Сетевая лаборатория "Вспомогательные-исторические дисциплины "КЛИО"

Александрова Лариса Юрьевна

     На данной странице вы сможете познакомиться с программой лаборатории социально-гуманитаных предметов: история, ВИД и обществознания; с ходом занятий и результатами работы с одарёнными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Тюменский областной государственный институт

Развития регионального образования

Региональный Центр по работе с одарёнными детьми

Лаборатория социально-гуманитарных дисциплин

Александрова Лариса Юрьевна

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

«Голышмановская средняя общеобразовательная школа №2»

отделение «Усть-Ламенская средняя общеобразовательная школа»

к.п.н., руководитель  музея, учитель истории, обществознания, искусства и МХК, высшая квалификационная категория

ИСТОРИЯ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«КЛИО»

Учебно-тематический план

для обучающихся V – IX классов

форма обучения – сетевая и выездная

Район Голышмановский

2019

Содержание

стр.

  1. Пояснительная записка

3

  1. Тематический план

6

  1. Содержание тем учебных занятий

20

  1. Формы самостоятельной работы обучающихся

23

  1. План участия обучающихся в конкурсных мероприятиях

30

  1. Список научной, научно-учебной и научно-справочной литературы

33


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АННОТАЦИЯ

Александрова Лариса Юрьевна. История, вспомогательные исторические дисциплины. Учебно-тематический план для обучающихся V - IX классов. Форма обучения – сетевая и выездная. Район Голышмановский, 2018 год.

        Учебно-тематический план составлен  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом рекомендаций учебно-методического курса по вспомогательным историческим дисциплинам по программе Л. С. Улановой.

Данный курс является развернутым представлением истории как комплексной науки. Каждая из вспомогательных исторических дисциплин (ВИД) помогает всесторонне изучить тот или иной исторический источник, дать максимум информации его происхождении. Все ВИД переплетены и взаимосвязаны и дают обширный материал для выводов в области социально-экономической, политической и культурной истории человечества.

К вспомогательным историческим дисциплинам (ВИД) относятся палеография, метрология, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология.

  1. Цели и задачи курса

Цель – развитие предметного кругозора и научного сознания обучающихся основной школы

Задачи курса: 

  1. познакомить учащихся с вспомогательными историческими дисциплинами (ВИД)
  2. помочь в изучении истории
  3. показать предметы с точки зрения их исторической значимости
  4. привить критическое отношение к достоверности того или иного исторического факта
  5. повысить интерес к поисковой деятельности и творческой активности

В данный курс ВИД включены наиболее занимательные и доступные пониманию учащихся дисциплины, позволяющие им самостоятельно проводить исторические исследования и понимать суть истории как науки. Основной упор делается на закрепление изученного материала: в форме практикумов, собеседований и тестирования. Тестирование проводится дистанционно после каждой темы, что позволяет проверить знания обучающихся в соответствии с планируемым результатом обучения: минимальным, общим, творческого уровня. При неудовлетворительных результатах осуществляется учебно-коррекционная дополнительная работа. Особое внимание уделяется домашнему заданию, так как от его выполнения зависит продуктивность учебной деятельности. Оно включает элементы поисковой деятельности. Успех домашней работы во многом зависит от помощи семьи, поскольку большая часть заданий касается истории малой родины. Таким образом, в какой-то степени происходит укрепление семейных отношений. Логическим продолжением закрепления знаний по ВИД является проектно-исследовательская работа учащихся по теме «Моя родословная».

Выездные занятия проводятся на базе комплексно-краеведческого музея Усть-Ламенской школы с использованием его фондов.

1.2 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса

В результате курса обучающийся должен обладать следующими компетенциями:  

1. Иметь представление об основных вспомогательных исторических дисциплинах (ВИД)

2. Уметь ориентироваться в многообразии исторических понятий и терминов

3. Применять на практике полученные знания и умения.

