Программа кружковых работ
Программа кружковых работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_aplikatsii.docx | 37.59 КБ |
melkaya_motorika_kruzhok.docx | 50.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………….……..3 |
2. Актуальность программы……………………………………………3 |
3. Цель программы ……………………………………………………….3 |
4. Задачи программы ………………………………………………..……3 |
5. Материально – техническое оснащение ………………………...……4 |
6. Ожидаемые результаты …………………………………………….….4 |
7. Основные направления и содержание деятельности ……………..…5 |
8. Учебно – тематический план ……………………………………….…6 |
9. Перспективный план …………………………………………………..7 |
10. Литература……………………………………………………………14 |
1. Пояснительная записка
Программа кружка по аппликации, направлена на развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности.
2. Актуальность
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации. Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.
3. Цель программы:
Развитие творческих способностей, воображения. Удовлетворение детской потребности в создании чего-то нового, красивого развитие мыслительных способностей и раскрытие творческого потенциала детей.
4. Задачи программы
Обучающие:
- учить детей правильно подбирать предметы по форме, цвету, величине;
- чередовать предметы по цвету, форме, величине;
- учить создавать коллективные работы;
Развивающие:
- развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей;
- развитие индивидуальности при решении творческих задач;
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей;
- развитие сенсорного восприятия путём обработки бумаги (сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание).
Воспитательные:
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость;
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, лепки, аппликации;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
В программе участвуют: дети 3-4 лет.
Срок реализации программы: с октября по апрель.
5. Материально-техническое обеспечение:
1. Иллюстрации к темам;
2. Картинки, книжки – раскраски;
3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаг;
4. Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки;
5. Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества;
6. Простые и цветные карандаши.
6. Ожидаемые результаты.
- использовать в работе приёмы обрывной аппликации, раскладывать вырезанные детали на бумаге, а затем их наклеивать, тщательно смазав клеем;
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круги из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
- аккуратно использовать материалы.
В результате реализации кружка удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей, цвето-восприятие, образное мышление. И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность.
Форма подведения итогов: выставки детских работ.
Возраст – вторая младшая группа
Количество детей – 25 детей
Продолжительность деятельности – 15 минут
Количество в неделю – 1 раз в неделю
Расписание:
I неделя
Понедельник – 15.20-15.35
II неделя
Понедельник –15.20-15.35
III неделя
Понедельник – 15.20-15.35
IV неделя
Понедельник - 15.20-15.35
Учебный план
Возраст | Продолжительность занятий | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
Вторая младшая группа | 15 мин. | 1 раз в неделю | 4 | 27 |
8. Учебно – тематический план для детей 3-4 лет
Вторая младшая группа
№ | Тема | Количество часов |
1. | «Игрушки» | 1 |
2. | «Овощи» | 1 |
3. | «Фркуты» | 1 |
4. | «Ягоды» | 1 |
5. | «Мой веселый звонкий мячь...» | 1 |
6. | «Шарики воздушные, ветерку послушные…» | 1 |
7. | «Выросла репка- большая-пребольшая» | 1 |
8. | «Снежинки-сестрички» | 1 |
9. | «Праздничная елка» | 1 |
10. | «В гостях у сказки» | 1 |
11. | «Зимние забавы» | 1 |
12. | «Домашние животные» | 1 |
13. | «Рыбы» | 1 |
14. | «Части тела и лица» | 1 |
15. | «Колобок на окошке» | 1 |
16. | «День защитника Отечества» | 1 |
17. | «Лоскутное одеало» | 1 |
18. | «Мойдодыр» | 1 |
19. | «Букет цветов для мамочки» | 1 |
20. | «Комнатные растения» | 1 |
21. | «Весна» | 1 |
22. | «Домашние птицы» | 1 |
23. | «Неваляшка танцует» | 1 |
24. | «Ручеёк и кораблик» | 1 |
25. | «Растения» | 1 |
26. | «Пасха» | 1 |
ИТОГО | 26 |
9. Перспективный план
Тема занятия | Цель | ь Методические приемы | Оборудование | Литература | ||||||
Октябрь | ||||||||||
