Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Сведения о распространении опыта работы, участвуя в заседаниях методических объединений учителей начальной школы (провела мастер-класс по теме: «Моделирование ситуации на основе работы с притчами».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Моделирование ситуации на основе работы с притчами».
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на секции «Моделирование ситуации на основе работы с притчами».
Сегодня мастер класс для вас проведут Малахова Т.В. и Курбанова И.Ф.
Каждое занятие по истокам начинается с ресурсного круга, мы свами не будем вставать в круг, но поприветствуем друг друга.
- Светлой удачи, доброго дня всем кто присутствует! С радостным настроением мы снова отправляемся к нашим истокам!
Но я хотела бы вначале сказать о роли педагога в нравственном воспитании подрастающего поколения. Велика роль учителя в преподавании предметов духовно-нравственного содержания. Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые духовно-нравственные ценности. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися являются мощным фактором воспитания и обучения.
На занятиях должна быть создана доброжелательная атмосфера.Учитель при любых обстоятельствах должен стать для ребёнка тем человеком, который утвердит в юном сердце отвращение к злу, неправде, педагогу важно заботиться о том, чтобы детская совесть была чиста как капля утренней росы.
Сегодня вашему вниманию мы хотим предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч на занятиях по истокам. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
Притчи – это семена. Попав в сердце ребёнка, они обязательно прорастут и дадут свои всходы.
Древние притчи учат нас самому главному: смирению, мудрости, доброте и терпению, но без назидания, а как-то иначе.
Суть притч заключается в том, что «в них резюмируется мораль либо прямым текстом, либо очевидным намёком». Притчи лечат душу и духовно обогащают её. Каждая притча построена на мудром изречении. Мудрость в притче оживает и поддерживает читателя своей глубиной и красотой. Она словно алмаз, вставленный в прекрасное украшение, которое мы незримо можем носить всю жизнь.
Рассказав или прочитав историю, нужно суметь воздержаться от высказывания собственной интерпретации. Не стоит спрашивать учащихся: «Вы поняли, о чём эта притча?». Нельзя сомневаться в интеллектуальных способностях своих подопечных и оскорблять их недоверием. Если ваши ученики совсем не поняли смысла (морали) повествования, то это скорее ваша недоработка: либо притча слишком сложная для данного возраста, либо педагог плохой рассказчик. Главное помнить, слушатель из любого повествования будет извлекатьсобственный смысл. Будьте наблюдательны и помните, что подобрать притчу несложно, но важно отобрать среди них близкую и значимую для конкретного случая, чтобы её рассказ помог состоятся разговору с ребятами «по душам».
Мы хотим познакомить вас с некоторыми приёмами работы с притчами. При работе с одной притчей можно использовать несколько приёмов. Первый приём «Облака Мыслей». Автор этого приёма Шалва Александрович Амонашвили, дети слышат название притчи, обдумывают и записывают всё, что приходит им в голову в связи с этой темой. Итак, название притчи «О блудном сыне».
- О чём вы подумали, услышав название притчи? Запишите. (в конце занятия можно спросить, чьи мысли были близки к теме притчи)
2.Следующий приём притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. Основной приём – это незавершённость повествования.
На экране «О блудном сыне».
- Как вы думаете, почему младший сын потребовал у отца часть своего имущества?
- Как он распорядился добром, которое дал ему отец?
- Как вы думаете, что может произойти дальше?
Историческая справка:
В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой.
Смотрят притчу до конца.
А сейчас я предлагаю поработать в парах, используя приём 3.«Одно целое». Он интересен тем, что позволяет во время его выполнения передвигаться по классу, формирует коммуникативные умения. Суть приёма в том, что учитель подготавливает два вида карточек. На карточках №1- вопросы к притче, на карточках №2 – ответы. Ученики, получив карточки,передвигаются по классу в поисках нужной пары.
Карточки №1
а) Почему отец так «необычно» отреагировал на возвращение сына?
б) Что сделал сын, чтобы получить прощение и благословение отца?
в) Как отреагировал старший брат на решение отца принять сына обратно в семью?