В основу структуры изучаемого курса заложен принцип развивающего обучения, активизации познавательной деятельности учащихся.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) :

  Личностные:

- ориентир в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

- гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за Тюменский край, Голышмановский район, свой населённый пункт;

- формирование эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Тюменской области;

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом;

Познавательные:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и литературу о Тюменском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием интернет-ресурсов

- работать в семейных архивах.

Коммуникативные:

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

- выступать с сообщениями;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

занятия

Тема

Учебная неделя

Виды учебной работы, в час.

Итого часов по теме

Формы текущего контроля

Стационар по месту проживания детей

Выездные занятия

Консультации

1

2

3

4

5

6

7

8

Четверть 1

32

Введение

2

0

3

5

1

История как наука.

1

1

Эссе

2

Роль истории в жизни людей.

1

1

Эссе

3

Исторические источники.

1

1

Схема

4

Краткая характеристика вспомогательных исторических дисциплин (ВИД).

1

1

Презентация

5

Роль ВИД в изучении истории.

2

1

Блиц-опрос

Археология.  

3

1

1

5

6

Археология как наука.

2

1

Реферат

7

Археологический памятник.

2

1

Презентация

8

Археологические раскопки. Культурный слой.

2

1

Схема

9

Реставрация.

3

1

Устное сообщение

10

Тестирование по археологии

3

1

Тест

Генеалогия

2

1

2

5

11

Генеалогия как наука.

3

1

Реферат

12

Предмет и задачи генеалогии.

3

1

Эссе

13

Методика генеалогических исследований

4

1

Таблица

14

Система социального этикета.

4

1

План

15

Практикум по генеалогии «Составление родословного дерева».

4

1

Схема «Моя родословная»

Ономастика

3

0

5

8

16

Ономастика как наука. Предмет и задачи ономастики.

4

1

Реферат

17

Разделы ономастики. Историческая ономастика.

5

1

Презентация

18

Антропонимика как наука.

5

1

Эссе

19

Система личных имен.

5

1

Схема

20

История происхождения и значение имен.

5

1

Исследование

21

Отчество.

6

1

Устное сообщение

22

Происхождение и этимологическое толкование фамилий.

6

1

Реферат

23

Практикум по антропонимике. Исследование «Имена моей семьи»

6

1

Исследование

Геральдика

5

0

4

9

24

Геральдика как наука.

6

1

Презентация

25

Происхождение гербов.

7

1

Устное сообщение

26

Правила геральдики.

7

1

Рекомендации

27

Государственные, областные и городские гербы. Исследование «Герб малой родины»

7

1

Исследование

28

Фамильные гербы. Проект «Герб моей семьи»

7

1

Проект

29

Тестирование по геральдике.

8

1

Тестирование

30

Вексиллография.

8

1

Реферат

31

Происхождение знамён.

8

1

Презентация

32

Флаги России, Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов

8

1

Проект

Четверть 2

32

Палеография

2

0

6

8

33

Палеография как наука.

9

1

Реферат

34

Возникновение письменности.

9

1

Исследование

35

Материалы для письма.

9

1

Моделирование

36

Орудия письма.

9

1

Моделирование

37

Украшение рукописей, переплет.

10

1

Моделирование

38

Изготовление чернил

10

1

Опыт

39

Роль писем в годы Великой Отечественной войны

10

1

Эссе

40

Практикум по палеографии

10

1

Решение задачи

Хронология

3

0

4

7

41

Хронология как наука.

11

1

Реферат

42

Единицы счета времени.

11

1

Плакат или рисунок

43

Календари: юлианский и григорианский.

11

1

Сравнительная таблица

44

Эры и их виды. Лента времени.

11

1

Решение задачи

45

Астрологическая и историческая хронология.

12

1

Сравнительная таблица

46

Часы. Музей часов

12

1

Презентация

47

Практикум по хронологии

12

1

Решение задачи

Метрология

1

0

6

7

48

Метрология как наука.

12

1

Устное сообщение

49

Меры длины.

13

1

Памятка - схема

50

Меры площади.

