Работа кружка "Следопыт"
Кружок Следопыт" МОБУ ДО СЮТ МР СТЕРЛИТАМАКСКОГО РАЙОНА
Ссылка на сообщество в социальной сети вконтакте: https://vk.com/club193782607
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка | 39.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение отдел образования
Администрации муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
дополнительного образования станция юных техников
муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Согласовано: | Утверждаю: |
методист МОБУ ДО СЮТ | Вр.и.о.директора МОБУ ДО СЮТ |
Стерлитамакского района | Стерлитамакского района |
_________ Г.М.Рахмангулова | __________ Ф.А.Исмагилов |
«___»_________ 20__ г. | Приказ № ____ от |
«__»_________ 20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа туристско-краеведческой направленности
«Следопыт»
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Составитель: Габидуллина Гульназ Хадисовна, педагог дополнительного образования МОБУ ДО СЮТ Стерлитамакского района |
с. Наумовка, 2020
Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Талачевской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой в школе. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Следопыт” предназначена для проведения кружковых занятий на базе МОБУ СОШ с.Талачево, рассчитана на учащихся 5-9 классов. Программа реализуется в течение трёх лет.
Цели программы:
- Познакомить учащихся с историко - культурным наследием родного края;
- сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
- Изучение прошлого и настоящего Стерлитамакского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем селе и районе.
- Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о селе и районе.
- Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
- Активизация поисковой деятельности учащихся.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
- Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.
Основные направления: Программа “Следопыт” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.
Формы проведения занятий:
- Экскурсия.
- Работа в архивах.
- Конференции.
- Уроки.
- Работа с документами.
- Исследовательская деятельность.
Методы работы:
- Общеклассная;
- Групповая;
- Парная;
- Индивидуальная
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий в районные краеведческие музеи
- пешие экскурсии по селу;
- проведение концертов, лекций, экскурсий, внеклассных мероприятий и т.п.;
- сбор материалов;
- создание проектов;
- оформление собранных материалов;
- создание и оформление музейного уголка и Уголка боевой славы в школе;
- участие в школьных и районных краеведческих конкурсах.
Прогнозируемые результаты: Программа “Следопыт” проведение итоговых занятий (после каждого полугодия изучения), на которых подводятся итого за прошедший период. Итогом каждого полугодия является участие обучающихся в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы “Следопыт”.
- Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.
- Участие в районных краеведческих конкурсах.
- Встреча с замечательными людьми
- Создание проектов
Учебный план по годам обучения | ||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
Раздел I. Введение в программу | Раздел I. История моей Родины | Раздел I. Солдаты «спрятанной» войны |
Раздел II. Этнография | Раздел II. Образование. | Раздел II. Современная армия и её солдаты |
Раздел III. Современное состояние Стерлитамакского района, с.Талачево, с.Буриказган, с.Садовка | Раздел III. Жители сел Талачево,Буриказган, Садовкаи района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | Раздел III. Социализация личности |
Содержание программы
1 год обучения
Раздел I. Введение
Школьное краеведение. Его необходимость, роль, цели, задачи. Школьное краеведение – как важнейшее средство всестороннего развития личности. Основы музееведения.
Раздел II. Этнография
Положение относительно реки, республики и районного центров. Окрестности – реки, болота, леса. Овраги, родники, их наименования, происхождение названий: легенды, сказания.
Национальный состав сел: Талачево, Буриказган, Садовка. Преобладающая национальность. Основные фамилии. Характерные самобытные имена и фамилии. Особенности быта, традиций.
Раздел III.Современное состояниеСтерлитамакского района, с.Талачево, с.Буриказган, с. Садовка
Численность населения. Состояние хозяйства.
Кустарные промыслы. Пути сообщения. Связь. Торговля. Водоснабжение. Здравоохранение.
Учреждения культуры. Праздники села.
Художественное ремесло. Народные умельцы. УНТ.
Социальный практикум.
Деревенская кухня
Встреча с интересными людьми.
Памятники природы. Экология.
Содержание программы
2 год обучения
Раздел I. Историямоей Родины
История возникновения Стерлитамакского района, сел Талачево, Буриказган, Садовка. Название села; версии происхождения. Сведения о владельцах. Обстоятельства, дата основания или первого упоминания о селе. Части села, их названия, происхождение названий.
Исторические памятники села Талачево, Буриказган, Садовка – старинные постройки, кладбища, мечеть, церковь, курганы.История сел на фоне страны (хозяйства, колхозы, современное состояние)
«Не позволяй душе лениться». Люди села. Революция 1917 г, НЭП, коллективизация, репрессии, стихийные наводнения, голод.
Ими гордится наш район. Детство и деятельность.
О чём рассказали фотографии из семейного альбома. История в лицах
История хозяйства (колхозы). Дата образования, названия, переименования. Сведения из истории, современное состояние.
Предприятия. История организаций и учреждений. История с/совета. Дом культуры. Детский сад. Почта. Сберкасса. Медпункт. Сбор материала. Социальный практикум.
Раздел II. Образование. Образование в Стерлитамакском районе. Возникновение школы в селе Талачево. Медресе. Организация процесса обучения: здание, учителя, предметы, ученики
Истории Талачевской начальной школы. Особенности обучения, традиции, мероприятия. Развитие советской школы.
