Проект" Огород"
Огород наш, огород
Всё на нём всегда растет.
Если руки не ленивы,
Если мы трудолюбивы…
Проявить должны заботу,
Видно по труду работу.
И тогда наш огород
Расцветёт и оживёт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа Огород | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая проектная работа для детей старшей группы. Тема: «Огород»
Автор: Лавьева Светлана Александровна, воспитатель АОУ детский сад №4 «Рябинка»
Возраст детей: 5-6 лет.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
По содержанию: ребенок и природа.
По характеру контактов: открытый, в ДОУ и за его пределами;
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Продолжительность: средней продолжительности (с 3 июня по 30 августа).
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: беседы, практическая деятельность, чтение художественной литературы, игры, экспериментирование.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный – работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, подбор семян, высадка овощных культур.
Основной – реализация проекта, ухаживание за растениями, наблюдение, экспериментирование.
Заключительный – подведение результатов
Актуальность темы проекта:
Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием в нашем регионе можно осуществить только в летний период с июня по август, выращивание на территории детского сада различные культуры из семян петрушки, салата, моркови, редиса; рассады моркови, огурца, помидора, перца, капусты.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучает к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана! Все это стало основой разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания огорода.
Цель проекта: Формирование у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.
Задачи:
- Закреплять представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.
- Способствовать развитию эстетического восприятия природы.
- Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, огурцов, редиса, моркови, салата, петрушки, капусты, перца)
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в открытом грунте
- Развивать чувство ответственности за полив, взрыхление, прополка сорняков
- Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам
Возможные риски проекта: Посадка рассады огородных культур возможна в середине июня, гибель высаженной рассады вследствие частых холодных ветров и дождливого холодного лета, нехватка теплого периода созревания.
Прогнозируемый результат:
- Способы оценки успешности проекта: наблюдения, беседы, опыты;
- Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивания растений;
- Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества;
- Формирование у детей уважительного отношения к труду;
- Получить урожай томатов, огурцов, листьев салата и петрушки, редиса, капусты, моркови выращенных самимии дошкольниками;
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1 Распланировать работу над проектом поэтапно.
2 Организация грядок, посадка семян в огороде. Создать условия для реализации проекта.
3 Работа с методической литературой. Создать методическое обеспечение проекта.
4 Разработка консультаций для родителей «Полезные свойства овощей», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье». Просвещать родителей по теме.
5 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
1 Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Расширять знания детей о культурных растениях на огороде.
2 Рассматривание энциклопедий иллюстраций о культурных растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
3 Чтение художественной литературы: Свен Нурдквист: «Переполох в огороде», «Чужак в огороде», Агния Барто: «Нарисуем огород», «Было у бабушки сорок внучат». Ю. Тувим «Овощи», Т. Шорыгина: «Летний дождик», «Корзина овощей», «Росток», Я. Бжехва «Помидор», Т. Бокова «Праздник урожая». Расширять знания детей о значении огорода для людей, познакомить детей с тем, какие культуры выращивают на огородах.
4 Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян. Расширять знания детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения.
5 Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Опиши овощ», «Угадай, что это», «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», Игра-лото «В саду, на поле, огороде», «Один - много». Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания: различие овощей и фруктов.
6 Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: сюжет - продукты», «Приятного аппетита: сюжет - столовая», «Кафе», «Ярмарка». Развитие игровой деятельности. Развитие речи.
7 Практическая деятельность: С 3 июня по 30 августа – Началась реализация нашего проекта.
10 -11 июня перекопали грядки в огороде принесли чернозём.
12 июня посадили семена моркови, петрушки, салата, редиса, свёклы.
13 июня – высадили петрушку корневую.
14 июня - высадили в открытый грунт рассаду помидора, капусты, огурца.
Организовали полив растений, прополку грядок, рыхление земли. Развивать ответственность по уходу за растениями. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
21 июня – стали прорезываться редис и салат. На нашем огороде появились сорняки, дети с воспитателем организовали прополку.
25 июня – проросла петрушка, морковь.
8 Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.
В июле месяце начались дожди дети меньше стали поливать, так как было сыро.
5 июля - появились цветы на огурчике и томате.
10 июля – увидели маленькие огурчики.
15 июля – появились и первые помидорки.
Дети каждый день наблюдали, как растет наш огород.
19 июля - сорвали первый огурчик, дети были очень рады выращенному урожаю.
30 июля – созрел первый наш урожай томата.
Дети продолжали наблюдение за огородными растениями. Пропалывали сорняки и поливали растения.
9 Экспериментирование «растение и человек». Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
10 Беседы «Овощи», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Овощи на грядки и здоровье в порядке», «Что растет в огороде», «Вода и растения». Расширять познания детей о овощах, их свойствах.
11 Труд в природе. Сбор созревших овощей в конце августа.
12 Употребление созревших плодов. Формировать интерес к результату своего труда.
13 Художественно - эстетическое развитие: «Лепка овощей из пластилина», аппликация «Корзина с овощами». Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании. Формирование трудовых умений и навыков.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1 Оформление фотовыставки «Наш урожай». Вызвать положительные эмоции, чувство радости.
2 Анализ результативности. Выявить достигнута ли поставленная цель. Обобщение результатов по реализации .
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с культурными огородными растениями.
- У детей сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
- В результате практической деятельности и опытно - исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- На прогулочном участке создан мини огород.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познаний растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований
Используемая литература:
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
- Иванова А.И. «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
- Масленникова Е.А, Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
- Мереньянова О.Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
- Николаева С.Н. «Юный эколог»
- Рыжова Н.А. «Экологическое развитие детей в детском саду»
- Сигимова М.Н. «Воспитание экологической культуры ребенка»