Конкурс "Учитель года - 2020", номинация "Педагог-психолог"
Резюме участника Конкурса "Учитель года 2020" в номинации "Педагог-психолог" Малых Ольги Александровны, МБОУ ООШ №5 г. Новошахтинска Ростовской области
План-коспект занятия занятия "Школьный мир вокруг нас!" педагога-психолога МБОУ ООШ №5 г.Новошахтинска, Малых Ольги Александровны.
Характеристика профессиональной деятельности участника, Малых О.А.
Ссылка на видеоролик участника Конкурса Малых О.А. "Визитная карточка": https://youtu.be/4-WdDQdK7yU
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezyume_malyh_o.a.docx | 98.96 КБ |
plan-konspekt_zanyatiya_o.a._malyh_s_prilozheniyami.doc | 128.5 КБ |
o._a._malyh_mbou_oosh_no5_harak-ka_prof.deyat-ti.doc | 309.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Резюме участника муниципального этапа конкурса «Учитель года - 2020»
в номинации «Педагог-психолог»
Ф.И.О. Малых Ольга Александровна
Дата рождения: 16.03.1983 г
Должность: педагог-психолог
Образование: высшее, Гуманитарный Институт (ШФ) 2005г, Квалификация Психолог. Преподаватель психологии.
Стаж работы: 12 лет.
Диссеминацию своего опыта осуществляю через публикацию материалов в соц. сети работников образования «Наша сеть» https://nsportal.ru/olga-aleksandrovna-malyh и на сайте МБОУ ООШ №5 – scool-n5.ucoz.ru
Являюсь руководителем ГМО узких специалистов.
Мое педагогическое кредо можно выразить словами: «Психолог – это призвание, психолог – это судьба: сочувствие и сострадание, забота и доброта».
Курсы повышения квалификации:
- «Экспертиза профессиональной деятельности и оценка уровня профессиональной компетентности педагогических работников в условиях реализации НСУР» (удостоверение) 2019 г.;
- «Создание коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в соответствии ФГОС» (удостоверение) 2019 г.;
Развитие психолого-педагогической культуры в условиях профессионального конкурсного движения:
- Ежегодное участие в работе II, III и V Фестиваля мастер-классов «Проблемы особого детства: пути решения. Обучение и социализация детей с ОВЗ» (сертификат)2016, 2017, 2019 г.;
- Победитель Всероссийского профессионального фестиваля «ПЕДАГОГ ГОДА - 2017»;
- Диплом, 3 место, во всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения «Отдавая сердце – 2018»;
- Диплом за высокопрофессиональную подготовку участников-победителей II Международного конкурса «НАДЕЖДЫ РОССИИ» 2019 г.;
- Диплом за 1 место в городском конкурсе «Русская кукла», 2019 г.
Личные качества:
Доброжелательность, оптимизм, вежливость. Умею слушать и слышать, обладаю аналитическим складом ума и гибким мышлением.
Деловые качества:
Профессиональный подход к решению проблем. Добросовестное выполнение поставленных задач, в соответствии с нормами педагогической этики. Стремление к профессиональному и личностному росту. Умение работать с большим объемом информации.
Контактная информация
Телефон: 8928-605-86-65
E-mail: olyam_malyshka@mail.ru
Личный сайт: https://nsportal.ru/olga-aleksandrovna-malyh
Предварительный просмотр:
План-конспект тренингового занятия "Школьный мир вокруг нас!"
педагога-психолога МБОУ ООШ №5 г.Новошахтинска,
Малых Ольги Александровны.
Пояснительная записка
Цель и задачи: формирование положительного отношения к учебе, усвоение важности правил поведения в школе. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни, а также осознании себя в роли обучающихся. Создание условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми. Познакомить детей с основными школьными правилами, активизировать познавательную активность обучающихся, формировать положительную учебную мотивацию, формировать навыки коллективного взаимодействия, снятие повышенной тревожности
Описание проблем и задач развития, на решение которых направлено данное занятие:
Этот конспект занятия-тренинга подходит для психологов и учителей. Он предназначен для проведения в младших классах (1-2 класс), в которых ученики нарушают правила ответа в классе (выкрикивают, шумно себя ведут), проявляют несдержанность при фронтальных опросах детей. Также, часто в период адаптации детей к школе встречается проблема, когда дети не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Дети ссорятся, ябедничают, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между детьми сложный и кропотливый процесс.
Предполагаемый психологический результат:
- Данное психологическое занятие должно способствовать формированию активной позиции обучающихся, формированию сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга в различных ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы занятия, в повседневную жизнь.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:
- Данное занятие представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
Участники:
- Возраст участников: 6,5 - 8 лет; обучающиеся 1-2 класса.
Размер группы: от 8 до 12 чел-к.
Оборудование: проектор, компьютер, клубок желтых ниток, колокольчик, портфель, школьные принадлежности, игрушки, кухонная утварь, ракушка. Плакаты «Птица и птенцы в гнезде», «Учитель и ученики в классе»
Ведущим является один взрослый, психолог.
Участие педагога в данной игре не предусмотрено. Но если такое желание возникнет, то он может присутствовать на занятии в качестве наблюдателя или участника.
Возможное продолжение тренингового занятия в деятельности психолога и педагогов:
- Педагогу можно использовать в виде групповой работы на уроке или работы в парах сюжет данной игры или идею отдельных упражнений. Но в качестве психологической игры проведение эффективно на уроках с тренером.
Подробный сценарий занятия с указание задач каждого этапа.
Этап I. Введение в игру.
Задачи: способствовать созданию игровой атмосферы, познакомить обучающихся с правилами тренингового занятия, настроить на высокую работоспособность.
Этап II. Совместная работа участников игры.
Задачи: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы; поощрение совместного переживания, связанного с выполнением общей задачи, развивать отношения партнерства, стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.
Этап III. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.
Задачи: обратить внимание участников группы друг на друга, на их непохожесть и неповторимость каждого, способствовать осознанию собственной уникальности и значимости.
Этап V. Рефлексия.
Задачи: поддержание хорошего настроения по результатам выполненной работы; переключение с игровой деятельности в реальную обстановку, перенос усвоенных навыков взаимодействия.
Формы обсуждения занятия:
В завершении занятия, обсуждаем вместе с детьми то, что делали, как играли. Спрашивается мнение участников о занятия, и обязательно обсуждается вопрос, чему научились, что взяли для себя новое, что будут использовать в повседневной жизни. Психолог делится также с детьми своим мнением, высказывает слова поддержки каждому участнику, благодарит за работу. А вместе с учителем обсуждает материалы, собранные о детях во время игры, перспективы дальнейшей работы.
План-конспект тренингового занятия "Школьный мир вокруг нас!"
Этап I. Введение в игру.
Упражнение – приветствие:
Я твой друг, (руки к груди)
И ты мой друг, (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся, (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся. (улыбаются)
Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила.
