Проект по развитию речи
Проект по развитию речи в младшей группе "Играя в игру, я быстрее заговорю"
Тема « Играя в игру, я быстрее заговорю»
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель: развитие речи детей как средство общения.
Задачи:
- упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
-закрепить умения детей употреблять в речи предлоги.
-целенаправленно обогащать словарь детей;
- развивать активную речь;
Формировать:
- потребности детей в общении с взрослыми и со сверстниками посредством речи;
- понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;
- способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности ( что он рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.
- приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Актуальность проблемы:
Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимание; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.
Сроки выполнения: ноябрь 2018г. – май 2019г.
Долгосрочный.
Проект включает три этапа:
1. |Подготовительный этап:
1) определение тематики и задач проекта;
2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта
для обучения детей развитию речи во время игры;
3) составление плана реализации проекта;
2. Основной этап
3. Заключительный этап
Работа с детьми по плану реализации проекта.
Виды деятельности | Название | Сроки проведения |
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Театрализованная деятельность
| «Собери картинку» Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке. «Завяжи бантик» Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка. « Жили у бабуси» Цель: Учить детей слушать пение, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с текстом песни. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий. Инсценировка сказки«Теремок»
| Ноябрь 2018г. |
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Театрализованная деятельность
| «Поставь возле….» Цель: Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения. *«Напоим чаем куклу Катю» Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то ,что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь. « Зайка беленький» Цель: Обогащать двигательный опыт. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Поддерживать интерес к движениям. Побуждать к самостоятельному выполнению движений. Инсценировка сказки«Колобок»
| Декабрь 2018г. |
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Чтение художественной литературы | «На игрушку посмотри и картинку подбери» Цель: Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между игрушкой и картинкой к ней. Учить правильноописывать игрушку, подбирая картинку к данной игрушке. Развивать мышление, связную речь. *«Полечим собачке лапку» Цель: Формировать у детей умение принимать на себя определенную роль и действовать в игре соответственно ей. Закрепить способность выполнять цепочку игровых действий. Активизировать в речи новые слова. « Гуси – гуси» Цель: Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий. Чтение и заучивание потешки «Наша Маша маленькая» | Январь 2019г. |
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Чтение художественной литературы | «Большой – маленький» Цель: Учить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность. *«Скажи, какого цвета?» Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного . « Курочка – хохлатка» Цель: Учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с увертыванием, выполнять имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту. Чтение и заучивание потешки «Огуречик, огуречик»
| Февраль 2019г. |
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Чтение художественной литературы | * «Одень Ваню на прогулку» Цель: Помочь детям запомнить названия одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой. *«В гости к мишке» Цель: Формировать у детей умение распределять роли между собой; учить правильно вести себя в гостях, придерживаться правил этикета. Воспитывать дружеские отношения. « Мишка косолапый» Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, имитировать движения медведя. Развивать умение действовать согласованно. Воспитывать сплочённость. Рассказывание стихотворения А.Барто«Лошадка»
| Март 2019г. |
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Чтение художественной литературы | «Пир горой» Цель: Закрепить умение детей объединять действием 3-4 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи. Развивать мелкую моторику пальцев, расширять чувственный опыт при действии с предметами разного размера. *«Чудесная прическа» Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному. «Лошадки» Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве, в подражании животным. Учить бегать галопом, сохраняя направление. Развивать воображение, внимание. Вызывать чувство радости от активных действий. Чтение русской народной сказки «Репка» | Апрель 2019г. |
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Чтение художественной литературы | «Домашние животные и птицы» Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь. «Гости на пороге» Цель: Во время игры активно использовать в речи доброжелательные слова, слова приветствия; формировать способность обыгрывать выбранный сюжет. « У медведя во бору» Цель: Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
| Май 2019г. |
3. Заключительный этап
* Оформление стенда для родителей по итогам реализации проекта:
«Играя, развиваем речь».
Выводы:
В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:
-Отмечается норма в развитии активной речи 80%; отставание-20%;
-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.
- Создаем условия для проведения дидактических игр.
- В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.
-Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.
- Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;
инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.
- В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.
- В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
Памятки:
1.« Как развивать речь ребенка»
2. «Значение игры в развитии речи»
Итог проекта: совместное мероприятие с родителями «Давайте поиграем»
Список литературы:
А) «От рождения до школы»
Б) « Крымский веночек»
В) « Истоки»
2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»
3. М.Монтессори «Игры для малышей»
4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»
5. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»
6. А.Барто- сборник стихов.
7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».
Приложение: