Самообразование

Перлина Валентина Александровна

Тема: «Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста

посредством  приобщения к устному народному творчеству»

Цель: изучить возможности использования произведений устного народного творчества в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Повысить свой профессиональный уровень и компетентность; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

 Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработать перспективное планирование работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений устного народного творчества.
  3. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
  1. Познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа, развивать кругозор, интерес к народному слову и его истории.
  2. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
  1. Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ,  его культурное наследие.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://content.foto.my.mail.ru/mail/dedsad33/_myphoto/i-76.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Королёв Московской области

«Детский сад  комбинированного вида №33 «Березка»

 (МБДОУ «Детский сад №33»)    

   141067, М.о. г. Королев, ул. Новая, д.2а                                   Телефон: 8(495)515-01-34    

                                                e-mail: dedsad33@mail.ru  

_____________________________________________________________________________________________

САМООБРАЗОВАНИЕ  ВОСПИТАТЕЛЯ  В  ДОУ

                                                     Тема:

«Развитие активной речи детей старшего

дошкольного возраста посредством  приобщения

к устному народному творчеству»

                                                                                          Выполнила: воспитатель

                                                                                    логопедической  группы

                                                                                           «Почемучки»

                                                                                            Перлина В. А.

                                                      Г. Королев 2019 г.

САМООБРАЗОВАНИЕ  ВОСПИТАТЕЛЯ  В  ДОУ

(вторая логопедическая подготовительная группа)

Воспитатель: Перлина Валентина Александровна

Образование: Среднее специальное. Студентка МГОУ

Тема: «Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста

посредством  приобщения к устному народному творчеству»

Цель: изучить возможности использования произведений устного народного творчества в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Повысить свой профессиональный уровень и компетентность; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

 Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработать перспективное планирование работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием произведений устного народного творчества.
  3. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

  1. Познакомить детей с укладом жизни и быта русского народа, развивать кругозор, интерес к народному слову и его истории.
  2. Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

  1. Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ,  его культурное наследие.


  1.1  Развитие речи в старшем дошкольном возрасте как задача дошкольного образования

         Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница             всех знаний.

                                                                                                      К.Д. Ушинский

           Речь - это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Осваивая речь, ребёнок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, обобщения, управление своим поведением.

В старшем дошкольном возрасте большинство детей, отмечает О. С. Ушакова, правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления. У них накапливается значительный запас слов, обозначающих все части речи. По данным Д.Б. Эльконина рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

Основной целью работы по развитию речи и обучению родному языку детей в дошкольных образовательных учреждениях, по мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Работа по достижению данной цели ведется в двух направлениях:

- овладение правильной речью, которая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии нормами языка. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями;

- усвоение высшей ступени овладения литературным языком (овладение хорошей речью), которая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения, то есть выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность[2, c. 51].

По мнению О. С. Ушаковой, основная, общая задача развития речи детей дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей, которая состоит из ряда частных, специальных задач[58, c.6].

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой выделен специальный раздел «Развитие речи» работа по этому разделу ведется по четырем направлениям: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, для каждого направления охарактеризованы основные задачи, определена последовательность работы по ним. В содержание программы включена новая рубрика  «Развивающая речевая среда» с целью определения особенностей организации развивающей речевой среды для содействия совершенствованию речевых коммуникаций ребенка. В конце раздела   определен примерный уровень развития речи ребенка старшего возраста, которым он должен овладеть за год, где особое место занимают совершенствование фонематического слуха и связной речи [41 , с. 156].

Таким образом, ребенок в старшем дошкольном возрасте должен овладеть «правильной»  и «хорошей» устной речью, то есть употреблять языковые единицы в  соответствии с нормами языка, и его речь должна быть лексически богата, точна и выразительна, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Решение этой общей задачи, возможно достичь через осуществление ряда частных, специальных задач, каждая из которых в старшем дошкольном возрасте усложняется как по содержанию, так и по методике обучения.

