3.2 Открытые уроки. Участие и проведение предметной недели
Открытые уроки. Участие и проведение предметной недели
№ п/п | Название открытого урока/мастер-класса | Дата проведения | Класс | Ссылка |
1. | «Имя существительное» (обобщение) (урок русского языка) | 11.04.2018 | 2 «А» | https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/01/16/imya_sushchestvitelnoe.pdf |
2. | «Образование и название трехзначных чисел» (урок математики) | 14.03.2019 | 3 «А» | https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/01/16/mat-ka._obrazovanie_trehznachnyh_chisel.pdf |
3. | «Коррекционные технологии в работе с детьми с нарушением зрения» (ОВЗ) | 25.04.2019 | ГМО | https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/01/17/gmo_uch.nach_.klassov._master-klass.pdf |
4. | «Наши подземные богатства» (урок окружающего мира) | 11.12.2019 | 4 «А» | https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/19/otkrytyy_urok.pdf |
5. | ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ внеурочной деятельности «Наедине с книгой» «УРОК ДОБРА» | 18.01.2019 | 3 "А" | https://nsportal.ru/user/1185164/page/otkrytye-uroki-uchastie-i-provedenie-predmetnoy-nedeli |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.pdf | 1.2 МБ |
imya_sushchestvitelnoe.pdf | 1.03 МБ |
mat-ka._obrazovanie_trehznachnyh_chisel.pdf | 1.06 МБ |
gmo_uch.nach_.klassov._master-klass.pdf | 2.78 МБ |
konspekt_uroka_zapis_tryohznachnyh_chisel.docx | 280.19 КБ |
nashi_podzemnye_bogatstva.doc | 75.5 КБ |
vnekl.zanyatie.docx | 32.83 КБ |
0dc97208c329a8d805e7d82d9afa2873_2.pptx | 497.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Образование и названия трёхзначных чисел»
(конспект открытого урока по математике в 3 «А» классе)
Учитель: Мендеева Б.В.
Дата проведения: 14.03.2019г.
Цели: познакомить с образованием, названиями и записью трёхзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи с пропорциональными величинами.
Формировать УУД:
- Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Внимательно посмотрите на девиз нашего урока:
«Учитесь … открывать!»(слайд 1)
- А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и прочитаете слово:
48 16 36 28 56
н т й а ы (тайны)
- Итак, запомните девиз нашего урока. Мы «Учимся тайны открывать!»
- Актуализация знаний.
- Устный счёт.
Чтобы привести ум в порядок проведём математическую разминку:
- набери множителями: 40, 56, 72, 18, 24, 66; (слайд №2)
-назовите 4 арифметических действия в математике (+,-.:.*);
- решение «Цепочек примеров»; (слайд №3)
- Молодцы! Ум в порядок привели, а теперь задачка: (слайд №4)
-Жуки скарабеи лепят из навоза шары массой 40 граммов. Масса самого жука составляет 1/20 от массы шара. Сколько весит жук?
- В классе 21 ученик. Сколько нужно двухместных парт, чтобы рассадить всех учеников?
- Минута чистописания.
На доске пословица: НЕ ИМЕЙ 100 РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ 100 ДРУЗЕЙ.
(число 100 закрыто)( слайд №5)
- Ребята, скажите с числами мы встречаемся только на математике? (нет)
- А где вы ещё встречали числа? (в устном народном творчестве: сказках, пословицах)
- Вот перед вами пословица и в ней пропущено число, попробуйте догадаться. Какое число пропущено?
-Верно, число 100.
-Прочитаем пословицу все вместе.
-Как вы понимаете её смысл?
-Как вы думаете, нужны друзья?
- Конечно. Друзья нужны, ведь как поётся в песне «.. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много…»
-Что вы знаете о числе 100?
- Сколько клеточек оно должно занять?
- Пропишите число 100.
100
- Самоопределение к деятельности.
- Продолжи высказывание:
- число, в записи которого одна цифра, называют… (однозначным)
- число, состоящее из двух цифр, называют… (двузначным)
- число, в записи которого три цифры, называют… (трёхзначным).