г) Что сделал отец, когда увидел возвращающегося сына?
Карточки №2
а)Потому что был его младший сын мертвым, но стал живым, был пропавшим без вести, но нашёлся.
б) Он вспомнил отца, какое у него богатое имение и сколько слуг не имеют нужды, и задумался: зачем умирать от голода, вернусь к отцу и попрошу принять меня в наёмники, ведь сыном ему называться, уже недостоин.
в) Старший брат с обидой и ревностью говорит отцу, что он старался все делать правильно, а младший сын нет. За что же ему почёт?
г) Отец увидел его ещё издали, и пожалел сына, побежал к нему навстречу, обнимал и целовал.
4 приём работа с пословицами «Путаница». Собрать пословицу объяснить её смысл.
С грехом борись. А с грешником мирись.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Умей прощать, и мощь твоя умножится.
Кайся, да опять за старое не принимайся.
Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Вы поработали сейчас с двумя притчами, на примере этих притч мы показали вам несколько приёмов работы. Есть ли что-то общее в этих притчах? СЕМЬЯ, семейные отношения.
Уважаемые коллеги вы знаете, что дерево символизирует большую, дружную, крепкую семью. Классный коллектив это тоже семья. Давайте посмотрим и скажите, чего нет на нашем дереве? (листочков). Сейчас вы с помощью листочков выразите своё отношение к занятию. Я чувствую, я вижу, я услышал.
Спасибо вам за участие!
Карточки №1
а) Почему отец так «необычно» отреагировал на возвращение сына?
б) Что сделал сын, чтобы получить прощение и благословение отца?
в) Как отреагировал старший брат на решение отца принять сына обратно в семью?
г) Что сделал отец, когда увидел возвращающегося сына?
Карточки №2
а) Потому что был его младший сын мертвым, но стал живым, был пропавшим без вести, но нашёлся.
б) Он вспомнил отца, какое у него богатое имение и сколько слуг не имеют нужды, и задумался: зачем умирать от голода, вернусь к отцу и попрошу принять меня в наёмники, ведь сыном ему называться, уже недостоин.
в) Старший брат с обидой и ревностью говорит отцу, что он старался все делать правильно, а младший сын нет. За что же ему почёт?
г) Отец увидел его ещё издали, и пожалел сына, побежал к нему навстречу, обнимал и целовал.
С грехом борись. А с грешником мирись.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Умей прощать, и мощь твоя умножится.
Кайся, да опять за старое не принимайся.
Примерный перечень использования притч по темам:
О добре и зле;
О добрых и плохих поступках людей;
О милосердии и сострадании
«Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня».
Воспитай себя сам
«Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости».
О мужестве и героизме
«Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост».
Любовь и уважение к родителям и близким людям
«Воробей», «Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне», «Отец и сын», «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой», «Корзину- то возьми»
О жизненных ценностях
«Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида»
О любви и влюблённости
«Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная», «Куда уходит любовь», «Любовь жила», «Любовь и сумасшествие», «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка»
Об отношениях к братьям нашим меньшим
«Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок»
Для бесед с родителями
«Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел-хранитель. Мама», «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Наличие технологической карты урока является обязательным для работы учителя общеобразовательного учреждения. Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки. Технологическая карта урока относится к локальным актам общеобразовательного учреждения.
Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определился перечень основных вертикальных столбцов карты: Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Ход урока (с фиксированием этапа урока) Деятельность учителя Деятельность обучающегося
Единых требований к составлению технологических карт не существует; учитель выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.
Примеры ТК
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Класс Тип урока Тема Цель Задачи Образовательные: Развивающие: Воспитательные: УУД ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Планируемые результаты Предметные: знать… уметь… Личностные: Метапредметные: Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы: основные и дополнительные Формы урока Технология
-увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса предмета; -выстраивать алгоритм работы по теме; -определять виды УУД, которые формируются на изучаемом материале; -реализовать воспитательные возможности темы; -установить преемственность в изучении материала; -реализовать межпредметные связи
обеспечивает возможность ориентироваться в образовательных целях в контексте стандартов 2-го поколения; позволяет четко отслеживать выполнение программы, осуществлять методическую помощь; обеспечивает системный мониторинг результатов образовательного процесса, деятельности учителя и обучающихся Технологическая карта как административный инструмент:
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие личности младшего школьника через формирование УУД».
С вступлением в силу в 2011 году нового федерального государственного образовательного стандарта начального образования целью образования становиться общекультурное, личностное, и познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает такую компетенцию, как умение учиться и поэтому возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) начального общего образования определил в качестве главных результатов формирование универсальных учебных действий (далее УУД), которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (далее ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенции учащегося, в том числе социальной и личностной. В результате развития личностных универсальных действий формируется личностная позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Т. В. Василенко, дает следующее обоснование понятию: «Универсальные учебные действия(УУД)- инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальных учебных действий создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться».
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) универсальные учебные действия ( далее УУД) - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
По мнению А. В. Федотовой, УУД- это и есть обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»
А.Г. Асмолов, Т.В. Василенко, А.В. Федотова выделяют следующие функции УУД:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
А. Г. Асмолов указывает на 4 блока УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция)
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, самостоятельное, выделение, поиск информации, структурирование знаний.
Возрастные особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся младших классов
В связи с тем, что мы рассматриваем возрастные особенности формирования личностных УУД именно у младших школьников нам необходимо рассмотреть психологическую характеристику детей этого возраста.
Как утверждал О. Б Дарвиш младший школьный возраст- это вершина детства. В современной периодизации психологии развитие охватывает от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретаете не только новое знания и умения, но и определенный социальный статус.
В.С Мухина считает, что младший школьный возраст определяется не только важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу, но и постоянными обязанностями, связанными с учебной деятельностью, при переходе ребенка в новую систему отношений с окружающими его людьми.
Р.С. Немов говорил, что младший школьный возраст- время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность- важные личностные особенности младших школьников. Формирование адекватной самооценки и нормального уровня притязаний у ребенка. Осознание того, что успех зависит от старания и прилагаемых усилий, чем от имеющихся способностей.
В этот период ребенка ждет крупная перемена в жизни, ведущей деятельностью становиться учение.
Для дальнейшего развития личности младшего школьника особо значима потребность во внешних впечатлениях, так как именно на основе этой потребности быстро развиваются новые духовные потребности, в том числе и познавательные: потребность овладеть знаниями, умениями, навыками, проникать в их сущность.
Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Каждый учитель должен обладать способностью целенаправленно проектировать задания, развивающие уровень владения учащимися различными универсальными учебными действиями.
Литературное чтение является наиболее подходящей дисциплиной для формирования личностных универсальных учебных действий. Поскольку к ключевым направлениям учебного предмета «Литературного чтения» относится:
• формирование навыков правильного, выразительного и сознательного чтения, чтение вслух и про себя (что позволит развить коммуникативно-речевые умения);
• приобщение к чтению художественной литературы, ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям (так у младших школьников будет формироваться нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру);
• формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории ее создания (способствует расширению кругозора юных читателей, проявлять познавательные интересы в выборе произведения).
Наиболее эффективные пути и способы развития универсальных учебных действий в контексте уроков литературы:
• учебное сотрудничество
• формирование универсальных учебных действий в процессе анализа художественного текста
• формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской и проектной деятельности.
Личностные действия формируются на уроках через прослеживание «судьбы героя», на основе сравнения себя с героями литературных произведений, знакомства с героическим прошлым России с подвигами и достижениями ее граждан. Для формирования личностных действий необходимо использовать различные методы обучения в комплексе. В раннем школьном возрасте усвоение правил нравственного поведения происходит на основе подражания взрослым, учителю, родителям, через инсценировки стихотворений, рассказов нравственной тематики. Важно учить детей оценивать свои поступки. А учителю быть тактичным в поощрении и порицании при обсуждении нравственных поступков. Обучая самих детей оценивать поступок, важно учить выделять мотив, то есть для чего, во имя чего совершается тот или иной поступок. Младшим школьникам легче осознать поступки и их мотивы у других людей, чем их собственные.