1.2 Формы и средства развития речи в старшем дошкольном возрасте.

 В современной дошкольной педагогике и в методике развития речи в частности, В. И. Ядэшко, О. И, Соловьева, А. М. Бородич, М. М. Алексеева, В. И. Яшина выделяют две основные формы обучения речи: первая специальные занятия по развитию речи; вторая — работа по развитию речи детей в свободном общении с воспитателем, со всеми другими работниками детского сада, в общении детей друг с другом. Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:

а) в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.);

б) во время прогулок;

в) в процессе игр;

г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);

д) в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);

е) во время праздников и развлечений;

ж) во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыке.

Специальные занятия по развитию речи, проводятся с целью оказания методической помощи в усвоении речи ребенком и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения. При организации занятий по развитию речи, по мнению Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой необходимо учитывать, что все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать несколько языковых задач, одна из которых будет основной, а другие — сопутствующими. [63, c. 215]

 При планировании занятий важно предусмотреть закрепление получаемых детьми знаний, умений и навыков, а значит, повторные упражнения на однородном материале, облегченном или усложненном в зависимости от успехов. Эти упражнения должны быть смежными по времени, чтобы не допускать угасания навыка в процессе его формирования. Например, для выработки интонационной выразительности в диалоге (вопрос, ответ) воспитатель читает на занятии народную песенку «Ты куда ходила, мышка?». Дети заучивают ее наизусть полностью. На следующем занятии несколько пар детей читают эту песенку по ролям и пробуют драматизировать ее. Окончательная отработка драматизации этой песенки осуществляется вне занятий, в утренние или вечерние часы; игра-драматизация исполняется детьми на одном из вечеров досуга, на празднике в детском саду.

Обучая придумыванию рассказов, воспитатель вначале демонстрирует свой рассказ-образец. Затем, напомнив детям его структуру, план («Где это было? Когда? С чего все началось? Что было потом? Чем закончился рассказ?»), он предлагает придумать свои рассказы. Дети, составляя рассказ по образцу, порой с трудом преодолевают тягу к прямому копированию содержания. Воспитатель должен это учитывать, подводить их мысль к «своему» содержанию.

 Метод разговора-беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. При этом в старших группах используется прием опоры на словесные дидактические игры.

 Широко используется в работе с детьми старшего возраста метод пересказа. С его помощью речь детей обогащается всеми компонентами языка (лексика, грамматика, интонации). Они практически осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений — отобрать тексты, доступные по содержанию и по стилю изложения детям данной возрастной группы.

 Метод сочинения предполагает использование разных приемов обучения детей творческому рассказыванию: по восприятию (наблюдению), по памяти, по воображению.

 Особое место занимает текстовой дидактический материал — сказки, песенки, стихотворения, рассказы, загадки, пословицы, чистоговорки. Этот материал должен быть художественным, образным и доступным для понимания детьми данной возрастной группы (объем, сложность содержания, количество новых слов-понятий, их сложность и др.)

Большое значение для полноценного речевого развития детей старшего возраста имеет работа вне занятий. С ними проводятся упражнения, игры на закрепление умений и навыков, полученных на занятиях по всем разделам методики  развития речи.

О. С. Ушакова предлагает проводить дополнительно работу с детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, небольшими группами (при наличии одинаковых недостатков)  или в индивидуальном порядке. Воспитатель использует речевую гимнастику, чистоговорки, скороговорки. Вне занятий проводится также работа по совершенствованию интонационной выразительности речи, развитию речевого дыхания [58, с. 193]. Например, одному ребенку воспитатель предлагает сначала рассказать стихотворение немного громче обычного (как будто он выступает перед всей группой), затем вполголоса (для одного человека), далее с обычной громкостью (для нескольких), наконец, шепотом (как бы по секрету).

        Моменты повседневной жизни также широко используются и для полноценного развития словаря, для закрепления речевых навыков. Во время игры, режимных процессов организовывается речевое общение детей, создаются условия для речевой активности каждого ребенка. Чрезвычайно важна для развития словаря детей, по мнению А. М. Бородич, их трудовая деятельность, особенно коллективная. Детям становится понятно значение многих слов, потому что они связаны с чувственными восприятиями, а характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.

