Для педагогов
Развитие навыков составления рассказа по картине у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры на развитие речи | 12.71 КБ |
10_igr_po_rr.docx | 14.52 КБ |
Правополушарное рисование -конспект занятия для старшей группы. | 12.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивитие навыков составления рассказа по картине.
В детском саду проводят 2 вида занятий по картинам:
· Рассматривание картины – 1мл., 2 мл., средняя группы;
· Составление рассказов по картине – средняя, старшая, подготовительная группы.
Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа:
I этап. В младших группах осуществляется подготовительная работа к рассказыванию по картине.
Цель: обогатить словарь, активизировать речь, научить рассматривать картину и отвечать на вопросы. В основе работы лежит развитие диалогической речи.
II этап. В средней группе дети учатся и рассматривать и составлять описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ.
III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детей, разнообразие рассказов.
2.Типы и серии картин.
· Предметные картинки;
· Предмет в действии;
· Сюжетные картинки;
· Пейзажные картины;
· Натюрморт;
Требования к картинам. Картины должны быть:
а) крупного размера;
б) графически грамотны;
в) чтобы содержание картины было понятно и доступно детям;
г) в младшей и средней группах количество предметов от 1 до 4;
д) они должны затрагивать эмоциональные чувства.
3.Виды рассказывания по картине.
1. По настенным картинам:
а) сюжетные (во всех возрастных группах)
б) пейзажные (в подготовительной группе)
в) натюрморт (в подготовительной группе)
2. Картинки, открытки, иллюстрации:
а) предметные (работа проводиться как по игрушкам)
б) сюжетные картинки, изображающие объект в действии (в старшей группе)
3. Картинки с последовательно развивающимся сюжетом.
4.Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах.
Во всех возрастных группах перед рассматриванием необходимо провести предварительную работу. Например: картина «Таня и голуби». Предварительно поговорить об осенних деревьях, на прогулке собирать осенние листья, покормить голубей, рассмотреть их.
В структуре занятий по картине вступительная и заключительная части в разных возрастных группах сходные, но основная часть занятий имеет свою специфику в зависимости от возраста детей.
I. Вступительная часть.
Цель. Подготовить детей к восприятию картины (картины перед детьми ещё нет).
Можно использовать следующие приёмы:
1) Вступительное слово педагога (В какую игру мы играли? (в автобус). А вы знаете, в эту игру любят играть и ребята, с которыми я только что познакомилась. Вывешивается картина.)
2) Обыгрывание предметов изображённых на картине.
3) Создание проблемных ситуаций. (Ребята, знаете ли вы как выглядят бурые медведи. (дети отвечают, что они знают о них)).
4) Стихи, загадки, чтение небольших рассказов.
5) Прослушивание музыки (Что вы себе представляете, когда слушаете эту музыку?).
6) Наблюдение за живыми объектами, просмотр видео-сюжетов.
II. Заключительная часть.
Она может проходить как часть комплексного занятия (т.е. с использованием другого вида деятельности), можно провести Д/и по развитию словаря, звуковой культуре речи, по формированию грамматического строя речи.
Требования к рассказу.
1. 1,2 младшие группы – 4-6 предложений.
Средняя группа – 7-8 предложений, к концу года 10-13 предложений
Старшая группа – 8-13 предложений и более.
2. Рассказ должен иметь завязку. Которая имеет эмоциональный характер.
(Пример: «Решили дети катать шары…..», «Подарили детям поезд. Ну и поезд! …..»,
«Хорошо ребятам играть вместе. …..»).
3. Рассказ заканчивается фразой ярко передающей настроение картины или отношение к ней. Это легче сделать через использование прямой речи. (Пример: «… Пей лошадка,пей!», «Хорошо ежам на полянке. Очень хорошо!»).
4. Образец рассказа педагог составляет заранее и опираясь на него составляется беседа.
5. В рассказе отмечать действующих лиц, их взаимоотношения и действия.
1 младшая группа.
I. Вступительная часть.
II. Основная часть.
1 этап. Первичное созерцание картины.
2 этап. Предваряющий рассказ педагога (рассказ по которому будут заданы вопросы во время беседы по картине).
3 этап. Рассматривание картины (беседа по содержанию картины).
Главный методический приём – вопросы.
1) Вначале задаются вопросы, направленные на выделение действующих лиц (Кого видите?).