13

1

Памятка - схема

51

Меры сыпучих тел.

13

1

Памятка - схема

52

Меры жидкости.

13

1

Памятка - схема

53

Меры веса.

14

1

Памятка - схема

54

Тестирование по метрологии

14

1

Тестирование

Сфрагистика

3

0

3

6

55

Сфрагистика как наука.

14

1

Конспект

56

Печать.

14

1

Сочинение

57

Две группы печатей.

15

1

Схема

58

Типы печатей.

15

1

Схема

59

Исследование «История печати ОУ»

15

1

Исследование

60

Тестирование по сфрагистике.

15

1

Тестирование

Филателия

2

0

2

4

61

Филателия как наука

16

1

Конспект

62

История почты

16

1

Конспект

63

Разновидность почтовых марок, конвертов, штемпелей, почтовых документов.

16

1

Презентация

64

Практикум значение почтовой марки

16

1

Практикум

Четверть 3

40

Нумизматика

2

1

4

7

65

Нумизматика как наука.

17

1

Устное сообщение

66

Происхождение монет и денежных знаков.

17

1

Лабораторная работа

67

Русская денежная система.

17

1

Презентация

68

Язык монеты.

17

1

Эссе

69

Бонистика как наука.

18

1

Презентация

70

Знаменитые коллекционеры - нумизматы

18

1

Исследование

71

Практикум по нумизматике

18

1

Описание монеты

Фалеристика

1

2

5

8

72

Фалеристика как наука.

18

1

Реферат

73

Медали.  

19

1

Таблица

74

Ордена.

19

1

Таблица

75

Нагрудные знаки

19

1

Таблица

76

Коллекционирование значков

19

1

Презентация

77

Земляки - Герои Советского Союза

20

1

Устное сообщение

78

Земляки - Герои России

20

1

Текст экскурсии

79

Тестирование

20

1

Тестирование

Эпиграфика

2

1

1

4

80

Эпиграфика как наука

20

1

Презентация

81

Истолкование надписей на твёрдом материале

21

1

Эссе

82

Граффити

21

1

Презентация

83

Методика изготовления граффити

21

1

Мастер-класс

Кодикология

1

0

2

3

84

Кодикология как наука

21

1

Тест

85

Виды рукописных книг

22

1

Презентация

86

Изготовление рукописной книжки «Народная мудрость»

22

1

Моделирование

Историческая картография

2

0

2

4

87

Историческая картография как наука

22

1

Устное сообщение

88

С.У. Ремезов – сибирский картограф

22

1

Реферат

89

Методика изучения карты

23

1

Памятка

90

Проект «Карта малой родины»

23

1

Проект

Историческая демография

5

0

9

14

91

Историческая демография как наука

23

1

Конспект

92

Народы Сибири

23

1

Таблица

93

Поход Ермака в Сибирь

24

1

Схема маршрута

94

Опорные пункты Ишимской оборонительной линии

24

1

Схема линии

95

Сибирские татары

24

1

Устное сообщение

96

Казахи

24

1

Устное сообщение

97

Ханты

25

1

Сочинение

98

Манси

25

1

Сочинение

99

Селькупы

25

1

Сочинение

100

Ненцы

25

1

Сочинение

101

Переселенцы: немцы, калмыки

26

1

Презентация

102

Проект «Народная культура моей семьи»

26

1

Проект

103

Фестиваль народов Сибири

26

1

Разработка

104

Тестирование

26

1

Тестирование

Четверть 4

32

Этнография

16

6

10

32

105

Этнография как наука.

