Педагогические технологии
Предварительный просмотр:
Дагбаева В.Д.
Образовательные технологии
Глобальная информационная цивилизация продвигает человечество в новое измерение развития общества, производства, науки и культуры. Главный интеллектуальный ресурс современности - человек, способный приобретать знания, находить информацию, умеющий их творчески применять, инициативный, обладающий гибкостью мышления, одним словом, адаптивный к новым условиям Автор в своей работе использует инновационную технологию исторического образования Ю.Л.Троицкого.
Цель исторического образования в рамках настоящей технологии - формирование культуры исторического мышления, под которой понимается набор мыслительных стратегий школьников. Во-первых, это способность выделять в потоке событий исторические события, во-вторых, описывать событие как минимум с двух различных точек зрения и, как минимум, двумя различными жанрово-стилистическими системами, в-третьих, способность выстраивать мотивированную авторскую версию события, в-четвертых, порождать авторские историографические метафоры.
Данная технология не имеет разработанной, как принято в традиционной системе, методической базы, поэтому способствует вариативности применения источниковой и методической основы, как самим учителем, так и учащимися. Смысл исторического образования в инновационной технологии Ю.Л. Троицкого – формирование исторического мышления, дающего возможность школьникам самостоятельно интерпретировать события; предоставление школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в «примеривании на себя» исторических костюмов, масок, ситуаций. Кроме того, технология позволяет школьнику преодолеть монологизм мышления, постоянно сталкиваясь с несовпадением точек зрений и позиций.
Основу урока по данной технологии составляет работа с документально-методическим комплексом (ДМК), который формируется по принципам: исторического противоречия (документы, тексты должны выражать различные точки зрения, различные ролевые позиции: «очевидец», «иностранец», «потомок»); историографического противоречия (документы, тексты должны содержать различные историографические подходы); семиотического противоречия (должны содержать разные по типу, жанру источники)
При составлении учителем документально-методических комплексов (ДМК) учитывается композиционный баланс материалов: соразмерность разнотипных, разножанровых, разноисточниковых текстов и различных ролевых позиций. В каждом ДМК не менее трех разноустроенных текстов и ролевых позиций. (Прил. 25, 26). ДНК предназначены как для индивидуальных занятий, занятий в группе, так и для самостоятельной работы.
В инновационной технологии исторического образования основной курс заданий носит творческий характер. Школьнику предоставляется возможность занять авторскую позицию, самому написать свою историю. Учащиеся имеют возможность осуществлять контроль и самооценку различных видов работ (письменная «история» на заданную тему, авторская стилизация, историческая параллель) по существующей системе оценивания.
Типология творческих работ должна быть разнообразной и направленной на развитие креативных способностей и коммуникативных умений школьников:
- Письменная «история» на заданную тему.
Эссе – прозаические этюды, содержащие общие или предварительные соображения о каком-либо предмете в произвольной, непринужденной форме.
Этот вид творческой работы школьников является результатом освоения ролевой позиции «потомок» и должен содержать эмпирический материал. Парадоксальный исторический факт, чье-либо высказывание или альтернатива решения – только повод, толчок к самостоятельным размышлениям учащихся о прошлом, о своем отношении к предмету описания.
Система оценивания «истории» (Эссе).
1. Письменная работа представляет фантазийную версию школьника
Либо написана по другой теме……………………………………………………..0
2. Работа представляет пересказ документов по заданной теме………………….3
3. Работа содержит эмпирический материал, добытый школьником,
но имеет логические сбои или отсутствует отношение к описываемым
событиям самого школьника………………………………………………………..4
4. Каждое положение работы опирается на эмпирический материал,
логически выдержано, содержит авторское начало (отношение к событию),
эмоциональную составляющую…………………………………………………….5
2. Авторские стилизации.