2) Потом вопросы о действии объекта (Что делает?).
3) Вопросы, направленные на имитацию движений.
4) Инсценирование содержания картины.
5) Приём речевого подражания (Скажи, повтори).
6) Вопросы, требующие простейших выводов, сопоставления фактов (Почему плачет девочка?).
7) Создание проблемной, поисковой ситуации для активизации словаря (Чтобы искупать куклу надо приготовить мыло, губку, кувшин и т.д. У кого есть такие картинки, найдите и принесите.).
4 этап. Завершающий рассказ педагога. Можно второй раз использовать приём совместного рассказывания.
III. Заключительная часть.
2 младшая группа.
I. Вступительная часть.
II. Основная часть.
1 этап. Первичное созерцание картины.
2 этап. Беседа по картине.
Главный методический приём – вопросы.
1) Вопросы должны помочь ребёнку уяснить общий смысл картины (что чаще всего обозначено в названии). (Пример: Картина «играем в песочнице»: Где играют дети?»).
2) Вопросы должны способствовать целенаправленному описанию предметов, явлений, направлять внимание детей на взаимосвязь отдельных деталей картины.
(Пример. Картина: «Дети играют в кубики». Что строит мальчик? А девочка? Кому везёт кубики мальчик в полосатой рубашке? Зачем детям эти кубики? Правда, красивый забор построили дети? Забор какой? (жёлтый) А ворота и башенка? (красные))
3) Вопросы должны дать возможность детям высказать своё умозаключение. Такие вопросы можно разделить:
а) вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода
(«Почему остановили лошадку?», «Почему не едет автобус?»);
б) вопросы, мобилизующие личный опыт детей («Почему у Лены из песка получается такой
красивый заборчик и песок не рассыпается?», «Дети делают из снега горку. Какой в этот
день снег на дворе?»).
в) вопросы, требующие ответа – предположения, выходящего за пределы изображённого.
(«Танюша взяла в руки мяч. Смотрит. Может ждёт кого-то?», «Вова поит лошадкуи что-то говорит ей. Интересно, что он ей говорит?»).
3 этап. Обобщающий рассказ педагога по картине.
Можно повторить рассказ ещё раз, используя приём совместного рассказывания.
III. Заключительная часть (в игровой форме).
Средняя группа.
Первое занятие по картине.
Рассматривание картины проходит по той же структуре, что и во 2-ой младшей группе.
Усложнения.
1. Указания, вопросы требуют более распространённого ответа. (Пример. Картина «Играем в поезд»: - А кто в этой игре девочка? Расскажите о ней?). Но этот распространённый ответ готовиться: сначала разговаривают о мальчике регулировщике по подробным вопросам. Отрабатываются новые слова.(- Кто мальчик? Что он делает? Нравиться ли ему быть регулировщиком? Посмотрите на его лицо. Ещё минута и что он скажет? (путь открыт)). После того как дети всё рассказали о мальчике, педагог задаёт вопрос о девочке, предлагает рассказать всё о ней.
2. Серьёзное внимание уделяется раскрытию психологического состояния персонажей, их взаимоотношениям. ( - Как смотрит кошка на котят? (ласково, с любовью), Нравится ли детям играть вместе?).
3. Серьёзное внимание уделяется и образности языка, необходимо учить видеть необычное в обычном.
Второе занятие по картине.
I. Вступительная часть.
Очень короткая, где педагог через игровой приём вносит картину и настраивает детей на составление рассказа.
II. Основная часть.
1 этап. Образец рассказа по картине.
2 этап. Рассказы детей (4-6 рассказов).
а) Если в ходе рассказа ребёнка педагог задаёт 2 – 3 дополнительных вопроса, делает 2 – 3 подсказки и более, то ребёнку предлагается повторить рассказ ещё раз.
б) Обычно этот этап заканчивается рассказом взрослого (игрового персонажа) по картине.
в) Обычно после 2 – 3 рассказов начинается перечисление персонажей и предметов.
В этом случае необходимо повторить образец, используя приём совместного рассказывания.
III. Заключительная часть.
Старшая группа.
I. Вступительная часть.
II. Основная часть.
1 этап. Сообщение цели занятия. Показ картины детям. Первичное созерцание картины, т.е. дать детям возможность перед началом беседы рассмотреть картину в течение 1-2 минут, молча, без комментариев.