27

1

Конспект

106

Народы России

27

1

Таблица

107

Народы стран ближнего Зарубежья

27

1

Таблица

108

Основные занятия народов России

27

1

Схема

109

Жилище

28

1

План-схема

110

Символика деревянного зодчества

28

1

Памятка-рисунок

111

Символика каменной архитектуры

28

1

Памятка-рисунок

112

Одежда народов России

28

1

Опись

113

Сибирский костюм

29

1

Опись

114

Национальные блюда народов Сибири

29

1

Меню

115

Проект «Традиционная кухня моей семьи»

29

1

Меню

116

Роль традиций и обычаев

29

1

Конспект

117

Развлечения сибирских народов

30

1

Презентация

118

Народная кукла

30

1

Мастер-класс

119

Фестиваль народных игр

30

1

Разработка

120

Проект «Игры моей семьи»

30

1

Проект

121

История исчезнувших деревень

31

1

Конспект

122

Прошлое Голышмановского района

31

1

Конспект

123

Настоящее Голышмановского района

31

1

Конспект

124

Будущее Голышмановского района

31

1

Эссе

125

Проект «Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины»

32

1

Проект

126

Методика экскурсии

32

1

Памятка

127 - 128

Экскурсия «Этноизба» (с. Боровлянка»

32

2

Отзыв

129

Этнографический праздник

33

1

Разработка

130 - 131

Экскурсия «По любимым местам» п.Ламенский

33

2

Отзыв

132

Методика туристического квеста

33

1

Памятка

133 - 134

Туристический квест «Слободская площадь села Усть-Ламенка – музей под открытым небом»

34

2

Отзыв - статья

135

Методы сбора и обработки информации

34

1

Памятка

136

Итоговое тестирование «Вспомогательные исторические дисциплины»

34

1

Тестирование

Всего часов

55

12

69

136


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Введение (5 часов).

Содержание: История как наука. Эссе. Роль истории в жизни людей. Эссе. Исторические источники. Схема. Краткая характеристика вспомогательных исторических дисциплин. (ВИД).  Презентация. Роль ВИД в изучении истории.  Блиц-опрос 

Тема 2. Археология (5 часов).  

Содержание: Археология как наука. Реферат. Археологический памятник. Презентация. Археологические раскопки. Культурный слой.  Схема. Реставрация. Устное сообщение. Тестирование по археологии.

Тема 3. Генеалогия (5 часов).

Содержание: Генеалогия как наука. Реферат. Предмет и задачи генеалогии. Эссе. Методика генеалогических исследований. Таблица. Система социального этикета. План. Практикум по генеалогии «Составление родословного дерева». Схема «Моя родословная».

Тема 4. Ономастика (8 часов).

Содержание: Ономастика как наука. Предмет и задачи ономастики.  Реферат. Разделы ономастики. Историческая ономастика. Презентация. Антропонимика как наука. Эссе. Система личных имен.  Схема. История происхождения и значение имен.  Исследование. Отчество. Устное сообщение. Происхождение и этимологическое толкование фамилий. Реферат. Практикум по антропонимике. Исследование «Имена моей семьи».

Тема 5. Геральдика (9 часов).

Содержание: Геральдика как наука. Презентация. Происхождение гербов.  Устное сообщение. Правила геральдики. Рекомендации. Государственные, областные и городские гербы. Исследование «Герб малой родины». Исследование. Фамильные гербы. Проект «Герб моей семьи». Проект. Тестирование по геральдике. Вексиллография. Реферат. Происхождение знамён. Презентация. Флаги России, Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. Проект.

Тема 6. Палеография (8 часов).

Содержание: Палеография как наука. Реферат. Возникновение письменности.  Исследование. Материалы для письма. Моделирование. Орудия письма. Моделирование. Украшение рукописей, переплет. Моделирование. Изготовление чернил. Опыт. Роль писем в годы Великой Отечественной войны. Эссе. Практикум по палеографии. Решение задачи.

Тема 7. Хронология (7 часов).

Содержание: Хронология как наука. Реферат. Единицы счета времени.  Плакат или рисунок. Календари: юлианский и григорианский. Сравнительная таблица. Эры и их виды. Лента времени. Решение задачи. Астрологическая и историческая хронология.  Сравнительная таблица. Часы. Музей часов. Презентация. Практикум по хронологии. Решение задачи.

