Для педагогов

Баннова Светлана Валентиновна

Уважаемые коллеги! В данном разделе для вас представленны (конультация, мастер-класс, конспет занятия)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №4 « Светлячок».

Мастер – класс для воспитателей ДОУ

«Нетрадиционное рисование как средство формирования творческих способностей дошкольников».

Выполнила; воспитатель

1квалификационной категории

                                                                                                                     Баннова С.В.

г. Богородск

2019г.

Цель:

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

1.Познакомить с разными техниками рисования.

2.Научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

3.Формировать умение создавать яркую, вызывающую эстетическое чувство радости картину.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать бережное отношение, любовь к живой природе, аккуратность, внимательность

Развивающие задачи:

1.Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге.

2.Повысить уровень мастерства педагогов.

3.Способствовать развитию интереса к художественно – эстетической деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, баночки с водой, кисти для рисования, ватман с нарисованным стволом и ветвями дерева рябины, ватман с кроссвордом, фломастеры.

Вступительное слово

СЛАЙД 1

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисование необычными способами и использование при этом материалов, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей положительные эмоции.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Любому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. В нетрадиционном рисовании результат виден достаточно быстро, поэтому у ребенка появляется радость от законченной работы, и нет переутомления, что способствует формированию здоровья ребёнка.Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

СЛАЙД 2

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует:

- сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;

- развитию связной речи, вниманию и усидчивости;

- развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

развитию пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

развитию изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;

СЛАЙД 3

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческогосозидания, что оказывает положительное воздействие на здоровье, так как нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка.

На первом этапе дети знакомятся с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это рисование пальчиками, ладошкой, крупой, пряжей, воздухом, «монотипия». Дети осваивают один вид техники совместно с педагогом, и им предоставляется возможность самостоятельно повторить данный способ на практике.

На втором этапе обучения дети знакомятся с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо смешивать краску с другими материалами (рисование воском), наносить один изобразительный материал на другой (рисование пластилином, мозаика). На занятиях дошкольники сравнивают различные виды техники, сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными способами.

На третьем этапе используют смешанные техники в самостоятельном и коллективном рисовании (рисование пластилином и бросовым материалом, рисование по мокрому слою бумаги и цветным целлофаном). Дети развивают умение анализировать, комбинировать образы, общаться.

СЛАЙД 4

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

Игра, которая является основным видом деятельности детей;

Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

Оказание помощи

Музыкальное сопровождение.

Кроме того, желательно эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как всё легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником.У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. Здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети получают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что - огорчает.Все эти нетрадиционные техники и приёмы рисования благотворно влияют на развитие здоровья детей, на их эмоционально – психическое развитие.

СЛАЙД 5

Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Рисование нитью

Альбомный лист сложить пополам. Опустить нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

СЛАЙД 6

Рисование пряжей

Нарисовать на листе карандашом контур рисунка. Нарезать пряжу разных цветов. Приклеить клеем ПВА пряжу на рисунок.

СЛАЙД 7

Рисование крупой

Нарисовать на листе карандашом контур рисунка. Приклеить клеем ПВА крупу: рис, горох, гречку, подсолнечник и т.п.

СЛАЙД 8

Рисование пластилином

На плотный лист бумаги или картон нанести карандашом контур. Рисовать по нему теплым пластилином. В пластилин можно вдавить разноцветные колечки от коктейльной трубочки, нарезанные шириной 0,5 см.

СЛАЙД 9

Монотипия

Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.

СЛАЙД 10

Рисование цветным целлофаном

Нарисовать фон рисунка техникой «по мокрому слою бумаги». Когда рисунок высохнет, кусочек цветного целлофана мнем, придаем нужную форму по контуру рисунка, приклеиваем клеем ПВА.

СЛАЙД 11

Кляксография

Тушь или акварельную краску, разведенную водой, накапать в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Дошкольникам дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали.

СЛАЙД 12 СЛАЙД 13

Рисование по мокрой бумаге

Лист намочить чистой водой, потом кистью или пальцами нанести изображение. Оно получается как бы размытое дождем или в тумане.

СЛАЙД 14

Рисование тычком

Карандашом нарисовать контур изображения. Кисть из щетины держать вертикально и опускать на бумагу, расплющивая о нее ворс. Делать тычки по контуру рисунка, не оставляя пробелы. Затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Беличьей кистью подрисовать тонкие линии.