2 этап. Беседа.
а) Работа начинается с сообщения названия картины: можно дать возможность детям самим придумать название, а затем сравнить с авторским вариантом; можно из нескольких предложенных названий выбрать наиболее удачное. При этом обязательно использовать вопросы на размышление (Почему ты так думаешь?).
б) Работа над содержанием картины:
- устанавливается место и время действия;
- обращается внимание на пейзаж;
- называются объекты и их действия;
- фраза, оценивающая картину в целом.
3 этап. Рассказы детей (3 – 4 рассказа).
В начале года можно помочь детям: - дать образец;
- дать план;
- уточнить последовательность рассказа вместе с детьми.
4 этап. Рассказ воспитателя по картине (по мере необходимости).
III. Заключительная часть.
Предварительный просмотр:
10 игр на развитие разных компонентов устной речи
Название игры | Цель, задачи | Описание игровых действий | Инструкция | Оборудовние |
1.“Вороны” (вторая мл.гр)( А.К.Бондаренко “Словесные игры в детском саду”) | Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука “Р”, учить говорить то громко, то тихо. | Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова “Кар-как-кар”произносят все дети. | Слова: Движения: Вот под елочкой зеленой Дети бегают по комнате, Скачут весело вороны: размахивая руками, как “Кар-как-кар!”(Громко.) крыльями. Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: “Кар-как-кар!”(Громко.) Только к ночи умолкают Садятся на корточки,ру- И все вместе засыпают: ки под щёку - засыпаю “Кар-как-кар!”(Тихо.) | (Игра проходит хорошо в том случае, если дети не раз наблюдали за вороной, за её повадками: как широко она расправляет при полёте крылья. как громко кричит.) |
2.“Курочка-рябушечка” (вторая мл.гр)( А.К.Бондаренко “Словесные игры в детском саду”) | Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. | Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему называют “рябушечкой”, затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает её шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя. При повторном проведении игры воспитатель предлагет детям | - Курочка-рябушечка, куда ты пошла? - На речку. - Курочка-рябушечка, зачем пошла? - За водичкой. - Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка? - Цыпляток поить. - Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить? - Пи-пи-пи! (Это произносят все дети.) | Картинку с изображением рябенькой курочки, шапочка-курочка. |
3. “Перебежки” (втор.млад. группа) В. И Селиверстов “Речевые игры с детьми” | Развитие силы голоса. Активизация мышц губ. | Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору: “Ау, ау, Петя”. Петя в свою очередь отвечает ему: Ау, ау, Вова”, и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ними местами. | Мел, стульчики. | |
4.“Кто что делает?” (средняя группа) (Г.А.Тумакова “Ознакомление дошкольников со звучащим словом” | Совершенствовать произношения слов и словосочетаний; развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи, вызывать интерес к слову. | Воспитатель рассматривает с детьми игрушки, предлагает описать внешний вид (кошка серенькая, пушистая, мягкая, маленькая; собачка белая , мохнатая, большая); обращает внимание на звучание слов - название игрушек (кошка, собака), просит повторить несколько раз эти слова, вслушиваясь в произнесении звуков этих слов. Он поощряет хоровые и индивидуальные ответы детей. Воспитатель следит за тем, чтобы дети называли как можно больше глаголов. Поощряет тех, кто удачно подбирает слова, проявляет активность и заинтересованность в поиске слов. Особое внимание уделяет процессу вслушивания детей в звучание слова ( “ Каждое сказанное слово и звучит по-разному, и обозначает разное действие2), умению описать внешний вид предмета (животного). | Воспитатель: Как интересно звучат слова, послушайте, как я их произнесу: коошшкаа, ссообааччкаа. Вслушайтесь ещё раз. повторите со мной так же. Теперь только Аля скажет слово кошка, а мы послушаем. А Коля произнесёт слово собачка. Хорошо звучит оно у Коли. повторите, дети, вместе с Колей. Как вы думаете , что делает кошка, когда мы её гладим? Дети: Мурлычит, радуется, выгибает спинку. Воспитатель: Хорошие слова вспомнили: кошка мурлычит, радуется. А что она делает, когда видит мыышку? Дети: Тихонько подкрадывается, бежит. ловит, прыгает. Воспитетель: Что делает кошечка, когда видит нитку с бантиком? Дети: Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется. Воспитатель6 Что ещё умеет делать кошка? Дети: Мяукать (”мяу-мяу”), лакать молоко, пить, смотреть. Воспитатель: Как много интересных слов сказали вы про кошку! (Повторяет их.) А что делает собачка? Дети: Лает, кусается, бегает, ходит, сидит, спит, смотрит, ест. Воспитетель: Что делает собачка. когда видит кошку? Дети: Хочет поймать, бежит за кошкой, лает. ловит. Воспитатель: А когда собачке дают кусочек мяса, что она делает? Дети: Подпрыгивает, служит, ест, радуется. Воспитатель: Много вы сказали слов и о том, что делает ссобачка. Помогите вспомнить и назвать эти слова ещё раз (дети подсказывают.) | Игрушки кошка и собака. |