«Игрушки» | Учить детей наклеивать готовые формы, различать и называть основные цвета: красный, зеленый, желтый. Учить детей пользоваться кистью. Клеем, клеенкой и тряпочкой. | и 1. Рассказ педагога. 2. Худ. Слово. 3. Практическая работа. 4. Итог. | Кубики трех цветов. | Д.Н. Колдина Стр. 12 | ||||||
«Овощи» | Учить детей составлять целое из двух частей. Закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой. Продолжать знакомить с желтым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4.Итог. | Половина альбомного листа, заготовки для репки, вырезанные из цветной бумаги (корнеплод и ботва); клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка. | Д.Н. Колдина Стр. 13 | ||||||
«Фрукты» | Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист. Продолжать знакомить с зеленым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. | 1.Вступительная беседа. 2.Худ. слово. 3.Самостоятельная работа детей. 4.Итог. | Цветной картон, на который заранее наклеена ваза; вырезанные из цветной бумаги яблоки и груши желтого и зеленого цветов; клей, кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка. | Д.Н. Колдина Стр.14. | ||||||
«Ягоды» | Продолжать учить детей наклеивать детали на лист в нужном месте. Продолжать знакомить с красным цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. Воспитывать отзывчивость и доброту. | 1. Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог. | Половинка альбомного листа, на котором нарисованы кустики клубники без ягод и вырезанные из цветной бумаги красные ягоды клубники; клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка. | Д.Н. Колдина Стр. 15. | ||||||
Ноябрь | ||||||||||
«Мой весёлый, звонкий мяч...». | Учить составлять цельный аппликативный образ из 2-3 готовых силуэтов. Воспитывать интерес к отображению представлений о природе в изобразительной деятельности. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог. | Силуэты яблок разного цвета и листочки- готовые формы, клеевые кисточки, салфетки. | И.А. Лыкова. Стр. 11. | ||||||
«Шарики воздушные Ветерку послушные» | Учить раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или с частичным наложением, заполняя всё пространство листа, и акку-ратно наклеивать на цветной фон. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4.Итог. | 5-7 готовых форм -бумажных кругов или овалов, клей, клеевые кисточки, салфетки, листы бумаги голубого цвета для фона | И.А. Лыкова. Стр. 13. | ||||||
«Выросла репка- большая-пребольшая» | Учить детей создавать образ репки в технике обрывной аппликации: разрывать полоски бумаги жёлтого и оранжевого цвета на кусочки и приклеи-вать мозаично на готовый силуэт или в пределах заданного контура; разрывать бумагу зелёного цвета на кусочки, пытаясь передать форму листьев. | 1. Вводная беседа. 2.Рассматривание. 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог. | Бумага ярко-жёлтого, оранжевого и зелёного цвета, Силуэт репки светло-жёлтого цвета, клей, клеенка. | И.А. Лыкова. Стр.24 | ||||||
Декабрь | ||||||||||
«Снежинки-сестрички» | Учить детей наклеивать полоски бумаги в форме снежинки на основе готового круга или шестигранника | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог. | Бумажные формы одного размера, полоски бумаги белого, клей, клеевые кисточки; фломастеры, краска белого цвета; тонкие кисти, матерчатые и бумажные салфетки. | И.А. Лыкова. Стр.57 | ||||||
«Праздничная ёлочка» | Учить детей составлять аппликативное изображение ёлочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением элементов друг на друга. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог. | Бумажные треугольники зелёного цвета, клей, клеевые кисточки, гуашевые краски | И.А. Лыкова. Стр.65 | ||||||
«В гостях у сказки» | Учить детей раскладывать на листе бумаги сюжетную композицию. Закреплять приемы наклеивания. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог. | Альбомный лист с наклеенной внизу «речкой» – полоской синей бумаги; вырезанные из цветной бумаги детали: голубой круг, желтая полоска, коричневый овал; фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка | Д.Н. Колдина Стр.24 | ||||||
«Зимние забавы» | Учить чередовать детали аппликации по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог. | Альбомный лист, на котором нарисована веревка; вырезанные из бумаги прямоугольники разных цветов, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка. | Д.Н. Колдина Стр. 26 | ||||||