СЛАЙД 15

Рисование пальчиком

Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях и пальчиках находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами тела. Массируя эти точки можно добиться улучшения состояния организма в целом.

Ребенок опускает в краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Ребенок опускает в краску ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Рисование увлекает детей, они с большим желанием рисуют, создают что-то новое сами. Творческий процесс- это настоящее чудо! Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности! Они осознают, что ошибка - это всего лишь шаг к чему-то новому. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. В этих условиях одаренные скорей найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, укрепление здоровья детей.

Практическая часть

Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования - методом рисования пальчиком.

Мы все творческие люди, представим себя детьми и попробуем применить на практике наши навыки и умения в изобразительной деятельности.

Обратить внимание педагогов на мольберт с нарисованным коричневым стволом дерева.

Можно определить, что это за дерево? (Ответы)

Определить название дерева мы сможем, если разгадаем кроссворд. Вписываю фломастером слова по горизонтали в кроссворд, прикрепленный к мольберту.

  1. Самая капризная краска (Акварель)
  2. Представление о себе, своём образе. Осознание самого себя. Кто? (Я)
  3. На чём чаще всего рисуют дети свои рисунки? (Бумага)
  4. Инструмент для живописи, изготовленный из щетины или волосков животных (Кисть)
  5. Человек, занимающийся изобразительным искусством(Художник)
  6. Доска, на которой художник смешивает краски (Палитра)

Слово, полученное по вертикали– РЯБИНА.

Чем полезны ягоды рябины? Ответы:(из рябины варят варенье и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от разных болезней. В зимнюю пору рябина-спасительница кормит птиц. Её плоды необычны по вкусу, они полезны и для человека). В рябине витамина С содержится больше чем в красной смородине. Скопление каротина в рябине превышает показатель этого вещества в моркови. Поэтому рябиновый сок и свежие плоды рекомендуют людям, у которых наблюдается упадок зрения. Горьковатый вкус рябине придаёт сорбиновая кислота, которая обладает самым мощным антиоксидантным действием. Рябина приносит большую пользу для здоровья человека.

Пригласить педагогов к столам с оборудованием

Попробуйте на листочке кисточкой нарисовать ягоды рябины. Педагоги рисуют, но ровными и круглыми получаются не все ягодки. А чем еще можно рисовать, что бы ягодки получились круглые, одного размера? Ответы: Пальчиками или ватными палочками. Педагоги пробуют на листочке рисовать пальчиками и палочками, по желанию.

Поэтапная демонстрация техники рисования

Красной краской пальчиком делаем тычки на листе бумаги, располагая гроздь в центре. Ягодки можно нарисовать и ватными палочками. Набираем на кисть зелёную, а на кончик кисти жёлтую краску и рисуем листочки способом примакивания (парные, одно на конце веточки)

Самостоятельная работа одним из способов по выбору каждого педагога. По окончании работы педагоги вытирают пальцы влажной салфеткой, а затем прикрепляют рисунки на общее дерево.

Рефлексия

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомним притчу о «зарытых талантах».

«Притча о таланте, зарытом в землю»

Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея [6, стихи 15-30]. В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.

«...Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

Подолгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошел получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью; возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».

Мораль: любой талант требует развития и постоянного вложения труда.

А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №4 « Светлячок».

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

«Нетрадиционные материалы и техники

в изобразительной деятельности дошкольников».

Выполнила; воспитатель

1квалификационной категории

                                                                                                                     Баннова С.В.

г. Богородск

2018г.

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В. А Сухомлинский

Творчество - постоянный спутник детского развития. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление создавать. Ребенок получает удовольствие и радость от самого процесса творчества, испытывая целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Я углублённо работаю по творческой теме: «Развитие творческих способностей дошкольников, путём использования нетрадиционных материалов, техник и игровых приемов».

Считаю, что тема достаточно актуальна и востребована. Использование нетрадиционных техник и материалов – это своего рода, инновация в творческо-педагогическом процессе. Нетрадиционные техники позволяют развить у детей интерес, творчество, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва.

Цель моей работы с детьми: «Воспитать счастливую, психологически здоровую, творческую личность».

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- формируются навыки контроля и самоконтроля.

Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

Нетрадиционные техники изодеятельности.

1.  Рисование смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.https://pandia.ru/text/80/127/images/image001_163.jpg

Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.https://pandia.ru/text/80/127/images/image002_61.jpg

2.  Точечный рисунок

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять обыкновенную ватную палочку. Лучше всего получаются точечные рисунки гуашевыми красками.

Способ получения изображения: для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей – цветочки и ягодки. А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.

3.  Тычок жесткой полусухой кистью и щёткой

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.https://pandia.ru/text/80/127/images/image003_43.jpg

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование щеткой осуществляется через постукивание по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга.

Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу.

4. Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев, гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

https://pandia.ru/text/80/127/images/image004_42.jpg

5. «Пластилиновая живопись»

Способ получения изображения: На картонную основу нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.


https://pandia.ru/text/80/127/images/image006_24.jpg

6. Рисование с помощью кофе

Рисовать с помощью кофе несложно. Если у вас в наличии кофе только в зернах, то его нужно смолоть как можно мельче, почти в пудру, иначе крошки кофейной гущи будут прилипать к бумаге. Сварите его любым способом и в любых пропорциях – чем крепче будет кофе, тем насыщеннее будут цвета вашей “кофейной краски”.

7. Рисование на камнях.

Вот во что можно превратить обычные камни, добавив немного фантазии и стараний.https://pandia.ru/text/80/127/images/image007_21.jpghttps://pandia.ru/text/80/127/images/image009_17.jpghttps://pandia.ru/text/80/127/images/image010_17.jpghttps://pandia.ru/text/80/127/images/image011_14.jpg

8. Необычно привлекательны аппликацииhttps://pandia.ru/text/80/127/images/image008_22.jpg

из соломы хлебных злаков - они отливают золотом. Хотя эти работы и требуют много времени, терпения и усидчивости, но результат оправдывает всё!

Дети очень гордятся своими шедеврами. Сувениры из соломы – приятный подарок.

Такие занятия дают большой простор для творческого развития детей.

9. Яичная мозаика.https://pandia.ru/text/80/127/images/image012_11.jpg

После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от плёночек, вымойте, опустите в раствор пищевой соды (для того, чтобы обезжирить их поверхность), высушите. В нескольких стаканчиках разведите пищевые красители и положите туда скорлупу. Через 15 минут скорлупа раскладывается для просушки. Можно просто раскрасить их гуашью. Когда наберётся большое количество скорлупок разных оттенков, займитесь изготовлением облицовочных пластинок, но можно обойтись и без них. Вот и готов материал для мозаики.

Рисунок обозначьте карандашным контуром. Намазывайте клеем каждую скорлупку и приклеивайте их на предмет так, чтобы они не прилегали плотно одна к другой, между скорлупками должны оставаться маленькие щёлочки чтобы узор выглядел красивее.

10. А какой интересный материал, как пух тополя, который каждую весну покрывает газоны, дорожки детского сада! Оказывается, он тоже может восхищать и радовать людей, так как тополиный пух замечательно подходит для аппликации.

Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные.

Заготовка:

Тополиный пух собирается с газона - там он более чистый и сухой, очищается от мусора, листвы и пыли с помощью вычесывания.

Просушенные сокровища раскладываются и хранятся в «дышащих» ёмкостях: бумажных пакетиках, картонных коробках, деревянных ящиках.

Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Пухом можно выкладывать абсолютно любые сюжеты, лучше всего из пуха получаются животные и зимний пейзаж. Клей, в таких аппликациях не используется.https://pandia.ru/text/80/127/images/image013_12.jpg

Техника выполнения работ:

Нанести эскиз на бархат можно с помощью ксерокса или принтера, белого карандаша, мыла, мелка. Далее тополиный пух аккуратно при помощи пинцета прикладывают к нужному месту и разглаживают пальцами так, чтобы он прилип к бархату. Чтобы лишние пушинки не попали на полотно - например, туда, где должен оставаться темный фон, его можно прикрыть кусочками бархата ворсинками вниз или использовать трафарет.https://pandia.ru/text/80/127/images/image014_5.jpg

В зависимости от сюжета пуху можно придавать разную форму - жгутиков, шариков, сминая их пальцами соответственно прямыми или круговыми движениями. Пух выкладывают по всем контурным линиям сначала тонким слоем, затем более толстым. Можно застелить пухом всю поверхность фона, потом разгрести его зубочисткой и разложить, старясь получить белое ровное полотно.