5.“Кто больше действий назовет?” (старшая группа) (А.К.Бондаренко “Словесные игры в детском саду”) | Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать | Воспитатель проводит с детьми короткую беседу, уточняя понимание детьми слов “профессия”, “действия”. Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий. Кто больше назовет действий, считает выигрывшим. | Воспитатель: “Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Её профессия называется “врач”. Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: “Повар”.) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: “Шофёр, учитель, сапожник, летчик и др.”.) Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечает: “Варит, печет, жарит, перемалывает мясо, чистит овощи и др.”.)Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру “Кто больше назовет действий?” Я назову профессию, а вы вспомнтие все действия человека этой профессии”. | |
6. “Переезжаем на новую квартиру” (старшая группа) ( Г.С. Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи) | Научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия, активизировать в речи детей соответствующий словарь. | Играют 6-9 детей. воспитатель вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка-стакан, платок-косынка, ранец-портфель. Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например, кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник) картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки. Затем для активизации в речи детей соответствуещего словаря воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные какртинки и говорить, что он достал, а остальным - назвать предмет, объединенный в пару с предъявляемым. Например, ведущий говорит: “Перчатки”. - “Варежки”, - отвечает партнер по игре и отдает ему свою картинку. | Воспитатель: “Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову.Будьте внимательны - многие вещи внешне похожи. не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку”. | Предметные картинки(парные): чашка-стакан, кружка-чашка масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, пальто-куртка, шуба-зимнее пальто, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки-сандалии, ранец-портфель, люстра-настольная лампа. Коробочки для складывания картинок. |
7. “Разведчики” (подготовительная группа) В.И.Селиверстов “Речевые игры с детьми” | Учить детей правильному употреблении в речи существительных в творительном падеже. | Дети разбиваются на 4-8 отрядов. каждый отряд получает “боевое задание” - найти спрятанный командиром (педагогом) предмет. Например, один отряд должен найти игрушечный самолет, другой - пушку. третий - танк и т.д. Тот кто первым из отряда найдет предмет, собирает весь остальной отряд, ведет его к командиру и рапортует о том, где был найден предмет Например:”Танк мы нашли под ёлкой” (между деревьями, за пнем и т.д.) Отряд раньше других выполнивший задание, считается лучшим и получает приз. | Игрушки различные. | |
8.“Что кому нужно?” (старшая группа) В.И.Селиверстов “Речевые игры с детьми” | Учить детей правильному употреблению имен существительных в дательном падеже. | Педагог раздает детям картинки с изображением людей разных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов. За правильный ответ ребенок получает картинку. Тот, кто раньше закроет свои картинки, считается победителем. Игра заканчивается, когда педагогом или ведущим ребенком будут розданы все картинки. | педагог показывает картинку , задавая при этом вопрос: “Кому нужен самолет?” Ребенок, у которого картинка - летчик, поднимает руку и отвечает: “Самолет нужен летчику”. | Два набора картинок: один набор картинок с изображением людей разных профессий (шофер, машинист, почтальон, кочегар, кузнец, оетчик, солдат, портниха, ученик), второй набор с изображением соответствующих орудий труда. редметов (самолет, швейная машина, автомобиль, винтовка, лопата, молот, книга, сумка, паровоз). |
9.”Закончи предложения” (подготовительная группа) “Игры и упражнения по развитию речи (из опыта работы” АО ИИППК РО | Развитие связной речи. | Воспитатель просит детей закончить предложение. | Воспитатель: - Мама почистила картошку, чтобы... - Мама помыла овощи, чтобы... - Мама купила свеклу, чтобы... | |
10.«Хорошо - плохо» (подготовительная группа) (интеренет-ресурс https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/igry-na-razvitie-svyaznoj-rechi.html) | Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. | Взрослый задаёт тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. | Воспитатель: “Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь.” Воспитатель: дождь. | Мяч. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Катунинская СШ” с.п. “Детский сад п. Катунино”
К О Н С П Е К Т
непосредственной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому направлению (рисование)
с применением методики правополушарного рисования
“Разноцветные коты”
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила и провела:
воспитатель,
Муратова Н. П.