Правила группы: Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите «да» и хлопаете в ладоши. Если не согласны, то говорите «нет» и топаете ногами (Приложение 1.)
- внимательно слушать, когда говорят другие? – ДА
- драться? – НЕТ
- уважать чужое мнение – ДА
- шутить и улыбаться – ДА
- дуться и быть букой – НЕТ
- говорить по одному – ДА
- перебивать друг друга и смеяться над говорящим? – НЕТ
Правила группы в напечатанном виде можно развесить на видном месте, например на доске.
И для начала, давайте познакомимся. Вы все знакомы друг с другом? Хорошо.
Разминка «Здравствуй, друг»
- Добрый день! - Тебе сказали.
- Добрый день! - Ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
- Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- Улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Давайте порадуем друг друга одним из этих приветствий! Мы будем называть любое приветствие и имя твоего одноклассника. Это и будет одним из первых школьных правил (Приложение 2.).
(Дети, стоя в кругу с психологом, приветствуют друг друга, передавая клубочек по часовой стрелке, первый ребенок держит начало нити.)
Ведущий: -Что у нас получилось в итоге? (Солнце, часики, цыпленок, блинчик и т.д.)
И конечно, всех нас этот круг объединил! Итак, кто запомнил это первое школьное правило? Повторите, пожалуйста.
1. Входя в школу, здоровайся с одноклассниками и школьными сотрудниками.
Этап II. Совместная работа участников игры.
Ведущий: - в школе приняты и другие правила. Это правило вы сможете назвать, посмотрев начало мультфильма «Чёртенок №13»
(Просмотр первых двух минут мультфильма «Чёртенок №13»)
Ведущий: - итак, какое школьное правило, по вашему мнению, нарушил Чертёнок? (обсуждение и проговаривание 2 правила).
2. Звонок служит сигналом начала урока. Приходить на урок надо до звонка, для того, чтобы приготовиться к уроку.
Ведущий: - скажите, пожалуйста, что надо делать, чтобы не опаздывать на занятия? (ложиться спать в 9 часов вечера, заранее готовить свои вещи, вовремя вставать).
Ведущий: - идём дальше. В мультфильме вы видели, что портфель ученика №13 шевелится. Как вы думаете, нужный ли в школе предмет там находится?
(Дети отвечают.)
Ведущий: - сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди в портфеле школьные принадлежности».
(К доске вызываются несколько детей, и они с завязанными глазами наощупь достают из портфеля по 1 предмету. Главное условие – они должны назвать предмет и сказать, является ли он школьной принадлежностью. В любом случае – поддержка апплодисментами).
Ведущий: - Прекрасно, что все вы понимаете, что нужно класть в портфель, а что лучше оставить дома. Скажите, пожалуйста, а кто должен складывать портфель (сам ученик; мама, которая всё знает; старший брат, который уже давно учится)?
(Дети отвечают) Давайте сформулируем последнее на сегодня правило, которое очень пригодится первокласснику.
3. Собираем вечером самостоятельно портфель и перед уроком на перемене выкладываем на парту нужные школьные принадлежности.
Мотивационная беседа "Птица и птенцы". (Материал из книги «Психология. 2 класс. Развивающие занятия» Глазунов Д.А.)
Ведущий вешает на доску плакат «Птица и птенцы в гнезде». (Приложение 3.)
Ведущий: - Посмотрите, ребята, что я для вас нарисовала. Это дерево, а на дереве, посмотрите... Что это? Гнездо с маленькими птенчиками. А вот взрослая птица, наверно, это мама. Мама принесла птенцам мошек, чтобы покормить их. Видите, как птенцы широко открывают клюв, чтобы мама положила туда пищу. Но в природе, ребята, не всем птенчикам достается поровну еды, некоторые птенцы голодают и могут даже погибнуть. Почему? Потому что каждый птенец хочет получить от мамы больше еды, а делиться не хотят. И они стараются - шире открывают клюв, толкаются, кричат громче всех.
Ведущий вешает плакат «Учитель и ученики в классе».
А теперь представьте, что птенчики - это вы, ученики, птица - конечно учитель, пища - это знания, которые дает учитель. Что же происходит, когда кто-то выкрикивает ответы, не давая возможности подумать другим? Он отбирает у них знания, не дает работать их головам! А значит, поступает как тот резвый птенчик, отнимающий чужую пищу. Кому-то из вас нужно время, чтобы подумать, кому-то необходимо самому найти правильный ответ, а не получать его в виде подсказки. Понятно, почему учитель сердится, когда кто-то выкрикивает? Он, как птица-мать, хочет, чтобы были накормлены все, а не самые громкие. Если вы выкрикиваете, то лишаете других того, зачем они пришли в школу - возможности думать.
Давайте договоримся, когда учитель вывешивает этот плакат, это значит - нельзя выкрикивать ответы, надо дать возможность подумать всем.
Этап III. Игры на создание у детей положительного отношения друг к другу.
Упражнение - игра «Принц – на – цыпочках»
Ведущий: - А теперь докажем, что вы можете если захотите быть очень тихими.
Ведущий: - Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумный класс в комнату, где стоит волшебная тишина. Кто хочет быть ведущим? Это будет Принц(цесса) – на – цыпочках. Неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до плеча, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до кого дотронулся Принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто идет за принцем, должен быть тише мышки. Когда соберешь всех, проводи их к доске. Повернись к ребятам и поблагодари их, молча поклоном. После чего все возвращаются на свои места так же тихо. Анализ упражнения:
• Понравилась ли вам игра?
• Сложно ничего не говорить и не шуметь?
• В каком классе легче учиться в шумном или таком же тихом?
Ведущий: - Если учитель просит тишины в классе, вспомните эту игру.
Упражнение "Стоп-кадр"
Ведущий: - Ребята, вспомните игру "Море волнуется". По моей команде вы должны застыть в позе того, что я назову. Начнем. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три фигура "птица" замри. ("лев", "ученик", "воздушный шар", "дружба", "тишина", "счастье").
Анализ упражнения:
• Какие фигуры было сложно показать? Почему?
• Почему фигуры птиц, льва, воздушного шарика у всех похожи, а дружба, счастье - разные?
Этап V. Рефлексия:
Ведущий:
Школьнику на память (отрывок)
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
На уроке ты сиди,
Не стучи и не кричи.
На уроках не болтай,
Как говорящий попугай.
(С. Маршак)
А закончим мы наше занятие игрой «Доскажи словечко!»: (Приложение 4)
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(добрый день).
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(извинить).
До чего ж оно красиво
Слово доброе…(спасибо).
Когда виноваты, сказать спешите
«Прошу вас, пожалуйста, … (извините)».
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
Когда нас ругают за шалости,
Мы говорим…(простите, пожалуйста).
Друг другу на прощание
Мы скажем…(до свидания).
