Распространение опыта
Педагогический опыт – это такое мастерство педагога, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии и самого педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovet.doc | 58.5 КБ |
vystuplenie_na_mo_metodicheskie_priemy_podgotovki_shkolnikov_k_oge.docx | 28.71 КБ |
vystuplenie_na_mo_uchiteley_geografii.docx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема педсовета
«Профессиональный стандарт педагога. Формирование новой педагогической культуры».
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский).
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Нельзя требовать от педагогато, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
· Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
· Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
· Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
· Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между
работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
· Работа с одаренными учащимися.
· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
В журнале «Управление школой» 3 номер за этот год главный редактор Ефим Лазаревич Рачевский, пишет: «Несмотря на глобальные страшилки, о которых пишут и говорят на всех континентах Земли, каждый год к нам приходят тысячи новых маленьких людей, в силу возраста и миропонимания уверенные в счастливом продолжении жизни. Они верят в то, что будущее будет интереснее и продуктивнее, чем прошлое и настоящее, им не присущи ни ущербная ностальгия по неведомой старине, ни страхи перед экономической неопределенностью. Дети имеют право на позитивные ожидания и новое качество жизни, отличное от того, как жили и живут их родители. Самые большие надежды они возлагают на нас, потому что в их восприятии школа – реальный шанс прорыва в жизненный успех, к тому же шанс, реализуемый в месте, где будни имеют яркую праздничную составляющую. Давайте не будем забывать, что школа – это место надежности, предсказуемости и успехов каждого, из чего складывается успех общий. В такой ситуации, возможно, на пороге появится и удача».
На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации 25 декабря 2015 года В.В. Путин сказал: «Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования».
В.В. Путин дал поручение Министерству образования и науки РФ разработать национальную систему учительского роста. Предполагается, что эта система будет направлена «на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями». Они будут подтверждаться итогами аттестации. Кроме того, при оценке будут учитывать и отзывы выпускников школ. Бывшие ученики смогут оставить мнение о работе педагогов, но не ранее чем через четыре года после окончания обучения.
С 1 января 2017 года внедряются новые Профессиональные стандарты педагога. Первый вопрос: зачем что-то менять? Современной школе нужны современные учителя! Профессиональный стандарт педагога - документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
Стандарт должен был вводиться с 1 января 2015 года, однако его срок перенесли на 1 января 2017 года. Министр образования Дмитрий Ливанов так прокомментировал перенос: «Мы сразу договорились о том, что профессиональный стандарт будет вводиться по мере готовности к реальному его использованию. Только по мере готовности конкретного человека. Профстандарт не должен стать неожиданностью для учителей».
В настоящее время внедрение профессионального стандарта для учителей уже осуществляется, но не во всех регионах России, идет лишь апробация.
Апробация профстандарта сейчас проходит в 43 регионах России. По мнению Д. Ливанова, к апробации профессиональных стандартов должно привлекаться как можно больше учителей и воспитателей. Но этот процесс не должен привести к росту бюрократической работы и «бумажной нагрузки» на учителя. Вопрос введения Профессионального стандарта педагога вызвал бурную полемику в профессиональных кругах. Почему? Многих беспокоит несоответствие уровня требований к профессиональной компетенции уровню образования и квалификации большинства педагогов. В профессиональных кругах часто звучит вопрос: как можно требовать от учителя то, чему его никто и никогда не учил? У одного из разработчиков стандарта, Е.А. Ямбурга, есть простой ответ на этот вопрос: иди и учись.
Идея разработки профессионального стандарта педагога в нашей стране возникла не на пустом месте. Еще в 2011 г. Российский союз промышленников и предпринимателей подготовил предложения по созданию современной системы профессиональных стандартов. Такие стандарты, по мнению членов союза, должны были уменьшить разрыв между профессиональным образованием и запросами работодателей за счет повышения качества подготовки специалистов, выходящих из стен учебных заведений.
