Контрольно-диагностические материалы учителя индивидуального обучения на дому по русскому языку для 2 класса.
Предлагаемый контрольно-диагностический инструментарий целесообразно использовать для учета результативности усвоения образовательной программы детьми с нарушением интеллекта по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 23.04 КБ |
2_kl_rus.pdf | 731.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Предлагаемый контрольно-диагностический инструментарий целесообразно использовать для учета результативности усвоения образовательной программы детьми с нарушением интеллекта. Контрольные работы составлены на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями ФГОС УО
Перед учителем индивидуального обучения на дому работающим с детьми имеющими ОВЗ встает проблема – оценка знаний учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта. С одной стороны – рекомендации авторов программ для обучения детей с выраженным недоразвитием интеллекта, с другой – требования контролирующих организаций по оценке знаний учащихся.
Для решения этой проблемы были разработаны примерные тексты контрольных работ. Учитель индивидуального обучения на дому может вносить свои изменения в текст контрольной работы руководствуясь индивидуальными особенностями своего ученика. Данные контрольно-измерительные материалы позволяют оценить эффективность работы учителя индивидуального обучения и оценить знания, умения и навыки учащихся. Работа учителя в данном направлении носит системный характер, но имеет специфические особенности. В начале учебного года проводится вводный срез для выявления уровня «начальных или остаточных» знаний учащихся, которые должны были быть сформированы в предшествующие годы. Результаты контрольных работ являются отправной точкой для планирования индивидуального дифференцированного подхода к каждому ученику. Рубежный срез проводится в течение учебного года в конце учебной четверти и служит показателем правильности выбранного учителем направления индивидуальной коррекционной работы. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года и служат основанием для заключения о результативности выбранного образовательного маршрута.
Критерии оценивания.
Продолжительность выполнения контрольных заданий на уроке составляет 15 –20 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. По окончании выполнения работы учителем заполняется схема анализа контрольной работы (приложение 1). Способ выполнения заданий условно обозначается в баллах:
- Ученик выполнил задание с помощью учителя – 1 балл.
∙ Ученик выполнил задание с частичной помощью учителя – 2 балла.
∙ Ученик выполнил задание самостоятельно – 3 балла.
Это позволит:
- дать качественную и количественную оценку каждого из задания, выполненного учащимся;
- определить уровень сформированности учебного навыка у ребенка с ОВЗ.
Для проведения контрольных работ учитель может использовать как распечатанные тексты, так и записывать их ученику в тетрадь. Можно использовать карточки, в которых учащиеся впишут, дорисуют или выделят отдельные буквы, цифры, геометрические фигуры. Содержание заданий контрольных работ незначительно отличаются по годам обучения. Это обусловлено тем, что расширение объёма изучаемого материала и увеличение степени его сложности происходит очень медленно, изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется.
Результаты анализа контрольных работ, выполненных учащимися помогут учителю надомного обучения своевременно принять меры для устранения наметившихся пробелов в знаниях и умениях детей, спланировать адекватную коррекционную и развивающую работу. Специалисты, входящие в состав школьного консилиума, смогут произвести корректировку индивидуального образовательного маршрута для ребенка.
Данная оценка контрольно-диагностических письменных работ обучающихся позволяет учителю индивидуального обучения грамотно строить коррекционный учебно-воспитательный процесс обучения на дому.
Критерии выставления отметок по результатам выполнения контрольных срезов в системе баллов для каждого задания из контрольной работы.
Указания к оцениванию | Баллы |
Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ самостоятельно или с помощью учителя. | 3 |
Проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, но допущена одна или две незначительных ошибки, в результате чего получен неверный ответ. ( допускается помощь учителя) | 2 |
Самостоятельно или с помощью учителя не проведены все необходимые преобразования и/или рассуждения. Приведены неверные рассуждения. В рассуждениях допущено более двух ошибок. | 1 |
Максимальный балл за одно задание в контрольной работе. | 3 |
Система оценивания выполнения всей контрольно-диагностической работы.
Максимальный балл за выполнение работы -12.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-4 | 5-8 | 8-10 | 10-12 |
Общие указания к системе оценивания в условиях коррекционного образования.
Процесс обучения не может осуществляться бесконтрольно. Проверить качество и уровень знаний учеников можно в результате выполнения конкретных заданий из учебника или составленных педагогом с учетом требования программы и индивидуальных особенностей ребенка.
Условным отражением оценки является отметка, выраженная в баллах. В настоящее время в отечественной дидактике принята 4-х балльная система оценки знаний, умений учащихся: «5» – отлично; «4» – хорошо; «3» – удовлетворительно; «2» – неудовлетворительно. В системе специальной школы единого подхода к оцениванию знаний учащихся до сих пор нет. Оценка знаний учащихся коррекционной школы носит индивидуальный характер, а каждый учитель, зная возможности учащихся, вправе повысить или снизить отметку.
Формируя у детей с нарушениями интеллекта правильное отношение к достигнутым результатам, учитель не должен постоянно завышать или занижать отметку, так как в дальнейшем учащиеся будут считать, что хорошую отметку можно получить без особых стараний.
Отметку «1» детям с нарушением интеллекта желательно не ставить.
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета, два недочета приравниваются к одной ошибке; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.
Наличие 2–3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3–5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики 327 изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, «нераскрытость» обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Негрубыми ошибками считаются:
– ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена);
– ошибки, допущенные в процессе списывания знаков арифметических действий;
– нарушение в формировании вопроса (ответа) задачи;
– нарушение в правильности расположения записей, чертежей;
– небольшая неточность в измерении и черчении. При оценивании письменной контрольной работы возможна отметка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление работы и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе).
Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:
– в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
– работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «чего достиг ученик в освоении предметных знаний» и «каково его прилежание и старание».
(Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ, 1998.)