2019
Цель: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования (правополушарное рисование).
Задачи:
Обучающие: научить рисовать фон в технике правополушарного рисования, путём наложения краски на краску, учить пользоваться губкой при закрашивании листа.
Развивающие: улучшить зрительно-двигательную координацию путём развития у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками, концом кисти, методом “тычка”; развивать цветовосприятие, творческий потенциал ребёнка; познакомить с народными преданиями о кошках; развивать умение выражать интерес друг к другу.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость; мотивацию к занятиям изобразительной деятельностью; создание у ребенка ситуации успеха.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материалы: акварельные листы бумаги (формата А5), гуашь, кисти с жесткой щетиной (широкие,средние,тонкие), емкости для воды, подставка для кистей, влажные салфетки, бумажные салфетки, губка, тарелочки под губку.
Ход занятия:
Введение: Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся!На счёт-раз, два, три каждый произнесёт своё имя. “Раз, два, три!”. Дети все вместе произносят своё имя. Ребята, как вы думаете, когда мы хором произнесли наши имена, могла ли я услышать кого как зовут? Нет. Сейчас каждый произнесите своё имя по очереди. Договорились? Каждый по очереди произносит своё имя. Давайте с вами договоримся, если у вас возникнут вопросы или кто-то что-то захочет сказать, мы не будем перебивать друг друга, а поднимем руку.
Сюрпризный момент: Я слышу, что кто-то мяукает. Ой, кто тут? А это ты-Цапыч! Что у тебя случилось?
Кот Цапыч: Здравствуйте, ребята! У меня завтра должен открыться музей, а у меня не хватает только картин для музея. Вы сможете мне помочь нарисовать картины для музея? Мне сказали, что дети-это самые лучшие художники!
Воспитатель: Поможем, ребята, Цапычу?Да.
Пройдемте, дети, в нашу изо-студию...
Воспитатель: Рисовать мы с вами будем секретным способом. У вас на столах приготовлены краски. Кто знает как они называются? Гуашь.Правильно, ребята. А ещё на столах у вас приготовлены разные кисти. Посмотрите, что это за кисти? Для чего они предназначены. Это жёсткие, щетинистые кисти, они нужны для работы с клеем и для аппликации. Правильно, но сегодня мы будем использовать эти кисти для рисования. Прошу вас выполнять то, что я буду показывать и не отвлекаться. Итак, начнём.
Воспитатель показывает и комментирует каждый этап работы.
Воспитатель: Перед вами лист бумаги. Во время рисования можно и даже нужно выходить за края. Берем самую большую кисть. Нам потребуется серебристый цвет. Сначала слегка смачиваем водой кисть, быстро закрашиваем весь наш лист серебристой краской большими мазками. После того как вы промыли кисть промкните её салфеткой. Теперь набираем на кисть краску и ставим большие кляксы - вы можете выбрать любой цвет.Одним цветом, потом другим, потом третьим. Здесь нужно делать это быстро и не задумываясь, пусть рука сама выбирает цвета, именно рука, а не голова. Совсем не обязательно делать такой как у меня. Выбирайте цвета только по своему настроению и не задумывайтесь, сочетаются ли они между собой, и что в итоге получится не важно. Как видите, ничего сложного. А теперь начинаем волшебство: берем губку и начинаем вести её поверх наших пятнышек. Так мы смело, быстро и с удовольствием закрашиваем всю поверхность листа, смешиваем, наблюдая, как из наших трех-четырех цветов получаются сотни оттеноков.
Важно делать это быстро. Не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.Таким, образом, у каждого из нас получится свой фон. Вообще, не обязательно рисовать в одном направлении, можно сделать круговые мазки.
