Методические разработки

Анастасия Анатольевна Яковлева

Предварительный просмотр:

МДОУ «Ц.р.р- детский сад № 116»

Яковлева Анастасия Анатольевна, воспитатель

Картотека дидактических игр на количество и счет

в средней группе

«Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Материал: мяч.

Ход игры: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

«Много - мало»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Ход игры: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол  один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Ход игры: 

Вос-ль объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько  игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

Материалы: Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.

  Ход игры: Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.

 

«Назови «соседей» числа»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход игры: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

Величина

(младшая группа)

«Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материалы: Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Ход игры: Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками.  Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке  поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого В. показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

                       

«Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое».

Материалы: широкие и узкие ленточки одинаковой длины, картонные полоски широкая и узкая(одинаковой длины), игрушки кукла и мишка, машинки.

Ход игры: Дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами

«Три медведя»

Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Оборудование: У воспитателя силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Ход игры: Воспитатель раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает': «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он но размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Воспитатель помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

 

« У кого хвост длиннее?»

(средняя группа)

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Материалы и оборудования: игрушки слоненок, зайчик, медведь, обезьяна - друзья Винни-Пуха

Ход игры: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.

 

 «Сложи дощечки»

(старшая группа)

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материалы и оборудования: 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Ход игры: Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

 



Предварительный просмотр:

МДОУ «Ц.р.р- детский сад № 116»

Яковлева Анастасия Анатольевна, воспитатель


Занятие «Развитие речи» Обучение грамоте в старшей группе

Звуковой анализ слова «Луна»

«Путешествие к Лунтику»

Цель: Научить различать гласные и согласные звуки в словах, составлять предложения.

Задачи:

Продолжать обучение детей звуковому анализу слова;

Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные;

Совершенствовать навыки дифференциации согласных звуков по твердости - мягкости;

Закрепить понятие слово и предложение, упражнять в умении расширять предложения.

Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух (Развивать речевое внимание и речевой слух детей.)

Развивать внимание, мышление.

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, самостоятельность, инициативность.

Методическое обеспечение:

Демонстрационный материал:

Картина-схема слова луна, красные, синие фишки (по две каждого цвета) указка. Мяч. Звездочки с заданиями вырезанные из картона.

Раздаточный материал:

красные, синие фишки; карточки для звукового анализа слова луна;

Место проведения: групповая комната.

Этапы игры:

Организационный момент.

Основная часть

Заключение

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель: - Посмотрите, какие  звездочки я нашла,  когда шла  по дороге в детский сад, наверное это послание из космоса. Кто же их отправил. Без вас читать не стала. Давайте вместе прочитаем. Это же загадка. (звезда 1)

Загадка

Блин в окошко виден Тане,

То он в масле, то в сметане,

Кто-то край уже отъел,

Поделиться не хотел!

(Луна)

Основная часть

А на этой звездочке другое задание (звездочка2) Здесь написано

Воспитатель: - « Я знаю, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, при этом во рту ничего не мешает. Как называются такие звуки?

Ответ детей: - Гласные. И обозначаются они красными фишками.

Воспитатель: -  «Как называются звуки, при произнесении которых нам мешают губы, зубы, язык? Какие бывают согласные звуки?

Ответ детей: Согласные. Твердые и мягкие.

Воспитатель: -  Еще мы можем назвать твердые и мягкие согласные звуки «большие и маленькие братцы». Давайте поиграем. Я буду называть маленького братца, а вы большого и наоборот. Проводится д/и «Назови братца» с мячом.

Воспитатель: - А сейчас пройдут за стол те дети, чье имя начинается на звук (м, р, к и т.д.) дети в определенной последовательности садятся за столы.

Воспитатель: -

А вот еще звездочка (3) На ней написано : « Я растерял все звуки в слове ЛУНА, помогите их найти» Поможем ребята?

Звуковой анализ слова луна:

Воспитатель предлагает произнести слово луна так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук.

Воспитатель:

-Сколько звуков в слове Луна . четыре

- Как вы узнали ?   четыре клеточки под картинкой

- Произнесите слово так чтобы было хорошо  слышно первый звук

- «Какой первый звук в слове луна? » - [ л ].

- «Что мешает во рту, когда мы произносим звук [ л ] ?» (язычок)

- Л – твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. (Дети на своих схемах в тетрадях обозначают звук [ л ] синей фишкой.)

 (интонационным выделением звука [ у], синхронно ведя указкой под схемой слова на доске.)

 - «Какой второй звук в слове луна?» - [ у ].

- «Какой это звук?» (гласный)

- «Как вы узнали?» (Когда мы произносим звука [ у ], во рту ничто не мешает, голос идет свободно)

- «Какой фишкой обозначим гласный звук?» (Красной).

(Дети обозначают на своих схемах звук [ у ] красной фишкой).