«Домашние животные» | Учить детей составлять целый предмет из частей, аккуратно наклеивать детали аппликации; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | альбомный лист; детали, вырезанные из оранжевой бумаги:круг,овал,треугольник,кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка, фломастеры. | Д.Н. Колдина Стр.28 | ||||||
«Рыбы» | Учить детей составлять коллективную композицию. Развивать мелкую моторику пальцев, внимание. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Лист ватмана, тонированный в голубой цвет; вырезанные из бумаги разных цветов рыбки, водоросли и камни; фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка. | Д.Н. Колдина Стр.30. | ||||||
«Части тела и лица» | Учить детей составлять целое из частей. Продолжать учить ориентироваться в частях тела. Развивать внимание. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Альбомный лист, вырезанный из журнала портрет человека, разрезанный на несколько частей, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка. | Д.Н. Колдина Стр.35 | ||||||
Февраль | ||||||||||
«Колобок на окошке» | Учить детей создавать выразительный образ колобка в технике аппликации: наклеивать готовую форму и дорисовывать детали фломастерами. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Окошки разного цвета и размера, бумажные полоски и другие формы для декоративной аппликации; фломастеры или цветные карандаши, клейстер, кисточки, розетки для клея, клеёнки, салфетки матерчатые или бумажные. | И.А. Лыкова. Стр.75. | ||||||
«День защитника Отечества» | Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. Закреплять умение сопровождать движениями слова стихотворения. Развивать точность и координацию движений. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Половина листа ватмана, на котором внизу нарисованы или наклеены силуэты домов, а вверху – облака и солнце; вырезанный из журнальной страницы самолет, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка. | Д.Н. Колдина Стр.38 | ||||||
«Лоскутное одеяло» | Вызвать интерес к созданию лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Фантики (по 5 разных для каждого); клей, клеевые кисточки; листы для наклеивания фантиков; основа для коллективной импровизации; салфетки, клеёнка; кусочки пластелина для лепки конфет. | И.А Лыкова. Стр.86 | ||||||
«Мойдодыр» | Учить детей создавать шуточные композиции: наклеивать силуэты игрушек на цветной фон, изображать разными способами «грязные» пятна. Развивать воображение. | 1. Вводная беседа. 2. Рассматривание. 3. Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Силуэты разных игрушек, вырезанные воспитателем, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги светло-голубого или белого цвета, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. | И.А.Лыкова. Стр.90 | ||||||
Март | ||||||||||
«Букет цветов для мамочки» | Учить составлять композицию из готовых элементов (цветов) на сложной форме (силуэте букета или вазона), выбирать и наклеивание вазы (из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Силуэты букетов (формы зелёного цвета) и вазы разной формы из фактурной бумаги (на выбор детям), силуэты цветов (по 5-7 для каждого ребёнка), клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. | И.А. Лыкова. Стр.93 | ||||||
«Комнатные растения» | Учить детей составлять цветок из частей, наносить клей на детали и наклеивать их на лист. Развивать восприятие и мышление. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Половинка альбомного листа, вырезанные из цветной бумаги цветок и его сердцевина в виде круга; цветные карандаши, клей, кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка. | Д.Н. Колдина Стр.42 | ||||||
«Весна» | Продолжать учить детей выполнять обрывную аппликацию. Учить создавать несложную сюжетную композицию. Учить детей описывать изображенное на картине, познакомить с природным явлением «ледоход» | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Картон голубого (синего) цвета, вырезанные из открыток маленькие силуэты животных, белая бумага, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка. | Д.Н. Колдина Стр.43 | ||||||
«Домашние птицы» | Продолжать учить детей составлять коллективную композицию; доводить предмет до нужного образа. Учить инсценировать слова песни. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Ватманский лист, на котором нарисована курица, вырезанный из желтой цветной бумаги овал, фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка. | Д.Н. Колдина Стр.44 | ||||||
