проверить, оценить: Рецензия группы "Капитанов"
Блок №2
Задание: пользуясь материалом блока №1, объяснить пунктуацию при обособленных обстоятельствах, записывая так: 1.В, 2.А, и т.д.
1. Дочь господина из Сан-Франциско стояла на палубе рядом с принцем, вчера вечером представленным ей, и делала вид, что пристально смотрит вдаль, куда он указывал ей, что-то объясняя и рассказывая.
2. Для такой уверенности у него был тот довод, что, во-первых, он богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет.
3. И дочь, в какой-то смутной неловкости, старалась не замечать его.
4. Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом.
5. И вот семья из Сан-Франциско решила отправиться со всеми своими сундуками на Капри, чтобы, осмотрев его, походив по камням на месте дворцов Тиверия, побывав в сказочных пещерах Лазурного Грота и послушав абруццских волынщиков, поселиться в Сорренто.
6. И, получив в ответ медлительное "да", прибавил, что сегодня у них в вестибюле тарантелла - танцуют Кармелла и Джузеппе, известные всей Италии и "всему миру туристов".
Ответы: 1. Г, 2. А, 3. В, 4. Однор.члены, 5. Б, 6. Б В.
Вопрос: Какую роль играют в речи обособленные обстоятельства?
2. Каждая группа работает с карточками Блока №3 (по одному предложению комментирует)
Задание: записать, расставить знаки препинания, выполнить графическую работу. Ответить на вопросы (устно).
Капитаны - консультанты проверяют.
БЛОК № 3.
Записать предложения, расставив знаки препинания. Подчеркнуть обособленные обстоятельства. Выполнить задание, данное после предложений.
7. Нижняя челюсть его отпала осветив весь рот золотом пломб голова завалилась на плечо и замоталась - и все тело извиваясь задирая ковер каблуками поползло на пол отчаянно борясь с кем-то. (С кем?)
8. Испытав много унижений много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно (что именно?) снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль.
9. Некоторые возвратясь в столовую дообедали но молча меж тем как хозяин подходил то к одному то к другому пожимая плечами чувствуя себя без вины виноватым всех уверяя что он отлично понимает "как это неприятно" давая слово что он примет "все зависящие от него меры" к устранению неприятности. (Какой именно?)
Ответьте на вопросы.
В какой хронологической последовательности нужно поставить предложения?
Дописать еще 2 - 3 предложения к записанному, учитывая стиль, тип речи, особенности синтаксических конструкций.
Вопросы:
С кем?
Что оно? Почему много унижений и невнимания?
Какой? (Бунина тревожит мысль о смерти, о недолговечности человеческого земного бытия).
3. Восстановить в хронологической последовательности все предложения, так как они присутствуют в тексте Бунина. Блоки №2, №3
Ответы: 2, 1, 3, 5, 6, 4, 7, 9, 8,
4. Домашнее задание. На выбор:
1. Выписать из любого произведения Бунина примеры иллюстраций правил обособления;
2. Написать миниатюру, дописав рассказ "Г-н:", прибавив 4 - 5 предложений к написанному, учитывая стиль, особенности языка, концовку.
5. Выводы урока.
Так в чем же заключается смысл эпиграфа?
2014г
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс по русскому языку
«Подготовка к ОГЭ-2017»
для 9 класса
В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Цель курса:
- подготовить учащихся к ОГЭ;
- обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»
- обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
- развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.
- совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
- развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
- совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
- развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
- создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
Требования к уровню подготовки
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- Знать трудные случаи правописания
- Понимать их роль в общекультурном развитии человека
- Объяснять языковое явление
- Уметь применять знания при тестировании
- Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
- Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
- активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
- определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
- работать над расширением словарного запаса;
- опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание.
Перед учениками ставится ряд задач:
- Знать нормы русского литературного языка.
- Орфографические и пунктуационные правила русского языка
- Владеть приемами лингвистического анализа.
- Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
- Писать сочинения по заданным текстам.
- Писать сжатое изложение
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
- Орфографические и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (изложения и сочинения)
- Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
- Применять полученные теоретические знания на практике (выполнять тестовые задания, писать сочинения и сжатые изложения).
Методическое обеспечение.
