Проект по развитию речи

Зейналова Маргарита Геннадьевна

 

Проект по развитию речи в младшей группе "Играя в игру, я быстрее заговорю"

 

                        Тема  « Играя в игру, я быстрее заговорю»

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель: развитие речи детей как средство общения.

Задачи:   

  - упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать  в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий.            

акрепить умения детей употреблять в речи предлоги.                                                                                                                 

-целенаправленно обогащать словарь детей;                                                         

- развивать активную речь;

Формировать:

- потребности детей в общении с взрослыми и со сверстниками посредством речи;

- понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;

- способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

 - поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности что он рассматривает и наблюдает);

- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с  ними;

- формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.

-  приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

 

 

 

 

 

Актуальность проблемы:

Ранний   возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это  ребенок может познать через дидактическую игру с помощью  педагога и родителей.   В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать  речевую активность и познавательные интересы.

Именно это подвело нас к мысли, о  необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.

Сроки выполнения: ноябрь 2018г. – май 2019г.

Долгосрочный.

Проект включает три этапа:

1. |Подготовительный этап:

1) определение тематики и задач проекта;

2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта

для обучения детей развитию речи во время игры;

3) составление плана реализации проекта;

2.  Основной этап

3. Заключительный этап

1. Анализ результатов реализации проекта.
2. Работа с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми по плану реализации проекта.

 

Виды деятельности

Название

Сроки проведения

Дидактические игры

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры

 

 

 

 

 

Подвижные игры

 

 

 

 

 

 

 

Театрализованная деятельность

 

«Собери картинку»

 ЦельСовершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.

«Завяжи бантик»

Цельучить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.

« Жили у бабуси»

 ЦельУчить детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

Инсценировка сказки«Теремок»

 

Ноябрь 2018г.

Дидактические игры

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Театрализованная деятельность

 

«Поставь возле….»

 ЦельУпражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

*«Напоим чаем куклу Катю»

ЦельЗакрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то ,что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.

« Зайка беленький»

 ЦельОбогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.

Инсценировка сказки«Колобок»

 

Декабрь 2018г.

Дидактические игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры

 

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы

«На игрушку посмотри и картинку подбери»

 ЦельДать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней. Учить правильноописывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную речь.

*«Полечим собачке лапку»

ЦельФормировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова.

« Гуси – гуси»

 ЦельСовершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий.

Чтение и заучивание потешки «Наша Маша маленькая»

Январь 2019г.

Дидактические игры

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры

 

 

 

 

 

Подвижные игры

 

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы

«Большой – маленький» 

ЦельУчить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.

*«Скажи, какого цвета?»

ЦельФормировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного .

« Курочка – хохлатка» 

Цель: Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с увертыванием, выполнять имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту.

Чтение и заучивание потешки «Огуречикогуречик»

 

Февраль 2019г.

Дидактические игры

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы

«Одень Ваню на прогулку» 

ЦельПомочь детям запомнить названия одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.

*«В гости к мишке»

ЦельФормировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать дружеские отношения.

« Мишка косолапый»

 ЦельПриучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость.

Рассказывание стихотворения А.Барто«Лошадка»

 

 

 

Март 2019г.

Дидактические игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы

«Пир горой» 

ЦельЗакрепить умение детей объединять действием 3-4 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при действии с предметами разного размера. *«Чудесная прическа»

ЦельПознакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.

«Лошадки»

 Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство радости от активных действий.

Чтение русской народной сказки «Репка»

Апрель 2019г.

Дидактические игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры

 

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы

«Домашние животные и птицы»

 ЦельУчить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.

«Гости на пороге»

ЦельВо время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет.

« У медведя во бору»

 ЦельСовершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.

Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» 

 

Май 2019г.

 

 

3. Заключительный этап

3. Анализ результатов реализации проекта.
4. Работа с родителями:

* Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:

«Играя, развиваем речь».

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:

-Отмечается норма в развитии активной речи 80%; отставание-20%;

-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

- Создаем условия для проведения дидактических игр.

- В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

-Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.

- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

- В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.

- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.

 

 

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

1. «Как помочь ребенку заговорить?»
1. «Речевые трудности. Игры по развитию речи»
2. « Речевое развитие у детей раннего возраста»

Памятки:

1.« Как развивать речь ребенка»

2. «Значение игры в развитии речи»

Итог проектасовместное мероприятие с родителями «Давайте поиграем»

 

Список литературы:

1. Программы:

А) «От рождения до школы»

Б) « Крымский веночек»

В) « Истоки»

2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»

3. М.Монтессори «Игры для малышей»

4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

5. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»

6. А.Барто- сборник стихов.

7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»

8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».

Приложение:

1. Памятки родителям.
2. Консультации.
3. Создание буклетов.
4. Беседа.
5. Дидактические игры.
6. Сюжетно-ролевые игры.