произносим слово с интонационным выделением звука [ н ], синхронно ведя указкой под схемой слова на доске. (Дети называют звук, отмечают, что произносить его мешает язычок, обозначают его на своих схемах синей фишкой).

Произношу слово с интонационным выделением последнего звука.

Спрашиваю: - «Какой четвертый звук в слове луна?» (Звук [ а ], гласный, во рту ничто не мешает его произносить).

(Дети обозначают звук [ а ] красной фишкой.) Вызванный к доске ребенок ставит красную фишку в четвертую клеточку схемы. Двое-трое ребят читают слово у доски с указкой.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем

Физкультминутка

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске,-руки в боки.

Наклонились влево - вправо,

Влево - вправо.

Получается на славу.

Влево - вправо,

Влево - вправо.

Дид. игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец».

Ход: Воспитатель предлагает детям закончить фразу.

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко).

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния (сверкнула).

Я сегодня утром рано

Умывалась из под (крана).

Наша старшая сестра

Вяжет с самого (утра).

Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с (Тамарой).

Я не бегаю к врачу,

Я сама его (лечу).

Мы не ели, мы не пили,

Бабу снежную (лепили) .

Как у нашей дочки

Розовые (щечки).

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало (жарко).

А рядом бегемотики

Схватились за (животики).

А слониха вся дрожа,

Так и села на (ежа)

Воспитатель:

Вот еще одна звездочка 4, посмотрите здесь прикреплен диск , наверно этот отгадка кто же нам прислал задания, где же нам посмотреть?

Это же Лунтик!

Ой я не дочитала задание. Лунтик просит составить предложение о нем.

Состав предложения :

Лунтик машет ребятам. И т.д.

Заключение

 Ребята, вам понравилось помогать Лунтику. Что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?

К нам сегодня в садик пришло письмо . Наверное оно для вас. Как называется ваша группа ?

-Зведочки и Капельки

- тогда  точно для вас.

Воспитатель: Наверное, там какой то сюрприз. Да это же письмо от Лунтика. Он пишет, что за то что вы справились со всеми заданиями  прислал вам раскраски.  Посмотрите какие красивые.



Предварительный просмотр:

МДОУ «Ц.р.р- детский сад № 116»
Яковлева Анастасия Анатольевна, воспитатель

Физкультурное занятие «В стране здоровячка»  

Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование потребности в ежедневной двигательной активности.

Задачи:

Обучающая: повторять упражнения продвигаться по гимнастической скамейке приставным шагом; повторить упражнение в прыжках с продвижением вперед;

Развивающая: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, развивать координацию движений, чувство пространства.

Воспитательная воспитывать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость, интерес к занятиям физической культурой.

Части содержания, продолжительность

Дозировка

Темп

Методические указания

Вводная часть(3мин)

Построение

Приветствие

Ходьба:

На носках

На пятках

Бег:

Обычный бег

С приставным шагом

Бег с высоким подниманием колен

Перестроения для комплекса ОРУ с гантелями.

1,5 круга

 

1,5 круга

1,5 круга

1,5 круга

1,5 круга

Умеренный

Умеренный

Умеренный

Умеренный

Умеренный

-Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами проведем физкультурное занятие.

В: Ребята посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

В: Ребята, какое замечательное слово «Здравствуйте!» Что оно означает? (Пожелание здоровья человеку, с которым здороваешься)

В: Ребята посмотрите это портреты мальчиков, один из них Здоровячок а другой Неряха! Скажите, кто из них Здоровячок, а кто Неряха?

(Ответ детей.)

В: А как вы думаете, хорошо быть Здоровячком или Неряхой?

(Дети: Здоровячком.)

В: Конечно, лучше быть как Здоровячок, так давайте мы поможем нашему Неряхе стать таким же опрятным и красивым!

В: А как вы думаете, что делает Здоровячок чтобы быть здоровым?

(Ответы детей.)

В: А как вы думаете ребята, Неряха тоже занимается физкультурой?

(Дети: Нет.)

В: Ребята, давайте покажем Неряхе как мы занимаемся физкультурой, чтобы он увидел какие мы ловкие, сильные и дружим со спортом.

Равняйсь! Смирно! Направо, за направляющим в обход по залу шагом марш!

Руки за голову, спину держим прямо, дышим через нос.

Руки за спину в замок, спину держим прямо, соблюдаем дистанцию.

За направляющим в обход по залу легко бегом марш, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак, спину держим прямо, дышим через нос.

Руки на поясе, спину держим прямо, дышим через нос.

Спину держим прямо, смотрим в затылок друг-другу.

За направляющим через центр зала в колонну по 2 шагом марш.

Основная часть(15мин)

Перестроение в ОРУ

1 «Гантели вверх»

И. п. гантели внизу, ноги на ширине плеч

1- поднимаем руки вверх

2-и. п.