Этот вид творческих работ школьников является результатом освоения ролевой позиции «современник» или «иностранец». Смысл этой работы заключается в следующем: если школьник может написать текст стилизации со своим содержанием, но не отличимый от подлинного текста документа, под который пишется стилизация, то это означает, что ученик сумел трансформировать внешние значения текста в свои внутренние смыслы. Другими словами, школьник удачной стилизацией как бы воссоздает ментальную основу автора стилизуемого текста. Этот вид работы требует диалогичности и напряжения «понимающих» усилий ученика.
Система оценивания стилизаций:
1. Текст стилизации не отличается от текста «истории»………………………….0
2. Текст стилизации хотя и содержит заимствования из стилизуемого текста,
но своего содержания не имеет……………………………………………………..3
3. Текст стилизации использует словесные формы стилизуемого текста, но
имеет свое содержание, но иногда «проговаривается» о своем времени и
авторе (использует позднейшую лексику или авторские обороты)……………..4
4. Текст стилизации совершенно не отличим от стилизуемого, но имеет свое
собственное содержание……………………………………………………………5
3. Исторические параллели.
Данный вид творчества работы старших школьников является показателем сформированного исторического мышления. Смысл этой работы состоит в способности ученика подобрать к указанному историческому событию или (биографии) историческую параллель, т.е. подобное событие, имевшее место в прошлом. Такая работа заставляет школьника, во-первых, актуализировать весь событийный, поступочный и биографический корпус, во-вторых, обнаружить и эксплицировать основание для проводимой параллели. Чем более будут внешне непохожи сопоставляемые события или биографии, обнаруживая свое внутренне единство, тем больше мыслительная работа должна быть проделана школьником.
Система оценивания:
1. Сопоставляемое событие не имеет никаких (внешних, сущностных)
пересечений с сопоставимым ………………..………………………………………. 0
2. Сопоставляемое событие (или биография или поступок) имеет
определенные внешние пересечения (похоже)……….. ……………………………..3
3. Сопоставляемое событие совпадает с предложенным по внешним
приметам (принцип исторического двойничества)…………….…………………… 4
4. Сопоставляемое событие может внешне не совпадать
с сопоставляемым, но обнаруживает глубокую внутреннюю общность,
а само сопоставление порождает новые смыслы, которых не имело
каждое из этих событий в отдельности………………………………….…………… 5
Таким образом, в данной инновационной технологии алгоритм коммуникативно-познавательной совместной деятельности учителя и учащихся дает возможность выйти на новый уровень методики преподавания истории, свободной от догм и жестких рамок ведения урока. На уроках используются все современные возможности компьютерных технологий. Помимо готовых видеоуроков, составляются презентации в программе Power Point и Prezi учителем или учениками. В практику работы включены программы составления тестов, использование Интернет-ресурсов. Восприятие детьми нового материала идет намного быстрее, когда они видят обсуждаемый объект крупно, видят анимационные карты сражений. Кабинет истории гимназии имеет полное техническое и информационное оснащение: компьютер, Интернет, проектор, интерактивная доска, копировальная техника, карты.
Хочется отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируются более высокий уровень самообразовательных навыков, умение ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый. На уроках истории с применением ИКТ продолжается работа по закреплению учебных навыков и формированию умений осуществлять исследовательскую деятельность.
Преимущества использования ИКТ в преподавании истории и обществознания неоспоримы. Использование ИКТ на уроках дает замечательный результат обученности у учащихся. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.
В современных условиях всеобщей изоляции, когда весь мир оказался перед лицом всеобщего глобального вызова пандемии, российское образование ответило освоением дистанционного обучения. Несколько лет назад я имела опыт дистанционной работы с ребенком при болезни через Скайп. Сегодня уроки провожу на сайтах: РЭШ, якласс, discord, zoom. Мои личные профили: на РЭШ: https://resh.edu.ru/office/user/profile/;
на Якласс: https://www.yaklass.ru/profile/caf69c75-7e9d-4c3d-b17c-23799129a002; классные часы на zoom. Имею сертификат «Апробатор электронных образовательных технологий», подтверждающий экспериментальную деятельность с применением инновационного образовательного ресурса ЯКласс, разработанного Фондом развития при Президенте РФ и центром СКОЛКОВО. Прошла на ЯКлассе курсы повышения квалификации «Цифровая образовательная среда» https://www.yaklass.ru/profile/caf69c75-7e9d-4c3d-b17c-23799129a002/achievement/AdvancedTeacher
Современная школа – это социальный институт, где дети проходят активную социализацию при непосредственном общении со сверстниками и учителями, и воспитание получить дистанционно невозможно. При всех недостатках дистанционного обучения, можно отметить и положительные стороны:
- при урочной системе ребенок мог отсидеться на уроке и уйти, не поняв тему, то в дистанционном обучении при выполнении заданий на сайтах они не могут получить положительные оценки, если не пройдут весь материал;
- нет возможности списать у соседа;
- на сайтах учитель видит время, когда ученик заходил на сайт и выполнял задания.