- приведите примеры однозначных чисел.
-приведите примеры двузначных чисел.
-приведите примеры трёхзначных чисел.
- Запишите числа, состоящее из: (слайд №6)
- 7единиц
- 6 десятков и 3 единицы
- 5 десятков
- 9 десятков 7 единиц
- 4 единиц
- 2 десятков
- 6 сотен 3 десятков 4 единиц (Самопроверка)
-Запись какого числа вызвала у вас затруднение? Почему?
-Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
(Записывать трёхзначные числа).
( выслушиваются мнения детей)(слайд №7)
Физ. Пауза для глаз (слайд №8)
- Работа по теме урока.
???????
2. Работа с доской.
*Рассмотрите, как записываются числа, представленные на каждом рисунке. Назови эти числа.( слайд №9)
*Прочитайте числа:
894, 809, 408, 900.(слайд №10)
Объясните, что обозначает каждая цифра в записи этих чисел.
Что обозначают нули в записи чисел?
3.Работа с учебником. №3 с. 44
-Выполните задание 1. (Взаимопроверка)
-Прочитайте числа в задании 2.(про себя, по цепочке вслух)
-Объясните , почему эти числа называются трёхзначными ? ( для их записи нужны три цифры).
-Сколько цифр потребуется для записи числа «тысяча»? (четыре)
- Отсчитаем вправо 4 клеточки. Что запишем на первом месте справа? (единицы)
- сколько единиц?(ноль)
(Я записываю на доске, дети в тетерадях)
- Что запишем на втором месте? (десятки)
-Сколько десятков?(ноль)
-Что запишет на третьем месте? (сотни)
-Сколько сотен? (ноль)
-Что запишем на четвёртом месте? (тысячи)
-Сколько тысяч? (одна).
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Работа по учебнику №4 с.44
(обучающиеся по цепочке выходят к доске и записывают числа. Ещё раз акцентирую внимание на роли нуля в записи чисел).
-Единицы какого разряда не могут отсутствовать в трёхзначном числе? (сотен).
- Самостоятельно прочитайте и запишите ёщё два числа
6 сот.0 дес. 2 ед.
9 сот.3 дес. 4 ед. (Взаимопроверка). ( слайд №11)
- Работа в парах.
Самопроверка в паре. (слайд №12)
- №6 с.45(слайд №13)
№7 с.45 самостоятельно.
- Повторение изученного материала.
-Хотите проверить чему научились?
Каждый ученик получает карточку (слайд №14)
Самопроверка на доске по эталону.
(слайд №15)
- Итог урока.
– Вернёмся к девизу урока. (Учитесь тайны открывать).
-Какую тайну математики открыли?
-Чему научились?(слайд №16)
- Рефлексия.(слайд №17)
- Сегодня я узнал (а)…….
- Было интересно….
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Мне захотелось ….
(слайд №18)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наши подземные богатства»
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по выявлению, осмыслению и усвоению характерных признаков полезных ископаемых в процессе овладения метапредметными универсальными учебными действиями.
Задачи урока:
Предметные задачи: способствовать
- формированию понимания обучающихся разнообразия полезных ископаемых; их свойств, значения для людей;
- развитию навыков определения свойств полезных ископаемых по характерным признакам, самостоятельному изучению основных особенностей подземных богатств;
- созданию благоприятных условий для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
Метапредметные задачи:
познавательные – создать условия формирования и развития умений самостоятельно добывать, отбирать, систематизировать и использовать информацию для решения поставленных задач и объяснения своей точки зрения;
- осуществлять действия сравнения, сопоставления, систематизации, выведения выводов и обобщений;
- формулировать и выражать свои мысли убедительно, опираясь на собранные доказательства;
регулятивные – предоставить возможности для формирования умений
- выдвигать, аргументировать и проверять гипотезы;
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить учебную задачу и планировать деятельность по ее достижению;
- осуществлять текущий контроль процесса своей деятельности и ее результата;
коммуникативные – способствовать развитию навыков сотрудничества в коллективной деятельности.