В настоящее время на российском рынке труда существует дефицит квалифицированных кадров. В условиях быстрого развития технологий, глобализации экономических процессов специалист в любой сфере должен обладать значительным объемом профессиональных знаний и умений. Работодателям нужны работники, которые не только окончили учебное заведение, но и готовы приступить к работе. На практике же часто бывает так, что дипломированного специалиста необходимо переучивать, а иногда и заново учить азам профессии.
«Для того чтобы решить эту проблему и нужны профессиональные стандарты. Без них Россия навсегда останется страной с развивающейся экономикой - подростком, которому не суждено стать взрослым, зрелым человеком, полноправным членом мирового сообщества». Если проанализировать представленные положения документа, можно сделать вывод о положительном контексте развития и подготовки педагогов новой формации. С одной стороны, в профстандарте учитываются современные реалии российского образования и международные нормы. Это повышение статуса непрерывного образования, «установка обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиаформате», применение разнообразных форм, методов и средств ИКТ в организации целостного образовательного процесса.
С другой стороны, профстандарт впервые нормативно закрепляет основные и специальные педагогические характеристики квалификации работающего педагога, создающие основу для его постоянного саморазвития и непрерывного обучения. А значит, не будет вызывать раздражение на инновации администрации как на меры, которые отвлекают от главной работы. Без собственного образования и развития не может быть полноценного преподавания.
Вспомним профстандарт педагога.
Его структура содержит три обобщённые трудовые функции - обучение, воспитательную деятельность и развивающую деятельность.
Читаем профессиональный стандарт педагога. Педагог должен: разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
Что такое Рабочие программы и как они разрабатываются? Помните, какую кропотливую работу мы все вместе провели, чтобы это понять, во всём разобраться?
Читаем Профессиональный стандарт.
Требование к педагогу: осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования. Вопрос: Что изменилась в профессиональной деятельности педагогов с введением новых ФГОС?
Внедрение новых ФГОС началось в 2011 году в начальной школе.
1. Изменилась организация учебно-воспитательного процесса. В первую очередь это связано с активным использованием ИК-технологий. Учителями начальной школы разработаны и активно используются интерактивные презентации для уроков математики, русского языка, чтения, окружающего мира, которые вошли в электронную базу разработок. Учащиеся создают на уроках мини-проекты, презентации.
2. Для отслеживания формирования и развития у каждого ребёнка УУД и определения эффективности педагогической работы в начальной школе разработан мониторинг.
3. Для определения личностного результата обучения внесены изменения в Портфолио ученика.
4. Особого внимания заслуживает проектная деятельность учащихся, которую в начальной школе организуют следующим образом: - проект в рамках урока; - проект во внеурочной деятельности;
Читаем Профессиональный стандарт.
Требование к педагогу: участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды, планирование и проведение учебных занятий.
Абсолютно все понимают, что поурочное планирование не проверяет знание учителем программного материала. Задача поурочного планирования - сценирование образовательных ситуаций для конкретных детей конкретного класса с целью достижения высокого образовательного результата. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, так и нет абсолютно одинаковых классов даже в одной параллели. Если хочешь достичь высокого образовательного результата, обязательно будешь это учитывать.
Требование к педагогу – это систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению, формирование универсальных учебных действий.
Оценку познавательных универсальных учебных действий учителя предметники проводят на уроках в ходе оценивания предметного результата. Личностные результаты обучения отслеживают классные руководители и воспитатели.
К требованиям к педагогу относится и объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Знаем ли мы сами семьи, в которых русский язык не является родным? Знаем ли мы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов? А знаете ли вы об этих детях? Дозируете ли для них нагрузки? Или все обязаны и должны работать в ваших классах с одинаковой интенсивностью? Содержат ли ваши приложения к рабочим программам задания для таких детей? Обучающиеся, проявившие выдающиеся способности. Имеются ли задания для них, или они скучают на уроке? «Образовательный процесс не должен быть обезличен. Он должен строиться вокруг конкретного школьника, учитывать его склонности, способности». Как учитываются реальные учебные возможности детей при составлении контрольных и срезовых работ, при промежуточном и итоговом контроле?