Апрель | ||||||||||
«Неваляшка танцует» | Учить создавать образ игрушки в характерном движении. Вызвать интерес к «оживлению» а п пли кати вн ого образа, поиску изобразительно-выразительных средств. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Листы бумаги белого цвета (для фона), круги двух размеров (для туловища красные, для лица розовые), клей, клеевые кисточки, ватные палочки, фломастеры, салфетки бумажные и матерчатые. | И.А.Лыкова. Стр.103 | ||||||
«Ручеёк и кораблик» | Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм и рисовать ручеёк по представлению. Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Листы бумаги светло-голубого цвета для фона, бумажные формы-трапеции, треугольники двух размеров (для паруса и флажка), клей или клеящие карандаши, фломастеры или карандаши цветные, салфетки матерчатые. | И.А.Лыкова. Стр.109 | ||||||
«Расстения» | Продолжать учить детей составлять целое из частей. Познакомить с названиями садовых цветов, с частями растений. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание. 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Предметные картинки с садовыми цветами (роза, тюльпан, гладиолус, нарцисс, ромашка). | Д.Н. Колдина Стр.46 | ||||||
«Пасха» | Продолжать учить детей составлять коллективную композицию, правильно располагая предметы на листе. Упражнять в порядковом счете. | 1.Вводная беседа. 2.Рассматривание. 3.Самостоятельная работа детей. 4. Итог | Лист ватмана, вырезанная из цветной бумаги корзина, разноцветные бумажные овалы-яйца, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка. | Д.Н. Колдина Стр.47. |
Литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез 2014г
- Изобразительная деятельность в детском саду. 2 младшая группа.
Планирование, конспекты, методические рекомендации. И. А. Лыкова. Цветной мир 2014г.
- Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий – Т.С. Комарова. Москва. Мозаика - Синтез 2014г.
- Аппликация с детьми 3–4 лет. Д.Н. Колдина. Москва. Мозаика – Синтез 2012г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 городского округа г.Нефтекамск РБ |
Утверждаю
Заведующий МАДОУ детский сад № 29
________________ Мухамедзянова И.Р.
Приказ № _____ от «___»_____ 2017г.
Программа
дополнительного образования
по развитию мелкой моторики рук
или «Ум на кончиках пальцев»
на
2020 -2021 учебный год
(возрастная категория детей 3 - 4 лет, срок реализации 1 год)
Рассмотрено и принято
на педагогическом совете №1 Протокол № ___ от «___»_____ 2017г.
Руководитель: Юсупова И.И.
воспитатель
Нефтекамск, 2020 г.
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………....
2.Актуальность программы………………………………………………
3. Цель программы ………………………………………………………..
4. Задачи программы ………………………………………………………
5. Материально – техническое оснащение ………………………………
6. Ожидаемые результаты ………………………………………………..
7. Основные направления и содержание деятельности …………………
8. Учебно – тематический план ………………………………………….
9. Перспективный план ……………………………………………………
10. Литература………………………………………………………………
11.Приложение……………………………………………………………..
1.Пояснительная записка
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились…
По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматические или быстрые, нервные руки).
Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Не подать руки», «Руками развести», «Руки опускаются», «Обеими Руками, «за», «Своя рука – Владыка», «Руки не оттуда растут», «Работать не покладая рук», «Как рукой смело» и т. д.
Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активности головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинец – на работе подтверждают развитие рук с развитием мозга.
Учёные доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти, способствует интеллектуальному развитию детей. Всё дело в головном мозге человека, а точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, массируя пальцы и развивая мелкую моторику, мы стимулируем, активизируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и мышление. Чем теснее взаимосвязь мыслительных и речевых процессов, тем лучше речь, мышление, внимание, выше способности ребенка. Массаж стимулирует взаимосвязь между полушариями головного мозга – чувства и образы запускают речевые процессы. Благодаря массажным и двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активация межполушарного взаимодействия, гармонизация головного мозга в целом.