Личностные задачи:
- содействовать формированию ценностного отношения к процессу самостоятельного добывания знаний и осознанной активной позиции в осуществлении деятельности
Формировать УУД:
Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно, с чет, что не известно.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью.
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и не существенных)
Планируемый результат:
Предметные:
Знать – виды и свойства полезных ископаемых.
Уметь - использовать полученные знаний в практической деятельности.
Личностные: отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке; формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Ресурсы: Учебник: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; рабочая тетрадь “Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, презентация; компьютер, интерактивная доска, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины, ножницы, набор школьных мелков, мыло, кирпич, таблетки активированного угля, стакан.
№ | Ход урока | Слайды |
I. | Организационный этап. | |
Вот уже звенит звонок, | ||
II. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности | |
-Как вы думаете, кто эта Хозяйка, которая приглашает нас в свое царство? (Ящерица, а зовет она нас к себе в гости под землю). -Вспомните, в каком литературном произведении был такой персонаж? (Бажов «Малахитовая шкатулка». -Что же там интересного, под землей? (Подземные богатства - полезные ископаемые). « Ничего на свете нет богаче Недр земных, что нам принадлежат. С сотворенья мира, не иначе Эти клады под землей лежат. С. Щипачев - Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, набор школьных мелков, мыло, кирпич, таблетки активированного угля, стакан. Что объединяет эти товары? (Они созданы человеком и необходимы людям). -Из чего они сделаны? (Трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа). -Попробуйте сформулировать точнее. (Из полезных ископаемых). -Почему они так называются? (Их добывают глубоко под землей). - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе). -Вспомните, пожалуйста, где они добываются? (Они добываются глубоко под землей, являются нашим богатством, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства»). | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 | |
III. IV. V. VI. | Актуализация знаний. Постановка проблемы | |
1) Актуализация знаний -Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека? -Что такое полезные ископаемые? (Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве). -Какие полезные ископаемые вам известны? (Гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ). -В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых. 2) Постановка проблемы -Посмотрите на карту. Как вы думаете, что обозначают эти значки? - Какой значок, какое полезное ископаемое обозначает? - Почему значки стоят в определенном месте? - Почему густота их разная? - Можете ли вы ответить на эти вопросы? (Нет) -Ребята, посмотрите на карту! Как вы думаете, почему полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах? А, может быть, мы можем их поместить куда хотим? (Дети высказывают свое мнение) - Если на карте стоит значок, то, что это обозначает? (Здесь находятся полезные ископаемые) - Как вы думаете, как мы можем назвать место, где на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого? (Дети затрудняются ответить на вопрос) -Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение. -Как вы считаете, почему на карте густота условных обозначений полезных ископаемых разная? В одном месте один значок, а в другом – два и более? (Дети высказывают свое мнение) -Скажите, как вы считаете, как мы называем место, где много воды? (Если «зашли в тупик», то учитель сам называет слово «бассейн») БАССЕЙН – природные скопления полезных ископаемых, которые залегают на больших площадях. Презентация Каменный уголь Один из учащихся читает загадку Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. -Что это? -Как на карте обозначается каменный уголь? -Найдите на карте и покажите месторождения каменного угля. -Расскажите как добывают каменный уголь? -Что вы можете рассказать о труде шахтеров? -Разгадайте следующую загадку. Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимается ракета. Отгадайте, что же это. -Что представляет из себя нефть? -Каким значком обозначено на карте месторождение нефти? -Найдите и покажите на карте месторождения нефти. -Как добывают нефть? -Какие полезные ископаемые человек использует в строительстве? -С помощью условных обозначений карты найдите и покажите месторождения песка, глины, известняка. -Расскажите, как добывают строительные материалы. -О чем эта загадка? Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи... -Зачем человеку железная руда? -Покажите на карте месторождения железной руды. -О каком полезном ископаемом идет речь в следующей загадке? По трубе течет, -Если полезные ископаемые залегают глубоко под землей, то для их добычи бурят скважины. -Из скважин добывают грунтовые воды, нефть, природный газ. -Для транспортировки сооружают водопроводы, нефтепроводы и газопроводы. По железным дорогам перевозят в цистернах, по морям и океанам везут нефтеналивные танкеры. Росли на болоте растения, Стали топливом и удобрением. -Что это? (Торф) -Что вы можете рассказать о торфе? (Легкий, впитывает влагу, рыхлый, непрочный, хорошо горит. Образуется из остатков растений на болотах). -Где человек использует его? (Служит для удобрения полей, для подстилок скоту, для отапливания помещений). -А это что? Очень прочен и упруг, Строителям надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. -Вспомните, из чего состоит гранит. Физкультминутка «Добро» | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 | |
Первичное усвоение новых знаний -А сейчас вам предстоит выполнить следующее задание. -Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые лежат у вас на столах. -Дайте характеристику каменному углю и граниту по плану, который вы видите на интерактивной доске. -Подготовьтесь рассказать о своих результатах. План изучения свойств каменного угля
План изучения свойств гранита
| Слайд 17 | |
Первичная проверка понимания ( Ребята дают характеристику каменному углю и граниту, сравнивают их) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Тест «Наши подземные богатства» 1. Легкий, бесцветный – это…. а) песок; б) газ; в) торф. 2. К полезным ископаемым относятся... а) кирпич, бетон, бензин; б) станки, вазы, ножницы; в) нефть, газ, глина. 3. В строительстве используются... а) торф, железная руда, самоцветы; б) песок, глина, гранит; в) мрамор, каменный уголь, нефть 4. При помощи буровых установок добывают... а) нефть, природный газ; б) калийную соль, алмазы; в) мрамор, гранит. 5. Полезные ископаемые, обладающие горючими свойствами… а) глина, известняк, песок; б) железная руда, золото; в) каменный уголь, торф, нефть. - Проверим ответы теста и поставим себе оценки за урок… Для этого воспользуйтесь ключом к тесту: Ключ 1. б 2. в 3. б 4. а 5. в 5 – все ответов верны 4 – 1 ошибка 3 – 2 ошибки -Поднимите руки у кого 5? 4? 3?.. -Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. | ||
VII. | Информация о домашнем задании Дома прочитаете еще раз информацию о наших подземных богатствах и ответите на вопросы рубрики «Проверь себя» С.150-159, вопросы “Проверь себя”. | Слайд 19 |
VIII. | Рефлексия учебной деятельности на уроке -С какой проблемой мы столкнулись в самом начале урока? (Мы не знали, какими знаками на карте обозначаются полезные ископаемые) -О чем мы говорили на уроке? (О наших подземных богатствах) - На какой вопрос мы смогли дать ответ? (Подземные богатства очень важны для жизни человека, но их запасы исчерпаемы, поэтому нужно бережнее к ним относиться) - Что нового мы узнали? (Мы узнали о свойствах полезных ископаемых, об их месторождениях) - Дадим себе самооценку. Кто из вас работал сегодня «отлично»? Поднимите руки. А кто – «хорошо»? Понравился ли вам урок? Какое у вас настроение? | Слайд 20 |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №10 им В.А. Бембетова»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
внеурочной деятельности
«Наедине с книгой»
«УРОК ДОБРА»
3 «А» класс
Мендеева Булгун Валерьевна
Элиста
2019г.
Внеклассное занятие разработано для учеников 3 класса. Классные часы о доброте проводились часто.
Цель:
- формирование представлений учащихся об общечеловеческих качествах – доброте, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.
Задачи:
Воспитательная:
1) содействовать воспитанию доброты, неравнодушного отношения к окружающему миру и толерантному отношению к детям и взрослым ;
Познавательная:
2) формировать знания о понятиях добро, равнодушие, благотворительность;
Развивающая:
3) создать условия для развития взаимоуважения, вежливого обращения к окружающим.
УУД:
Личностные: находить способ увлечь детей знаниями; осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: планировать и контролировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать и высказывать свою точку зрения; задавать вопросы; аргументировать свою позицию; уметь вступать в диалог.