Тема 8. Метрология (7 часов).

Содержание: Метрология как наука. Устное сообщение. Меры длины.  Памятка – схема. Меры площади. Памятка – схема. Меры сыпучих тел. Памятка – схема. Меры жидкости. Памятка – схема. Меры веса. Памятка – схема. Тестирование по метрологии.

Тема 9. Сфрагистика (6 часов).

Содержание: Сфрагистика как наука. Конспект. Печать.  Сочинение. Две группы печатей.  Схема. Типы печатей. Схема. Исследование «История печати ОУ». Исследование. Тестирование по сфрагистике. Тестирование.

Тема 10. Филателия (4 часов).

Содержание: Филателия как наука. Конспект. История почты. Конспект. Разновидность почтовых марок, конвертов, штемпелей, почтовых документов. Презентация. Практикум значение почтовой марки. Практикум.

Тема 11. Нумизматика (7 часов).

Содержание: Нумизматика как наука. Устное сообщение. Происхождение монет и денежных знаков. Лабораторная работа. Русская денежная система. Презентация. Язык монеты.  Эссе. Бонистика как наука. Презентация. Знаменитые коллекционеры – нумизматы. Исследование. Практикум по нумизматике. Описание монеты.

Тема 12. Фалеристика (8 часов).

Содержание: Фалеристика как наука. Реферат. Медали.   Таблица. Ордена.  Таблица. Нагрудные знаки. Таблица. Коллекционирование значков. Презентация. Земляки - Герои Советского Союза. Устное сообщение. Земляки - Герои России. Текст экскурсии. Тестирование

Тема 13. Эпиграфика (4 часа).

Содержание: Эпиграфика как наука. Презентация. Истолкование надписей на твёрдом материале. Эссе. Граффити. Презентация. Методика изготовления граффити. Мастер-класс.

Тема 14. Кодикология (3 часа).

Содержание: Кодикология как наука. Тест. Виды рукописных книг. Презентация. Изготовление рукописной книжки «Народная мудрость». Моделирование.

Тема 15. Историческая картография (4 часа).

Содержание: Историческая картография как наука. Устное сообщение. С.У. Ремезов – сибирский картограф. Реферат. Методика изучения карты. Памятка. Проект «Карта малой родины». Проект.

Тема 16. Историческая демография (14 часов).

Содержание: Историческая демография как наука. Конспект. Народы Сибири. Таблица. Поход Ермака в Сибирь. Схема маршрута. Опорные пункты Ишимской оборонительной линии. Схема линии. Сибирские татары. Устное сообщение. Казахи. Устное сообщение. Ханты. Сочинение. Манси. Сочинение. Селькупы. Сочинение. Ненцы. Сочинение. Переселенцы: немцы, калмыки. Презентация. Проект «Народная культура моей семьи». Проект. Фестиваль народов Сибири. Разработка. Тестирование.

Тема 17. Этнография (32 часа).

Содержание: Этнография как наука. Конспект. Народы России. Таблица. Народы стран ближнего Зарубежья. Таблица. Основные занятия народов России. Схема. Жилище. План-схема. Символика деревянного зодчества. Памятка-рисунок. Символика каменной архитектуры. Памятка-рисунок. Одежда народов России. Опись. Сибирский костюм. Опись. Национальные блюда народов Сибири. Меню. Проект «Традиционная кухня моей семьи». Меню. Роль традиций и обычаев. Конспект. Развлечения сибирских народов. Презентация. Народная кукла. Мастер-класс. Фестиваль народных игр. Разработка. Проект «Игры моей семьи». Проект. История исчезнувших деревень. Конспект. Прошлое Голышмановского района. Конспект. Настоящее Голышмановского района. Конспект. Будущее Голышмановского района. Эссе. Проект «Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины». Проект. Методика экскурсии. Памятка. Экскурсия «Этноизба» (с. Боровлянка»). Отзыв. Этнографический праздник. Разработка. Экскурсия «По любимым местам» п.Ламенский. Отзыв. Методика туристического квеста. Памятка. Туристический квест «Слободская площадь села Усть-Ламенка – музей под открытым небом». Отзыв – статья. Методы сбора и обработки информации. Памятка. Итоговое тестирование «Вспомогательные исторические дисциплины». Тестирование.


ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(консультации)

Темы, номер занятия

Виды СРС

Кол-во часов

Мах. Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Четверть 1

Введение

3

15

1

2.Роль истории в жизни людей

Эссе

Изучение дополнительной литературы

1

5

2

4. Краткая характеристика вспомогательных исторических дисциплин. (ВИД).  

Презентация.

Работа в интернет ресурсах

1

5

3

5.Роль ВИД в изучении истории

Блиц-опрос

Работа в интернет ресурсах

1

5

Археология

1

5

4

10.Тестирование по археологии

Тестирование

Изучение дополнительной литературы

1

5

Генеалогия

2

10

5

11.Генеалогия как наука

Реферат

Работа в интернет ресурсах

1

5

6

12.Предмет и задачи генеалогии

Таблица

Работа в интернет ресурсах

1

5

Ономастика

5

25

7

16.Ономастика как наука. Предмет и задачи ономастики.

Реферат

Работа в интернет ресурсах

1

5

8

17.Разделы ономастики. Историческая ономастика.

Презентация

Работа в интернет ресурсах

1

5

9

20.История происхождения и значение имени

Исследование

Изучение дополнительной литературы

1

5

10

21.Отчество

Устное сообщение

Изучение дополнительной литературы

1

5

11

23.Практикум по антропонимике «Имена моей семьи»

Исследование

Работа в интернет ресурсах

1

5

Геральдика

4

20

12

27.Государственные, областные и городские гербы. Исследование «Герб малой родины»

Исследование

Изучение дополнительной литературы

1

5

13

28.Фамильные гербы. Проект «Герб моей семьи»

Проект

Работа в интернет ресурсах

1

5

14

29.Тестирование по геральдике

Тестирование

Работа над затруднениями

1

5

15

32.Флаги России, Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов

Проект

Изучение дополнительной литературы

1

5

Четверть 2

Палеография

6

30

16

34.Возникновение письменности

Исследование

Изучение художественной литературы

1

5

17

35.Материалы для письма

Моделирование

Изучение художественной литературы

1

5

18

36.Орудия письма

Моделирование

Изучение художественной литературы

1

5

19

38.Изготовление военных чернил

Опыт

Изучение специальной литературы

1

5

20

39.Роль писем в годы Великой Отечественной войны

Эссе

Изучение художественной литературы

1

5

21

40.Практикум по палеографии

Решение задач

Работа с интернет-ресурсами

1

5

Хронология

4

20

22

42. Единицы счёта времени

Плакат или рисунок

Изучение дополнительной литературы

1

5

23

Эры и их виды. Лента времени.

Решение задач

Изучение сборника задач

1

5

24

46. Часы. Музей часов.

Презентация

Работа с интернет-ресурсами

1

5

25

47. Практикум по хронологии

Решение задач

Сборник задач

1

5

Метрология

6

30

26

49. Меры длины

Памятка-схема

Изучение дополнительной литературы

1

5

27

50. Меры площади

Памятка-схема

Изучение дополнительной литературы

1

5

28

51. Меры сыпучих тел

Памятка-схема

Изучение дополнительной литературы

1

5

29

52. Меры жидкости

Памятка-схема

Изучение дополнительной литературы

1

5

30

53. Меры веса

Памятка-схема

Изучение дополнительной литературы

1

5

31

54. Тестирование по метрологии

Тестирование

Работа с специальной литературой

1

5

Сфрагистика

3

15

32

56. Печать

Сочинение

Изучение дополнительной литературы

1

5

33

59. Исследование «История печати ОУ»

Исследование

Анкетирование

1

5

34

60. Тестирование по сфрагистике

Тестирование

Работа с интернет-ресурсами

1

5

Филателия

2

10

35

63. Разновидность почтовых марок, конвертов, штемпелей, почтовых документов.

