Эколого-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «От желудя к деревцу»
Эколого-исследовательский проект
с детьми старшего дошкольного возраста
«От желудя к деревцу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 226.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Светлячок»
городского округа Спасск-Дальний Приморского края.
Эколого-исследовательский проект
с детьми старшего дошкольного возраста
«От желудя к деревцу»
Организаторы проекта:
воспитатели: Лазюк Ирина Николаевна
Ефименко Валентина Александровна
г.о. Спасск - Дальний
2018 г.
Содержание
№ п/п | Оглавление | № страницы |
1 | Технологическая карта проекта | 3 |
2 | Аннотация проекта | 5 |
3 | Актуальность и социально- экономическая значимость | 5 |
4 | Анализ ситуации | 5 |
5 | Гипотеза | 5 |
6 | Цель и задачи проекта | 5 |
7 | Ожидаемый результат | 6 |
8 | Вид проекта. Участники проекта | 6 |
9 | Методы и приёмы. Приемы мотивации. | 6 |
10 | Условия реализации | 6 |
11 | Материалы и оборудование. Ресурсное обеспечение проекта. | 6 |
12 | Программа выполнения проекта. | 7 |
13 | Результат проекта. | 8 |
14 | Приложение №1 | 9 |
15 | Приложение №2 | 11 |
16 | Приложение №3 | 12 |
17 | Приложение №4 | 15 |
18 | Приложение №5 | 17 |
19 | Приложение №6 | 19 |
20 | Приложение №7 | 20 |
21 | Приложение №8 | 24 |
22 | Приложение №9 | 28 |
23 | Приложение №10 | 36 |
24 | Приложение №11 | 41 |
25 | Приложение №12 | 43 |
26 | Приложение №13 | 44 |
27 | Приложение №14 «Презентация «Дуб – великан» | |
28 | Приложение №15 «Презентация проекта «От желудя к деревцу» | |
29 | Список литературы | 45 |
Технологическая карта проекта
Содержание | Пояснения |
Название проекта | «От желудя к деревцу» Образовательная область «Познание», интеграция всех образовательных областей. |
Тип | Эколого-исследовательский, групповой. |
Участники | Руководители проекта: И.Н. Лазюк, В.А. Ефименко. Участники: воспитатели старшей группы И.Н. Лазюк, В.А. Ефименко; дети и родители старшей группы. |
Масштаб | Долгосрочный (сентябрь 2017г. – май 2018г.). |
Основания для разработки. | Исследования выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателями и детьми во время экскурсии, нами было сделано предположение, можно ли вырастить саженец дуба из желудя в домашних условиях. |
Цель | Формирование у детей исследовательских способностей в процессе выращивания саженца дуба из желудя, взаимосвязи с окружающей средой. |
Задачи | 1. Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья). 2. Развить у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность. 3. Развить способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев. 4. Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами дуба. 5. Воспитать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, привить любовь к деревьям. 6. Вовлечь родителей в роли помощников и консультантов |
Стратегия и механизмы реализации | 1-й этап - Изучение методической литературы. - Подбор справочной, детской художественной литературы. - Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр. - Целевая прогулка в дубраву - Подготовка материала: подборка изображений деревьев, сбор информации и иллюстраций о дубе. - Беседа с детьми - Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта. - Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба совместно с родителями. 2-й этап - Дидактические и настольные игры - Игровые задания - Разучивание стихотворения - Пословицы и поговорки о дубе. - Составление рассказов о дубе с помощью иллюстраций. - Просмотр презентации «Дуб – великан» - НОД - Цикл наблюдений за прорастанием ростка дуба. - Исследовательская деятельность - Просмотр развивающего видео для детей - Посадка желудей дуба в детском саду. - Пересадка укоренившихся ростков в кашпо. - Рассматривание репродукций картин И. Шишкина «Дуб». - Рисование и раскрашивание листьев и деревьев. - Поделки из желудей 3-й этап - Высадка ростков дуба на территории детского сада (создание своей мини дубравы) - Выставка работ детей - Презентация проекта «От желудя к деревцу» |
Ожидаемые результаты | - знают какие деревья растут в ближайшем окружении - как вырастить дерево из семени - моделировали рост саженцев -узнали как ухаживать за молодыми саженцами -как высаживать их на постоянное место жительство. |
Трансляция проекта | Презентация проекта на педсовете |
Дальнейшее развитие проекта | Наблюдение за высаженными саженцами, проект могут использовать воспитатели других групп. |
Девиз проекта.
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть услышат веточки детский голосок.
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Аннотация проекта
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Актуальность и социально- экономическая значимость
Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Анализ ситуации
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Гипотеза исследования выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателями и детьми во время экскурсии, нами было сделано предположение, можно ли вырастить саженец дуба из желудя в домашних условиях.
Цель проекта: формирование у детей исследовательских способностей в процессе выращивания саженца дуба из желудя, взаимосвязи с окружающей средой.
Задачи:
1. Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
2. Развить у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
3. Развить способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
4. Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами дуба.
5. Воспитать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, привить любовь к деревьям.
6. Вовлечь родителей в роли помощников и консультантов
Ожидаемый результат:
- У детей сформировано осознанное - правильное отношение к природе, а именно – к деревьям
- Дети научились сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщение.
- У детей появилось желание общаться с природой, они отражают свои впечатления через различные виды деятельности.
- Дети усвоили нормы и правила взаимодействия с окружающим миром.
- Дети научились бережно и заботливо относиться к природе.
- С участием родителей детей посадили саженцы дуба на участке детского сада.
- Повысился интерес у родителей к данному вопросу, расширился кругозор экологических знаний родителей.
Вид проекта: эколого-исследовательский, групповой, долгосрочный (сентябрь – май).
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:
- наблюдения,
- исследование,
- классификация материала.
Приемы мотивации:
- Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
- Рассматривание живых объектов.
- Показ образца.
Условия реализации
Применение проекта целесообразно при ознакомлении с окружающим миром. Он рассчитан на детей старшего дошкольного возраста
Проект разработан в соответствии с образовательной программой ДОУ и базируется на требованиях программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Материалы и оборудование: желуди, грунт, ящик для посадки, табличка с датой посадки; изображение дуба; схема частей дерева.
Ресурсное обеспечение проекта:
∙ учебно-методическая и художественная литература по тематике проекта (книги, энциклопедии и пособия о деревьях; их строении, развитии);
∙ демонстрационные материалы (иллюстрации деревьев, фотографии);
∙ материально-техническое оборудование (фотоаппарат, компьютер);
∙ взаимодействие с семьей (посещение парков, сбор посадочного материала).
Объект и предмет исследования – дуб обыкновенный и желудь.
Проект делится на 3 этапа.
1-й этап – подготовительный
2-й этап – исследовательский
3-й этап – итоговый
Программа выполнения проекта.
На 1 этапе:
- Изучение методической литературы.
- Подбор справочной, детской художественной литературы.
- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
- Целевая прогулка в дубраву
- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, сбор информации и иллюстраций о дубе.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о дубе?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)
- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
- Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба совместно с родителями.
На 2 этапе:
Вид деятельности | Формы организации детской деятельности |
Игровая деятельность | Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений), «Определи на ощупь». Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева). Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям». |
Коммуникативная деятельность | Разучивание стихотворения «Дуб» Такмакова. Пословицы и поговорки о дубе. Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение). Составление рассказов дубе с помощью иллюстраций. Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково». |
Познавательно- исследовательская деятельность
| Рассматривание коллекции семян. Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деверева» Просмотр презентации «Дуб». НОД «Дерево- дом и столовая для животных». Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков. Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?» Исследовательская деятельность: «Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста). Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб». |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Стихи: Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб». Сказки: «Голубой дуб». Рассказы: Г. Г. Кученева «Дуб. |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Посадка желудей дуба в детском саду. Поручение «Полив росточков». Пересадка укоренившейся ростков в кашпо. |
Изобразительная деятельность | Рассматривание репродукций картин И. Шишкина «Дуб». Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание. Раскрашивание деревьев. Рисование с натуры «Ветка дуба». Аппликация из листьев. Лепка коллективная «Могучий дуб» (барельеф). Поделки из желудей |
На 3 этапе:
- Высадка ростков дуба на территории детского сада (создание своей мини дубравы)
- Выставка работ детей
- Презентация «Дуб»
Результат проекта.
Гипотеза о том, что из желудя можно вырастить саженец дубы в домашних условиях подтвердилась. Цель нашей проектной работы достигнута.
Дети знали до проекта:
- что деревья бывают разными
- что человек сажает и ухаживает за деревьями чтоб они росли
- знали название деревьев находящихся на территории детского сада, различали о семени и листу
Дети узнали в результате реализации проекта:
- знают какие деревья растут в ближайшем окружении
- как вырастить дерево из семени
- моделировали рост саженцев
-узнали как ухаживать за молодыми саженцами
-как высаживать их на постоянное место жительство.
Чтобы вырастить дерево нужно приложить много труда, организовали с педагогами мини лес и питомник (высадили плоды дуба в землю и вырастили саженцы)
Изготовили природа -охранный знак (не рубите деревья)