Главные вкладки
Седова Татьяна Владимировна
Уча других, мы учимся сами....
Добрый вечер, Светлана Ивановна! Высылаю вам комплекс дыхательной гимнастики для детей старшей группы. Данный комплекс упражнений Вы можете использовать, как на утренней зарядке с детьми, так и на своих занятиях, после активных упражнений.
Картотека дыхательных упражнений для старшей группы
Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и
стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.
«Ушки»
Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.
«Послушаем своё дыхание»
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его
глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
И. п. : стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи
или все части – волнообразно);
какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым
интервалом(автоматической паузой); тихое, неслышное дыхание или шумное.
«Радуга, обними меня»
И. п.: стоя или в движении.
Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4 с. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.
«Ёж»
Дети ложатся на спину (на ковёр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом
положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ёжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос. Всё упражнение повторить 4-6 раз.
«Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И. и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.
«Пускаем мыльные пузыри».
При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.
«На турнике»
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза
«Каша кипит»
Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш». Повторить 1-5 раз.
«Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики. И. п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
«Ёжик».
Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
«Летят мячи».
Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х». Повторять 5-6 раз.
«Маятник»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне
нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука «ту-у-у-у-х-х». Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.
«Самолёт».
Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж...» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза. Повторить 2-4 раза в каждую сторону:
Расправил крылья самолёт,
Приготовились в полёт.
Я направо погляжу:
Жу-жу-жу.
Я налево погляжу:
Жу-жу-жу
«Подуем на плечо».
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить 2-3 раза:
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
И повторим мы всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять
«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких. И. п. : лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей. Повторить 4-8 раз.
«Насос».
Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс...», выпрямляясь – вдох. Повторять 4-6 раз:
Это очень просто –
Покачай насос ты.
Направо, налёг...
Руками скользя,
Назад и вперёд
Наклоняться нельзя.
Это очень просто –
Покачай насос ты
«Регулировщик».
Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р». Повторить 4-5 раз.
Надеюсь, данная информация будет Вам полезна!
Здравствуйте, Елена Владимировна! Я подготовила для вас и ваших родителей комплекс упражнений для детей 3 - 4 летнего возраста! Все задания достаточно просты , но очень эффективны! Итак,
что такое артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика для детей 3 – 4 лет является комплексом специальных упражнений, предназначенных для улучшения функциональности органов артикуляционного аппарата.
С помощью таких занятий у ребенка происходят следующие изменения:
• повышается подвижность языка, мягкого неба и челюстного аппарата;
• укрепляются мышечные ткани щек, губ и языка;
• закрепляется способность удерживать язык и зубы в нужном положении;
• развивается детская координация движения артикуляционных органов.
Ежедневное выполнение такого вида гимнастики способствует выработке правильного произношения тех или иных звуков.
Обратите внимание! Если на протяжении долгого времени игнорировать проблемы в речи и не заниматься с ребенком, это приведет к тому, что в будущем он столкнется с трудностями в грамотном произношении. Также не исключено снижение успеваемости в школе.
Для занятий с дошкольниками следует отдавать предпочтение лексическим упражнениям в игровой форме, чтобы детям было интересно. Артикуляционная гимнастика может быть как коллективной, так и индивидуальной, но при ее проведении обязательно нужно использовать зеркало. Оптимальное время для занятий — это раннее утро или вечер, продолжительность уроков должна составлять не более 15 мин, в процессе которых нужно успеть выполнить 5-6 упражнений.
Причины для занятий артикуляционной гимнастикой для детей 3 – 4 лет
Многие родители задаются вопросом, как же распознать первые тревожные звоночки, и что именно скрыто за причинами для занятий по артикуляции. Благодаря тому, что упражнения были начаты своевременно, у ребенка начинает развиваться речевой слух, речь становится правильной и чистой, и грамотно говорить дошкольник сможет уже без посторонней помощи.
У малышей с тяжелой формой нарушения звукопроизношения после месяца занятий гимнастикой с логопедом наблюдается стремительное исправление дефектов речи. Дети, у которых правильное, но вялое звукопроизношение, также должны заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы избавиться от «каши во рту».
Обратите внимание! С помощью четкого и внятного произношения звуков дошкольнику легче учиться писать, поскольку это является основой при обучении письму.
Как заниматься артикуляционной гимнастикой
Занятия по артикуляции нужно проводить в сидячем положении, чтобы ребенок сидел прямо и имел возможность в любой момент расслабить тело, руки и ноги. Квалифицированные специалисты рекомендуют начинать зарядку с упражнений для губ.
Важно! Малыш должен хорошо видеть лицо родителя или логопеда, а также свое лицо, чтобы осуществлять самостоятельный контроль за правильностью выполнения упражнений. Для этих целей желательно пользоваться настенным или ручным зеркалом.
Комплекс артикуляционной гимнастики (средняя группа)
1. «Хоботок»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону,
Губы хоботком тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
2. «Лягушка» - «Хоботок»
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
хоботок есть у меня.
3.«Чистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево
4. «Барабанщики»
Цель: Укреплять мышцы языка, выработать умение удерживать язык за верхними зубами. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д – д – д – д – д . Сначала звук Д произноситься медленно, затем темп убыстряется. Губы удерживать в форме улыбки, рот не закрывать, стучать в бугорки за верхними зубами.
5.«Котенок лакает молоко»
Широко открываем рот, делаем 5-6 движений широким языком вперед, как бы лакаем молоко, как котенок. Закрыли ротик. Сглотнули слюну и повторяем снова 5 -6 раз.
6.«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нѐбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
7. «Киска сердится» («Мостик»)
Открываем рот. Упираем язычок в передние нижние зубки изнутри, выгибаем спинку языка и удерживаем в таком положении несколько секунд. Расслабляем язык. Повторяем упражнение снова
8. Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Если возникнут какие либо вопросы, обращайтесь!
Всегда рада помочь, обращайтесь!!!!