Познавательные: включение детей в открытие новых знаний; использование развивающих заданий; использование интерактивных возможностей ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, книга В. Драгунского «Денискины рассказы», сказка «Яблоко» Д. Лукич ( перевод с сербского Е. Покрамович), карточки для работы по группам, грамзапись «Песня кота Леопольда» «Дорогою добра».
Ход занятия:
-Ребята, послушайте запись и попробуйте предположить, о чём мы сегодня будем говорить.
(Звучит грамзапись песня кота Леопольда. «Если добрый ты»)
-Предположите тему нашего занятия.
(Дети высказывают свои предположения)
-Правильно. Тема нашего занятия-доброта.СЛАЙД 1
Сегодня мы проведём с вами «Урок добра». СЛАЙД 2
Работать мы будем в группах.
-Как вы понимаете слово «добро»? Обсудите в группе.
-Вот какое определение слову «добро» дал Ожегов.СЛАЙД 3
-Человек, который делает добро, он какой?
-Назовите антоним к слову : добрый.
- На слайде вы видите качества характера человека.СЛАЙД 4
Давайте попробуем разобраться: что же плохо, что хорошо.
Разделите слова на группы : зло , добро. (Работа в группах)
-Что у нас получилось ? СЛАЙД 5
-Какой вывод можно сделать?
-Ребята, а как вы думаете : нужно ли нам разговаривать на эту тему?
-Да , в нашей жизни встречаются не добрые поступки.
-Когда человеку сделали зло, человек плохо себя чувствует.
-Были ли в вашей жизни моменты, когда вам делали зло?
-Вспомните, делали ли вы в своей жизни добрые поступки?
-А что значит «добрый поступок»?слайд 6
-Я предлагаю вам вспомнить рассказ Драгунского «Кот в сапогах». Дети приготовили нам инсценировку отрывка из этого произведения.
(Инсценировка отрывка из рассказа Драгунского «Кот в сапогах» Приложение 1)
-Скажите, каким был по –вашему мнению Мишка? Почему?
- А Дениска?
-Выскажите свои мнения по этому рассказу.
(Добро возвращается добром, а зло-злом.)
-Я хочу прочитать вам сказку сербского автора Д. Лукича «Яблоко». А вы подумайте, почему я взяла её на наш занятие.(Приложение 2)
(Всегда нужно думать о других людях, чтобы им было рядом с вами хорошо.)
-У вас на партах лежат карточки с имена сказочных героев. Разделите их на две группы: совершающие добро и совершающие зло.
(Баба Яга, Василиса Прекрасная, Иван-царевич. Кощей Бессмертный, Белоснежка, Царица – мачеха, Айболит, Бармалей и т.п.) Приложение 3
-Докажите своё мнение.
-Можно ли научиться делать добрые поступки? Давайте попробуем поработать в группах и поищем вместе выход из предложенных ситуаций.
Работа в группах. Приложение 4
Ситуация 1. У Димы друзей не было. Да и зачем они, когда он сам себя развеселить может? И делал он это так: примотает к одному концу веревки консервную банку, а другой конец привяжет к лапе кошки и как свистнет. Кошка бежит как шальная! А Диме весело.
Подскажите Диме, как исправить причинённое зло.
Ситуация 2. До чего же Вася не любил жадин!
Попросил на контрольной по математике у Ивановой списать, а она ему говорит, что сама ещё не решила. У Васи из-за неё «двойка».Жадин надо учить! После уроков подкараулил он Иванову и отколотит хорошенько, чтобы неповадно было.
Можно ли назвать поступок Васи злым? Помогите Васе разобраться. Ситуация 3. У Гали был вредный сосед. Всё время ворчал. Надоело это Гале и её подружкам.Однажды они привязали к входной двери подъезда верёвку и сами, спрятавшись, стали поджидать соседа, который возвращался из магазина с полным пакетом.Как только он потянулся к дверной ручке, веревку дернули. Дверь ударила мужчину прямо по лицу, а все продукты рассыпались.
Можно ли действия девочек отнести к злым поступкам и, если «да», то как все исправить?
