Распространение педагогического опыта

Шестерикова Наталья Николаевна

2014г., апрель - Круглый стол для учителей математики общеобразовательных школ Вяземского района  «Опыт организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики в условиях введения и реализации ФГОС» выступление по теме «Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики»

2017г., октябрь - Круглый стол в рамках повышения квалификации«Смоленский областной институт развития образования»  "Использование современных образовательных ресурсов в обучении математике" выступление по теме "Система работы учителя по ликвидации пробелов в знаниях школьников при изучении математики"

2020г., март - образовательный портал ООО "Знанио" опубликован доклад по теме "Поиск способов повышения мотивации к обучению математики"

2020г., март - образовательный портал ООО "Знанио" опубликован доклад по теме " Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики"

2020г., март - образовательный портал ООО "Знанио" опубликована рабочая программа по биологии 8 класса, авторская программа Пасечника

2020г, апрель - Kopilkaurokov.ru - сайт для учителей опубликован доклад по теме «Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Царёво-Займищенская СОШ

Вяземского района Смоленской области

Круглый стол для учителей математики

общеобразовательных школ Вяземского района

 «Опыт организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики в условиях введения и реализации ФГОС»

«Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики»

             Подготовила                   Шестерикова Наталья Николаевна

                                                          учитель МБОУ Царёво-Займищенской СОШ

         

17 апреля 2014 г.

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию. Это предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.

К приоритетным направлениям образования сегодня относятся современные образовательные технологии, информатизация образования, воспитание социально-адаптированной личности. Чтобы личность была социально-адаптированной, владела современными ИКТ, умела самостоятельно добывать информацию, владела навыками проектирования в школе, в системе должна проводиться работа над формированием исследовательской деятельности и проектными технологиями.

   Метод проектов возник давно. Возникнув в 20-ые годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов. Идеи американских педагогов Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получили дальнейшее развитие. Метод проектов  активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах. Использование метода проектов в школе отвечает всем требованиям  современного образования:

  • проблематизации учебного материала; 
  • познавательной активности ребенка;
  • связи обучения с жизненным опытом ребенка; 
  • организации обучения как деятельности (игровой, трудовой)

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.

Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники: учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии, и будет жить творческой жизнью.

Существует много классификаций проектов:

     по  Методу, доминирующему в проекте (исследовательские; творческие; ролевые; игровые; ознакомительноориентированные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).

    по  Предметно-содержательной области (монопроекты и межпредметные)

    по Характеру контактов (региональные, международные, сетевые и т.д.)

    по Числу участников проекта (индивидуальные и групповые)

   по Продолжительности выполнения проекта и его характера (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).

Использование метода проектов в педагогической деятельности возможно:      

  • если учитель готов к смене социальных ролей  учитель становится партнером и координатором;
  • если ученик овладел основными предметными знаниями;
  • если  учитель и ученик  готовы к исследовательской деятельности и владеют ИКТ.

                                                           Проект – это «пять П».

  1. Выбор проблемы (темы) – погружение в проект. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
  2. Обязательное планирование действий – разработка проекта. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитывают склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.
  3. Поиск информации - осуществление деятельности. Обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
  4. Продукт - результат работы. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
  5. Презентация результатов - представление готового продукта. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.

Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности:

• Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать её).

• Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).

• Творческие умения (одной логикой, как правило, проблемную ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём).

• Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа средства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчёт).

• Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т.д.).

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:

  • показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
  • продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:

  1. Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
  2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
  3. Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Примерные темы проектных работ по математике:

1. Зачем нужны геометрические преобразования

2. Математика в современной экономике

3. Математика и искусство

4. Математика – теория или практика?

5. Мир многогранников

6. Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне

7. Развитие понятия числа (уравнения, функции) в школьном курсе математики

8. Удивительная страна – математика

9. Функции вокруг нас

10. Земляки – математики

11. Старинные меры

12. Пропорции вокруг нас

13. Формулы сокращенного умножения

14. В мире симметрии

15. Золотое сечение.

Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности.



Предварительный просмотр:

Круглый стол

 в рамках повышения квалификации

«Смоленский областной институт развития образования»

«Использование современных образовательных ресурсов в обучении математики»

Тема выступления:

 «Система работы учителя по ликвидации пробелов в знаниях школьников при изучении математики»

      Подготовила                   Шестерикова Наталья Николаевна

                                   учитель МБОУ Царёво-Займищенской СОШ

Вязьма

30 октября 2017г.

Своевременно ликвидировать
пробелы в знаниях учащихся –

значит обеспечить возможность
дальнейшего продвижения ребенка
вперед на пути получения новых знаний.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся — одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы, изобретать и внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся — неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы — залог высоких результатов обучения.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

  • пропуски занятий по болезни;
  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • задержка психического развития. Часто  дети  с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием  классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  •  педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
  • неблагополучная семья;
  •  проблема «улицы»;
  • прогулы.

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле.

Цели работы:

  • ликвидация пробелов у учащихся в обучении;
  • создание условий для  успешного индивидуального развития ученика;
  • формирование прочных знаний;
  • обучение приемам самоконтроля;
  • формирование потребности в самоконтроле;
  • воспитание ответственности за выполненную работу;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

 Что,  прежде всего, нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

  • создать благоприятную атмосферу на уроке;
  • своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
  • изменить формы и методы учебной работы на уроке, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект деятельности (использовать для этого обучающие игры);
  • освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
  • ориентировать  детей на ценности: человек, семья,  отечество, труд, знания, культура,  мир (они охватывают важнейшие стороны деятельности);
  • культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

        В психологии имеются попытки  тем  или  иным  образом  сгруппировать  причины неуспеваемости. Выделены причины трех  категорий неуспеваемости:

                     -  глубокого и общего отставания (I категория),

                     -  частичной,  но относительно  устойчивой  неуспеваемости   (II   категория),

                     -   эпизодической неуспеваемости (III категория).