Вот и закончилось наше занятие. Вы все молодцы. Справились со всеми упражнениями, вот сколько школьных правил мы сегодня вами разобрали. Давайте мы их повторим.
Итак, наше занятие подошло к концу. Мы узнали, какие правила теперь есть в жизни учеников школе. Расскажите о ваших впечатлениях от занятия и о том, какое у вас настроение.
- Что же вам больше всего понравилось на нашем занятии?
- Что вам оно дало?
- Чему вы научились?
- Как элементы игры использовать в повседневной жизни?
- На этом наше занятие закончено, до свидания, ребята! До новых встреч!
Приложение .
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 г. НОВОШАХТИНСКА
Характеристика профессиональной деятельности
Малых Ольги Александровны,
педагога-психолога
МБОУ ООШ №5 г. Новошахтинска
Содержание:
- 1. Сведения о профессиональной деятельности и дополнительном профессиональном образовании……………... ……...……………..…..……......стр. 3
- 2. Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений.................................................................................стр. 4
- 3. Представление адреса Интернет-ресурса …………….…….………….стр. 5
- 4. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования» .................................... .......................................................стр. 6.
- 5. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности..........................................................................................................стр. 13
- 6. Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, публикации, проектов …………………......……………………….. стр.20
- 7. Обобщенные итоги профессиональной деятельности…………….... стр. 21
1. Сведения о профессиональной деятельности и дополнительном профессиональном образовании:
- Малых Ольга Александровна
- Дата рождения: 16.03.1983
- Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 5 г. Новошахтинска
- Занимаемая должность и дата назначения на эту должность: Педагог-психолог, приказ № 39/1, дата 14.12.2006 г. распорядительного документа о назначении на аттестуемую должность;
- Стаж работы педагогом-психологом - 12 лет
- Общий трудовой стаж: 14 лет.
- Образование: Высшее, ННОУ «Гуманитарный институт» (г. Москва),2005г.
- Специальность: Психолог. Преподаватель психологии.
- в настоящее время имею первую квалификационную категорию, присвоенную аттестационной комиссией министерства общего и профессионального образования Ростовской области, № 260, дата 24.04.2015 г. распорядительного документа о присвоении квалификационной категории;
- Сведения о повышении квалификации:
- Курсы повышения квалификации частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования г. Новочеркасска «Институт переподготовки и повышения квалификации» дополнительная образовательная программа по проблеме «Создание коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в соответствии ФГОС» (удостоверение, 36 ч.) 2019 г;
- Курсы повышения квалификации ГБУДПОРО «РИПКиППРО» (г.Ростов-на-Дону) для экспертов по аттестации педагогических работников по проблеме «Экспертиза профессиональной деятельности работников в условиях реализации НСУР», (удостоверение ч.) октябрь-ноябрь 2019г., 72 ч.;
- являюсь слушателем программы повышения квалификации ФГАОУВО ЮФУ (г.Таганрог) по проблеме «Психолого-педагогическая работа педагога-психолога в образовательном учреждении» в период с 10.01.2020г по 25.02.2020 г , 108 ч.;
- Курсы повышения квалификации частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования г. Новочеркасска «Институт переподготовки и повышения квалификации» дополнительная образовательная программа по проблеме «Реализация ФГОС во внеурочной деятельности» (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) январь 2020 г., 36 ч.
2. Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений
Полное наименование Организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5.
Сокращенное наименование Организации: МБОУ ООШ №5 г. Новошахтинска.
Юридический адрес учреждения: 346906 Ростовская область, г. Новошахтинск ул. Линейная, 32.
Место нахождения учреждения: 346906 Ростовская область, г. Новошахтинск ул. Линейная, 32.
Контактный телефон: 8(863 69)3-90-24.
Электронный адрес: shkola5_kirova@mail.ru
Директор: Коваленко Людмила Николаевна.
Продолжительность учебной недели: 5-ти дневная учебная неделя, форма обучения: очная.
Работаю в должности педагога – психолога в МБОУ ООШ №5 с 2006 года.
Профессиональная деятельность психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом. Она становится конкретной и измеримой, что очень важно.
Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в школе, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания, успешного обучения и развития учащихся.
Объектом психологического сопровождения выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития ребенка.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей. их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
В МБОУ ООШ №5 на начало 2019-2020 учебного года обучалось 174 ребенка. С родителями обучающихся подписаны соглашения на работу с педагогом-психологом, что позволяет охватить весь детский контингент. Фактор специфики школы находящейся в п. Кирова обусловлен тем, что в школе обучается немногочисленное количество детей, это позволяет психологу обладать вполне объективной информацией практически о каждом ученике, его окружении и социальных условиях жизни, что позволяет своевременно проводить профилактику и коррекцию по поступающим проблемам.
Характерной особенностью обучающихся данного учреждения является наличие у большинства детей личностных проблем, прослеживаемых за время работы в учреждении, это: зажатость, скованность, дети плохо адаптируются к другим социальным условиям. Эти проявления удается решать путем поднятия самооценки за счет социальной значимости в учреждении и за его пределами. Учителям рекомендовано привлекать детей к участию в конкурсах городских, областных, всероссийских. Именно таким образом дети могут реализовывать свои личностные достижения, тем самым воспитывая в себе уверенность и желание стремиться к лучшему.
Педагогическому составу рекомендовано продуманно подходить к системе оценки знаний и умений, с учетом саморефлексии и индивидуальных особенностей самих обучающихся, что будет способствовать созданию благоприятной атмосфере в детском коллективе, повышению уровня самооценки обучающихся.
3. Представление адреса Интернет-ресурса
Диссеминацию своего опыта осуществляю через публикацию материалов в социальной сети работников образования «Наша сеть» https://nsportal.ru/olga-aleksandrovna-malyh и на сайте своего учреждения МБОУ ООШ №5 – scool-n5.ucoz.ru
4. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования»
Основная цель вида профессиональной деятельности: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
• создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
• анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
• формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности,
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии обучающихся.
• повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
• сопровождение процесса адаптации учащихся к средней школе;
- оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа ведется по основным направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- психопрофилактика и консультирование;
- организационно-методическая работа.
Психодиагностическая работа представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Общая цель психодиагностики – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.
Мероприятия указанного направления провожу в соответствии с планом работы педагога-психолога.
Исследования провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.
Зачастую у педагогов школы возникает представление, что работа психолога с ребенком включает в себя только тестирование, тогда как диагностика — прикладная форма деятельности школьного психолога. Возникает несколько проблем, связанных с диагностической работой психолога в школе: что делать с результатами тестирования, как привести методики в соответствие с конкретными учебными проблемами. Методы диагностики должны быть еще и развивающими, использоваться как развивающие.