Пока фон сохнет Цапыч предлагает посетить его неоткрывшийся музей.
Цапыч: Проходите, гости дорогие!
А вы знаете, почему я захотел открыть музей кошки? Нет. Архангельск издавна является колыбелью российского флота. Много торговцев из разных стран приезжали к нам торговать тканями, различными товарами. Мои сородичи-кошки были равнодушны к рыбе и совсем неравнодушны к корабельным крысам. Корабли были построены из дерева и на них могли завестись крысы и прогрызть дыры, а это гибель для корабля и его команды. Поэтому с собой в плавание брали кошек. И я решил создать музей в честь моих друзей. В память о кошках, люди своими руками создавали кошек из различных материалов. Рассаживайтесь поудобнее, я вас познакомлю какие кошки живут в музее.
Воспитатель показывает экспонаты, рассказывает из какого материала сделаны и для чего предназначена(кошка-свистулька, кошка-колокольчик,кошка-точилка, кот в мешке).
Цапыч: Ребята, хочу с вами поиграть. Встаньте в круг.
Игра “Кошка-колокольчик”. Ход игры. Дети стоят или сидят полукругом. Цапыч бежит сколокольчиком по внешнему полукругу с такими словами:
Я бегу, бегу, бегу.
Колокольчиком звоню.
Саше колокольчик дам и на место сяду сам.(встану рядом сам).
Игра проводится до тех пор, пока каждый ребенок не примет участие в ней, то есть пробежит с колокольчиком!
Воспитатель: Мы с вами заигрались, а нам надо выполнить просьбу Цапыча.Нарисовать котёнка. Обратите внимание на кошку.Перечислите что вы видите,но не забываем о правиле, что говорим по очереди и поднимаем руку, если что-то хотим сказать.(Голова круглой формы, два уха на голове, усы, туловище, хвост.) Какая кошка? Пушистая. Для того, чтобы нарисовать кошку, мы будем рисовать её тычком.Пойдемте в нашу изо-студию рисовать кошку.
Воспитатель: Возьмите кисточку среднюю по размеру:
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет. Пустяк
(рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части)
Вверх, вниз, вправо, влево
(выполнять движение кистью руки)
Гордо, словно, королева, кисточка
пошла тычком,
Застучала каблучком.
А потом по кругу ходит, как ребята в хороводе.
Вы устали? Отдохнем и опять стучать начнём.
Мы рисуем, раз, раз...Всё получится у нас!
(кисточку поставить вертикально, сделать несколько тычков без краски).
Ребята, выбыирайте любую краску, у кого-то кот может быть рыжий, черный, белый...
Воспитатель показывает способ рисования кошки “тычком”.Дорисовывают глаза, рот, нос, усы тонкой кистью.Показывают коту Цапычу!
Цапыч: Ребята, я вам очень благодарен.Спасибо, что вы меня выручили.Теперь мой музей обязательно откроется!
Подведение итогов.Рефлексия.
Воспитатель: У вас получились прекрасные рисунки. Вы настоящие художники!Молодцы,ребята!Работы кладутся на стол к Цапычу.Воспитатель обращает внимание детей какие красивые рисунки котов получились.Кот хвалит детей.
Воспитатель обращается к детям: Как вы себя чувствуете? Вы знаете, ребята, что у каждого настроения свой цвет?
Когда мы чувствуем себя хорошо, у нас всё получается, мы довольны. И настроение наше похоже на чистую воду, и мысли у нас “ясные и чистые”. Когда мы радостны, у нас всё получается, то настроение становится похожим на салют: оно окрашивается в яркие красивые цвета. Но бывает, что мысли наши грустны и неприятны, нам плохо или обидно.Тогда наше настроение окрашивается в тёмные цвета.
Ребята, на ваших столах есть разноцветные краски. Вы каждый выберите такой цвет, который похож на ваше настроение сейчас.Наберите этот цвет на ватную палочку и окрасьте им воду в соём маленьком стаканчике.
Дети окрашивают воду в стаканчиках.
Какой цвет выбрали? Почему? А у тебя?...
Ответы детей.
Воспитатель: Я очень рада, ребята, что вы выбрали яркие цвета, а это значит, что настроение ваше радостное, хорошее и светлое. Я желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется творить прекрасное!