Талачевская семилетняя школы. Здание школы, учителя, отдых. Школа в период Вов. Помощь фронту. Восьмилетняя школа. Особенности обучения. Внеклассная жизнь. Обычаи, традиции.
Открытие в Талачево средней школы. Современная школа. Село и школа.
Знакомство с известными фактами из истории школы, анализ информации.
Ветераны педагогического труда.Встреча с бывшими учителями, учениками. Гордое звание – учитель
Практическое занятие «Моя школа в будущем
Проведение экскурсий для учащихся «История моей школы»
Раздел III. Жители сел Талачево, Буриказган, Садовка и района в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Реставрация Уголка Боевой Славы. Поисково-исследовательская работа.Сбор материала, связанный с участием жителей села Вов, с погибшими, без вести пропавшими, вдовами.Экскурсии по музеям района, области
Изучение темы «Тыл в годы Великой Отечественной войны»
Изучение темы Башкортостан в годы войны
Стерлитамакский район в годы войны.
Содержание программы
3 год обучения
Раздел I. Солдаты «спрятанной» войны
Оформление стендов для уголка Боевой славы. Календарь «Летопись Вов» и другие. Выставки по теме.
Экскурсионная работа по музейному уголку, проведение литературно-музыкальных композиций, бесед, лекций, вечеров, круглых столов, устных журналов перед учащимися и жителями села. Проведение и участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах. Участие в районных и областных мероприятиях на военную тематику.Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. Наши земляки - Герои Советского Союза
Раздел II. Современная армия и её солдаты
Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”.
Благоустройство памятника воинской славы.
Выявление людей, нуждающихся в помощи, оказание помощи. Операция «Забота»
Встречи со свидетелями войны
Раздел III. Социализация личности
Социализация как процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм, ценностей, отношений.
Индивидуализация личности. Помощь ребенку как субъекту свободного сознания, свободной деятельности, свободного поведения.
Развитие и саморазвитие личности, самоопределение и самовоспитание.
Социальное воспитание как процесс создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека. Акция «Я – гражданин России»
Социальный практикум ( акции, анкетирование, работа с населением, социальные опросы и т.д.)
Основы правового воспитания. Общественно-правовые основы
Знакомство с имеющимися материалами, их анализ.
Что должен знать и уметь учащийся:
Знать:
- основные даты, связанные с историей села, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов;
- соотносить события своего села с историей всей страны; устанавливать последовательность событий;
-называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села.
Уметь:
- читать карту своего края;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные разных источников, анализировать их;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях села, их участниках, выступать с сообщениями перед учащимися, их родителями и жителями села;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;
- проводить экскурсии по музею;
- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;
-излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;
- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;
- уметь быстро записывать, слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;
- вести архивную работу;
- делать схемы, чертежи; изготавливать наглядные пособия;
- работать с техническими средствами;
- проводить археологические исследования;
- владеть теорией и практикой туризма;
- знать правила реставрации экспонатов.
Список литературы для педагога.
- Багуманов Л., Фаизова Ф. Лауреаты премии имени Салавата Юлаева. 1976-1977. - Уфа, 1999.
- Башкирия в русской литературе. В 6 томах / Предисловие, биографические справки, комментарии и библиография М.Г. Рахимкулова. — Уфа: Китай, 1989-2001.
- Закирьянов КЗ. Краеведческий материал как средство воспитания в процессе обучения // С любовью к родному краю: Сборник научно-популярных статей. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. - С. 58-63.
- Писатели земли башкирской. — Уфа: Китап, 2006.
5.С любовью к родному краю: Сборник научно-популярных статей / Отв. ред. д.ф.н., проф., академик АН РБ М.В. Зайнуллин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009.
- Учитель Башкортостана. - 2001. — № 5. - С. 51-52
- Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001.
- Теория литературы. В 2-х томах / Под ред. Н.Д. Тамарченко. — М.,
2008.
Список литературы для обучающихся.
1.Башкирское народное творчество в 12 тт.- Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987-2010.
2.Е.С.Ефимова Башкирский мифологический словарь.- Уфа: Вагант,2008
3 . Русская мифология. Энциклопедия. М., «ЭКСМО»2007.
4. Русское народное творчество в Башкортостане.- Уфа, 1957.
5.М.Семенова «Мы - славяне!» Санкт-Петербург, Издательский дом «Азбука - классика», 2008.
6. Урал батыр. Башкирский народный эпос. Уфа, Информреклама, 2005.
Интернет ресурсы.
1.Организация исследовательской работы по краеведению -http://59209s036.edusite.ru/p16aa1.html
http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a243.php
2. Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников"-esearcher.ru›methodics/method/gum_napravl/a
3.Изучение фольклора в школе -vestnik.yspu.org›releases/1995_2/izuchenie.pdf
4.Игра-викторина "По страницам русского народного фольклора" -festival.1september.ru›articles/613106/
5. Игротека -solnet.ee›Игротека›20progimnazia.ru›
6.spasskoye-lutovinovo.ru›Конкурсы
7.http://zanimatika.narod.ru/