триз

Усова Наталья Борисовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РУСАЛОЧКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГУБКИНСКИЙ

Мастер-класс на городском семинаре

 «Методика ТРИЗ как один из способов формирования готовности педагогов к работе по развитию способностей дошкольников»

Подготовили

Учитель-логопед

Новоженина Г.С.

Педагог дополнительного

образования

Усова Н.Б.

г. Губкинский 2019 год

Природа наделила каждого человека способностью к воображению. В зависимости от жизненного опыта, наличия навыков жизнедеятельности у разных людей воображение проявляется по-разному.

Воображение самым непосредственным образом связано с мышлением. Решая практическую или умственную задачу, человек выполняет цепочку определенных мыслительных операций, используя при этом имеющуюся информацию. Но если сведений недостаточно, приходит на помощь воображение.

Казалось бы, чем больше базовой информации, тем богаче воображение. Почему же в детстве воображение носит ярко выраженный характер (недаром про дошкольников говорят – фантазеры), а в процессе взросления все более и более доминируют признаки репродуктивности.

Одной из возможных причин является привычка мыслить по устоявшимся канонам. Чем старше человек, тем богаче опыт сформированных стереотипов. Все это – проявление так называемой психологической инерции в повседневной жизни. До тех пор, пока деятельность человека ограничивается набором стереотипов, выработанная инерция выступает на благо. На этом основан процесс системы культурно-гигиенических навыков. Но если условия изменятся, то психологическая интеграция станет мешать. Это имеет место и в профессиональной деятельности. В результате уже в детском саду начинают формироваться стереотипы: одинаково рисуют, лепят, спрашивают у взрослого  «Я правильно делаю?», одинаково строят фразы, с одинаковой интонацией.

Осознавая необходимость пересмотра подходов к обучению детей, практика не может отказаться от главенствующей роли педагога, как основного транслятора информации для детей. Это означает, что к тем стереотипам, которые формируются стихийно, добавляются шаблоны, целенаправленно закрепленные.

Как обеспечить достаточно высокий уровень оригинальности при решении проблемных ситуаций? В первую очередь необходимо научиться самому преодолевать психологическую интеграцию.

Кто из нас в детстве не мечтал о чуде, не хотел стать сильным и всемогущим волшебником? Но кто хоть раз задумался, когда и куда исчезли эти мечты?

Становясь взрослым, человек начинает мыслить и действовать рационально, руководствуясь полученными знаниями и собственным опытом, подключая воображение только тогда, когда необходимо представить ожидаемый результат до осуществления задуманного. Фантазирование считают уделом чудаков и детей.

Зачем человеку воображение? Можно ли управлять своими фантазиями? Есть ли приемы стимулирования воображения и творческого мышления?

Как известно, движущей силой любой деятельности является мотивация. А что как не интерес заставляет человека исследовать действительность.

Дошкольник в силу своей специфики – искатель. Его внимание направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей привело к созданию увлекательных средств и форм обучения. Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа?

Поиск ответов на поставленные вопросы побудило использовать ту методику, которая не только эффективна, но и увлекательна – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

ТРИЗ – теория/технология решения изобретательских задач. Возникла она в конце 40-х – начале 50-х годов в СССР. Ее основоположником стал Генрих Саулович Альтшуллер, российский ученый-практик, писатель-фантаст, педагог, на момент изобретения теории был специалистом инспекции по изобретательству Каспийской военной флотилии.

Основная цель ТРИЗ для детей – формирование творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Андрей Петрович Кашкаров в своей книге « Развиваем нестандартное мышление» практическими примерами показывает, что ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решать. ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ на примере различных технологий способствует не только развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникации, но и становлению взрослого как творческой личности, пишет Андрей Петрович.

Если мы проведем небольшой анализ: чему учатся дети при таком подходе, то увидим, что

- они учатся толково задавать вопросы? Да

- работать совместно, коллективно, слышать друг друга? Да. Даже если в паре работают взрослый (педагог (родитель) и ребенок), они попеременно могут предлагать разные варианты решения, соответственно тоже учатся слышать другого.

- не останавливаться на первой, пришедшей в голову мысли? Продолжать искать вторую, третью гипотезы и т.д.? Да

- учатся уверенности в том, что загадки природы, техники, истории в принципе разрешимы? Да

- учатся уверенности в том, что они сами могут докопаться до истины? Да

- умению самостоятельно выражать свои мысли? Да

-учатся новым знаниям? Да

- учатся умению искать информацию в окружающем мире? Да

В ТРИЗ-педагогике детей целенаправленно учат работать с противоречиями. Противоречия – это два противоположных, взаимоисключающих требования к одному и тому же предмету, явлению, процессу. Понимание противоречий – одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Ребенок с самого рождения сталкивается с противоречиями, и взрослые также не должны бояться предоставлять противоречия ребенку для разрешения: это пальто новое и нарядное и в нем ты очень красивая, но в нем нельзя кататься горки, например.

Необходимо привлекать ребенка к поиску решения возникающих противоречий, обсудите все возможные варианты решения и вместе выберете лучший. Но если ребенок не может решить противоречие – родители за него решили, или отругали за самостоятельно принятое решение – ребенок уходит от размышления, становится пассивным, «неспособным» к творческому поиску.

ТРИЗ-педагогика не только учит решать противоречия, она еще учит быть внимательным к мелочам, увидеть то, что прячется от взгляда, и дает возможность решить «неразрешимую» задачу. Внимательность – это свойство ума, его можно и нужно тренировать.

Также еще одна составляющая креативности – уверенность в своих силах. Она добывается, тренируется, закрепляется в реальной деятельности, в победах. Самостоятельно сочиненный рассказ или придуманная загадка, самостоятельно изготовленный прибор, самостоятельно решенная трудная задача (обязательно трудная) – все это ценный опыт, который переплавляется в характер и стиль мышления.

Исследуя данную методику, было проведено анкетирование родителей с целью изучения запроса в применении данной методики. 80% родителей заинтересовались ТРИЗ-педагогикой. В последующем педагогами были пройдены КПК по данной теме, с родителями проведен семинар-практикум. В сентябре разработана программа «Воображариум».

9 слайд

За основу взяты авторские разработки Светланы Ивановны Гин. Программа состоит из двух блоков. Первый блок занятий направлен на развитие речетворчества, где дети вместе с учителем-логопедом учатся составлять загадки, сказки, развивают свою речь. Второй блок занятий направлен на активацию творческого мышления и воображения с применением элементов изобразительной деятельности (лепки, рисования).

Занятия рекомендуется проводить в течение двух лет.

В программе первого года обучения предлагается изучить следующие темы: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких человечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко).

Второй год обучения предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И.Н.        Мурашковской), обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук).

Воспитатели могут самостоятельно расширять и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ, чтобы понимать, почему именно это нужно говорить и делать. Ведь основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте — это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только педагог-творец. Для этого необходимо:

  •  организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
  •  в конце занятий подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным?и др.). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о ..., а в следующий раз узнаем еще и о ...»), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ и др. При этом желательно обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими режимными моментами;  
  • проводить на втором году обучения не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям дня развивающего общения с детьми;
  •  быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.

C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок10.jpg            C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок11.jpg    C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок12.jpg

  •  иметь специальную Игрушку — героя занятий, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требование при выборе игрушки — необычность и оригинальность. Это может быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик, «головоног», «кубарик», «лошарик» и т. п. После подведения итогов дети расстаются с Игрушкой до следующего занятия;

Хотелось бы Вас познакомить с некоторыми приемами и упражнениями используемые на занятиях.

Упражнения по формированию классификационных навыков с помощью ТРИЗ позволяют не только качественно сформировать данные навыки, но и дают возможность развивать творческое мышление детей. Оно проявляется в самостоятельном поиске оснований для классификации. В процессе игры ребенок учится выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира. Для этого необходим мыслительный процесс отсечения как можно большего количества неактуальной в данный момент информации. Игра «Да-нет» позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска на основе отсечения половины.

В чем суть игры: один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно все что угодно: число, букву, предмет, явление, произведение искусства, слово и т.д. На первый взгляд задача кажется легкой, но не тут-то было – вопрос необходимо поставить так, чтобы на него можно было ответить только да или нет.

В основе этой игры не перебор вариантов (или простое угадывание), а целенаправленная система сужения поля поиска.

