Распространение педагогического опыта
2014г., апрель - Круглый стол для учителей математики общеобразовательных школ Вяземского района «Опыт организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики в условиях введения и реализации ФГОС» выступление по теме «Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики»
2017г., октябрь - Круглый стол в рамках повышения квалификации«Смоленский областной институт развития образования» "Использование современных образовательных ресурсов в обучении математике" выступление по теме "Система работы учителя по ликвидации пробелов в знаниях школьников при изучении математики"
2020г., март - образовательный портал ООО "Знанио" опубликован доклад по теме "Поиск способов повышения мотивации к обучению математики"
2020г., март - образовательный портал ООО "Знанио" опубликован доклад по теме " Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики"
2020г., март - образовательный портал ООО "Знанио" опубликована рабочая программа по биологии 8 класса, авторская программа Пасечника
2020г, апрель - Kopilkaurokov.ru - сайт для учителей опубликован доклад по теме «Поиск способов повышения мотивации к обучению математике»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление круглый стол 2014 г. | 28.36 КБ |
Выступление круглый стол 2017 г. | 51.2 КБ |
справка круглый стол 2014 г | 44.71 КБ |
справка круглый стол 2017 г. | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Царёво-Займищенская СОШ
Вяземского района Смоленской области
Круглый стол для учителей математики
общеобразовательных школ Вяземского района
«Опыт организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики в условиях введения и реализации ФГОС»
«Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках математики»
Подготовила Шестерикова Наталья Николаевна
учитель МБОУ Царёво-Займищенской СОШ
17 апреля 2014 г.
Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию. Это предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.
К приоритетным направлениям образования сегодня относятся современные образовательные технологии, информатизация образования, воспитание социально-адаптированной личности. Чтобы личность была социально-адаптированной, владела современными ИКТ, умела самостоятельно добывать информацию, владела навыками проектирования в школе, в системе должна проводиться работа над формированием исследовательской деятельности и проектными технологиями.
Метод проектов возник давно. Возникнув в 20-ые годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов. Идеи американских педагогов Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получили дальнейшее развитие. Метод проектов активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах. Использование метода проектов в школе отвечает всем требованиям современного образования:
- проблематизации учебного материала;
- познавательной активности ребенка;
- связи обучения с жизненным опытом ребенка;
- организации обучения как деятельности (игровой, трудовой)
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.
Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники: учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии, и будет жить творческой жизнью.
Существует много классификаций проектов:
по Методу, доминирующему в проекте (исследовательские; творческие; ролевые; игровые; ознакомительно−ориентированные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).
по Предметно-содержательной области (монопроекты и межпредметные)
по Характеру контактов (региональные, международные, сетевые и т.д.)
по Числу участников проекта (индивидуальные и групповые)
по Продолжительности выполнения проекта и его характера (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные).
Использование метода проектов в педагогической деятельности возможно:
- если учитель готов к смене социальных ролей − учитель становится партнером и координатором;
- если ученик овладел основными предметными знаниями;
- если учитель и ученик готовы к исследовательской деятельности и владеют ИКТ.
Проект – это «пять П».
- Выбор проблемы (темы) – погружение в проект. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
- Обязательное планирование действий – разработка проекта. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Формируются группы учащихся, где перед каждым ставится своя задача. Распределяя обязанности, учитывают склонности учащихся к рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. Составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.
- Поиск информации - осуществление деятельности. Обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
- Продукт - результат работы. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
- Презентация результатов - представление готового продукта. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.
Проектная деятельность развивает компетентностные качества личности:
• Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать её).
• Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).
• Творческие умения (одной логикой, как правило, проблемную ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём).
• Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа средства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчёт).
• Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т.д.).
Главные цели введения метода проектов на уроках математики:
- показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;
- реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
- продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюсти несколько условий:
- Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
- Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
- Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.
Примерные темы проектных работ по математике:
1. Зачем нужны геометрические преобразования
2. Математика в современной экономике
3. Математика и искусство
4. Математика – теория или практика?
5. Мир многогранников
6. Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне
7. Развитие понятия числа (уравнения, функции) в школьном курсе математики
8. Удивительная страна – математика
9. Функции вокруг нас
10. Земляки – математики
11. Старинные меры
12. Пропорции вокруг нас
13. Формулы сокращенного умножения
14. В мире симметрии
15. Золотое сечение.
Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности.
Предварительный просмотр:
Круглый стол
в рамках повышения квалификации
«Смоленский областной институт развития образования»
«Использование современных образовательных ресурсов в обучении математики»
Тема выступления:
«Система работы учителя по ликвидации пробелов в знаниях школьников при изучении математики»
Подготовила Шестерикова Наталья Николаевна
учитель МБОУ Царёво-Займищенской СОШ
Вязьма
30 октября 2017г.
Своевременно ликвидировать
пробелы в знаниях учащихся –
значит обеспечить возможность
дальнейшего продвижения ребенка
вперед на пути получения новых знаний.
Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся — одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы, изобретать и внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.
Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся — неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы — залог высоких результатов обучения.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
- неблагополучная семья;
- проблема «улицы»;
- прогулы.
Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле.
Цели работы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении;
- создание условий для успешного индивидуального развития ученика;
- формирование прочных знаний;
- обучение приемам самоконтроля;
- формирование потребности в самоконтроле;
- воспитание ответственности за выполненную работу;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Что, прежде всего, нужно сделать в работе со слабоуспевающими?
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроке, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности (использовать для этого обучающие игры);
- освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
- ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир (они охватывают важнейшие стороны деятельности);
- культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
В психологии имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Выделены причины трех категорий неуспеваемости:
- глубокого и общего отставания (I категория),
- частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория),
- эпизодической неуспеваемости (III категория).
В качестве причин I категории отмечены:
- низкий уровень предшествующей подготовки ученика;
- неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей);
- недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность),
- его слабое умственное развитие.
Для II категории указаны:
- недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной
преемственности);
- недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету,
- слабая воля к преодолению трудностей.
Для III категории выявлены:
недостатки преподавания,
- непрочность знаний,
- слабый текущий контроль;
- неаккуратное посещение уроков,
- невнимательность на уроках,
- нерегулярное выполнение домашних заданий.
Причины неуспеваемости зависят от объективных условий, в которых протекает жизнь и учебная деятельность школьников.
Добиться положительных результатов в ликвидации выявленных пробелов в знаниях можно только в том случае, если хорошо знать индивидуальные особенности учащихся.
Необходимо выявить типичные трудности, которые испытывает ученик в процессе занятий при изучении нового материала, при его закреплении и обобщении; уточнить, какие виды работ наиболее часто вызывают затруднения; как влияют особенности поведения школьника на успешность обучения и т. д.
Большое значение имеют личные беседы с учащимися в естественной и непринужденной обстановке. В ходе их учитель выясняет его самочувствие и настроение, интересы и склонности; отношение к родителям и педагогам, друзьям и одноклассникам; удовлетворенность или неудовлетворенность своими успехами; бытовые условия и т. д.
Особые трудности встречаются в работе с учащимися 5-х классов, когда ещё неизвестна степень подготовленности, характер и склонности учеников. С такими же трудностями встречается учитель в любом «новом» классе. Например, начиная работу в 9-м классе, я с первого же урока начинаю выяснять пробелы в знаниях учащихся. Прежде всего, по темам, знание которых необходимо при изучении нового учебного материала. Это, например, следующие темы.
1. Действия с обыкновенными и десятичными дробями.
2. Формулы сокращенного уравнения.
3. Разложение многочлена на множители.
4. Решение уравнений.
Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы:
- выявление ошибок (осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и взаимоконтроля);
- фиксирование ошибок (происходит параллельно их выявлению);
- анализ допущенных ошибок (выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником);
- планирование работы по устранению пробелов (строится на основе анализа, результаты которого доводятся до учеников);
- устранение пробелов ЗУН (анализ работы в классе, работа над ошибками, задания на повторение);
- меры профилактики (тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия, активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок и др.).
В работе со слабоуспевающими учениками использую:
- Карточки для индивидуальной работы;
- Задания с выбором ответа;
- Карточки – тренажеры;
- Творческие задания;
- Карточки − с образцами решения.
Приведем пример такой работы с использованием карточек - тренажеров:
Решение линейных уравнений.
- Решите уравнение:.
Решение: перенесем неизвестные слагаемые в левую часть, известные слагаемые в правую часть.
Ответ:
Реши самостоятельно.
- Решите уравнение .
- Решите уравнение
- Решите уравнение
- Решите уравнение .
- Решите уравнение
- Решите уравнение .
- Решите уравнение
- Решите уравнение .
- Решите уравнение .
- Решите уравнение
- Решите уравнение
- Решите уравнение
- Решите уравнение .
Решение рациональных уравнений.
- Решите уравнение .
Решение: Приведем слагаемые к общему знаменателю:
Ответ: 6.
Реши самостоятельно.
- Решите уравнение .
- Решите уравнение .
- Решите уравнение .
- Решите уравнение .
- Решите уравнение .
Квадратные уравнения.
- Решите уравнение .
Решение: 1-й способ:
13; это числа 7 и 6. Тогда х1 =- 6, х2=- 7. Ответ:- 6;-7.
: Найдем дискриминант Д= в2 – 4ас; Д = 132 - 4= 169 – 168=1; х1= =-6;
2= Ответ: -6; -7.
.
- х2-3х+2=0
- –х2+2х+8=0
- 2х2-3х+1=0
- х2-х-12=0
- –х2-9х-20=0
- х2+3х-28=0
- –х2-16х-63=0
В любом случае, одним из условий успешной работы учителя математики по предупреждению пробелов в знаниях учащихся, преодолению отставания и неуспеваемости является постоянное изучение уровня подготовленности самих учащихся, их интересов, изучение опыта работы передовых учителей, собственный творческий поиск путей решения этой проблемы на протяжении всей своей педагогической деятельности.