По нему и процарапывают рисунок в нужных местах. Картины из пуха превращается в один из видов рукоделия, объединяя в себе живопись и флористику одновременно. Готовую работу нужно накрыть стеклом и окантовывают. Если заготовленного пуха нет в наличии, его можно заменить ватой, пушинками семян одуванчика, пуха камышей.

К сожалению, снег к картону не приклеишь, но вата отлично подойдет на роль «снега». Очень просто изготовить снеговика. Вам понадобится пара ватных дисков, которые нужно всего лишь разорвать пополам, чтобы аппликация получилась объемной, и приклеить к бумаге. Из чего сделать остальные части снеговика – придумать совсем не сложно.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.

Создание аппликаций и поделок из природного и другого материала – это труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Здесь всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И не обязательно, что ваши дети станут художниками. Пусть будут художниками в жизни - гибкими, креативными, способными быстро реагировать на изменение ситуации, иметь богатое воображение.

Приятного вам творчества!



Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы рисования с детьми дошкольного возраста.

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.

Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т. д, ).

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений.

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.

Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

Учитывая значимость данного вида работы, рекомендуется организовать в группе художественную мастерскую, где есть все необходимое для самостоятельного творчества.

Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель); инструменты для рисования (кисти тонкие и

  • толстые), кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, разноцветный скотч, вата и ватные палочки, салфетки разной фактуры.
  • В уголке для рисования есть папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрации к сказкам, рассказам.
  • Оформляется отдельная палка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения.
  • На занятиях по рисованию рекомендуется использовать и музыкальные произведения, поэтому в уголке должен быть магнитофон, магнитофонные записи с музыкой.

Новый изобразительный материал надо вводить постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.

Хотелось бы поделиться с коллегами опытом работы по данной теме и

рассказать о некоторых нетрадиционных техниках рисования.

Рисование пальчиками

  • Возраст: от 2 лет
  • Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет,
  • Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,салфетки.
  • Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

Рисование ладошкой

  • Возраст: от 2 лет
  • Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
  • Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета,листы большого формата, салфетки.
  • Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) илиокрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге.

Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работыруки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск пробкой

  • Возраст: от 3 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельнойподушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цветаменяются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля

  • Возраст: от 3 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельнойподушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цветаменяются и мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой

  • Возраст: от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельнойподушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет,меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

  • Возраст: от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.
  • Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
  • Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белойбумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунокмелками остаётся не закрашенным.

Свеча + акварель

  • Возраст: от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
  • Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затемзакрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Печать по трафарету

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновыйтампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощьютрафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.
  • Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
  • Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираютсясимметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска,лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
  • Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть,чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковаяложечка.
  • Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой ивыливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковаяложечка, трубочка (соломинка для напитков)
  • Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.
  • Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конецсвободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживаярукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: точка, фактура.
  • Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика(5x5 см)
  • Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
  • Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
  • Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

Тычкование

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: фактура, объём.
  • Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2x2 см,
  • журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
  • Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу,прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутыйквадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, покасвёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

Цветной граттаж

  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
  • Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенныеакварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весьбыл покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидкиммылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможнодорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображениепространства в композиции.
  • Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
  • Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На однойего половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.



Предварительный просмотр:

Программное содержание: Формирование элементарных трудовых действий путем вовлечения в практическую трудовую деятельность (мытье игрушек). Учить в процессе труда сохранять порядок на рабочем месте. Развивать желание трудиться рядом, стремление к общению в труде. Закреплять обобщающее слово «посуда», знания о назначении отдельных предметов (чашка, блюдце, сахарница, тарелка, кастрюля, сковорода, чайник).

  Предварительная работа: чтение произведений  К.Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр»; рассматривание иллюстраций по теме «Посуда», «Моя семья»; д/и «Приготовим обед», «Уберем со стола»; беседа на тему «Труд няни в детском саду», «Что такое «порядок» и нужен ли он?»; просмотр мультфильма «Федорино горе»; наблюдение за трудом няни.

  Материал:  Фартуки,  подносы, тазики, теплая вода (1-1,5 л) в ведёрках, губки для мытья посуды, салфетки и 1-2 предмета посуды (на каждого ребенка).