Игры «Да-нет» решают задачи освоения детьми разных видов пространства, которые можно разделить в зависимости от местонахождения объекта: линейное (одномерное) пространство, плоскостное (двухмерное), трехмерное (объемное). Ключевые понятия применяемые: право-лево, середина, выше –ниже, дальше – ближе, угол, сторона, сзади – впереди и д.р.

В том случае, когда да-нет проводится с числами и цифрами, такая игра позволяет научить детей сужать поле поиска в числовом ряду, достаточно быстро осваивать порядковый счет, различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа.

Игры на первых этапах знакомства с ними и обучения целесообразнее проводить с помощью зрительного представления цифрового ряда, затем – без него.

Важно, чтобы дети в процессе данных игр сделали выводы о том, что перебор вариантов не дает эффекта, вопросы надо задавать так, чтобы можно было сузить поле поиска, отсечь часть, следовательно, продвижение к ответу происходит быстрее.

ИГРА «ДА-НЕТ» НАЙДИ ПРЕДМЕТ.

Хотелось бы Вас познакомить с книгой Анатолия Гина «Сказки кота Потряскина». 

В основу книги положен материал, полученный в процессе обучения детей 4–6 лет элементам диалектики. Ответы, приведенные на страницах книги, не выдуманы. Так рассуждают и фантазируют дети. Поэтому цель, которую поставили авторы – не развивать фантазию детей (с этим у них все в порядке), а научить мыслить системно, с пониманием существующих закономерностей. 

В данном случае мы применяем мозговой штурм – это построенный особым образом коллективный метод, позволяющий избежать инерционной направленности поиска.

Данный метод при использовании позволяет формировать у детей умение давать большое количество идей в рамках заданной темы; обучать критическому отношению к  результатам  обсуждения, умению  выбирать оригинальное  решение  задачи.

Все вместе попробуем решить задачу из этой книги: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ. с. 74.

У малышей прекрасная образная память, её надо сохранить и развивать, а затем, на этой врожденной базе, развивать сильное образное мышление.

Образное мышление - это процесс отражения действительности в виде образов, (зрительных, звуковых, обонятельных, осязательных…), в отличие от логического мышления, когда действительность отражается в виде суждений и понятий, и в отличие от наглядно-действенного мышления, предполагающего практические действия с предметами. Оперирование образами предметов помогает наглядно представить и понять ситуацию или задачу, а потом ее быстро и правильно решить. Образное мышление вырабатывает отзывчивость на прекрасное и на безобразное в жизни и в искусстве.

Предлагаем Вашему вниманию стихотворение Лукавый сон, прослушайте его и попробуйте все это представить.

Лукавый сон

 Мне приснился странный сон, Не могу очнуться!

Видел столько небылиц! Как бы к ним вернуться?

Помню. Дерево росло, Кажется, рябина,

А на ветках караси, грибов корзина.

Вдоль ствола ползла змея, чешуей сверкая.

Пела песенку она про шалтай –болтая.

Помню желтый небосвод, облака в полоску,

Вместо солнца – колесо старенькой повозки.

Не забуду водоем с голубою пеной.

В нем развился серый кот с крокодилом Геной.

По тропинке не спеша топали верблюды.

Рядом муравьи несли яблоки на блюде.

Жаль, что это только сон, чудный и лукавый.

Я попробую найти в этом смысл здравый.

- Что снилось мальчику?

- Дерево, на котором  висели грибы и рыба……и.т.д.

- Отлично! Теперь давайте забудем, что это лишь сон, и пропробуем найти фантастическое, а может быть и реальное объяснение, как такое могло произойти.

-Рыбу уронила птица, грибы развесила белка.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника (от греч. – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Я думаю, все вы знаете, что в век молниеносного технического прогресса, в котором мы сейчас живем, дети стали меньше общаться, меньше чем даже мы общались. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

ПОПРОБУЕМ МЫ С ВАМИ ВЫУЧИТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС МАЛОИЗВЕСТНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ «КОГДА Я СТАНУ ВЗРОСЛЫМ» Виктора Лунина.

А случалось ли вам увидеть знакомый предмет с необычной стороны, т.е. в таком ракурсе, в каком вы его не видели ни разу? Вроде бы похоже и на этот предмет, и на тот. Затем видите характерные детали. И только после узнавания предмета видите его хорошо. Полезным для развития воображения и интересным занятием будет узнавание  предметов по их изображениям в необычных ракурсах.  