Как гласит китайская мудрость, любой кризис открывает новые возможности, заставляет нас учиться чему-то новому, так и мы научились дистанционному обучению.
Использование проблемной технологии наряду с другими, в том числе информационно-коммуникационными, в процессе обучения предмету и во внеурочной деятельности позволяют достичь позитивных результатов. О чем свидетельствуют достаточно высокие средние (история - 66, обществознание - 58) и лучшие индивидуальные (98, 96, 86, 80) баллы ЕГЭ по истории и обществознанию. Также показательны результаты участия учащихся в муниципальных, региональных, российских и международных олимпиадах, конференциях, конкурсах.
В рамках традиционной системы преподавания в урочной и внеурочной деятельности учителем также применяются проектная и исследовательская технологии. В 02.07.2018 г. по 17.08.2018гг. прошла курсы повышения квалификации «Реализация исследовательской и проектной деятельности» в объеме 36 часов, которые вооружают новыми приемами и методами. Так, в 5 классе, по истории Древнего мира, учащимися во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать «клинописью» на глиняных табличках. В мастерской «первобытного художника», с увлечением рисовали «наскальные изображения» на насущные темы наших далеких предков - первобытных людей. Пятиклассники с большим интересом работали над проектами и лучше усваивали соответствующий учебный материал. На уроках обществознания в 6, 7, 8-х классах разрабатываются разнообразные ролево-игровые проекты, такие как «Деятельность парламента», «Правительство РФ», «Судебное заседание», «Малый бизнес». Среди участников деловой игры распределяются бизнес – роли, роли депутатов, членов правительства, судьи, прокурора, адвоката и т.д. В процессе подготовки проекта изучаются история возникновения, традиции работы парламента, правительства, судебных органов, костюмы представителей различных структур. В итоге воспроизводятся заседания парламента, правительства и суда со всеми атрибутами. В малом бизнесе производят продукцию, продают, планируют доходы и расходы. Учащиеся не только хорошо усваивают данные темы, но и приобретают определенный опыт общественной деятельности, финансовую грамотность.
Анализируя использование проектной технологии, необходимо отметить и некоторые негативные стороны:
- неравномерность нагрузки учащихся и учителей на разных этапах работы над проектом (нарастание напряжения накануне презентации);
- сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;
- увеличение риска неудачного окончания работы учащегося;
- повышение эмоциональной нагрузки и на учащегося, и на учителя;
- невозможность включить значительное число учащихся в работу над проектом.
Тем не менее, можно сделать вывод, что проектная технология обеспечивает участие всех без исключения детей, даже незначительный вклад неактивных детей, успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, грубость, высокомерие, авторитарность не совместимы с этой технологией.
Использование проектной, исследовательской, инновационной технологии Ю.Л. Троицкого, наряду с другими, в том числе информационно-коммуникативными, в процессе обучения предмету и во внеурочной деятельности позволяют достичь позитивных результатов.
Исследовательские и проектные технологии – хорошая возможность для взаимодействия учителя и ученика. Мы, как это ни странно звучит, через данные технологии готовим ребят к будущей жизни, чтобы современный молодой человек мог чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Ведь работодатели заинтересованы в таком работнике, который:
- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
- обладает критическим и творческим мышлением.