Согласно наблюдениям Кольцовой, дети, совершающие многочисленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, выполнять множество бытовых и учебных действий.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, а затем и клавиатурой компьютера, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными.
2.Актуальность программы: Актуальность заключается в том, что уже дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Стимулирующие воздействие на развитие функций руки является художественное творчество. С помощью продуктивных видов деятельности развивается двигательная активность кисти руки. Когда она достигает высокого уровня развития, то соответственно активно развивается речь, память, внимание, мышление.
3.Цель программы: развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью игрового массажа, упражнений и игр.
4.Задачи программы:
- учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику, ловкость рук, координацию движений.
- формировать общие речевые навыки детей, обогащать словарный запас;
- способствовать развитию предметной деятельности, развитию тактильной чувствительности; развивать глазомер, зрительное внимание;
- развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу и синтезу, тренировать логику;
- развивать художественный вкус, конструкторские навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур;
- развивать творческие способности;
- воспитывать доброту и инициативу, а также усидчивость и терпение.
Возраст детей: 3-4 года.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы : 1 год.
Формы и режим занятий:
Дополнительная образовательная программа «Веселые пальчики» рассчитана на 1 учебный год обучения. Численный состав группы не должен превышать 15 человек. Продолжительность занятия - 15мин.
Каждое занятие состоит из 3 частей:
Вводная часть – 3-5 минут.
Основная часть – 10-15 минут.
Заключительная часть – 3-5 минут.
Форма организации детей – групповая.
Ожидаемые результаты:
На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти,
и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, Мастер-класс для родителей, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Основные приемы работы – пальчиковая гимнастика с предметами и без предметов. Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы,игры и упражнения:
самомассаж кистей рук:
пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
выполнение движений с мелкими предметами (крупы, мелкие игруш-ки, счетные палочки, пуговицы, бусины);
рисование (пальчиками, ладошками, пластилином);
конструирование из бумаги, природного материала;
Лепка из пластичных материалов (тестопластика).
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.
Педагогические принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
Методы обучения:
1.Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать.
2.Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить.
3.Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность.
Основное содержание работы:
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
• Самомассаж нестандартным оборудованием
• пальчиковая гимнастика
• работа с сыпучими материалами
• работа с бумагой
• конструирование из пуговиц
• работа со шнурками, нитками
• Рисование пальчиками
• моделирование (спички, трубочки, природный материал)
• лепка, изготовление поделок из различных материалов
В разделе «Самомассаж», ребята научатся самостоятельно выполнять самомассаж рук нестандартным оборудованием. Самомассаж проходит в игровой стихотворной форме. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, сопровождение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с техникой – пальчиковая живопись, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно координированные движения руки.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
5. Материально-техническое оснащение:
- массажные мячики;
- коробочки с крупой;
- шнуровки, пазлы, мозаики;
- комплекты для изобразительного творчества (пластилин, краски, фломастеры, цветные карандаши, коврики для лепки, салфетки для рук и т.п.)
6. Ожидаемые результаты.
Воспитанник знает: приемы самомассажа рук; названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп;
Воспитанник умеет: соизмерять, подчинять движения контролю взора; владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.); выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т.п.). пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком; изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины; работать с трафаретами; застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки. выполнять аппликации из различных материалов (бумага, природные материалы и т.д.); применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение; выполнять шнуровку.
Формы подведения итогов реализации программы
7.Основные направления и содержание деятельности.
Возраст – вторая младшая группа
Количество детей- 15 человек
Продолжительность деятельности – 15 минут
Количество в неделю – 1 раз в неделю
Расписание:
I неделя
Вторник – 15.30-15.45
II неделя
Вторник –15.30-15.45
III неделя
Вторник – 15.30 – 15.45
IV неделя
Вторник – 15.30-15.45
Учебный план
Возраст | Продолжительность занятий | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
Вторая младшая группа | 15 мин. | 1 раз в неделю | 4 | - |
8. Учебно – тематический план для детей 3 – 4 лет
Вторая младшая группа
№ | Тема | Количество часов |
1. | Божья коровка | 2 |
2. | Колючий ёжик | 1 |
3. | Пингвины на льдине | 1 |
4. | Мышки на сыре | 2 |
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
11. | ||
12. | ||
13. | ||
14. | ||
15. | ||
16. | ||
17. | ||
18. | ||
19. | ||
20. | ||
21. | ||
22. | ||
23. | ||
24. | ||
ИТОГО: | 64 |
9. Перспективный план
Месяц | Тема занятия | Цель | ь Методические приемы | Оборудование | Литература | |||||
Октябрь | «Ветерок»» | Укреплять мышцы пальцев и кистей. | и
| Резиновые груши небольшого размера. | Е.А.Янушино. стр.12. | |||||
«Весёлые клубочки» | Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук. |
| Различные виды бумаги, краски, 3 возд шара. | интернет | ||||||
«Раз фасоль, два фасоль»
| Закрепить понятия об основных и дополнительных цветах, создать эмоционально приподнятое настроение при решении изобразит загадок. |
| фасоль, разноцветная, весело гремящая о бока и дно металлической банки. | интернет | ||||||
«Ямки» | Развивать силу рук, хватательные соотносящие движения рук. | 1. Вступительная беседа; 2. Худ.слово; 3. Самост.работа детей; 4. Итог. | Пластилин, горох, поднос, карандаш. | Е.А.Янушино. стр.13. | ||||||
Ноябрь | «Спрячь руки» | Развивать хватательные движения, осязание. | 1. Вступительная 2. беседа; 3. Практическая работа; 4. Итог. | Разные виды круп или песок, миска. | Е.А.Янушино. стр.15. | |||||
«Сделай бусы» | Учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности | 1. Вступительная 2. беседа; 3. Практическая работа; 4. Итог. | Коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины,шнурки. | конспект | ||||||
«Печенье для кота» | Вызвать интерес к лепке. Познакомить со свойствами пластилина. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог. | Полоски желтого пластилина, крышки из пластиковой бутылки, дощечка для моделирования. | Д.Н.Колина. «Лепка и рисование». Стр. 7. | ||||||
«Цветные карандаши» | Продолжать учить детей складывать из пластилина шарики круговыми движениями ладоней. Развивать интерес к сказкам.Воспитывать отзывчивость и доброту. | 1. Вводная беседа; 2. Рассматривание; 3. Самостоятельная работа детей; 4. Итог. | Пластилин красного, желтого и зеленого цвета, дощечка-подкладка. | Д.Н.Колина. «Лепка и рисование». Стр. 8. | ||||||
Декабрь | «Зарядка для пальчиков» | Развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания | 1. Вступительная 2. беседа; 3. Худ. Слово; 4. Самостоятельная работа детей; 5. Итог. | Прищепки | конспект | |||||
«Месим тесто» | Развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. | 1. Вступительная 2. беседа; 3. Худ. Слово; 4. Самостоятельная работа детей; 5. Итог. | кастрюля, 1 кг гороха или фасоли | конспект | ||||||
«Картина из бусин» | Развивать точность движений, творческое воображение. | 1. Вступительная 2. беседа; 3. Худ. Слово; 4. Самостоятельная работа детей; 5. Итог. | Лист картона, набор цветных бусин | конспект | ||||||
«Скользим на лыжах» | Развивать и тренировать координации движений пальцев, развивать кончики пальцев рук, развивать внимание. | 1. Вступительная 2. беседа; 3. Худ. Слово; 4. Самостоятельная работа детей; 5. Итог. | Две пробки от пластиковых бутылок. | конспект | ||||||
Январь | «Зимние забавы» | Развивать мелкую моторику рук, Учить детей работать с пластилином способом счетными палочка. размазывания на листе. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | Пластилин, дощечки | конспект | |||||
«Наряжаем елочку» | Развивать мелкую моторику рук. Научить детей завязывать узелки, бантики.Формировать умение координировать речь и движения. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | Бантики и шнуровки | конспект | ||||||