  C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок23.jpg          C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок25.jpgC:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок24.jpg   C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок26.jpg  C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок27.jpg

НЕОБЫЧНЫЙ - РАКУРС

Ну вот и вроде бы все, что мы хотели вам рассказать. Хотя говорить можно еще очень много. Мы все вместе сейчас на протяжении 40 минут активно развивали свое воображение. Давайте попробуем выполнить предложенное тестирование. И оценим уровень творчества после применения ТРИЗ-технологий.

Пока подводятся итоги нашего мозгового штурма, предлагаем посмотреть, как дети выполнили эти все задания.

C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок30.jpg            C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок31.jpg

C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок32.jpg    C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок33.jpg

C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок37.jpg       C:\Users\Rusalochka\Pictures\Рисунок38.jpg

Пусть станут для нас девизом слова Великой Чайки из повести-причти Р.Баха «Чайка по имени Джонатана Ливингстон»: «Чем выше летает чайка, тем дальше она видит». Давайте будем учиться летать вместе!



Предварительный просмотр:

Авторское занятие кружка «Воображариум» 1 год обучения.

(старшая группа)

подготовила и провела педагог дополнительного образования Усова Н.Б.

Тема: Противоречия

Цель: объединение противоречий в рисунке, развитие творческого воображения: и фантазирования

Задачи. Учить высказывать свои суждения, фантазии, воплощать придуманное на бумаге. Развивать мелкую моторику, самостоятельно выбирать изобразительные материалы.

Оборудование: бумага разных форматов, различные изобразительные материалы.

И: - (запыхавшись)Здравствуйте, ребята! Очень спешил к вам! Мне срочно нужна ваша помощь! Вчера взял книжку в библиотеке, и мама мне прочитала очень странное стихотворение. )

Я хочу себе собаку

Кошку, зайца и коня,

Только мне не разрешают,-

Аллергия у меня.

Надо бы придумать зверя,

Да без шерсти и волос.

И чтоб он менял свой облик:

Утром –кролик, ночью –пес.

Только скажешь: «Стань лягушкой!»

Тут же тело – «пластилин»

Вдруг сожмется, расползется,

Затем ловко изовьется…,

Превратится в ква –квакушку!

Было тесто –стал маффин!

Зверь для папы кот послушный,

А для мамы хомячок,

Для меня -  весь мир животный,

Для сестренки –паучок.

Назову его Триточки,

Имя вроде, ничего,

Чтоб представить его легче,

Нарисую вам его!

И: - Но вот, беда! Какой-то не очень аккуратный человек вырвал страницу с картинкой! А мне так хочется посмотреть на этого животного с таким странным именем. Самому мне очень трудно разобраться и представить это животное.

 В: -Чужая думаю все вместе мы сможем тебе помочь. Как вы думаете, ребята, что за животное придумал мальчик, которого назвал Тричочки?

Д: -  Смешное имя,я такого животного не знаю. Я бы тоже хотел такого.

В: – Какая интересная особенность у этого животного Триточки?

Д: -Он как пластилин. Он меняется.

В: - Зачем мальчику такое животное, которое будет меняться? Только к одному привыкнешь, а на утро он уже изменился?

Д: -мальчик хотел много животных, а ему нельзя было.

В: - А как вы представляете его себе? Уча очень ждет нашей помощи.

И: -Да ребята, я думал, думал, думал… но так и не придумал как же этот Триточки выглядит! Помогите мне пожалуйста!

В: -Ребята, придумайте своего фантастического животного и нарисуйте его. Вы можете выбрать любые материалы для рисования, какие вам захочется.

Д: -Я не знаю кого рисовать.

    - Я нарисую робота фантастического.

   - а как рисовать!?

В: -Давайте подумаем, какое животное вы бы хотели придумать? Для чего? Что оно должно уметь делать? Зачем оно будет нужно?

Д: -Я хочу придумать животное, которое будет встречать меня из детского сада, когда родители не смогут забрать.

   - А я придумал животное, которое умеет летать и меня с собой будет брать.

   - А я хочу животное, которое умело бы разговаривать и играть со мной.