Презентация

Работа с интернкет-ресурсами

1

5

36

64. Практикум: значение почтовых марок

Практикум

Изучение дополнительной литературы

1

5

Четверть 3

Нумизматика

4

20

37

67. Русская денежная система

Презентация

Работа с интернет-ресурсами

1

5

38

68. Язык монеты

Эссе

Посещение народного музея р.п.Голышманово

1

5

39

70. Знаменитые коллекционеры - нумизматы

Исследование

Работа с интернет-ресурсами

1

5

40

71. Практикум по нумизматике

Описание монеты

Работа с документами

1

5

Фалеристика

5

25

41

73. Медали

Составление таблицы

Изучение дополнительной литературы

1

5

42

74. Ордена

Составление таблицы

Изучение дополнительной литературы

1

5

43

75. Нагрудные знаки

Составление таблицы

Изучение дополнительной литературы

1

5

44

76. Коллекционирование значков

Презентация

Соцопрос одноклассников

1

5

45

79. Тестирование

Тестирование

Работа с интернет-ресурсами

1

5

Эпиграфика

1

5

46

82. Граффити

Презентация

Анкетирование

1

5

Кодикология

2

10

47

85. Виды рукописных книг

Презентация

Работа с СМИ

1

5

48

Изготовление рукописной книжки «Народная мудрость»

Моделирование

Изучение полиграфического дизайна

1

5

Историческая картография

2

10

49

88. С.У. Ремезов - сибирский картограф

Реферат

Просмотр документального фильма «Тобольский кремль»

1

5

50

90. Проект «Карта малой родины»

Проект

Работа с сайтом администрации Голышмановского района

1

5

Историческая демография

9

45

51

95. Сибирские татары

Устное сообщение

Работа с документами Голышмановского архива

1

5

52

96. Казахи

Устное сообщение

Анализ состава населения Голышмановского района Тюменской области

1

5

53

97. Ханты

Сочинение

Рисунок жилища северных народов

1

5

54

98. Манси

Сочинение

Работа с интернет-ресурсами

1

5

55

99. Селькупы

Сочинение

Работа с интернет-ресурсами

1

5

56

100. Ненцы

Сочинение

Работа с интернет-ресурсами

1

5

57

101. Переселенцы: немцы, калмыки

Презентация

Работа с интернет-ресурсами

1

5

58

102. Проект «Народная культура моей семьи»

Проект

Рисунок

1

5

59

103. Фестиваль народов Сибири

Методическая разработка

Список обычаев сибирского народа

1

5

Четверть 4

Этнография

10

50

60

110. Символика деревянного зодчества

Памятка-рисунок

Составить список пословиц про дом

1

5

61

111. Символика каменной архитектуры

Памятка-рисунок

Изучение архитектуры малой родины

1

5

62

113. Сибирский костюм

Описание

Посещение народного музея р.п.Голышманово

1

5

63

115. Проект «Традиционная кухня моей семьи»

Составление меню

Оформление рецептов

1

5

64

118. Народная кукла

Показ элемента мастер-класса

Рисунок

1

5

65

119. Фестиваль народных игр

Методическая разработка

Работа с сайтами ОУ района

1

5

66

120. Проект «Игры моей семьи»

Проект

Фото-шоу

1

5

67

125. Проект «Прошлое, настоящее и будущее моей малой родины»

Проект

Фото-шоу

1

5

68

129. Этнографический праздник

Методическая разработка

Презентация

1

5

69

136. Итоговое тестирование «Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД)»

Тестирование

Отзыв о работе сетевой лаборатории

1

5

69


ПЛАН УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНКУРСНЫХ

 МЕРОПРИЯТИЯХ

Мероприятие (олимпиады, форумы, конкурсы, фестивали и др.)