-Давайте вместе подумаем: как строить свою жизнь, чтобы она приносила радость другим? Слайд7 Я назвала слайд «Моя жизнь» Вы согласны со мной?
помогать слабым и больным
- быть внимательным к людям
- беречь природу
- быть вежливым
- уважать старших
- беречь родных и близких
-Ребята, объясните пословицу «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе».слайд 8
Главное волшебство – доброта. Доброта ,что солнце говорят в народе. Добрые поступки нужны в сказке, нужны в жизни.
Доброта живет в каждом из нас. Где же? Покажите. Да, она живет в душе, в сердце. Дорога добра ведет от сердца к сердцу. Пусть дорогу добра освещает доброта вашего сердца.
Добрым быть совсем непросто,
Доброта не зависит от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Добрых людей , как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают.
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые-щедро больным помогают,
Добрые дарят тепло и уют,
Добрые в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.
Звучит песня «Дорогами добра» Слайд 11
Приложение 1
Денискины рассказы: Кот в сапогах
– Мальчики и девочки! – сказала Раиса Ивановна. – Вы хорошо закончили эту четверть. Поздравляю вас. Теперь можно и отдохнуть. На каникулах мы устроим утренник и карнавал. Каждый из вас может нарядиться в кого угодно, а за лучший костюм будет выдана премия, так что готовьтесь. – И Раиса Ивановна собрала тетрадки, попрощалась с нами и ушла.
И когда мы шли домой, Мишка сказал:
– Я на карнавале буду гномом. Мне вчера купили накидку от дождя и капюшон. Я только лицо чем-нибудь занавешу, и гном готов. А ты кем нарядишься?
– Там видно будет.
И я забыл про это дело. Потому что дома мама мне сказала, что она уезжает в санаторий на десять дней и чтоб я тут вел себя хорошо и следил за папой. И она на другой день уехала, а я с папой совсем замучился. То одно, то другое, и на улице шел снег, и все время я думал, когда же мама вернется. Я зачеркивал клеточки на своем календаре.
И вдруг неожиданно прибегает Мишка и прямо с порога кричит:
– Идешь ты или нет?
Я спрашиваю:
– Куда?
Мишка кричит:
– Как – куда? В школу! Сегодня же утренник, и все будут в костюмах! Ты что, не видишь, что я уже гномик?
И правда, он был в накидке с капюшончиком.
Я сказал:
– У меня нет костюма! У нас мама уехала.
А Мишка говорит:
– Давай сами чего-нибудь придумаем! Ну-ка, что у вас дома есть почудней? Ты надень на себя, вот и будет костюм для карнавала.
Я говорю:
– Ничего у нас нет. Вот только папины бахилы для рыбалки.
Бахилы – это такие высокие резиновые сапоги. Если дождик или грязь – первое дело бахилы. Нипочем ноги не промочишь.
Мишка говорит:
– А ну надевай, посмотрим, что получится!
Я прямо с ботинками влез в папины сапоги. Оказалось, что бахилы доходят мне чуть не до подмышек. Я попробовал в них походить. Ничего, довольно неудобно. Зато здорово блестят. Мишке очень понравилось. Он говорит:
– А шапку какую?
Я говорю:
– Может быть, мамину соломенную, что от солнца?
– Давай ее скорей!
Достал я шляпу, надел. Оказалось, немножко великовата, съезжает до носа, но все-таки на ней цветы.
Мишка посмотрел и говорит:
– Хороший костюм. Только я не понимаю, что он значит?
Я говорю:
– Может быть, он значит «мухомор»?
Мишка засмеялся:
– Что ты, у мухомора шляпка вся красная! Скорей всего, твой костюм обозначает «старый рыбак»!
Я замахал на Мишку: – Сказал тоже! «Старый рыбак»!.. А борода где?
Тут Мишка задумался, а я вышел в коридор, а там стояла наша соседка Вера Сергеевна. Она, когда меня увидела, всплеснула руками и говорит:
– Ох! Настоящий кот в сапогах!
Я сразу догадался, что значит мой костюм! Я – «Кот в сапогах»! Только жалко, хвоста нет! Я спрашиваю:
– Вера Сергеевна, у вас есть хвост?
А Вера Сергеевна говорит:
– Разве я очень похожа на черта?
– Нет, не очень, – говорю я. – Но не в этом дело. Вот вы сказали, что этот костюм значит «Кот в сапогах», а какой же кот может быть без хвоста? Нужен какой-нибудь хвост! Вера Сергеевна, помогите, а?
Тогда Вера Сергеевна сказала:
– Одну минуточку…
И вынесла мне довольно драненький рыжий хвостик с черными пятнами.
– Вот, – говорит, – это хвост от старой горжетки. Я в последнее время прочищаю им керогаз, но, думаю, тебе он вполне подойдет.
Я сказал «большое спасибо» и понес хвост Мишке.
Мишка, как увидел его, говорит:
– Давай быстренько иголку с ниткой, я тебе пришью. Это чудный хвостик.
И Мишка стал пришивать мне сзади хвост. Он шил довольно ловко, но потом вдруг ка-ак уколет меня!
Я закричал:
– Потише ты, храбрый портняжка! Ты что, не чувствуешь, что шьешь прямо по живому? Ведь колешь же!
– Это я немножко не рассчитал! – И опять как кольнет!
– Мишка, рассчитывай получше, а то я тебя тресну!
А он:
– Я в первый раз в жизни шью!
И опять – коль!..
Я прямо заорал:
– Ты что, не понимаешь, что я после тебя буду полный инвалид и не смогу сидеть?
Но тут Мишка сказал:
– Ура! Готово! Ну и хвостик! Не у каждой кошки есть такой!
Тогда я взял тушь и кисточкой нарисовал себе усы, по три уса с каждой стороны – длинные-длинные, до ушей!
И мы пошли в школу.
Там народу было видимо-невидимо, и все в костюмах. Одних гномов было человек пятьдесят. И еще было очень много белых «снежинок». Это такой костюм, когда вокруг много белой марли, а в середине торчит какая-нибудь девочка.
И мы все очень веселились и танцевали.
И я тоже танцевал, но все время спотыкался и чуть не падал из-за больших сапог, и шляпа тоже, как назло, постоянно съезжала почти до подбородка.
А потом наша вожатая Люся вышла на сцену и сказала звонким голосом:
– Просим «Кота в сапогах» выйти сюда для получения первой премии за лучший костюм!
И я пошел на сцену, и когда входил на последнюю ступеньку, то споткнулся и чуть не упал. Все громко засмеялись, а Люся пожала мне руку и дала две книжки: «Дядю Степу» и «Сказки-загадки». Тут Борис Сергеевич заиграл туш, а я пошел со сцены. И когда сходил, то опять споткнулся и чуть не упал, и опять все засмеялись.
А когда мы шли домой, Мишка сказал:
– Конечно, гномов много, а ты один!
– Да, – сказал я, – но все гномы были так себе, а ты был очень смешной, и тебе тоже надо книжку. Возьми у меня одну.
Мишка сказал:
– Не надо, что ты!
Я спросил:
– Ты какую хочешь?
– «Дядю Степу».
И я дал ему «Дядю Степу».
А дома я скинул свои огромные бахилы, и побежал к календарю, и зачеркнул сегодняшнюю клеточку. А потом зачеркнул уж и завтрашнюю.
Посмотрел – а до маминого приезда осталось три дня!
Приложение 2
Д. Лукич
(перевод с сербского Е. Покрамович)
Яблоко
Росло на холме дерево. На дереве висело красивое яблоко. Пришёл вор. Влез вор на дерево и только хотел сорвать яблоко, как ветка качнулась и яблоко сказало:
- А я не для тебя!
Упало яблоко на землю и покатилось в горы.
Увидали яблоко пастухи на лесной полянке.
- Смотрите, какое красивое яблоко! — закричали они и бросились к нему.
Стали пастухи ссориться: кто первый увидел яблоко.
- А я не для вас! — сказало яблоко, повернулось и покатилось дальше.
Катилось оно, катилось и наткнулось на двух путников. