Отчёт самообразования " Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения

Недведская Ирина Викторовна

                                              Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

                                                Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

                                              Поехал в автобусе – он уже пассажир.

                                              И везде его подстерегает опасность.

 

 Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_2023g.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Детский сад № 23»

Отчёт по теме самообразования  «Формирование  у  детей дошкольного  возраста навыков  безопасного  поведения  через  ознакомление  с  ПДД».

                                                                             Воспитатель: Недведская

                                                                                                       Ирина Викторовна

2022г – 2023г

                                              Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

                                                Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

                                              Поехал в автобусе – он уже пассажир.

                                              И везде его подстерегает опасность.

 

 Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования.    

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Цель моей работы:

1.    Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

2. Создать оптимальные условия для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи:

 — Развивать и совершенствовать знания детей о правилах дорожного движения;

— Формировать навыки безопасного поведения на дороге и понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения;

— Обучать умению наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении;

— Повышать уровень знаний родителей по правилам дорожного движения, знакомить родителей с формами и методами обучения детей поведению на улице.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Наблюдения, прогулки.

3. НОД.

4. Игры: настольные, дидактические, строительные, подвижные.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного     поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Работа велась по таким  направлениям:

-обогащение предметно-развивающей среды (уголок безопасности в группе, макет «Перекресток», д/игры,

-информационный уголок для родителей.

- работа с детьми (беседы, игры и другое).

- работа с родителями (памятки, консультации

При изучении с детьми ПДД использовала   дидактические и настольно-печатные игры:   «Ловкий пешеход» ,  «Дорожные знаки»,  «Узнай дорожный знак»,  «Маленький пешеход» , развивающее лото «Транспорт» ; обучающие карточки: «Служебный транспорт», «Транспорт», « Правила маленького пешехода» .  Играли в сюжетно-ролевые «Дорожное движение», «Гараж», «Автопарк»; подвижные игры «Стоп», «Не ошибись». Был изготовлен макет «Перекресток», где дети активно играли.

Рассматривали:  макет светофора; тематические альбомы: «Виды транспорта», «Дорожные знаки»; рисунки со знаками: «Движение запрещено», «Опасность, «Поворот»; картины  с изображением грузовых и легковых автомобилей.

Также в нашей группе в течение года проходили беседы: «Виды светофоров и их назначение», «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?», «Запрещающие знаки» , «Поведение детей на дорогах и улицах», «Специальные транспортные  средства», «Правила перехода улиц и дорог»,  «Работа сотрудника ГИБДД», «Зачем нужен регулировщик?», «Информационно-указательных знаках», «Беседа о том, где можно и где нельзя играть», «Я и мой велосипед», «Виды дорожных знаков», «Беседа о правилах поведения в общественном транспорте».

Читали стихи по этой теме: «Для чего нам светофор" О. Арутина, «Бездельник светофор» С. Михалков , Михалков С. «Постовой», «Запрещается – разрешается» В. Семерин. Также  рассказ «Светофор»  Б. Житков, А. Дорохова «Влиятельная палочка», «Подземный переход» и т. д. рассматривали иллюстрации о ПДД, составляли рассказы по картинкам, решали различные ситуации о данной проблеме, отгадывали загадки по ПДД.

В течение всего года я старалась донести до каждого ребёнка, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок, обязан выполнять установленные правила, а так же формировали у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Для родителей были подготовлены  консультации  и памятки: «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют»,  «Дети и дорога», «Как сделать детей дисциплинированными ешеходами», «Зимние игры на улице: чем они опасны?», «Безопасность ребёнка в твоих руках!», «Улица – лучший учебник»; рекомендация для родителей: «Если, вы, купили ребёнку велосипед».

В результате такой работы, у детей повысились знания по ПДД. Дети узнали об основных источниках и видах опасности на улице, стали лучше ориентироваться в ПДД и освоили первоначальные навыки безопасного поведения на улицах города, знают дорожные знаки. Повысилась  активность родителей  к обеспечению безопасности дорожного движения

Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей выработаются твердые навыки культурного поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.  Привычка правильно ходить по улице станет  у детей нормой поведения.

 Более половины детей показали высокий уровень знаний о том, где и как можно безопасно переходить улицу. Называли все возможные способы перехода через дорогу: по «зебре», по сигналу светофора, через подземный и надземный переходы. Ребят знают о сигналах светофора,

       Подводя итоги своей работы, могу  сказать, что проделанная работа, дала определенный результат. Большое число детей дошкольного возраста имеют необходимые знания о правилах перехода через улицу и некоторые сведения о дорожных знаках.

Планомерная и систематическая работа взрослых с детьми, направленная на формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, внедряться в различные виды познавательной деятельности детей, а не время от времени.  

Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Литература:

1. Ф. С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005

2. Крутецкая В. А. Моя первая дорожная азбука в картинках. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

3. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое 12. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.

пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД», 1997.

4.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

5.. Интернет ресурсы.