Влияние загадок на развитие речи старших дошкольников

Клопова Анна Павловна

Развитие речи с заагадками-это интересно, легко и весело!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki.docx797.28 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние загадок на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.»                                                                                            

 "Всякое слово имеет некоторый определенный смысл; поэтому всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое–нибудь знание"  

[ Аристотель, 1963, с. 29].

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передавать интересную информацию. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Высказывания детей  часто однословны, состоят лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ обедняет речь дошкольников. Дети затрудняются в построении монолога. Бедный словарный запас лишает красочности и образности сюжетные или описательные рассказы на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов снижает убедительность и доказательность речи. Неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, невнимание к собеседнику указывают на отсутствие навыков культуры речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно и красиво, лишь немногие из нас.

Знание загадок развивает мысль, они легко усваиваются детьми за счет игры слов, рифм, ритма. Поэтика выступает как форма сохранения и распространения народной мудрости, поэтического взгляда на действительность.

Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку.

Поэтому  использование загадок очень актуально сегодня  для развития речи детей 5-7 лет.

      Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

       К.Д. Ушинский придавал большое значение роли народного творчества в обучении родному языку и  развитии детского воображения. Он отмечал, что малые формы фольклора (пословицы, прибаутки, загадки), помимо воздействия на развитие ума, помогают развитию чутья к образности родной речи, красочности и меткости языка.

       Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке логическое-мышление, сообразительность.

Загадка имеет большое значение в формировании интеллекта ребенка, поскольку требует отгадать описываемый предмет. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д. Ребенку необходимо не только представить, но и сопоставить воедино несколько фактов, обобщить излагаемые условия. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей.

Вопросу влияния загадок на речевое развитие старших дошкольников посвящено ряд публикаций, на основе которых можно выявить общее состояние его решения в теории и практике.

Эту тему изучали: Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич, Ю. Г. Илларионова. Выдающиеся русские и советские педагоги К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, А. П. Усова, А. М. Леушина, неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм, как средство развития речи и воспитания культуры речи детей. Е. И. Тихеева и Е. А. Флерина также утверждали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.

Речь становится образной, непосредственной и живой при том условии, если будет у ребенка воспитываться интерес к языковому богатству, развиваться умение использовать в речи самые разнообразные выразительные средства, важнейшим источником развития которых является загадка, язык которой прост, точен, выразителен.

В соответствии с ФГОС речевое развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

- овладение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В развитии связной речи - это связывание предложений в высказывание, в словарной работе - это работа над смысловой стороной слова, в грамматике - это формирование языковых обобщений.

Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Ребенок, поступающий в школу, должен владеть навыкам словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения. Развитие монологической  речи (описание, рассуждение, объяснение), ее

произвольность  предполагает умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами, т.е. умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые бы наиболее точно и полно передавали замысел говорящего.

Сложности, возникающие у детей при  отгадывании загадок:

- узкий кругозор;

- маленький словарный запас;

-отсутствие внимания к словам в загадке; дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.

- неумение выслушать текст до конца;

-  недостаток воспитания культуры речи: умение выслушать  говорящего и не повторять его слова и мысли.

Обучение отгадыванию загадок и использование их в работе с детьми позволит решить   следующие задачи речевого развития :

  • обогатят словарный запас;
  •  помогут осознать многозначность значений слов;
  • сформируют представления о переносном значении слова;
  • помогут усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
  • разовьют у детей фонематический слух, внимание к языку и  речевое творчество старших дошкольников.

Главная цель речевого развития состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного  языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

"Почему дети так любят загадки? Ручаюсь, что главная причина в следующем: загадки в концентрированной, почти символической формеотражают детский опыт познания действительности. Для ребенка мир полон  таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире ― тайна, в которую ему ещё предстоит

проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих." (Джанни Родари)

Работа с загадкой осуществляется по двум направлениям: отгадывание загадки и составление (придумывание) загадки.

Сначала дети учатся отгадывать «готовые» — народные, авторские загадки.

При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.

При отборе загадок для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению. Это:

Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.

Зимнее стекло

Весной потекло.

              ( лед)

Пушистый ковёр

Не руками ткан,

Не шелками шит.

При солнце, при месяце

Серебром блестит.

( снег)

Растут зеленеют

Упадут пожелтеют

Полежат почернеют            ( листья)

- предполагающие несколько отгадок, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.

Без крыл летит,

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без ран болит. (Ветер, туча, солнце, сердце).

- включающие в себя метафоры

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).

- загадки, «расшифровка» которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений:

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (жук).

Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора. Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

Ну, конечно, это ... (мишка, белка)

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает ... (корова, обезьяна)

В этом возрасте используются литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность.

Молода – похожа на серп,

Поживет – станет, как лепешка. (Месяц, луна).

Для  развития связной монологической речи детей при отгадывании загадок необходимо приучать  не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна.

Для развития у детей навыков описательной речи предлагается проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, спросить: "Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? И т.д."

Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.

Педагоги используют в работе с загадками ТРИЗ технологии.

1 ТРИЗ технология Нестеренко А.А. составления загадки по моделям

На что похоже?

Чем отличается?