И.П. Васильева, Ю.Н. Гостева «Русский язык. Подготовка к ОГЭ – 2017». Издательство «Экзамен», 2016.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к знаниям и умениям учащихся | Виды контроля |
1 | Требования к написанию сжатого изложения | 1 | УИНМ | Критерии оценивания сжатого изложения. Восприятие текста. Основное содержание текста | Знать: критерии оценивания сжатого изложения, последовательность выполнения работы
| Работа с текстом |
2 | Основные приемы компрессии текста | 1 | УИНМ | Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. | Знать: приемы и принципы сжатия текста Уметь: сжимать исходный текст | Работа с текстом |
3 | Техника написания сжатого изложения | 1 | Практикум | Приемы и принципы сжатия текста. Макро- и микротемы. Работа с текстом | Знать: приемы и принципы сжатия текста Уметь: сжимать исходный текст | Работа с текстом |
4 | Сжатое изложение | 1 | УРР | Сжатое изложение | Знать: приемы и принципы сжатия текста Уметь: писать сжатое изложение | Сжатое изложение |
5 | Анализ изложения | 1 | ПОУ | Работа над ошибками | Знать: приемы и принципы сжатия текста Уметь: писать сжатое изложение | Работа над ошибками |
6 | Требования к написанию сочинения-рассуждения | 1 | УИНМ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Структура данного вида работы | Знать: критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
| Работа с текстом |
7 | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | 1 | УИНМ | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь: подбирать лексические и грамматические явления для аргументации | Работа с текстом |
8 | Техника написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему | 1 | Практикум | Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Лексические и грамматические явления для аргументации. Работа с текстом | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь: подбирать лексические и грамматические явления для аргументации | Работа с текстом |
9 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | УРР | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь: подбирать лексические и грамматические явления для аргументации | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
10 | Анализ сочинения | 1 | ПОУ | Работа над ошибками | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Работа над ошибками |
11 | Интерпретация фрагмента текста | 1 | УИНМ | Информационная обработка текста. Основная мысль. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста, критерии оценивания задания 15.2 | Работа с текстом |
12-13 | Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста | 2 | Практикум | Техника написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста. Работа с текстом | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста | Работа с текстом |
14 | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста | 1 | УРР | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста | Сочинение-рассуждение: интерпретация фрагмента текста |
15 | Анализ сочинения | 1 | ПОУ | Работа над ошибками | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по фрагменту текста Уметь: писать сочинения-рассуждения по фрагменту текста | Работа над ошибками |
16-17 | Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста | 2 | УИНМ | Информационная обработка текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3 | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3 Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста | Работа с текстом |
18 | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 | 1 | УРР | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3 Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста | Сочинение-рассуждение. Задание 15.3 |
19 | Анализ сочинения | 1 | ПОУ | Работа над ошибками | Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3 Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста | Работа над ошибками |
20 | Средства выразительности | 1 | ПОУ | Лексика. Тропы и фигуры речи. | Знать: средства выразительности Уметь: выполнять тестовое задание № 3 | Выполнение тестовых заданий (№3) |
21 | Правописание приставок | 1 | ПОУ | Правописание приставок: з-с на конце приставок, при- и пре-, неизменяющиеся на письме приставки | Знать: правописание приставок Уметь: выполнять тестовое задание № 4 | Выполнение тестовых заданий (№4) |
22 | Правописание Н-НН в словах разных частей речи | 1 | ПОУ | Правописание Н-НН в словах разных частей речи | Знать: правописание Н-НН в словах разных частей речи Уметь: выполнять тестовое задание № 5 | Выполнение тестовых заданий (№5) |
23 | Характеристика русской лексики. Синонимы | 1 | ПОУ | Характеристика русской лексики. Однозначные, многозначные слова. Новые и устаревшие слова. Книжная и разговорная лексика. Антонимы. Омонимы. Синонимы. | Знать: характеристику русской лексики, синонимы Уметь: выполнять тестовое задание № 6 | Выполнение тестовых заданий (№6) |
24 | Словосочетание | 1 | ПОУ | Словосочетание. Согласование, управление, примыкание | Знать: виды связи слов в словосочетании Уметь: выполнять тестовое задание № 7 | Выполнение тестовых заданий (№7) |
25 | Предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 | ПОУ | Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения | Знать: о грамматической основе предложения Уметь: выполнять тестовые задания № 8, №11 | Выполнение тестовых заданий (№8, №11) |
26-27 | Осложненное простое предложение | 2 | ПОУ | Обособленные члены предложения(определения, приложения, обстоятельства, дополнения) | Знать: правила обособления второстепенных членов предложения Уметь: выполнять тестовые задания №9 | Выполнение тестовых заданий (№9) |
28 | Основные разряды вводных слов | 1 | ПОУ | Вводные конструкции. Основные разряды вводных слов | Знать: основные разряды вводных слов Уметь: выполнять тестовые задания №10 | Выполнение тестовых заданий (№10) |
29-30 | Пунктуация и синтаксис сложного предложения | 2 | ПОУ | Знаки препинания в сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение | Знать: правила постановки знаков препинания в сложном предложении Уметь: выполнять тестовые задания №12, №13, №14 | Выполнение тестовых заданий (№12, №13, №14) |
31 | Итоговое тестирование | 1 | КЗУ | Итоговое тестирование | Знать: изученный материал Уметь: выполнять тестовые задания №2- №14 | Итоговое тестирование |
32 | Анализ итоговой работы | 1 | ПОУ | Работа над ошибками | Знать: изученный материал Уметь: выполнять тестовые задания №2- №14 | Работа над ошибками |
33-34 | Резервные уроки | 2 |
|
|
|
|
КЗУ – контроль знаний учащихся, ПОУ – повторительно-обобщающий урок, УИНМ – урок изучения нового материала, УРР – урок развития