В: - Как много вы уже придумали! Теперь нужно представить, как оно будет делать то, что вы хотите и с помощью чего. Какие у него могут быть для этого части тела. Начинайте рисовать.

По ходу работы, педагог при необходимости и затруднениях может индивидуально задавать наводящие вопросы и оказывать помощь.

В конце работы, дети рассказывают Чуче о своих фантастических животных и что они умеют делать.

Вот,что у нас полцчилось!    

                                     

    C:\Users\Rusalochka\Desktop\триз6\doc00192420191217164714_001.jpg          «Я придумал себе животное – ПАУКА, но                                                          он не страшный. Он умеет собирать игрушки и помогает убираться»

         C:\Users\Rusalochka\Desktop\триз6\doc00192520191217164855_001.jpg          «Мое загадочное животное РОБОТ – ДИНОЗАВР. У него внутри много всяких секретиков. Им управляет мой брат, потому что он большой, а я маленький»

C:\Users\Rusalochka\Desktop\триз6\doc00192620191217164946_001.jpg   «Я придумала ПОРОСЕНКА. В свои сумки она собирает мои разики для волос»

C:\Users\Rusalochka\Desktop\триз6\doc00192720191217165026_001.jpg «Моя КОШКА помогает убирать игрушки. Поэтому она на колесиках, чтобы быстрее было!»

C:\Users\Rusalochka\Desktop\триз6\doc00192820191217165100_001.jpg «У меня очень – очень много маленьких СОБАЧЕК, которые собирают мелкое Лего»

C:\Users\Rusalochka\Desktop\триз6\doc00192920191217165130_001.jpg «Мое животное – СОБАКА. Она умеет прыгать,поэтому у нее на спине еще одна нога. У нее есть вымя, потому что я люблю молоко»

 

Литература: Нехаева Е.Г. «Триз – зарисовки. Игры,стихи и сказки для развития творческого воображения детей» КТК «Галлактика», 2019г.



Предварительный просмотр:

Кружок «Воображариум»

2 год обучения

Морфологический анализ (занятие второе,практическое)

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать воображение.

Оборудование: «черный ящик», рисунок робота 5-6 шт одинаковых, А4 (по количеству детей), маркеры,А3 для построения таблицы

 Игра «Да-нетка».

Приходит Игрушка и предлагает отгадать, какой рисунок лежит у нее в «черном ящике». (робот,5 -6 шт одинаковых)

 В.: А для чего ты нарисовал так много одинаковых роботов?

И.: Я научился рисовать робота,хотел подарить  всем своим друзьям. Но они у меня получились все одинаковые!  И это совсем не интересно! Вот я и пришел к своим ребятам за помощью. Как вы думайте,они мне помогут?

В.: Конечно, помогут. Существует способ, как придумывать новое. Нужно вначале разобраться, из каких частей состоит предмет. Из каких частей состоит робот?

Дети называют основные части (туловище, голова, руки, ноги, антенны, глаза, и т.д.)

В.: Значит, у робота  должны быть... (перечисляются подсистемы, названные детьми). Но ведь их все можно сделать по- другому. Может ли голова у робота быть например треугольная? А еще какая может быть (ответы детей)

В.:Как много вы  предложили разных вариантов. Наша игрушка их и не запомнит все! Я предлагаю составить таблицу и мы все вместе ее заполним.

Воспитатель чертит таблицу: столбцы по количеству названых подсистем, строки по количеству детей. Дети по очереди рисуют в столбцах голову,руки и т.д

 В.: А теперь выбирай, какая у робота будет голова, туловище, руки, ноги.

Игрушка «выбирает» (обводит или подчеркивает) и затем рисует робота  из этих частей (дети могут помогать Игрушке)

В.: Ну какой замечательный получился у тебя робот! Мне кажется, что твоим помощникам тоже очень хочется попробовать придумать своего робота!

Дети рисуют, используя один вариант из каждой подсистемы (столбца).

В.: Посмотри, какие разные получились роботы! Нет ни одного одинакового! Ребята, а что еще можно придумывать и рисовать таким способом?

Д.:Дом,цветы,машины и т.д.

Если дети затрудняются с ответом помочь наводящими вопросами.

Вот что у нас получилось!