Зонтик

но не закрывается

Мужичок-лесовичок

но без бороды

Домик

Нобез окон и дверей.

Зонтик, но не закрывается.

Мужичок-лесовичок,  но без бороды.

Домик, но без окон и дверей.

Отгадка: гриб.

2 .ТРИЗ Технология Сидорчук Т.А составления загадок, метафор

 (третий этап).

У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор  и словарный запас. Следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее. Детям предлагается сочинить загадки о насекомых, рыбах, современной технике, о буквах и словах.

Метафора - перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обеих составляющих" (Советский энциклопедический словарь", М., 1983 г. стр. 794), то для начала надо взять объект и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим... Например, дождь - капает (льет или течет), как что? Может быть капель или водопад... Все зависит от задач говорящего! Детям нравится сравнение со слезами. Получается: "дождь течет как слезы". Красиво? Нет предела совершенству. Возьмем и усилим! Дождь идет от куда? "Из туч... С неба..." Второе мыслительное действие: соединение сравнения с местом происходящего - вот вам первая модель составления метафор! Что же с нашим дождем? А это вообще-то "слезы неба", или "водопад туч", или "капель небосклона".

Возьмите  близлежащие, стоящие, висящие предметы и, вместо унылых обозначений типа "...а не повесить ли нам новую люстру?", скажем: "Зажжем-ка "потолочное солнце"(люстра - светит как солнце; люстра где находится - под потолком; результат: люстра- это "потолочное солнце"), или вместо обычной фразы: "Достань-ка из холодильника колбасу", сказать: "Пусть отдаст домашний айсберг частицу своего холода..."(холодильник - ледяной как айсберг; холодильник где находится? В доме. Метафора: "домашний айсберг". Усиление: колбаса тоже холодная и не называя ее, указать только основное свойство). Благодаря этой модели можно получить и "луговое солнце"(одуванчики), и "тротуарное зеркало"(лужа) - так составляют метафоры дети 6-7 лет

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Знакомство детей  с загадками, как одной из малых фольклорных форм речи позволяет обучить дошкольников способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения мысли на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения с использованием  загадок  уточняют представления детей об образности речи и углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество.

В результате у детей  будет сформирован эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных загадок, что повлияет на построение связных высказываний и использование образных средств в речи детей.

Усвоение переносного значения слов и словосочетаний, обобщений и аллегорий, заключенных в загадках,   выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждение о том, почему в загадке использовались сравнения,  различные словосочетания - все это способствует обогащению речи старших дошкольников.

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное речевое и художественное развитие ребенка.

Загадки, как произведения художественной литературы и устного народного творчества,  являются одним из важнейших источником развития выразительности детской речи, развивают умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Планируя любую совместную деятельность с детьми, обязательно стоит предусмотреть момент с загадками. Общение и обучение будет намного интересней и веселей, если в него включить такой занимательный пункт как разгадывание загадок. Дети в игровой форме могут настроиться на процесс обучения.

Можно  предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед.

Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой–либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности путем умения отгадывать и придумывать свои загадки.

Список используемой литературы:

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с. - http://pedlib.ru/Books/6/0473/6_0473-4.shtml#book_page_top

Сидорчук Т.А. «Пьем по утрам остаток черной ночи…» журнал обруч №3 2005 http://www.trizminsk.org/e/260012.htm

Интернет источники:

https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-aktualnost-problemy-rechevogo-razvitija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html   Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.Татьяна Лексанова

https://infourok.ru/aktualnost-problemi-rechevogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1633958.html «Актуальность проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-tehnologija-obuchenija-detei-sostavleniyu-zagadok.html Юлия Макарикова

Мастер-класс для педагогов «Технология обучения детей составлению загадок»

https://multiurok.ru/files/master-klass-sostavlenie-zagadok-po-modeliam-a-a-n.htmlМастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко» (ТРИЗ)

https://infourok.ru/doklad-na-pedagogicheskom-sovete-metodika-otgadivaniya-zagadok-3001237.html Обучение отгадыванию загадок детей дошкольного возраста

Приложение

Подбор загадок по темам.

Тема

День знаний .Здравствуй школа! Здравствуй, детский сад!

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

(Школа)

Кулик - не велик,

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись.

(Школьный звонок)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(Цифры)

Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс.

(Парта)

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Буквы)

По черному белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей -

Чиста страница.

(Школьная доска)

Был сначала гладким, целым,

На доске чертил он белым.

Рисовал, а сам худел.

Догадались? Это... (мел)

Палочка волшебная есть у меня друзья.

Палочкою этой могу построить я

Башню, дом и самолёт,

И огромный пароход!

(Карандаш)

Что это за Диво-Дом?

А игрушек сколько в нём!

Там играют и поют,

Дети весело живут.

Сколько в доме дошколят!

Этот дом ведь …

(Детский сад)

Тема  Как ты прекрасна, моя Москва!

 Раскинулся на семи холмах

Широкими кольцами чудо-град

На Кремле алая звезда

Город-Столица России …!

(Москва)

Этот город знают люди,

И о нем идет молва,

Что стоять всегда он будет.

Имя городу — …

(Москва)

Лучший город всех времен,

Мир и счастье строит он.

Светлый, вечно молодой,

Называется…

(Москвой)

Как называется земля

У стен Московского Кремля?

(Красная площадь)

С городом этим трудно сравниться.

Главный в стране он, это - ...(Столица)

Тема Осенний лес  полный сказок и чудес. (Грибы, деревья, кустарники)

 Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка)

Тема  Осень – щедрая хозяйка. (Фрукты, ягоды, овощи)

 В атласных синих платьицах

В траву под кроной скатятся.

Пойдут на джем и на компот

Или — помыть и сразу в рот.

(Сливы)

В золотистой шкурке бок,

А под шкуркой сладкий сок.

В каждой дольке по глоточку

И для сына, и для дочки.

(Апельсин)

 Пригрев на солнышке бока,

Висит на дереве пока,

Душистым соком налилось,

И видно семечки насквозь.

(Яблоко)

Под листком лежит на грядке.

Он пупырчатый, не гладкий.

И зеленый, наконец.

А зовется... (огурец).

 

Этот овощ кисло-сладкий,

Круглый, сочный, мягкий, гладкий.

Щеки докрасна натер,

И зовется... (помидор).

 В огороде нашем

Овоща нет краше.

Как сочна, красна, кругла,

Носом в грядку как вросла!

Так и просится к нам в миску.

Как зовут ее?

(Редиска)

Тема   Чистота- залог здоровья.

 

Плещет тёплая волна

В берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате?

ВАННА

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу.

ВОДА

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

МЫЛО

Тема  Птицы – наши друзья.

Он весной поет красиво:

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей:

Что за птичка? (Соловей)

Солнце греет у порога,

Тают снежные сугробы,

И бегут рекой ручьи,

С юга к нам летят... (грачи)

Очень трудная работа -

О семье весной забота -

Строить в доме этажи!

Кто строители? (Стрижи)

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Рано выпорхнув спросонок,

Кто поет нам? (Жаворонок)

Тук-тук-тук - с утра весь день

Как стучать ему не лень?

Тук-тук-тук - в ответ нам... (дятел)

Кто в лесу у нас гадает,

Про судьбу и жизнь все знает?

Прокукует - подсчитаешь -

Сколько жить тебе, узнаешь! -

Птичка, серая подружка,

А зовут ее... (кукушка)

Тема  Моя Родина -Россия

 

 Где белоствольные берёзки Растут кругом под небом синим? Они милы и так неброски, Берёзки родом из… (России)

 В какой стране под небом вьётся Флаг бело-сине-красный? Врагу он в руки не даётся, Такой флаг есть в стране… (России)

Подробней: https://po-ymy.ru/zagadki-o-rossii-s-otvetami-dlya-detej.html

Где раньше сарафаны всюду Все женщины до пят носили? Наряды эти – просто чудо, Они пришли к нам из … (России)

Откуда яркая матрёшка, А также вкусная окрошка? Кого б об этом ни спросили, Ответят дружно – из… (России)

А ну, быстрее угадай-ка, Откуда родом балалайка? Её давно все полюбили, А родилась она в… (России)

 А где же изобретены Наивкуснейшие блины? На Масленицу их любили, Ну, ясно где – опять в… (России)

Их в старину и стар, и млад, Плести умели все подряд И с удовольствием носили, Откуда лапти? Из… (России)

Тема  Путешествие в страну добра.

 

Слова такие многое умеют, Они в любой мороз согреют, Из глубины души они спешат И слышать их обычно каждый рад! (Добро) ***

 Перед другом, братом, Не хвалитесь златом, То сокровище под сердцем За невидимою дверцей! (Доброта) ***

Что это за предмет такой, Нельзя дотронуться рукой, Но без этого понятия Нет счастья восприятия! (Доброта) ***

Она при человеке рядом И наполняет чувством взгляды, Такие «алмазные крошки», Подарят даже теплоту ладошки! (Доброта) ***

Её не заприметишь глазом, Но ощущаешь сердцем сразу, И через взгляд, теплом наполненный, Тебя обнимет будто волнами! (Доброта) ***

 

Я антоним слову смех.

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это…

ПЛАЧ

В огне не горит,

В воде не тонет,

В земле не гниёт.

ПРАВДА

Это антоним слова печаль.

Что загадал я? Скорей отвечай!

РАДОСТЬ

© Шаврак Ю.В.

Тема: Никто не забыт, ничто не забыто.

 

Дальнозоркого мне дали —

Он ко мне приблизил дали.

(Бинокль)

Из ограды ствол торчит,

Беспощадно он строчит.

Кто догадлив, тот поймет

То, что это …

(Пулемет)

Летит — лается,

Упадет — рассыпается.

(Снаряд)

Огнем дышит, полымем пышет.

(Пушка)

Хоть зовут меня ручная,

Но характер колкий.

Будет помнить навсегда,

Враг мои осколки.

(Граната)

Будоражит глубину —

Бережёт свою страну.

Бороздит пучины ходко

По заданию …

(Подлодка)

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут.

(Танк)

Имя девичье носила

И врага огнём косила,

Вражьи замыслы поруша,

Легендарная …

(Катюша)