Хороший преподаватель, прежде чем начать занятие, должен оценить уровень подготовки своих учеников». В каждом классе всегда были и будут дети с разными возможностями и с разными образовательными потребностями. И задача учителя - планировать учебные занятия, продумывать содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности под конкретных детей.
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектной деятельностью, лабораторными экспериментами, полевой практикой - это тоже требования к учителю.
Если вы помните, в 2013 году нас всех потрясли требования к ИКТ-компетенции педагога, владение ИКТ – компетентностями. А сейчас без этой подготовки просто невозможно работать в школе.
Педагог должен организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно- исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
1. В профстандарте чётко сформулировано требование к образованию педагога: высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).
На сегодняшний день существует только одна должность - «учитель». Модель предполагает наличие двух новых должностей – «старший учитель» и «главный учитель». Внутри каждой должности будут соответствующие категории - 2, 1 и высшая. Каждой должности будет соответствовать определённый набор трудовых функций, соответствующий уровень квалификационной категории и соответственно заработная плата. Предполагается и изменение прохождения процедуры аттестации. Обязательной частью процедуры аттестации будет независимое тестирование (или олимпиада) по федеральным КИМам.
К этому мы с вами должны быть готовы.
При построении воспитательной работы с детьми педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Личностные качества и профессиональные компетенции очень важны педагогу для осуществления развивающей деятельности:
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-
педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
Анализируя квалификационные характеристики педагогов, мы приходим к следующему выводу.
Педагог должен обладать общепедагогическими компетенциями (повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
самостоятельно учиться; принимать решения и нести за них ответственность;
адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
нарабатывать новые способы деятельности). На наш взгляд, в проект включены все базовые компетенции педагога:
1. видеть ребенка (обучающегося) в образовательном процессе;
2. строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной системы образования;
3. устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
4. проектировать и осуществлять профессиональное самообразование. Но есть и отрицательные стороны этого проекта
Чтобы разработать стандарт, необходимо сначала просчитать хотя бы рабочую неделю учителя. Сколько времени он тратит на подготовку к урокам, проверку тетрадей, работу с родителями, учащимися, методические и другие совещания, отчетность, разработку различных планов и программ, дополнительные занятия с отстающими, одаренными, внеклассные мероприятия школьного, районного, городского уровня, проведение собраний, родительских комитетов, индивидуальные собеседования и пр. При этом умудряется вести до 36 часов, а некоторые и 42. Сколько у педагога остается на личную жизнь, отдых, здоровье, ведь интеллигентный, культурный учитель дорогого стоит, и качество у него другое. Только после таких исследований можно говорить о стандарте.
Закончить своё выступление я хочу словами Стивена Кови: «Жить крещендо». Что это означает? Это означает, что самая важная работа в вашей жизни всегда ещё впереди. Она не должна быть за плечами. Вы всегда должны оставаться ей преданными. Уход на покой – это неправильная идея. Вы можете выйти на пенсию, но никогда не должны прекращать заниматься значимыми проектами, делом своей жизни. «Крещендо» - это музыкальный термин. Он означает, что вы должны играть с возрастающей силой и громкостью. Противоположность ему – «диминуэндо», что означает, «уменьшить громкость», быть спокойнее, осторожнее, пассивнее, скатиться до тихого нытья. Поэтому живите крещендо! Вне зависимости от того, чего вы достигли или не достигли, вы ещё должны сделать что-то важное. Не поддавайтесь искушению постоянно глядеть в зеркало заднего вида на то, что вы уже сделали; вместо этого с оптимизмом смотрите вперёд».
Предварительный просмотр:
Методические приемы подготовки школьников к ОГЭ
по географии
Учитель географии МКОУ СОШ № 7 пос. Советское Руно
Лега Галина Владимировна
Подготовка к ОГЭ – дело ни одного дня и даже ни одного 9 класса. Работу по подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии.
Начиная новый учебный год, оформляю стенды в кабинете, куда помещаю необходимую информацию не только по перечню, но и для выбора дальнейшей профессии. Знакомлю учащихся, куда можно поступить, сдав географию.
Оформляю методический уголок. Здесь также все необходимое, то, что должно быть всегда под рукой: новые демоверсии, новые сборники тестов, папки с вариантами заданий КИМов разных лет, дополнительная литература.