 2.«Повороты»

И. п. ноги на ширине плеч, гантели к плечам

1- поворот в право, руки в стороны

2-и. п.

3-4-в другую сторону

3 «Отведение рук в стороны»

И.п. Ноги слегка расставлены, руки с гантелями возле груди.

1-руки возле груди

2-руки отведены в стороны

3-руки возле груди

4-руки отведены в стороны

4 «Наклоны туловища к ногам»

И.п. ноги на ширине плеч, рук опущены вдоль туловища.

1-наклон- оставляем гантели

2-И.п.

3-наклон - поднимаем гантели

4-И.п.

5. 5. «Приседайка»

И. п. ноги слегка расставлены, гантели внизу

1-присесть, гантели вперед поднять

2-и. п.

Дыхательное упражнение

Руки поднимаем через стороны – вдох, руки опускаем – выдох.

Направо. Звенья сомкнись в одну колонну, за направляющим в обход по залу шагом марш.

Направляющий на месте стой (раз-два)

1.Ходьба по канату

2.Ползание по скамейке лежа на животе, подтягиваясь руками

3.  Прыжки на двух ногах из обруча в обруч руками помогаем себе.

 

 П/и. «Кошка, мышки»

Возраст: младшая-средняя

Цель: развивать ловкость, координацию движений, внимательное отношение к товарищам.

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

5-6 раз

3 раза

3 раза

3 раза

3 раза

Умеренный

Умеренный

Умеренный

Умеренный

Умеренный

 Умеренный

Умеренный

Умеренный

Спину держим прямо, делаем правильно, дышим через нос.

Ноги прямые, делаем правильно, дышим через нос.

Раскрывать руки до конца, не торопимся.

Ноги прямые, спина прямая, не торопимся.

Спина прямая, махи ног прямые, смотрим в перед.

Делаем правильно, не торопимся.

Ребята, Неряха не верит нам, что с помощью спорта можно стать здоровым, красивым. Давайте пройдем эти испытания и докажем неряхи, что мы самые сильные, спортивные и здоровые. Первое препятствие на нашем пути будет «Канат», после мы проползем по скамейки, подтягиваясь руками, перепрыгнем из обруча в обруч на двух ногах и на столе у вас будут лежать изображения полезные и вредные продукты и предметы гигиены. Нужно будет сделать правильный выбор и повесить на доске, где у нас изображен «Неряха».

 

Заключительная часть (5мин)

Игра малой подвижности  

 "Воздушный шар"

Цель: Развивать внимательность, сообразительность, звуковую культуру речи.

 

Подведение итогов занятия. Что понравилось больше всего? Чем бы хотели заняться на следующем занятии, в какую игру хотели бы поиграть!

Попрощаться с «Неряхой и здоровичком»

3 раза

Умеренный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ « Ц.р.р - детский сад № 116» Яковлева Анастасия Анатольевна, воспитатель Деревья. Кустарники

Слайд 3

Берёза Береза – самое распространенное дерево в нашей стране. Она растет в деревнях и городах, в лесах. Назвали березу от слова «Беречь»

Слайд 4

Ель Зимой и летом одним цветом? Ель, Острые хвоинки-листья живут до 7 лет, а затем опадают, но не все сразу, а небольшими партиями. В это время подрастают новые, поэтому ель кажется вечнозелёной.

Слайд 5

Дуб Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зелёный. Значит, дуб выносливый, Значит, закалённый.

Слайд 6

Куст малины Бурый мишка заревел: «Кто мою малину съел?! » Это ж мы с Маринкой В лес идем с корзинкой. Всю малину соберем, Мишку тоже позовем, Не реви так, мишка! Не пугай малышек. К чаю лучше приходи С нами вместе посиди. Мы тебе дадим конфет Их вкуснее в мире нет!

Слайд 7

Куст сирени На сиреневой аллее Есть сиреневый фонарь. У фонарика – звоночек, А в звонок звенит звонарь – Самый сказочный, загадочный Сиреневый звонарь, И цветут под звон сирени И аллея, и фонарь.

Слайд 8

Куст смородины Чёрная смородина — Витаминов клад. Кисточками спелые Ягоды висят. Кисточки, как брошки, Вот ведь красота! Мы их осторожно Соберём с куста.

Слайд 10

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

МДОУ «Ц.р.р- детский сад № 116»

Яковлева Анастасия Анатольевна, воспитатель

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст – это один из самых важных периодов в жизни детей, когда ребенок начинает налаживать первые осознанные социальные контакты, расширяет границы восприятия мира и делает первые шаги в регулировании собственного поведения.

Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста

Этот возрастной период отличается особой динамичностью: ребенок совершает скачок в психологическом и физическом развитии, совершенствуются его тактильные навыки, память, внимание и воображение. Ребенку особенно нужно внимание родителей, взрослых он начинает воспринимать как учителей и наставников, перенимая их манеры и поведение. В этом возрасте в группах дети происходит развитие лидерских качеств, они принимают в рамках своего круга социальные роли.

Старший дошкольный возраст – это жизненный этап человека, где формируются особенности его личности и его психология, развиваются его способности к обучению и творчеству. У детей начинает формироваться система ценностей, понимание того, что ему интересно, а что нет. В его сознании появляются новые социальные потребности, они стремятся не просто общаться со сверстниками, а завоевывать их внимание и признание. Именно на этом этапе зарождается стремление быть первым, формируется собственная воля, желания перестают быть непроизвольными.

Психологическое развитие старшего дошкольника

В этот период жизни ребенок переживает быстрое психологическое развитие, формируются новые для него механизмы психологической деятельности и особенности восприятия окружающего мира. Малыш задает много вопросов, стремится узнать как можно больше новой информации, пытается выстраивать логические цепочки и увидеть взаимосвязь различных процессов. В конце этого возраста превалирует интерес к практическим занятиям. Это сложный жизненный этап, состоящий из разных слагаемых: эмоционального восприятия ребенком мира, вопроса мотивации и самосознания, психологического развития, которое формируется к окончанию старшего дошкольного возраста.

Эмоции

Положительные эмоции ребёнка

Дети старшего дошкольного возраста становятся уравновешеннее. Связано это, в первую очередь, с тем, что у детей расширяется и сегментируется восприятие реальности. Конфликтов и приступов неконтролируемого поведения становится ощутимо меньше.

Особенности этого возраста заключаются в том, что происходит развитие эмоциональных процессов, их переживания становятся глубже и сложнее. Формируется сочувствие, сопереживание, ребенок еще не может полностью оценивать происходящее глазами другого человека, но уже понимает, что значит сопереживать.

Мотивация

У ребенка формируется психологическая система моральных и этических ценностей, выстроенная на основе принятых в обществе понятий.

Ребёнок познаёт мир

У детей формируется мотивация, и ребенок становится в состоянии принимать простые решения. Он понимает, что ему нужно для достижения успеха и результата, и начинает осознанно совершать действия. Именно в этом возрасте некоторые дети начинают манипулировать взрослыми.

Самосознание

На этом этапе у ребенка, благодаря желанию выделиться на фоне сверстников, появляется мотивация к обучению и творчеству. Здесь происходит серьезный психологический прорыв на интеллектуальном уровне, малыш начинает видеть общую картину, особенности, учится оценивать поступки других людей и свои собственные. Он дает оценку также качествам и способностям, зарождается критическое мышление, происходит становление личности.

Формируется временное пространство: малыш начинает осознавать, что такое будущее и прошлое, воспринимать себя в будущем и вспоминать моменты, связанные с прошлым.

        Важнейший аспект формирования самосознания ребенка – его самооценка. В ее формировании ключевую роль играют родители и их отношение к ребенку. Родители должны поддерживать детей, вознаграждать их позитивные действия и подробно и доступно объяснять ошибки, если они недовольны поведением. Некорректное поведение взрослых губительно для детской самооценки, малыш может иметь как заниженную, так и завышенную самооценку.

Сюжетно-ролевая игра и ее значение в психологическом развитии

В любой детской игре, с игрушками или без, прослеживаются жизненные реалистичные сюжеты: дочки-матери, казаки-разбойники и прочее. В игре они примеряют первые социальные роли: матери, ученика, повара и прочие. Происходит это потому, что ребенок в этом возрасте начинает чувствовать себя самостоятельным и отделяется от взрослых. Малыш не в состоянии быть полноценным участником взрослой жизни и различать особенности, поэтому он создает с помощью воображения свой иллюзорный мир, где транслирует поведение взрослых на себя. Во время игр они проживают определенные жизненные аспекты, учатся новым эмоциям, ответственности, необходимости принимать решения.

Игры, которые ребенок воспринимает как развлечение и погружается в них с азартом, могут стать отличным помощником в развитии интеллектуального уровня ребенка и его эмоционально-психического восприятия.

Но, тем не менее, важно не забывать, что каждый ребенок дошкольного возраста – это пусть маленькая и зарождающаяся, но уже вполне сознательная личность, со своей системой ценностей и мотивацией. Нужно принимать во внимание его интересы и желания, чутко реагировать на возникающие проблемы или отклонения. Малыш сам решает, что ему интересно, а что нет, в этом возрасте он уже в состоянии самостоятельно выбирать занятия по душе.

Каждый ребенок – особенный и не похожий ни на любого другого, со своим психологическим развитием и способом взаимодействия с миром. Важно помнить это и всегда стремиться искать индивидуальный подход.