Мои рабочие программы
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЧИКОЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2»
Утверждаю
Директор МОУ СОШ №2
Марина Викторовна Кузнецова
_______________________________________
«____________»______________2018 год
Социально-педагогическая программа "Мы вместе"
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками 6-17 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 5 лет, в течение 2018-2023 года
Разработала: социальный педагог
Наталия Васильевна Малых
село Красный Чикой, 2018 год
Пояснительная записка
В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.
Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социального педагога, чему активно способствует программа “Мы вместе. Используя данную программу, педагог работает с классным коллективом, что позволяет педагогу охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.
Цель программы:
- создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с классом.
Задачи программы:
- предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
- развитие социального интеллекта;
- повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
- определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
- моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
- профилактика социальной дезадаптации учащихся.
Функции программы:
- диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
- информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
- проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
- организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
- координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);
Ожидаемые результаты:
- адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
- предупреждение стрессовых состояний;
- практическое использование навыков конструктивного общения;
- высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.
Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:
1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.
Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.
2) Навыки позитивного общения.
Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
3) Навыки самооценки и понимания других.
Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.
4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.
Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
6) Навыки продуктивного взаимодействия.
Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.
7) Навыки самостоятельного принятия решений.
Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.
8) Навыки решения проблемных ситуаций.
Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.
9) Навыки работы с информацией.
Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
10) Навыки творчества.
Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, начиная с первого класса, так как раннее обучение способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.
В реализации программы принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. В старших классах проводятся деловые игры, конференции, диспуты.
В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.
Учебно-тематический план программы:
Класс | Раздел, количество занятий, контроль | Темы | Кол-во часов |
1 класс | Психолого-педагогическое занятие с элементами тренинга «Тропинка к своему Я» (8 занятий) | 1.Знакомство. | 1 |
2. «Язык, мимика и жесты» | |||
3. «Школа вежливых наук» | 1 | ||
4. «О лени и лентяях» | 1 | ||
5. «Белая ворона» | 1 | ||
6. «Улыбка в чём её секрет» | 1 | ||
7. «Быть волшебником». Сказкотерапия. | 1 | ||
8. Обобщающее занятие. | 1 | ||
2 класс | Занятия на тему: «Мир общения» (7 занятий) Занятия «Путешествие в мир доброты» (6 занятий) | 1.Вводное занятие. «Путешествие в мир общения» | 1 |
2. «Мир общения». | 1 | ||
3. «Секреты общения» (с презентацией) | 1 | ||
4. «Учимся общаться» | 3 | ||
5. «Общение с окружающими». | 1 | ||
6. «Сделай мир добрее». | 1 | ||
7. «Путешествие в мир доброты» (с презентацией) | 1 | ||
8. «Улыбка. В чём её секрет?». | 1 | ||
9. «Будем дружбой дорожить». | 1 | ||
10. «Да здравствует вежливость!» | 1 | ||
11. Чему мы научились и что узнали? | 1 | ||
3-4 класс | Ваши права. 14 занятий, 2 игры. (16 занятий). | 1. Вводное занятие. Правила работы. | 1 |
2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка. | 1 | ||
3. Изучение 1-4 статей КПР. | 1 | ||
4. Изучение 5-8 статей КПР. | 1 | ||
5. Изучение 9-12 статей КПР. | 1 | ||
6. Изучение 13 –16 статей КПР. | 1 | ||
7. Изучение 17-20 статей КПР. | 1 | ||
8. Изучение 21-24 статей КПР. | 1 | ||
9. Изучение 25-27 статей КПР. | 1 | ||
10. Изучение 28-30 статей КПР. | 1 | ||
11. Устав школы и правила поведения учащихся школы. | 1 | ||
12. Что такое нарушение закона? | 1 | ||
13. Обзор статей КПР. | 1 | ||
14. «Я – человек и я имею права!» | 1 | ||
15. Инсценировка сказок. Игра-путешествие. | 1 | ||
16. Заключение. Итоговая диагностика. «Твои права и обязанности» | 1 | ||
5-8 класс
5 класс | Развитие социального интеллекта. Мы живем среди людей (8 занятий)
«В мире денег» (3 занятия)
| 1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности. | 1 |
2. «Поговорим о семье» (с презентацией) | 1 | ||
3. Итог по анкетам | 1 | ||
4. «Будь толерантым» | 1 | ||
5. «Остров радости и успеха» | 1 | ||
6. «Один за всех и все за одного» | 1 | ||
7. «Найти себя» | 1 | ||
8. Учимся быть культурными | 1 | ||
9. Что такое деньги в нашей жизни?. | 1 | ||
10. «Карманные деньги» (с презентацией) | 1 | ||
1. Заключительное занятие. | 1 | ||
6 класс | Социализация подростков. «Конфликты в нашей жизни» (3 занятия) «Мы и компьютерные игры» (2 занятия) | 2. «Искусство взаимопонимания» | 1 |
3. «Общение-это мы» | 1 | ||
4. «Учимся предотвращать конфликты» | 1 | ||
5. «Учимся разрешать конфликты» | 1 | ||
6. «Давайте жить без конфликтов!» | 1 | ||
7. «Компьютерная зависимость» | 1 | ||
8. «Опасные гаджеты» | 1 | ||
7 класс | Развитие социального интеллекта. (7 занятий) | 1.Первая медицинская помощь. (с приглашением медсестры) | 1 |
2. ПМС при травмах. (с приглашением медсестры) | 1 | ||
3.ПМС при ожогах. (с приглашением медсестры) | 1 | ||
4.ПМС при обморожениях.(с приглашением медсестры) | 1 | ||
5. Стресс, способы преодоления стресса. | 1 | ||
6.Правила дорожного движения (с приглашение5м инспектора ГИБДД) | 1 | ||
7.Наш флаг - наша гордость. | 1 | ||
8 класс | Полезные и вредные привычки. 8 занятий. | 1. Полезные и вредные привычки в жизни человека. | 1 |
2.Подросток и сигарета. | 1 | ||
4. Мы скажем нет наркотикам. | 1 | ||
5.Режим дня школьника. | 1 | ||
6. В здоровом теле здоровый дух. | 1 | ||
7. В мире увлечений. | 1 | ||
Программа полового просвещения и воспитания учащихся (6 занятий) | 8.Правила дорожного движения (с приглашением инспектора ГИБДД) | 1 | |
6 | |||
9 класс | Личность. Семья. Общество (9 занятий) | 1.Кто я? 2.Личность в обществе. | 1 1 |
3.Представление о семье. | 1 | ||
4.Семья в современном обществе. | 1 | ||
5. Выбор профессии - это важно. | 1 | ||
6.Психология общения. | 1 | ||
7.Жизненные ценности и приоритеты. | 1 | ||
8.Проявления дружбы и любви. | 1 | ||
9.Взаимоотношения родителей и детей. | 1 | ||
10—11 класс | “Жить в мире с собой и другими”. | 1.Толерантность - что это? 2.Толерантность - что это? | 2 |
3.Толерантная личность. | 1 | ||
5. Толерантность к себе и другим. Самопознание. | 1 | ||
6.Толерантное общество. | 1 | ||
7.Толерантность к другим. 8.Толерантность к другим. | 2 | ||
9.Границы толерантности. | 1 | ||
10.Терпимость в семье. | 1 | ||
11. “Главная ценность в жизни - семья" | 1 | ||
Программа полового просвещения и воспитания учащихся (6 занятий) | 6 |
Содержание и методическое обеспечение социально-педагогической программы “Мы вместе ”.
Программа представлена различными направлениями, составленными в соответствии с возрастными группами и тематическими профилями. Курсы начальной школы направлены на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.
Общая направленность занятий, проводимых в среднем звене – развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений.
Представляемая программа может быть использована классным руководителем в качестве курса по обучению важным жизненным навыкам и проводится с различными коррективами и изменениями в зависимости от особенностей учебного заведения, традиций и знаменательных дат.
Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии
Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.