В начале учебного года я выявляю уровень имеющихся у учащихся знаний и умений, с целью определения пробелов в изученном материале, предлагаю им самостоятельно решить пробный вариант ОГЭ прошлого года. Эта работа дает возможность определить, каков уровень знаний ученика, понять, что умеет учащийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить внимание.
Кроме этого, я знакомлю учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов. Объясняю, как оцениваются ответы на задания различных типов.
Рекомендую им пособия для подготовки к ОГЭ, разработанные авторскими коллективами ФИПИ. В своей работе по подготовке учащихся к ГИА я использую: образцы материалов ОГЭ прошлых лет в качестве ориентира при определении планируемых результатов обучения отдельным темам, активные формы обучения, создание проблемных ситуаций, обучение логическим приемам.
Провожу дополнительные занятия во внеурочное время. Оформляю документацию: график дополнительных занятий; тематический план дополнительных занятий; веду учет посещаемости. Важное значение имеет диагностика. Первая и последующие работы учащихся позволяют проследить динамику усвоения знаний. Это отражается в диагностической карте. Учащиеся и их родители видят объективную картину подготовки к ОГЭ. Это важно, потому что некоторые учащиеся выбирают географию практически в последний момент и времени на подготовку к экзамену очень мало.
В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче экзамена (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания. В процессе занятий не только повторяем теоретические вопросы, но и практически отрабатываем материал.
Для успешного выполнения заданий ОГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше будет у них опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена. Да и практика показывает, что задания, которые успешно решались в начале учебного года, требуют неоднократного повторения, особенно перед экзаменом, так как преобладает краткосрочная память.
«Карта – альфа и омега географии», сказал Н. Баранский, классик отечественной географической науки. Поэтому необходимо чтобы учащиеся знали карту очень хорошо. 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа. Тем более что на ОГЭ по географии разрешено пользоваться атласами 7, 8, 9 класса. При подготовке я даю тренировочные задания, которые требуют умение пользоваться несколькими картами одновременно «способом наложения». Для закрепления знаний также использую контурные карты (например, страны – соседи 1 порядка) (задание № 2). На некоторые темы, например, «Топографическая карта» (№18,19,20), «Синоптическая карта» (№ 10), я использую пошаговую инструкцию.
Большое внимание я уделяю работе с номенклатурой. Ребята любят этот вид учебной деятельности и с удовольствием выполняют задания по карте. Это развивает образное восприятие географических объектов на земле, способствует расширению мировоззрения и кругозора учащихся. Ценно, если ученик умеет работать с несколькими картами, сопоставлять их и делать вывод. Например, на основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе.
Важен самоконтроль при работе с контурными картами. Работа с контурными картами строю по алгоритму. Определяю задание к контурной карте – вопрос проблемного содержания. Даю ряд подсказок. Задаю дополнительные вопросы. В итоге не только обобщаю и систематизирую знания учащихся о географической номенклатуре, но и готовлю их к ОГЭ по географии.
Данную технологию легко применить в группах учащихся с разным уровнем знаний, через дифференцированный подход. По предложенным критериям оценки и эталону задания возможен самоконтроль.
Диагностика усвоения географической номенклатуры при помощи логических цепочек.
Для тех учащихся, которые занимаются углублённым изучением географии, предлагаю задание “Логическая цепочка”, где им нужно определить логику вопроса и исключить выпадающий из списка географический объект. По эталону возможен самоконтроль.
Информационно-коммуникационные технологии используются для расширения образовательного пространства урока, в частности:
Для самостоятельного освоения учащимися некоторых разделов и тем;
Для осуществления текущего контроля качества знаний, а также для мониторинга учебного процесса;
Для отработки навыков при выполнении учебных заданий определенного типа.
Учащиеся получают список Интернет-ресурсов, которые они могут использовать при подготовке к ОГЭ по географии. В своей деятельности я чаще всего обращаюсь к материалам сайта «Решу ОГЭ». Преимущества данного сайта показаны на слайде.