  В качестве причин I категории отмечены:

      - низкий  уровень  предшествующей   подготовки   ученика;  

- неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические  дефекты,  болезнь,  плохие  бытовые условия,  отдаленность   местожительства   от школы,   отсутствие   заботы родителей);

- недостатки  воспитанности  ученика  (лень,  недисциплинированность),

- его слабое умственное развитие.

  Для II категории указаны:

- недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной

  преемственности);

- недостаточный интерес  ученика  к  изучаемому  предмету,

- слабая  воля  к преодолению трудностей.

  Для III категории выявлены:

                      недостатки преподавания,

- непрочность  знаний,  

- слабый  текущий  контроль;

- неаккуратное посещение уроков,

- невнимательность на  уроках,

- нерегулярное выполнение домашних заданий.

Причины неуспеваемости зависят от объективных условий, в которых протекает жизнь и учебная деятельность школьников.

   Добиться положительных результатов в ликвидации выявленных пробелов в знаниях можно только в том случае, если хорошо знать индивидуальные особенности учащихся.

   Необходимо выявить типичные трудности, которые испытывает ученик в процессе занятий при изучении нового материала, при его закреплении и обобщении; уточнить, какие виды работ наиболее часто вызывают затруднения; как влияют особенности поведения школьника на успешность обучения и т. д.

   Большое значение имеют личные беседы с учащимися в естественной и непринужденной обстановке. В  ходе  их учитель выясняет его самочувствие и настроение, интересы и склонности; отношение к родителям и педагогам, друзьям и одноклассникам; удовлетворенность или неудовлетворенность своими успехами; бытовые условия и т. д.

Особые трудности встречаются в работе с учащимися 5-х классов, когда ещё неизвестна степень подготовленности, характер и склонности учеников. С такими же трудностями встречается учитель в любом «новом» классе. Например, начиная работу в 9-м классе, я с первого же урока начинаю выяснять пробелы в знаниях учащихся. Прежде всего, по темам, знание которых необходимо при изучении нового учебного материала. Это, например, следующие темы.

   1. Действия с обыкновенными и десятичными дробями.

   2. Формулы сокращенного уравнения.

   3. Разложение многочлена на множители.

   4. Решение уравнений.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы:

  • выявление ошибок (осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и взаимоконтроля);
  •  фиксирование ошибок (происходит параллельно их выявлению);
  •  анализ допущенных ошибок (выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником);
  • планирование работы по устранению пробелов (строится на основе анализа, результаты которого доводятся до учеников);
  • устранение пробелов ЗУН (анализ работы в классе, работа над ошибками, задания на повторение);
  • меры профилактики (тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия, активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок и др.).

В работе со слабоуспевающими учениками использую:

  •   Карточки для индивидуальной работы;
  •   Задания с выбором ответа;
  •   Карточки – тренажеры;
  •   Творческие задания;
  •   Карточки  − с образцами решения.

Приведем пример такой работы с использованием карточек - тренажеров:

Решение линейных  уравнений. 

  1. Решите уравнение:-3x+5=-6x.

Решение: перенесем неизвестные слагаемые в левую часть, известные слагаемые в правую часть.

           

               

            Ответ:

Реши самостоятельно.

  1. Решите уравнение -8x-5=-2x.
  2. Решите уравнение -x-7=-10x
  3. Решите уравнение -6x-1=-9x
  4. Решите уравнение -3x+4=-9x.
  5. Решите уравнение -x+7=-7x
  6. Решите уравнение -2x+6=-9x.
  7. Решите уравнение -10x-8=-7x
  8. Решите уравнение -7x-2=-4x.
  9. Решите уравнение 9-6x=8x+5.
  10. Решите уравнение -3-7x=10x-6
  11. Решите уравнение -7-8x=4x+1
  12. Решите уравнение -1-7x=10x+4
  13. Решите уравнение 4-3x=10x+1.

Решение рациональных уравнений.

  1. Решите уравнение x +\frac{x}{2}=9.

Решение:  Приведем слагаемые к общему знаменателю:

                                                                   

Ответ: 6.

                                                                 

Реши самостоятельно.

  1. Решите уравнение x +\frac{x}{2}=-6.
  2. Решите уравнение x +\frac{x}{6}=-7.
  3. Решите уравнение x +\frac{x}{3}=4.
  4. Решите уравнение x-\frac{x}{3}=-\frac{1}{3}.
  5. Решите уравнение x-\frac{x}{12}=-\frac{11}{12}.

Квадратные уравнения.

  1. Решите уравнение x^2=-13x-42.

Решение:  1-й способ:

 13; это числа 7 и 6. Тогда х1 =- 6, х2=- 7. Ответ:- 6;-7.

: Найдем дискриминант Д= в2 – 4ас; Д = 132 - 4= 169 – 168=1; х1= =-6;

2= Ответ: -6; -7.

.

  1. х2-3х+2=0
  2. –х2+2х+8=0
  3. 2-3х+1=0
  4.  х2-х-12=0
  5. –х2-9х-20=0
  6. х2+3х-28=0
  7.  –х2-16х-63=0

В любом случае, одним из условий успешной работы учителя математики по предупреждению пробелов в знаниях учащихся, преодолению отставания и неуспеваемости является постоянное изучение уровня подготовленности самих учащихся, их интересов, изучение опыта работы передовых учителей, собственный творческий поиск путей решения этой проблемы на протяжении всей своей педагогической деятельности.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: