Главные вкладки
Бадера Ирина Васильевна
Сообщение « Интеллектуальное развитие дошкольника через подвижные игры» .
Подвижные игры способствуют умственному развитию ребёнка . В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания , восприятия , уточнения имеющихся представлений , понятий , ориентировок ; игры содействуют развитию воображения , памяти , сообразительности , активности мысли.
Например, самостоятельный выбор ребёнком направления движения или выполнение движения
в направлении, строго определённом правилами игры, требуют мгновенной оценки игровой ситу-
ации с одной стороны, с другой – осознание и представление собственных действий в данной
пространственной – игровой среде и проявление той же зрительно – моторной реакции.
Неожиданные изменения в игровой ситуации (в связи с действием водящего или сигналами) нарушают план действия и требуют более сложной мгновенной реакции детей и их простран-
ственной ориентировки ( игры « Два мороза», «Палочка – выручалочка», «Смелые ребята»).
Например ,при проведении одной и той же игры в условиях большого и ограниченного пространства ребёнок или использует умение быстро и далеко убегать от водящего, или прояв-
ляет ловкость и увёртливость в непосредственной от него близости («Ловишки», «Хитрая лиса»).
Умению ориентироваться в окружающих игровых условиях содействует преднамеренное созда-
ние препятствий на пути к выполнению игровой задачи ( «Через обруч к флагу», «Волк во рву»,
«Смелые ребята»). Это вырабатывает у детей способность самостоятельно выбирать лучший
способ действий с опорой на достаточно уже развитые глазомерные оценки расстояния и учёта
времени выполнения действий.
В подвижной игре ребёнок упражняется в определении близости и удалённости предметов, чело-
века, благодаря чему у него развиваются глазомерные оценки, а также пространственно – слуховая ориентация ( «Далеко – близко», «То тут, то там», «Жмурка с колокольчиком»).
В программе указаны игры , уточняющие понимание детьми пространственных отношений между
предметами : впереди, сзади, посредине, слева, справа, направо, налево, над, под, через, около,
внизу, вверху, между, напротив друг друга, друг за другом и т.п. («Быстро шагай», «Плетень», «Перебежки», «Через обруч к флажку», «Коршун и наседка», «Прокати мяч между кеглями»).
Подвижные игры формируют у детей простейшие временные ориентировки . Они выражаются :
в осознании последовательности игровых действий – сначала, затем , после этого, перед этим,
все одновременно и т.п.; в быстром выполнении игровых заданий по сигналу, в рамках указанного
детям срока, например: «Пока я считаю до 5, вы все должны сложить из флажков какой-нибудь
узор», «Кто скорей построится на 3 удара в бубен» и т.д.
В этих играх ребёнок упражняется в быстрой оценке пространственных ориентиров , в последовательности действий и их временной продолжительности.
При проведении п/и нельзя забывать о красоте движений: обращать внимание на детей , движения которых наиболее пластичны , соответствуют образу ; напоминать о том , что зайчики,
например, прыгают легко , а кошка ходит мягко ; поощрять наиболее удачные попытки передать
образ.
Таким образом, использование всего богатства эмоционально-оздоровительных, познавательных
и воспитательных компонентов, заключённых в подвижных играх, способствует осуществлению
задач всестороннего воспитания.