Хорошим подспорьем для подготовки к итоговой аттестации обучающихся со слабой учебной мотивацией может стать некоммерческий социальный проект: «Мульти - Россия» (второе официальное название «Мы живем в России»). Это цикл мультфильмов о разных регионах, городах и народностях России. Каждый фильм – это автономное сюжетное произведение, рассчитанное на самостоятельный показ и посвященное одному российскому региону и рассказывающее о том, чем он уникален. Информация хорошо усваивается обучающимися и может стать достойным рефлексивным моментом занятий по подготовке к итоговой аттестации.
Информационные технологии являются важным инструментом в достижении цели подготовки учащихся при правильном использовании в учебном процессе. Современные ИКТ позволяют выстраивать индивидуальную работу с различными категориями обучающихся посредством электронной почты, присылая задания надомникам и мотивированным учащимся, а также с использованием личного сайта, на котором выставлены алгоритмы заданий по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ. Происходит дифференциация обучения, дети приучаются работать с информацией.
Задания ОГЭ по географии 9 класс тесно переплетаются со многими школьными предметами.
Сущность атмосферного давления, зарождение ветра или особенности формирования ледниковых форм рельефа - раскрыть все эти темы очень сложно, не прибегнув к знаниям, полученным на уроках физики.
Биология и география изучают природу. Вот только биология концентрирует свое внимание на живых организмах (растения, животные, грибы и микроорганизмы), а география - на абиотических её компонентах (горные породы, реки, озера, климат и т. п.). Но поскольку связь между живыми и неживыми компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные науки априори связаны. Эти две науки также объединяет вопрос рационального природопользования.
Связь математики с географией проявляется в существовании так называемых географических задач. Это задания: на определение расстояний по карте; на определение масштаба; на вычисление высоты горы по температурным градиентам или градиентам давления; на расчеты по демографическим показателям и тому подобное.
Без картографии эта наука просто немыслима. Существует даже особый метод исследований - картографический. Он заключается в получении нужной для ученика информации из различных карт. Таким образом, географическая карта из обычного продукта географии превращается в источник важных сведений.
"История есть география во времени, а география - это история в пространстве". Эту необычайно точную мысль выразил Жан-Жак Реклю. История связана исключительно с общественной географией (социальной и экономической). Так, при изучении населения и экономики конкретной страны нельзя обойти стороной её историю.
География и экономика также очень близки. По сути, результатом взаимодействия между этими двумя науками стало появление совершенно новой дисциплины под названием экономическая география.
Это далеко не полный перечень примеров, подтверждающих междисциплинарную связь географии и других наук. Нужно постараться учителю донести до ученика то, что только изучая все науки в комплексе, можно получить правильное представление об окружающем мире и явлениях в нем. Для успешно сдачи экзамена, ученик должен выстроить разностороннюю картину мира, а для этого он может использовать выше перечисленные предметы и задания по ОГЭ.
Накануне пробного экзамена знакомлю со стратегией работы на экзамене, которая должна помочь правильно распределить время, уменьшить число возможных ошибок из-за спешки и невнимательности. Она включает три этапа работы.
Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников. И все же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме государственной итоговой аттестации обучающихся. Другое непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху. Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения.
Самый первый параметр, который интересует общество - это процент «2» на экзамене. На «тройку» должны научить всех, в этом состоит первейшая обязанность учителя, а процент «хорошистов» во многом зависит от способностей ученика, его семьи, культурного уровня окружения. К сожалению, всегда есть группа «риска» - обучающиеся, которые не набрали минимальное количество баллов, и группа «слабоуспевающих»– обучающиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования (их большинство). Стараюсь не только заниматься с такими учениками в дополнительное время, но и подключить более сильных учеников на помощь в подготовке к ОГЭ. Итак, успешная сдача экзамена зависит от качественного освоения школьной программы, повторения изученных в 5-9 классах тем по географии, развитие различных умений (чтение и анализ текста, карты и др.)
Высокие результаты экзамена по географии могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего периода обучения большое внимание уделяется работе с разными видами учебной информации, умению анализировать, сравнивать, выделять главное.