C:\Users\Rusalochka\Desktop\робот\IMG_20200115_155924.jpg

C:\Users\Rusalochka\Desktop\робот\IMG_20200115_155537.jpg

C:\Users\Rusalochka\Desktop\робот\DSC_1556.JPG

C:\Users\Rusalochka\Desktop\робот\IMG_20200115_161331.jpg

C:\Users\Rusalochka\Desktop\робот\IMG_20200115_161346.jpg

C:\Users\Rusalochka\Desktop\робот\DSC_1555.JPG

C:\Users\Rusalochka\Desktop\робот\DSC_1554.JPG

C:\Users\Rusalochka\Desktop\робот\DSC_1553.JPG

C:\Users\Rusalochka\Desktop\робот\DSC_1552.JPG

C:\Users\Rusalochka\Desktop\робот\DSC_1551.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Универсальные приемы ТРИЗ: неожиданное рядом Усова Наталья Борисовна МАДОУ «Русалочка»

Слайд 2

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта. Г. С. Альтшуллер

Слайд 3

Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Слайд 4

Ум ребенка не очерчен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что взрослые давно не обращают внимание.

Слайд 5

Одной из эффективных педагогических технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности.

Слайд 6

I игра «Это не…» Развивает образное мышление (очень актуально для детей с левым ведущим полушарием),вариативность мышления. 1 этап –задается простой образ (круг, овал и т.д.). Нужно дорисовать до узнаваемого образа. 2 этап – задается образ явно напоминающий кого то, чего то (голова зайчика, груша). Нужно дорисовать, но не зайчика, не грушу. 3 этап – (группа из 3-4 человек) задается образ (круг) 1 игрок – «Это не круг» и дорисовывает до понятного другого образа (букашка) 2 игрок – «Это не букашка, это..» дорисовывает дальше и т.д.

Слайд 7

II игра «Робот» Развивает ориентацию в пространстве, математический счет, устную или письменную инструкцию, чувство эмпатии. На планету «Шелезяка» срочно нужно доставить груз, но пустят на планету только робота. Обсудить как движется робот? Почему? Для чего роботы нужны и когда?(любой другой вариант) По устной инструкции, либо по заданной программе (табличка с ходами) робот выполняет задание, доставляет груз:4 шага прямо,6 шагов налево и т.д.

Слайд 8

III игра «Хорошо – плохо» Развивает понимание противоречий в окружающем мире, является основой диалектического мышления. Доступна для детей с 3 лет. 1 этап –выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций ( карандаш , лампа и т.д.) Нужно сказать, что «хорошо» (нравится) в этом объекте. -хорошо –яркий; - плохо – ломается; -хорошо - красиво рисует; - плохо – теряется;

Слайд 9

2 этап –для игры предлагаются объекты или явления, вызывающие стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке (кукла –«хорошо », уколы –«плохо») - плохо –больно; - хорошо –поправишься быстро; -плохо –страшно; - хорошо – хвалят за храбрость; 3 этап -для игры предлагаются рассмотрение положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые становятся эти объекты и явления (мороз) - хорошо –когда сидишь у печки; - плохо –нельзя гулять; 4 этап – игра в 2 команды. Одна называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления.

Слайд 10

VI Игра «Что будет если…?» Является логическим продолжением игры «Хорошо –плохо». Игра помогает детям легко и непринужденно понять законы диалектики; все в мире изменяется; все явления в мире взаимосвязаны; любой процесс в природе имеет тот или иной конец. Предложите ребенку ситуацию: «А что будет если поставить молоко на плиту?». Попросите ребенка рассказать, что будет дальше, дальше еще…… чем все закончится? - А что, если надувать воздушный шарик очень долго? -А что, если съесть вагон мороженного? -А что, если положить семечко во влажную почву?

Слайд 11

V Игра «Бесконечное предложение» Развивает воображение, развивает навыки речемышления. Нужно придумать предложение, в котором каждое следующее слово будет начинаться на последнюю букву предыдущего. Например: - «ДетИ ИгралИ и ИзображалИ ИндюкоВ,ВороН, НосорогоВ» -«АрбуЗ ЗвучаЛ,ЛомалсЯ ЯркимИ ИскрамИ…»

Слайд 12

Если ты хочешь идти на работу, как на праздник – займись ТРИзом!