«Коробочка тактильных ощущений» | Развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | Текстиль с бархатной и наждачной бумагой | конспект | ||||||
Февраль | «Бумажные снежки» | Развивать силу рук | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | Листы бумаги | Е.А.Янушино. стр.18. | |||||
«Длинная дорожка» | Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | Счетные палочки игрушечная машина. | Е.А.Янушино. Стр.25. | ||||||
«Веселый шнурок» | Развивать движение кистей и пальцев рук. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | Толстын шнурки или узкие ленточки (шириной 2-3см.) | Е.А.Янушино. Стр.28. | ||||||
Игра«Человечек» | Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение понимать речь. | 1. Худ. Слово; 2. Беседа; 3. Практическая работа; 5. Итог | Е.А.Янушино. Стр.41. | |||||||
Март | «Прищепки прячутся» | Развивать силу рук, соотносящие движения рук; формировать навык расстегивания прищепок | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | Коробка, яркие разноцветные прищепки. | Е.А.Янушино. Стр 34. | |||||
«Пятна на жирафе» | Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования; способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | картофель,вырезанные шаблоны,бумажные тарелки,гуашь, | Д.Н.Колдина. Стр.39. | ||||||
«Фосоль и горох» | Развивать восприятие, мелкую мот орику пальцев и координацию движений. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | Миски, фосоль и горох. | Д.Н.Колдина. Стр.36. | ||||||
«Рисование по манке (муке)» | Развитие точности движения пальцев, воображение мышления, ориентировки на плоскости, проекции. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | Поднос, манка или мука. | конспект | ||||||
Апрель | «Сухой бассейн» | Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | Ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам) | конспект | |||||
«Разноцветная мозаика» | Учить различать и правильно произносить основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий). Развитие мелкой моторики. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | Человечки из цветного картона, кусочки из фломастера диаметром 1см. | Конспект. | ||||||
Пальчиковое рисование «Ромашки» | Развивать у детей пальчиковую моторику; учить детей видеть ориентир на листе бумаги, аккуратно, последовательно выполнять задание; учить детей работать на листе бумаги с печатной основой. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | гуашь желтая, влажная салфетка лист бумаги с печатной основой- ромашки | конспект | ||||||
«Птички-невелички» | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью, стимулировать развитие речи у ребенка. Воспитывать у детей доброе и заботливое отношение к птицам. | 1. Рассказ педагога; 2. Худ. Слово; 3. Беседа; 4. Практическая работа; 5. Итог | картонные полоски (дорожки, камушки или ракушки, кусочки ниток (червячки, прищепки, баночки – кормушки для птичек, горох, фасоль или семечки, магнитофонная запись пения птиц, кормушка для птиц. | конспект | ||||||
10. Литература:
1. Александрова З.Н. «Стихи», – М.: «Эксмо», – 2009 г.;
2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с.
3. Вахтин В. «Весёлые уроки 5. Развиваем память, мышление, внимание, мелкую моторику», – М.: «Фламинго», – 2010 г.
4. Ермакова И.А. Развиваем моторику у малышей. – СПБ: 2007.-66с.
5. Кочетова, Н.П. «Играем с малышами: игры и упражнения для детей 3 – 4 лет: пособие для воспитателей и родителей». / Н.П. Кочетова, Г.Г. Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
6. Маслова Е.Н. «Развитие общей и мелкой моторики для детей с нарушением речи. Часть 2», – Волгоград: «Корифей», – 2010 г.;
7. Нищева Н.В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», – СПб.: «Детство-пресс», – 2013 г.;
8. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.
9. Ульева Е.А. «Пальчиковые игры. Для детей 4 – 7 лет», – М.: «Мозаика-синтез», – 2012 г.;
10. Чернорицкая О. «Ботинок», – М.: «Дрофа», – 2006 г.