Статус и учредители

Дата и место проведения

Кол-во часов подготовки

В рамках стационара по месту проживания детей

На учебно-тренировочных сборах

1

Предметная олимпиада по основам наук (история)

Международный, Академия интеллектуального развития

http://intel-academy.ru/olimpiady/

20.03 – 20.06, дистанционно

24

8

2

Предметная олимпиада по основам наук (история)

Школьный,

муниципальный,

региональный,

всероссийский заключительный;

Департамент государственной политики в сфере общего образования министерства образования и науки Российской Федерации

Октябрь, ОУ

декабрь, р.п.Голышманово,

март; г. Тюмень

апрель,

г. Москва

24

8

3.

Международный дистанционный конкурс

«Рубикон: История России»

Международный,

АНО «Центр Развития Молодёжи»,

http://www.cerm.ru/rubikon_

1.09 – 2.12

дистанционно

24

8

4.

Форум молодых исследователей «Шаг в будущее»

Школьный,

муниципальный,

региональный,

всероссийский

Отдел образования района, ТОГИРРО, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Март, ОУ

Май, отдел образования

Ноябрь, гимназия №1 г.Тюмень

Март, МГТУ им. Н.Э.Баумана

24

10

5.

Краеведческий конкурс «Узнай свой край»

Муниципальный,

Народный музей р.п. Голышманово

01.04 – 18. 05,

Центральная библиотека р.п.Голышманово

24

10

6.

Краеведческая конференция «Мы живём в Сибири»

Региональный,

Федерация спортивного туризма Тюменской области ФСТТО «Азимут»

Декабрь,

«Дворец пионеров» г.Тюмень

24

10

7.

Краеведческая игра «Наследники»

Муниципальный, Голышмановский ЦДОД

Региональный, Федерация спортивного туризма Тюменской области ФСТТО «Азимут»

Март, Голышмановский ЦДОД

Апрель, ТГУ институт Истории

16

4

8

Международный дистанционный 

заочный конкурс по краеведению 

«По странам и континентам».

Международный

http://18star99.ucoz.ru/

Июль – август

дистанционно

14

8

9

Олимпиада по истории и вспомогательным историческим дисциплинам «Профессионал»

Всероссийский,

Фонд «Добрыня» совместно с Историческим факультетом СПбГУ

Апрель, заочный этап и очный этап

Свято-Владимирская школа Воскресенского Новодевичьего монастыря (г.Санкт-Петербург, Московский проспект, 104) 

110

26


Список научной, научно-учебной и научно-справочной литературы

  1. Александрова Л.Ю. Роль школьного музея в реализации этнокультурного компонента // Реализация этнокультурного компонента в содержании современного образования: сб. научных статей и материалов межрегиональной научно-практической конференции, г. Тюмень, 27 ноября 2009 / Отв. ред. О.В.Ройтблат, Н.Г.Милованова. – Тюмень: изд-во ТОГИРРО, 2009. – С.21-22.
  2. Герб и флаг России X – XX вв. - М., 1997.
  3. Геральдика России. - М: Мир энциклопедий Аванта+, 2008.
  4. Гербы городов России. - М., 1998.
  5. Герои страны. - http://www.warheroes.ru/
  6. Хардман Ш, Стил Ф, Теймс Р. Древний мир. Полная энциклопедия. - М: ЭКСМО, 2014.

5. Лавренов В. И., Борисов А. В. Вспомогательные дисциплины исторической науки. - М., 1996.

6. Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио. - М., 2002.

7. Уланова Л. С. Введение в историю. Вспомогательные исторические дисциплины. Методическое пособие. - М., 2005.

8. Я познаю мир: награды. - М., 1999.

9. Тульев В. История денег России с X века до наших дней. - М: ЭКСМО, 2014.

10. Вохринцева С. Национальные костюмы народов России. Методическое пособие для педагогов и родителей. – М., Изд. « Страна фантазий». 2003.

11.  Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Режим доступа: http://www.megabook.ru

12. Рубрикон. Режим доступа: http://www.rubricon.сom.