Условия диагностики детей в школе ставят требованием экономичность процедуры, которая должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени от школьных занятий, должна быть многофункциональной, одновременно служа как средством диагностики, так и развития психических функций, давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка. Наблюдение - один из методов, относящихся к так называемым эмпирическим методам, т. е. основанным на практике, и заключается в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений. Я использую метод наблюдения для изучения отдельных учеников (особенностей их личности и взаимодействия с другими детьми) и целых классных коллективов (взаимоотношений в них, ролевого распределения). Основными задачами данного метода считаю — наблюдение взаимоотношений ребенка в различных ситуациях (с друзьями и теми, кто к друзьям не относится, в ситуации одобрения, принятия и непринятия, конфликта и т. д.).
Диагностическая деятельность в моей работе представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же, как составляющая Мониторинга «Уровень воспитанности». В ходе диагностической работы мною применяется небольшое количество тестовых методик, а именно «Диагностика изучения социализированности личности учащегося», «Социометрия», «Диагностика «Изучение степени развития сотрудничества классного руководителя с учащимися», «Особенности адаптации первоклассников», «Анкета ПАВ», «Тест на выявление зависимого поведения», «Диагностика кризисных состояний». Анализ результатов, полученных в ходе применения этих методик дополняет данные Мониторинга «Уровень воспитанности» (проводится классными руководителями). С учащимися 1 класса проводится изучение особенностей познавательной сферы в рамках возрастной нормы.
По запросам педагогов школы провожу анкетирования. Как правило, анкетирование проводится для выявления мнений, установок, ценностных ориентации, социальных установок, личностных черт.
Я считаю, что с помощью методов психодиагностики, можно прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью; ориентироваться в трудностях школьной адаптации детей; определять виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха!
Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы я стараюсь не ограничиваться сиюминутными потребностями в развитии, а учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
Диагностика, проводимая психологом как плановое мероприятие или по запросу педагогов, служит основой для определения направления коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа – целостное воздействие на личность ребенка (не «разделяя» ребенка на различные психические сферы), процесс воздействия на все стороны личности, опирающаяся на добровольность участия ребенка в психокоррекционной работе, учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей, последовательность и преемственность форм и методов работы. Психокоррекционная работа проходит как групповая и индивидуальная работа, опирается на набор коррекционных программ, разработанных с учетом возраста и проблем детей.
Большинство из имеющихся на настоящий момент множества коррекционных направлений, программ, методик - мало доступно психологам-практикам. Основная масса этих программ в целом неприемлема для детей, которые обучаются в системе общего образования. Поскольку обучение в школе направлено на коррекцию познавательных процессов, я, как педагог-психолог, работаю в направлении коррекции эмоционального развития ребенка в целом, психологической коррекции поведения детей и подростков. Правильно выбранные психокоррекционные приемы помогают ребенку усовершенствовать доступные ему способы аффективно-эмоциональной адаптации к окружающему, обеспечить ему максимально возможный комфорт в контакте с миром. Мною проводятся коррекционно-развивающие занятия, в рамках реализации программ, по следующим направлениям:
1. Занятия с детьми 1 класса по психолого-педагогической программе «Мы похожи друг на друга: ты и я»;
2. Занятия по программе формирования навыков связной описательной и повествовательной речи «Как научить ребенка говорить, читать и думать»;
3. Проведение индивидуальных занятий по снятию эмоционального напряжения у детей.
4. Проведение индивидуальных занятий с детьми по запросам администрации, педагогов.
5. Проведение групповых занятий по программе тренинга «Психолого-педагогического сопровождения «Я и другие Я».
6. Проведение занятий совместно с классными руководителями.
Особое внимание уделяю сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. С этой целью проводится совместная работа со специалистами сопровождения по созданию образовательной траектории, отслеживанию динамики, подбору оптимальной модели инклюзии, созданию ситуации успешности, социализации. При необходимости осуществляю диспетчерскую деятельность: направляю ребенка на городскую психолого–медико-педагогическую консультацию для определения дальнейшего образовательного маршрута.
Важным, считаю оказание психологической поддержки семье - родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов. Выбранные мною направления психологической поддержки (сопровождения) родителей - снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка; укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка; формирование у родителей адекватного отношения к ребенку.
Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике и по эффективности реализации программ. Однако, стоит обратить внимание на усиление групповой работы с обучающимися средних и старших классов. Часто занятия приходится переносить из-за загруженности детей кружковой работой, внеурочной деятельностью, различными режимными моментами. В связи с этим в этом учебном году был изменен график работы педагога-психолога.
Психопрофилактика и консультирование.
Учитывая контингент детей, обучающихся в нашей школе, особенности их психоэмоционального состояния, а также состояния их родителей, общепринятые определения и содержание психологического консультирования как решение ситуативных проблем на уровне сознания клинически здоровых индивидов, оказываются неприемлемыми. В отношении консультативной работы психолога с родителями следует отметить, что она строится на особой модели поведения родителей и их взаимодействия со специалистами. Большинство родителей проявляют безразличие и непонимание проблем ребенка, игнорирование рекомендаций. Поэтому работа психолога строится как психологически ориентированный процесс краткосрочного информирования. С детьми младшего школьного возраста психологическое консультирование проводится в рамках кратковременного и преимущественно одноразового воздействия в следующих ситуациях:
- при внезапном появлении дезадаптивного состояния, которое нарушает требуемые в условиях образовательного учреждения правила как в учебное время, так и во вне учебное.
Возможен и ряд других ситуаций, когда может потребоваться консультационная помощь психолога. Консультационная работа психолога в младших классах необходима при состояниях, которые определяются такими критериями, как: внезапность возникновения, особенно когда других, ориентированных на подобную работу специалистов, нет рядом; кратковременность или единичность эпизода (в дальнейшем консультация может перерасти в психологическую коррекцию). Эта проблема значима для системы специального образования, где «всплески» аффективных состояний часты, а заставить родителей обратиться в медицинские учреждения за специализированной помощью, как правило, не представляется возможным. Чем старше ребенок, чем мене выражены отклонения в развитии, тем более используются общепринятые подходы к этому направлению деятельности психолога: осознание ценностей и смыслов жизни, понимание и осознание нравственных норм и правил поведения. Консультирование с детьми старшего школьного возраста проводится как индивидуальная работа и чаще всего по следующему кругу вопросов: трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии; обучение подростков навыкам самопознания и самоанализа; оказание психологической помощи и поддержки школьникам в сложных ситуациях. Профориентационное консультирование проходит в двух взаимосвязанных видах:
- помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему;
- постепенное формирование у учащихся основы для профессионального самоопределения.
В своей работе обязательно учитываю общий уровень готовности учащихся работать с методиками и степень адекватности методик и тем обсуждения интеллектуальным возможностям учащихся. Порой расторможенное поведение учащихся при консультировании вызывает проблему, поэтому стараюсь поддерживать высокую динамику проведения занятия, чтобы в течении определенного времени дети просто не успели отвлечься, использую дополнительные темы обсуждения, при снижении мотивации, чтобы переключить внимание учащихся на новый материал.
Психологическое консультирование педагогов провожу на темы не только связанные с особенностями развития обучающихся, но и на темы, актуальные для профилактики эмоционального выгорания педагогов.
Таким образом, консультативная работа направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогала в раскрытии самого себя.
Информационный перечень об основной тематике консультаций:
-консультации по снижению уровня тревожности несовершеннолетних;
-консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися:
-консультации по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми;
-консультации по способам и методам изучения личности ребёнка.
Консультации родителей:
- консультации по вопросам межличностных отношений в семье;
- консультации по вопросам возрастных особенностей развития детей;
- консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье;
- консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков;
- особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Консультации обучающихся:
-консультации по вопросам межличностных отношений в семье и школе;
-консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения;
-консультации подростков, стоящих на учёте по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения
Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу на устранение тех или трудностей. Данная работа способствует предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьников.
Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей на сайте школы и мини-сайте психолога.
Психопрофилактическая работа со школьниками, исходя из эффективности реализуемых программ, способствует ранней профилактике курения и пропаганде здорового образа жизни школьников.
В ходе занятий у детей формируются навыки "правильного" общения, и умение сказать "нет". Отрабатываются приёмы, как справиться с агрессией, гневом. Занятия помогают ребятам осознать временную перспективу жизни, привлекательность будущего без зависимости, способствуют приобретению социального опыта общения.
Организационно-методическая работа в моей школе включает:
- Анализ и планирование деятельности.
- Разработка развивающих и коррекционных программ.
- Разработка стендовой информации и рекомендаций психологической направленности для обучающихся, родителей, педагогов
- Разработка рекомендаций для обучающихся.
- Оформление психологических игр, пополнение стимульного материала.
- Участие во всероссийских интернет – конкурсах.
- Оформление тематических папок.
- Ведение отчетной документации.
- Работа с методической и научно-популярной литературой.
- Создание стимульного материала к программам.
- Подготовка к выступлениям перед педагогами и родителями.
- Использование интернет ресурсов в работе.
- Руководство и организация городских семинаров психологов и социальных педагогов образовательных учреждений г. Новошахтинска.
- Обновление картотеки диагностических методик в соответствии с положением, комплектование инструментария в электронном виде.
5. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности
В течение всего периода моей работы педагогом-психологом пополняется и обновляется картотека стимульного материала, библиотека кабинета, созданы электронные презентации к занятиям. В настоящее время в кабинете имеется необходимая литература, подобраны и классифицированы по направлениям диагностические методики, создан банк коррекционных и релаксационных упражнений.
Работая с детьми, постоянно ориентируюсь на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:
- здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
- информационно-коммуникационные технологии - активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе. Использование ИКТ-технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. В моей работе использование электронной базы тестовых материалов и заданий значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В нашей школе мы нередко совместно с Центром занятости г. Новошахтинска, проводим диагностику профессиональной ориентации на компьютерах обучающихся 9 класса. Преимущества использования таких технологий - в мгновенном получении анализа проделанного учащегося теста, какой бы огромный и трудозатратный тест ни был. Мне как психологу остается собрать данные каждого учащегося, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом. В тренинговой работе, при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Использую в работе разработанные презентации, записи релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит мои силы и позволяет шире использовать коррекционные возможности. В течение последних 3 лет я также использую мультипликационный материал для просвещения, развития и коррекции познавательной и эмоциональной сфер учащихся. Мультипликационные герои, как и герои сказок, фильмов, более органично воспринимаются школьниками, особенно в среднем звене и информация, переданная ими, усваивается гораздо эффективнее. В работе родительских собраний все чаще обращаюсь к информационным технологиям, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения. В создании аналитических отчетов, подведении итогов, разработке рекомендаций для педагогов и родителей без компьютера обойтись очень сложно. Огромные статистические данные укладываются в систему посредством разработанных программ «Excel». Создание диаграмм, графиков, таблиц существенно облегчает восприятие профессиональной терминологии. Учителю гораздо проще работать с таблицей, воспринимая весь класс в целом, и каждого конкретного ученика в частности. При подготовке к педагогическим советам, консультациям огромную помощь оказывают ресурсы интернета, сборники электронных книг, психологических электронных материалов.
- личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
В коррекционно – развивающей деятельности использую метод песочной терапии, который уникален и одинаково эффективен, как для взрослых, так и для детей. Песок как мы знаем, заземляет негативную энергию. Это направление содержит в себе мощнейший коррекционный ресурс. В песочнице раскрывается внутренний мир ребенка, где он может выплеснуть все свои недовольства, переживания, травмы.
Сказкотерапия (притчи) – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
Методы арт-подхода являются безопасными способами снятия напряжения. Одной из важнейших задач арт-подхода является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов через творчество. Можно назвать и такие задачи, как помощь человеку в «самораскрытии и самореализации», стимулирование «личностного роста». Уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок. Цель метода не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством данного метода справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии.
Также в своей работе активно использую метод рисования мандал. Раскрашивание или выкладывание мандалы стабилизирует и гармонизирует эмоционально-волевую сферу, позволяет погрузиться в мир собственных мыслей.
Музыкотехнология позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяю с музыкотерапией (используется классическая музыка, звуки природы).
Таблица 1. Применяемые психодиагностические методики.
№ п/п | Современные образовательные методики | Цель использования методик | Результат использования методик |
1 | Методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Методики по исследованию аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся 5-9 классов Костюкевич В.П. Кучер А.А. Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности -Анализ семейной тревоги (Э.Г. Эйдемиллер). - Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) | Профилактика дезадаптации у учащихся младшего школьного среднего старшего возраста. Профилактика суицидального поведения детей и подростков в ОУ Выявить выраженность аутоагрессии, самообвинения, чувство угрызения совести. Оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям Исследование особенностей развития личности; типа акцентуаций характера; выявление факторов риска. | Своевременное выявление детей с повышенной тревожностью, проведение коррекции, отсутствие детей имеющих суицидальные наклонности. |
2 | Методики по выявлению причин девиантного поведения: Проективные методики Кактус, рисунок Семьи, Дерево, Несуществующее животное. А. Басса-А. Дарки. Кука – Медлей. | Выявление уровня конфликтности и агрессивности. Исследование уровня самооценки Выявление актуальных проблем личности. Формирование навыков эффективного общения. Профилактика употребления ПАВ. | Снижение уровня девиантного поведения детей и подростков в ОУ, положительная динамика. Сопровождение семей и детей группы риска. |
4 | Инновационные и интерактивные технологии: ведение документации и проведения диагностики на ПК, создание видео роликов, диафильмов о работе ОУ, разработка занятий с использованием интерактивной доски, создание презентаций. | Просветительская, профилактическая, коррекционная. | На сайте МБОУ ООШ № 5: просветительская и консультативная функции. Создание видео роликов к различным мероприятием ОУ, создание презентаций к общим родительским собраниям, классным часам, использование интерактивных технологий на занятиях. |
5 | Методика проведения тренинговых занятий с использованием элементов сказкотерапии, арт-терапии. | Создание благоприятной обстановки в педагогическом коллективе. Обучение учащихся саморефлексии. | Работа по программе формирования навыков здорового образа жизни, проведение тренингов с учителями по теме «Профессиональное выгорание». |
6 | Консультативная работа с педагогическим коллективом, родителями, детьми. | Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, родителям, учителям в период обучения в ОУ. Содействие психическому, психофизическому развитию детей на всех возрастных этапах. Оказание помощи в профессиональном самоопределении учащимся 9-го класса. | Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, родителям, учителям в период обучения в ОУ |
7 | Методики профессионального определения: Голланда Методика ДДО Е.А. Климова етодика «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) (под редакцией Н. Н. Захарова, В. Д. Симоненко) | Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда | Помощь в определении профессионального личностного типа, определении профессионального личностного типа. Определение приоритетного типа профессий |
8 | Коррекция и сопровождение детей и подростков девиантного поведения. | Психолого- социальная коррекция направленная на формирование положительного образа «Я» | Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повышает уровень развития воспитания детей, приводит к снижению роста негативных явлений в детской среде, способствует духовно- нравственному оздоровлению социума. |
9 | Тест Векслера (детский вариант), тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, тест работоспособности Э. Ландольта Диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов» Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М.; Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) -опросник «Чувства в школе» (Левченко С.В.) Устойчивость, концентрация и избирательность внимания (тест Г. Мюнстенберга); -Долговременная и произвольная память «10слов» Лурия -тест интеллектуальной лабильности В.Т. Козлова -интенсивность познавательной потребности Л.М. Фридман | Выявление уровня интеллектуального развития, структуру способностей и другие психолого-педагогические характеристики Исследование процесса адаптации учащихся. Оценка общих умственных способностей (способности обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертность мышления, переключаемость, отвлекаемость, скорость и точность восприятия. распределение и концентрация внимания и др) | Тесты достижений, позволяющие объективно изучить уровень интеллектуального развития, структуру способностей и другие психолого-педагогические характеристики, поддающиеся объективной оценке Определение усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся |
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа ведется по следующим, применяемым психолого-педагогическим программам.
Таблица 2. Перечень применяемых психолого-педагогических программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности
№ п/п | Название программы | Тип программы, цель | Возраст обучающихся (класс) | Список используемой литературы |
1 | Психолого-педагогическая программа «Мы похожи друг на друга: ты и я» (8 ч.) | Психо-Профилактическая Цели: способствовать адаптации обучающихся к школьному обучению и полноценному психическому и личностному развитию | 1 класс (6-8 лет) | Демидова А.Г. Екимова В. И. |
2 | Дополнительная образовательная программа «Альбом сказок» коррекционно-развивающего психолого-педагогического обучения, направленная на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школьному обучению (10 ч.) | Коррекционно-развивающая Цель настоящей программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению. | 1 класс (6-8 лет) | Составители: педагог-психолог МБОУ ООШ №5 г. Новошахтинска Малых Ольга Александровна педагог-психолог МБОУ СОШ № 27 Ильина Ольга Евгеньевна |
3 | Программа формирования навыков связной описательной и повествовательной речи «Как научить ребенка говорить, читать и думать» (4 ч.) | Психо-коррекционная Цель: Формирование навыков связной описательной и повествовательной речи, развитие навыков понимания при чтении. | 2 класс (8-9 лет) | Корнев А. В., Старосельская Н. Е. |
4 | Тренинг по программе психолого-педагогического сопровождения «Я и другие Я» (20 ч.) | Психо-коррекционная Цель: создание условий для обеспечения состояния эмоционального комфорта, внутреннего благополучия, чувства защищенности, развития у детей коммуникативных навыков для бесконфликтного общения | 5-7 класс (11-13 лет) | М. Ю Григорьева |
5 | Программа профилактики курения среди подростков «Школа без табака» (13 ч.) | Психо-профилактическая Цель: формирование у учащихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье и активную деятельную жизнь и долголетие | 6-7 класс (12-14 лет) | Автор-составитель педагог-психолог Центра ПМС сопровождения Рекаева Н. Ю. |
6 | Программа «Точка опоры» (для подростков с трудностями социальной адаптации) (20 ч.) | Психо-коррекционная Цель: создание условий для развития жизненно необходимых навыков и формирование адекватных, конструктивных способов решения проблем, позволяющих противостоять негативным ситуациям у подростков со сложностями социальной адаптации через взаимодействие со сверстниками в условиях социально-психологического тренинга | 8 класс (13-14 лет) | Комылятова И. В. |
7 | Психолого-педагогическая программа «Психологическая подготовка к ГИА и ОГЭ-9» (9 ч.) | Коррекционно-развивающая Цели: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к основному государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах | 9 класс (15-16 лет) | Михеева М.В. Кусакина С.Н. |
6. Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, публикации, проектов
- Публикации: Обобщение и распространение собственного психолого-педагогического опыта осуществляю посредствам участи в различных конкурсах, свидетельства о публикации которого можно увидеть на сайтее Infourok.ru, на странице сайта «Копилка уроков – сайт для учителей», в социальной сети работников образования «Наша сеть» https://nsportal.ru/olga-aleksandrovna-malyh и на сайте своего учреждения МБОУ ООШ №5 – scool-n5.ucoz.ru.
- Локальные, методические документы:
- - Положение о школьной службе примирения;
- - Положение о социально–психологической службе МБОУ ООШ № 5 г. Новошахтинска.
- Методические разработки:
-Т ренинговые занятия «Моя любимая вредная привычка»;
- Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении;
- Мастер-класс на тему: «Эмоционально-психологическое здоровье педагогов в свете требований ФГОС»;
- Семинар-тренинг для педагогов по теме: «Профилактика ПАВ в детско-подростковой среде»;
- Буклет Правила поведения в конфликтных ситуации?
- Тренинговое занятие "Радость общения";
- Мастер-класс на тему: "Работа школьной службы медиации МБОУ ООШ №5";
- Тренинговое занятие "Путешествие на остров «Дружба»";
- Тренинговое занятие "Школьный мир вокруг нас!";
- Конспект занятия по внеурочной деятельности «Профессия - военный» (с использованием мультимедийных технологий);
- Памятка для родителей «Как справляться с детским гневом»
Программы:
- Курс «Мир профессий» как социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-5 классах в рамках ФГОС ";
- Дополнительная образовательная программа «Альбом сказок» коррекционно-развивающего психолого-педагогического обучения, направленная на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школьному обучению.
Медиапродукты:
- Социальный ролик «Школа – территория здоровья. СПИДУ – нет!»
- Социальный ролик «МБОУ ООШ№ 5 за ЗОЖ!»
- Социальный ролик «Урок доброты».
Проекты:
-Социальный проект «Быть гражданином. Ответственное поведение. Формирование гражданской идентичности»;
- «Презентация проектной деятельности по внеурочной деятельности курса «Мир профессии»;
- АКЦИЯ «Красная ленточка», посвященная Всемирному Дню борьбы со СПИДом.
7.Обобщенные итоги профессиональной деятельности
С 01.09.2018г. по 31.08.2019 г. находилась в длительном отпуске педагогического работника за 10 лет преподавательской деятельности сроком на 365 дней № 32, дата 01.09.2018г.
В своей работе опираюсь на следующие нормативные документы:
- «Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;
- «Конвенция ООН о правах ребенка» - принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.;
- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);
- ФЗ № 120 от 29.04.2008 « О мерах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- УК РФ (ст 156) в редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 420 ФЗ, (в редакции Федерального закона от 02.07.2-13 № 185 ФЗ)
- Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ (ст. 6) от 24.07.1998 от 124 ФЗ (ред. От 28.12.2016)
- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223 ФЗ (ред. от 30.12.2015 г)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599;
- Приказ Министерства образования и науки РФ №945 от 1.03.04 и рекомендации по распределению рабочего времени педагога-психолога в общеобразовательной школе;
- Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ»;
- Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»;
- «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.;
- Основная образовательная программа МБОУ ООШ №5 г. Новошахтинска (ФГОС);
- Учебный план МБОУ ООШ №5 г. Новошахтинска;
- Устав МБОУ ООШ №5 г. Новошахтинска;
- Положение о школьной службе примирения;
- Положение о социально–психологической службе МБОУ ООШ №5 г. Новошахтинска.
Повышение уровня профессионального мастерства:
- Выступление на школьном педсовете по ВР для педагогов по теме: «Профилактика ПАВ в детско-подростковой среде» (10.01.2020 г.);
- Участие в заседании МО руководителей муниципальных, городских и районных МО педагогов-психологов «Психологическое сопровождение детей-жертв насилия», 13.09.2019;
- Выступление на городском МО в качестве рук-ля ГМО семинаре педагогов-психологов г. Новошахтинска - «Нормативно-правовые основы организации деятельности психолога. Основные документы, регламентирующие деятельность психолога. Отчетная информация на 2019-2020 год» 02.10.19;
- Участие в организации и проведении психологического квеста «Мы вместе» на базе МБУ центра Успех, 16.10.2019;
- Выступление на областном МО в качестве рук-ля ГМО «Опыт реализации дифференцированного подхода в обучении детей с РАС в условиях общеобразовательной школы. Рекомендации для педагогов по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в общеобразовательной школе»., 12.11.2019;
- Организация и проведение на городском МО в качестве рук-ля ГМО праздничного мероприятия для педагогов-психологов г. Новошахтинска - «День психолога в России» 22.11.19;
- Участие в семинаре по внедрению программы «Все, что тебя касается» (разработанной Фондом «Здоровье и Развитие») в образовательных учреждениях Ростовской области ноябрь 2019г.;
- Выступление на городском МО в качестве рук-ля ГМО практический семинар «Мир равных возможностей» - «Включение предметов повседневности в обучающие и развивающие игры с детьми» , 05.12.2019;
- Участие в профориентационном семинаре по теме «Итоги профориентационнной работы. Определение стратегических задач на 2019-2020 учебный год»;
- Открытый классный час «Добрый урок» в рамках Декады инвалидов, 05.12.2019;
- Участие в работе областной конференции специалистов социальной сферы «Обобщение и распространение результатов деятельности по проекту «Лучшие друзья»» (сертификат);
- Участие в работе V Фестиваля мастер-классов «Проблемы особого детства: пути решения. Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья» 30.11-.01.12.19. (сертификат);
- Участие в работе Всероссийского научно-практического семинара «Построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с РАС» (сертификат) 30-31.10. 2019 г.;
- Обобщение и распространение собственного психолого-педагогического опыта: 2 статьи в газете «Знамя шахтера» и «Классная переменка»;
- Участие в онлайн-семинаре «Профилактика суицидального поведения у подростков 14 ч.», сертификат участника 7-14.12.19.
- Участие в онлайн-семинаре «Организация работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС, 14 ч.», сертификат участника 14.12. – 21.12. 19.
- Прохождение онлайн-обучения Школы эффективности по теме «Разработка и реализация адаптированной программы для детей с ОВЗ в условиях инкдюзивного образования в общеобразовательной организации» 18 часов, сертификат от 14.12.19.
- «Акция «Улыбнись жизни» среди 1-9 классов в социально-значимом проекте, посвященному профилактике суицида (сентябрь 2019).
- Акция среди 5-9 классов в социально-значимом проекте, посвященному международному Дню борьбы со СПИДом «Акция Красная ленточка» (декабрь 2019).
- Выступление на школьном педсовете по ВР на тему: «Презентация проектной деятельности по внеурочной деятельности курса «Мир профессии» 09.04.18 г.
Участие в организации и проведении регионального форума на базе МБОУ СОШ № 5 г. Новошахтинска «Вместе против экстремизма и террора» 02.03.2018г.
-Участие в подготовке и проведении ежегодных учебно-полевых сборов с гражданами мужского пола, проходящими подготовку по основам военной службы, май 2018 г.;
- Выступление на городском МО семинаре Зам.Директоров по ВР г. Новошахтинска - «Профориентационные игры со старшеклассниками» 22.02.17;
- Мастер-класс по внеучебной деятельности: «Есть такая профессия»; 15.02.17.
- Участие в городском семинаре по организации превентивных мероприятий среди несовершеннолетних по профилактике СПИДа (сертификат участника в рамках Всероссийской акции «СТОП СПИД»);
- Участие в вебинаре педагогического проекта «Инфоурок» «Обучение детей с особыми образовательными потребностями», «Современные подходы к профессиональной деятельности педагога»
- Коллективное участие обучающихся школы в социально-значимых проектах, посвященных празднованию 72 летию Победы ВОВ (Акция «Цветы у обелиска», «Поздравь ветерана», Акция «Аллея славы» 5 кл., «Забег победы», Акция «Бессмертный полк»);
- Выступление на городском МО в качестве рук-ля ГМО семинаре педагогов-психологов г. Новошахтинска - «Работа социально-психологической службы города Новошахтинска на 2017-2018 учебный год» 16.11.17;
- Выступление на городском МО в качестве рук-ля ГМО семинаре педагогов-психологов г. Новошахтинска - «Аттестация педагогических кадров» 14.12.17;
- Участие в работе педагогической мастерской «Творцы человеческих душ» (сертификат);
- Участие в конкурсе «Золотая копилка опыта», статья-очерк (муниципальный тур – 1 место, всероссийский уровень - участие);
- Участие в работе III Фестиваля мастер-классов «Проблемы особого детства: пути решения. Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья» 25-26.11.17. (сертификат);
- Участие в рамках Единого урока по правам человека 2017 года в программе «Права человека» (диплом участника);
- Участие в региональной научно-практической конференции «Служба практической психологии образования Ростовской области: актуальные задачи и перспективы» (30. 11.17)
- Выступление на городском МО семинаре педагогов-психологов г. Новошахтинска - «Работа школьной службы медиации ООШ №5» 22.12.16;
- Мастер-класс: «Эмоционально-психологическое здоровье педагогов в свете требований ФГОС нового поколения»; 08.12.16.