 Ход работы:

Дети сидят на ковре. Воспитатель перед ними на стульчике.

В: Ребята, отгадайте загадки:             

В завтрак, в обед или в ужин
Никто так, как я вам не нужен!
Бываю глубокой и мелкой,
Но та и другая …

Д: Тарелка.

В: Большая подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её…

Д:Кастрюля

В: Ем столовой суп в обед,

Чайной пробую десерт,

Дайте мне ещё немножко,

Где моя большая ...

Д: Ложка

В: Значит, сегодня мы с вами поговорим о…..

Д: Посуде.

В: А какую посуду вы ещё знаете?

Д: Чашка, блюдце, сахарница, тарелка, кастрюля, сковорода, чайник и т.д.

 

В: Ребята, в какой сказке рассказывается о грязной посуде, которая убежала?

Д: «Федорино горе» К. Чуковского.

В: А что сделала Федора, чтобы посуда к ней вернулась?

Д: Она помыла посуду.

В: Послушайте отрывок сказки:

 Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала.

Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

 В: Ребята, сегодня я  заметила, что в кукольном уголке посуда стала грязная и пыльная. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы она снова стала чистой?

Д: Её надо помыть.

В: А что нужно для того, чтобы вымыть ее?

Д: Вода.

В: Но ведь можно намочить всю одежду! Посуду нужно мыть, а одежда должна быть сухой. Что же нам необходимо? 

Д: Фартуки.

В: Правильно, чтобы не намочить платье, надо надеть фартуки и завернуть рукава.

В: Возьмите фартуки и наденьте их. Помогайте друг другу. Не забудьте завернуть рукава.

Мыть посуду мы будем здесь, за этими столами. Мальчики аккуратно, чтобы не разлить, наливайте воду в тазики.

                        (помощь воспитателя)

 В: Ребята, на столе лежат губки и салфетки. Как вы думаете, для чего они нам нужны? 

Д: Губками моют посуду, а салфетками её вытирают.

 В: Посмотрите, как мы будем мыть посуду. (Воспитатель комментирует свои действия). Сначала беру губку, намочу её, чуть – чуть отожму. Беру чашку и мою  сначала внутри, а потом снаружи. Мою аккуратно, не разбрызгивая воду. Какая она чистая стала!  Теперь беру салфетку и вытираю чашку со всех сторон, чтобы не осталось ни одной капельки, чтобы чашка осталась сухой. Затем ставлю её на поднос.

В: Чашка у меня была грязная, потом мокрая. Я её помыла, вытерла. Какая чашка стала?

Д: Чистая и сухая.

 В: Берите грязную посуду. Назовите предметы посуды, которые вы будете мыть?

Д: Я буду мыть…блюдце, чайник, сахарницу, кастрюлю и т.д.

В: Приступаем к работе.          

               (индивидуальная помощь воспитателя, комментарии, подбадривание)

В:  Хорошо работают дети. Моют аккуратно, держат посуду над тазом, не проливают воду. Вытирают старательно, со всех сторон, насухо. Помогают друг другу. Всю чистую посуду складывают на поднос.

 В:  Молодцы! Вы потрудились дружно, все вместе, поэтому с делом справились быстро.

Давайте уберём  своё  рабочее место. Мальчики, возьмите тазики с водой и отнесите их на мойку, я помогу вам вылить воду. Тазы поставим на место. Девочки протрите салфетками стол насухо. Губки и салфетки сложите на поднос.

                            (помощь воспитателя)

 В: Молодцы! А теперь снимите фартуки и подойдите к столу. Посмотрите, какая чистая у нас стала посуда.

Мы посуду чисто мыли
Вытирать не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.
Сковородка и кастрюля
Тоже любят мыться:
- Будем чистыми всегда,
Не хотим пылиться!

В: Ребята, сегодня мы сделали с вами важное дело – дружно потрудились и поэтому быстро и аккуратно  справились с работой. Как приятно делать полезное дело! Молодцы! Я надеюсь, что и дома, и в детском саду, вы всегда будете помогать взрослым.

- А теперь вы можете поиграть. Накрывайте праздничный стол  и пригласите в гости своих любимых кукол, чтобы они попили чай из чистой посуды.