        Обогащение словаря детей происходит и в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий. Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров [7, с. 125].

        Организовывая работу вне занятий, воспитатель должен постоянно следить за грамматической правильностью речи детей. Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.

 Исправлять ошибку нужно доброжелательно, тактично и не в моменты эмоционального состояния, творческого подъема ребенка. Не следует повторять ошибку,— лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если воспитатель дает ребенку аналогичные примеры.

С детьми, допускающими ошибки в словоизменении, словообразовании, построении предложений воспитатель организует игры, закрепляющие представление дошкольников о предложении и слове. Например, « Живые слова», «Назови конец слова» и т. д. [там же, с. 147].  

        Повседневная жизнь предоставляет большие возможности  и для развития навыков связной речи. С этой целью необходимо специально организовывать различные разговоры и беседы с детьми («О прошедшем выходном дне»). При этом надо правильно ставить вопросы, чтобы дети учились подробно рассказывать о тех или иных событиях. Ребенок начинает рассказывать, а воспитатель и небольшая группа детей слушают его.

 В содержание активной деятельности педагога вне занятий входят чтение и рассказывание детям произведений художественной литературы.

        Вне занятий хорошо читать произведения о природе, лирические стихи, потешки, прибаутки и т. д. Такое чтение можно предусмотреть и наметить в календарном плане, например, прочитать во время прогулки стихи Е. Серовой. Повседневно в речи воспитателя должны звучать отрывки из художественных произведений, например из стихотворения «Круглый год» С. Маршака, а также пословицы, загадки и т. д.

        Особая роль принадлежит развлечениям, праздникам, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок. Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. То есть, средствами развития речи детей старшего дошкольного возраста можно считать любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый. Присутствие взрослого стимулирует употребление речи, дети начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому в методике развития речи рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.

Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи [там же, с.83]. Она используется для формирования звуковой культуры речи, усвоения морфологических закономерностей и синтаксических конструкций. Е.А. Флёрина отмечает, что литературное произведение даёт ребёнку готовые языковые формы, словесные характеристики образов, определения, которыми он впоследствии оперирует. Контекстуальная осмысленность слов и выражений, включённых в литературные произведения, способствуют обогащению словаря, а также образной речи (О. С. Ушакова, Л. А. Колунова и др.) [52, с. 42]

Рисование, музыка, пение также используются в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Подчеркивает назначение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи [2, с. 83].

Эффективность речевого развития дошкольников во многом зависит и от того какими средствами развития речи пользуется педагог. К таким средствам в современной методике относят: общение, игру, труд, бытовую  деятельность, обучение, культурную языковую среду, различные виды искусств, в том числе рисование, музыку, пение, а также художественную литературу со всем разнообразием произведений, имеющих автора и произведений устного народного творчества, которые рекомендованы к использованию в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

1.3 Устное народное творчество и его использование в работе с детьми  старшего дошкольного возраста.

Устное народное творчество - величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Ему отведено почётное место среди произведений, предназначенных для воспитания детей. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребёнка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения. Устное народное творчество черпает свой материал для детей из разных источников. Прежде всего - это то, что взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Взрослые всегда из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию сказки песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно. Фольклор приобщает ребёнка к народной поэзии. Благодаря этому у ребенка формируется внутренняя готовность восприятию наших истоков народной культуры. Сказки, загадки, песенки, считалки, потешки, пестушки, пословицы, прибаутки, поговорки, заклички, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, докучные сказки и народные игры расцвечивают и обогащают речь и быт детей. Устное народное творчество важное средство формирования личности ребенка, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Оно влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств детей. Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, где дети учатся правилам поведения, нормам взаимоотношений и т. д.

Сказка - это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.

Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры. Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Недаром А.С.Пушкин писал: «Сказка – ложь, да  в ней намек, добрым молодцам урок!». Именно «намек», а не диктовка нужной оценки образов героев. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев. Сказка имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны.

Нередко сказки начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на окияне, - начинает сказочник. – Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем…» Часто присказки юмористичны.

Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение: «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жил-был…», «Жили-были…». У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» Но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался, было, бирюк в капкан…»

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «О зимовых зверях»: «А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают».

В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). Повтор чаще всего бывает троекратным. Так, в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду, в сказке «Иван Быкович» богатырь три ночи подряд бьется на смерть со Змеями, и каждый раз со Змеем с большим количеством голов.

Во многих сказках можно обнаружить стихотворную часть. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового.

Некоторые сказки рассказываются полностью сказовым стихом. Таковы, например, сказки о козе – белой бороде, вороне-праведнице.

Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге, как, например, сказка «Лиса и тетерев». Диалоги сказок – живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируют бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую – волка.

Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот – Котофей Иваныч, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Иваныч. Нередки прозвища животных: волк – «из-за кустов хап», лиса – «на поле краса», медведь – «всем пригнетыш»…

Таковы народные сказки, и с их жанровыми особенностями обязательно надо знакомить детей, ведь они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство.

Народные сказки способствуют развитию речи детей. Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н.С.Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В сказках дети познают меткость, выразительность. [2, с.348]. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красноречивости немыслимо без знакомства с пословицами и поговорками, особым видом устной поэзии, веками шлифовавшимся и впитавшим в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

Пословица – это краткое ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга - ищи, а нашел - береги». Пословица тем легче ложится в память ребенка, чем искусней тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую, ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а даёт ему выразительную эмоциональную оценку.

Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы. Они являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств детей, и, прежде всего трудолюбия и дружеских отношений друг к другу.  Во время прогулок пословицы помогают лучше понять явления, события. Например, «Весна красна цветами».

По пословицам и поговоркам можно составлять рассказы и это позволит перейти на занятиях к работе, где дети сами будут пытаться составлять определенные рассказы по пословице или после составления какого-либо рассказа подбирать подходящую пословицу. Данные приемы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формирует у детей умение соотносить название текста с содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром и т.д.

Также детям предлагается на занятиях проиллюстрировать ту или иную пословицу (поговорку). Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае будут более выразительными и разнообразными.

Работу с пословицами рекомендуется планировать во второй части занятия, причем формы и методы работы должны быть самыми различными. Например, игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра "Продолжи пословицу". Воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает [27, с. 34]..

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких упражнений является использование скороговорок.

Скороговорка – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Знакомя детей с новой скороговоркой, воспитатель произносит ее наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент опускается).

Для повторения скороговорки сначала вызываются дети с хорошей памятью и дикцией. Перед их ответом повторяется указание: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произносится хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами, вновь отдельными детьми, самим воспитателем. На повторных занятиях со скороговорками, если текст легкий и дети сразу им овладели, разнообразить задания: произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, менять и темп.

Общая длительность таких упражнений – три – десять минут. Постепенно эти занятия разнообразить следующими приемами. Повторять скороговорки "по заявкам" детей, роль ведущего поручать разным детям. Повторять скороговорку частями по рядам: первый ряд: "Из-за леса, из-за гор…"; второй ряд: "Едет дедушка Егор!". Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: "Расскажите про покупки". Вторая группа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки, про покупки, про покупочки мои!" Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание.

Все перечисленные выше упражнения имеют своей основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка. С этой же целью в работе с детьми в старшей группе нужно использовать потешки, пестушки, прибаутки, небылицы – перевертыши.

        Потешки, пестушки – это небольшие стихотворения - приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка.

        Прибаутки - это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, напоминающие маленькие сказочки в стихах, употребляющиеся для украшения речи. Прибауткам свойственен сюжет. Главная их роль -  познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Основой образной системы прибауток является движение, даётся резкая смена одной картины другой из строки в строку.

        Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши. Их установка создать комичные ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и свойств. Несообразности, рассчитаны на то, чтобы укрепить у ребёнка подлинное реальное понимание соотношения вещей и явлений. Невероятное лишь оттеняет реальные связи. Юмор становится педагогикой.  

        Все эти жанры устного народного творчества   можно использовать как  упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Например,

"Наши уточки с утра:

Кря – кря – кря!…"

Педагогическая задача при воспроизведении данного текста – привлечь ребенка к звукоподражанию, имитировать голоса птиц.  Обращать внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто, как и гуси, но не столь громко и т.д. Потешки, пестушки, прибаутки  возможно использовать при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, например, потешку про "заиньку" где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку почувствовать и осознать красоту родного языка, его лаконичность, эти произведения приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи детей, побуждают к словесному творчеству. Они являются начальными образцами построения диалогической речи.

По мнению М. Загрутдиновой, Г. Шинкарь, Н. Криницыной , хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к  воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их [22, с.9].

Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Н. Новикова предлагает фольклорные произведения сопровождать действиями или, наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем веселую потешку. А затем использовать ее во время сюжетно – ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Таким образом, скороговорки, потешки, пестушки, прибаутки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Они, по мнению М. К. Боголюбской, Н. С. Карпинской,  В. В. Шевченко развивают чувство ритма и рифмы, готовят ребенка к дальнейшему восприятию  поэтической речи и формируют интонационную выразительность. [6, c. 87; 26, с.29]

Наряду с потешками, пестушками, прибаутками заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста колыбельные песни. Они, по мнению народа – спутник детства. Это песни, исполняемые при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. Колыбельные песни в старшем дошкольном возрасте используются не в прямом своем назначении, а как средства развития их речи. Они обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным"[37, с. 18]. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Эти песни должны применяться детьми в сюжетно–ролевых играх. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

На разностороннее развитие речи детей оказывает влияние  широкое применение загадок. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений [4, с. 79]. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Народные загадки как опоэтизированная игра в вопросы и ответы занимательны для детей. В старшем дошкольном возрасте  ведется работа по развитию у детей навыков речи – доказательства и речи – описания посредством загадки. Данную методику предлагает Ю.Г. Илларионова [24, с. 110]

Она рекомендует, чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а обязательно доказать, что отгадка правильна. Загадывая детям загадки,  их нужно повторять  по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки. Предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?"  

Ю. Г. Илларионова рекомендует использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Этот вид фольклора можно широко использовать также и в повседневной жизни. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, загадать загадки о предметах туалета, затем спросить: "О чем загадка? Что надо сделать, чтобы умыться?"  Дети выполняли действия, указанные в загадке. Собираясь на прогулку, мы загадать детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.

Предлагается использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их,  находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.

Таким  образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, как по - разному можно сказать об одном и том же. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально - выразительной. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они постепенно овладевают образной системой языка.         Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр - забав. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, считает Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму, а это задача становится актуальной в старшем дошкольном возрасте [54, с. 59].

Немало народной выдумки внесено и в считалки. Считалка - это  рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.

Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция. Считалки рекомендуют как упражнения для речевого аппарата, выработки отчетливой дикции. Произносить их нужно с разной интонацией то громко, то тихо, то шепотом. Менять темп речи то быстро, то медленно.

В старшем дошкольном возрасте наряду со считалками детей необходимо пользоваться и  жеребьевками. Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизируют на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц. «Конь вороной или сбруя золотая? (из сказок или песен); «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» (из сказки); «Грудь в крестах или голова в кустах» (пословица).

Также в этом возрасте дети в своей речи начинают использовать дразнилки. Дразнилки - небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дразнилки были безобидными (например, «Архип — старый гриб») и  не перешли в ранг издевательства.

Приобщение старших дошкольников  к народной поэзии не возможно и без знакомства с закличками, приговорками. Заклички представляют собой короткие стишки, в которых призываются различные силы природы в помощь. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова. При случае детвора выкрикивает слова закличек нараспев хором.

Приговорки - это короткие, своеобразные, обычно стихотворные обращения к природе в соучастии, в доброй помощи. Чаще всего их произносит каждый поодиночке.

Заклички и приговорки принято объединять в один отдел – календарный детский фольклор. Этим термином, введённым в научную литературу собирателем и исследователем детского фольклора Г. С. Виноградовым, подчёркивается связь закличек и приговорок с определённым временем года, погодой, праздником, всем строем жизни.

Таким образом, устное народное творчество – это своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей.  К жанрам устного народного творчества относятся: сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, песенки, потешки, пестушки, прибаутки, загадки, считалки, заклички, чистоговорки, дразнилки, и народные игры.

Устное народное творчество помогает детям расширить их кругозор, лучше узнавать жизнь и быт русского народа, у них развивается мелкая моторика рук и это неразрывно связано с умственным развитием, развитием их речи и формированием разнообразных выразительных движений. Благодаря устному народному творчеству обогащается эмоциональная сфера, развивается яркая мимика и жесты, дети выражают свои эмоции,

По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". [56, с. 54] Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Произведения устного народного творчества доступны для понимания и осознания старшими дошкольниками, только отобраны они, должны быть  с учетом возрастных возможностей детей и должна быть организована систематическая работа. То есть использование устного народного творчества в речевом развитии детей в старшем дошкольном возрасте вполне оправдывает себя.

2.1 Перспективное планирование использования произведений устного народного творчества с целью повышения уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста.

                           

                                        План работы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Подбор и изучение методической литературы.

Составление картотеки пословиц, поговорок, загадок, потешек,

народных

подвижных игр

 

Сентябрь - май

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                      (ФГОС) Д О.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильн

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

7.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1976. –127с.

8. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1972. –78с.

9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987. –239с.

    Досуг

  «Загадки в  стране сказок»

Цель: обогащать речь детей образными выражениями; учить отгадывать загадки по содержанию сказок; развивать интонационную выразительность речи детей.

Работа с детьми

Работа с семьёй

Самореализация

Октябрь

Ноябрь

1.Отгадывание детьми загадок про осень.

Цель: развитие мышления на материале описательных загадок;

2.Закрепить знания потешек и закличек об осени.

Цель: закреплять с детьми характерные признаки осени; продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями об осени (стихами, приговорками, загадками).Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений.

3.Заучивание с детьми текста народной игры «Панас»

4.Чтение русской народной сказки «Теремок»

 Праздник «Осенины»

Цель: расширять кругозор детей об истории и быте народ;

 поддерживать и развивать интерес к произведениям малых фольклорных жанров; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения произведений фольклора; продолжать работу по сплочению коллектива родителей и детей

1.Театральная постановка.

2.Пословицы и поговорки о семье.

Цель: воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к своим близким, желание заботится о них;

обогащать и активизировать словарный запас детей; развивать навыки творческого рассказывания, навыки связной речи;

вспомнить игру-забаву про семью с целью удержать умственную способность детей и укрепления мышц кистей рук, продолжать учить передавать в речи ритм.

3. «Счастливая зыбка»

Цель: Поддерживать положительное эмоциональное отношение, развивать интерес к колыбельным песням. Формировать знания детей о традициях русского народа. Обогащение словаря детей: зыбка, люлька. Развивать навыки описательной речи при составлении рассказа "Моя кроватка".

Развивать эстетическое воспитание фольклорных

произведений

4.Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Инсценировка русской народной сказки «Теремок»

Показ детьми кукольного театра младшей группе по сказке «Теремок».

Цель: формировать умение рассказывать сказку, передавать специфику сказочного жанра; развивать интонационную выразительность речи.

Декабрь

1.Загадки, пословицы, поговорки о зиме.

Цель: учить воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закрепить знания о жанровых особенностях малых  фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений.

2.Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович»

3.Знакомство с народными инструментами.

4.Рассматривание иллюстраций разных художников к русским народным сказкам.

Литературная  викторина

«Угадай сказку»

Цель: обогащать речь детей образными выражениями; учить отгадывать загадки по содержанию сказок; развивать интонационную выразительность речи детей.

Январь

Февраль

1.Знакомство с традициями празднования Рождества.

2.Разучивание считалок.

3.Составление рассказов по пословицам.

Цель:  закрепить знания о жанровых особенностях малых  фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений.

4.Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

1.Знакомство с традициями празднования Масленицы.

Цель: учить объяснять значения слов – пенька, кудель; развивать умение образовывать слова с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными - чучелко  и увеличительными (чучелище);

2.Закрепление знаний детей об утвари русской избы через загадки.

Цель: Активизировать в речи детей пословицы и поговорки о русском быте и гостеприимстве.

3.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Анализ пословиц, фразеологизмов

Цель: учить  чувствовать и  понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать их речь пословицами, фразеологизмами; учить понимать переносное значение.

4.Подвижная игра «Горелки».

«Праздник

Рождества»

Цель: знакомство с традициями празднования Рождества; развивать поэтичность речи, учить передавать ритм колядок, развивать выразительность речи детей.

Досуг по сказкам К.И.Чуковского

Развлечение «Широкая Масленица»

Цель: Знакомство с традициями празднования Масленицы; уточнить значение слов – символ, припек, прощеное

воскресенье; объяснить значение поговорки, пословицы; разучить приговорки

Март

1.Народный фольклор о весне.

2.Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Цель: активизировать в речи детей потешки; учить образовывать слова с уменьшительно ласкательными суффиксами (молочка, буренушка, капельку, на донышке, ложечку, творожку, немножечко)

3.Экскурсия в музей детского сада «Русские истоки»

4. Подвижная игра «Арина»

Праздник « А ну-ка, Бабушки!»

Цель: Учить выразительно исполнять произведения фольклора, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания.

Апрель

4.Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

1.Беседа «Дорого яичко в Пасхальный день»

Цель: познакомить с православным праздником «Пасха», вести в словарь детей слова: Пасха, гостевания, христосование.

2.Разучивание хоровода « А я по лугу»

3.Рассказывание сказки « У солнышка в гостях»

Цель: учить воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием; подбирать синонимы к глаголам, строить синонимические и антонимические ряды к заданному определению, придумывать предложения с заданными  словами.

4.День смеха (дразнилки)

Цель: учить подбирать рифму, сочиняя дразнилку к своему имени и к именам других детей, работать над четкостью звукопроизношения.

Православный праздник «Светлая Пасха»

Цель: познакомить с традициями русского народа;

формировать интонационную выразительность речи в процессе проговаривания приговорок.

Май

1.Заклички, потешки о солнце.

2.Знакомство с небылицами и перевертышами.

3.Разучивание колыбельной «Котя, котенька-коток…»

4.Чтение русской народной сказки « Лиса и журавль»

5. Подвижная игра «Как у дяди Трифона»

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Октябрь

Выявление знаний у родителей.

1.Анкетирование родителей.

2.Конкурс совместных творческих работ.

1. «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

2.»Моя любимая сказка»

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

Март

Презентация для воспитателей

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете

             СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

                                   

 

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию:

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию

 детей с помощью произведений русского фольклора,

 развить творческие, познавательные,

 коммуникативные способности детей на основе

 устного народного творчества.

 Планирование   работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

Теоретическое изучение проблемы.

  1. Федеральный государственный образовательный

 стандарт дошкольного образования      (ФГОС) Д О.

  2. Изучение литературы по теме

  Практическая               деятельность

Досуг «Загададки в стране сказок».

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

 Досуг по сказкам К.И.Чуковского

     Развлечение «Широкая Масленица»

  Литературная  викторина «Угадай сказку»

  Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

  Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

  Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

  Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

 Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.

     Подведение

        итогов

 самообразования

В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.