- Выступление на педсовете: «Курс «Мир профессий» как социально-педагогическое направление во внеурочной деятельности в 1-5 классах в рамках ФГОС» 28.11.16;
- Участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ОВЗ» 24.10.16. (сертификат);
- Участие в работе II Международного образовательного форума «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы» 27-28.10.16. (сертификат);
- Участие в работе II Фестиваля мастер-классов «Проблемы особого детства: пути решения» 12-13.11.16. (сертификат);
Результативность участия в профессиональных (творческих) конкурсах
- Диплом Победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года– 2020» в номинации «Педагог-психолог», 2020г;
- Благодарность за участие в XIII фестивале школьных театров «Красота спасет мир» за большое внимание к духовному развитию подрастающего поколения, январь 2020г;
- Благодарственное письмо открытого фестиваля православной культуры и творчества «Рождественская звезда - 2020» за соработничество в деле укрепления и распространения православной культуры;
- Грамота Управления образования Администрации города Новошахтинска за качественную подготовку и проведение ежегодных учебно-полевых сборов с гражданами мужского пола, проходящими подготовку по основам военной службы;
- Диплом за высокопрофессиональную подготовку участников-победителей II Международного конкурса «НАДЕЖДЫ РОССИИ» 2019 г.;
- Диплом за 1 место в городском конкурсе «Русская кукла», 2019 г.
- Диплом, 3 место, во всероссийском конкурсе профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения «Отдавая сердце – 2018»;
- Благодарность УО за качественную подготовку и проведение регионального форума на базе МБОУ СОШ №27 г. Новошахтинска «Вместе – против экстремизма и террора», 2018 г.;
- Благодарственное письмо открытого фестиваля православной культуры и творчества «Рождественская звезда - 2018» за содействие в возрождении духовности в современном мире христианских традиций через поддержку детского творчества;
- Благодарственное письмо открытого IV открытого фестиваля православной культуры и творчества «Свет Рождества - 2018» за профессионализм и активное участие в фестивале;
- Всероссийский профессиональный Фестиваль «Педагог года -2017» (Диплом Победителя I степени);
- Участие в рамках Единого урока по правам человека 2017 года в программе «Права человека» (диплом участника);
- Международный конкурс «Страна образования» в номинации «Педагогическое мастерство воспитателя XXI века» (Диплом Победителя I место) 2017г.
- Всероссийское тестирование «Росконкурс МАЙ 2017» для педагогов в номинации «Психолого-педагогические аспекты образовательной сферы» (Диплом Победителя I степени)
- Всероссийский конкурс «Радуга талантов МАЙ 2017» для педагогов в номинации «Педагогическая копилка» (Диплом Победителя I степени)
- Международная Олимпиада для педагогов «ФГОС ПРОВЕРКА РФ» в номинации «Актуальные проблемы современной детской психологии в контексте повседневной работы практического психолога» (Диплом за I место);
- Международная Олимпиада для педагогов «ФГОС ПРОВЕРКА РФ» в номинации «Реализация ФГОС обучающихся с ОВЗ» (Диплом за 2 место);
- Международная Олимпиада для педагогов «ФГОС ПРОВЕРКА РФ» в номинации «Психолого-педагогические условия развития, воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста (Диплом за 2 место);
- Всероссийское тестирование «ТоталТест МАЙ 2017» для педагогов в номинации «Основы педагогики и психологии» (Диплом Победителя I степени)
- Всероссийское тестирование «ТоталТест МАЙ 2017» для педагогов в номинации «Психолого-педагогические аспекты образовательной сферы» (Диплом Победителя II степени)
- Всероссийское тестирование «Радуга талантов МАЙ 2017» для педагогов в номинации «Инклюзивное образование» (Диплом Победителя I степени)
- Международный конкурс «Страна образования» в номинации «Принципы отечественной педагогической психологии» (Диплом Победителя I место) 2016г.,
- Всероссийский конкурс «Мои таланты» в номинации «Здравствуй, лето!» (Диплом Победителя I место) 2016 г.,
- Международная Олимпиада для педагогов в номинации «Формирование здорового образа жизни» (Диплом за III место) 2016 г.;
- Всероссийский конкурс с международным участием «Методическое пособие» (Диплом Победителя II место) 2016 г.;
- Международная Олимпиада для педагогов в номинации «Эффективные формы и приемы работы с семьей» (Диплом за II место) 2016 г;
- Всероссийская олимпиада для педагогов в номинации «Профессиональная компетентность педагога в условиях введения ФГОС» (Диплом Победителя I место) 2016 г;
- Международный конкурс «Педагогика XXI век» в номинации «Обмен педагогическим опытом» (Диплом Победителя III место) 2016 г;
- - Всероссийский конкурс с международным участием «Педагогический талант» (Диплом Победителя I степени) 2016 г;
- - Муниципальный этап Спартакиады работников образования г. Новошахтинска (2 место по волейболу) 2016 г;
Обобщая все вышеизложенное, хочется отметить, что деятельность педагога-психолога многогранна, сложна, требует большой самоотдачи, огромных эмоциональных затрат. Для успешной работы необходимо постоянное стремление к профессиональному росту, самосовершенствованию.
На сегодняшний день атмосфера в детских коллективах в классах, как в целом, так и в учреждении, позитивна и комфортна, высокий уровень школьной фрустрации за период первого полугодия 2019-2020 г в среднем составляет около 10 %, основные факторы фрустраций связанны со школьной адаптацией в начальной и средней школе.
Считаю, что данные результаты работы подтверждают практическую значимость психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья.
В целом запланированный объем работ по решению поставленных задач выполнен.
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у обучающихся. Консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как, по отзывам самих участников, так и по динамике. Количество конфликтов межличностных отношений сведено к минимуму. У учащихся школы наблюдается снижение уровня агрессии, конфликтности, страхов, тревоги, эмоционального напряжения. Дети стали более активными, уверенными в себе. Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно эффективную
Стараюсь не останавливаться на достигнутом, изучаю новое, передовое и внедряю его в практическую деятельность.
На 2019-2020 учебный год я планирую продолжить более глубокое взаимодействие «родители – дети – педагоги» в тренинговой форме. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную.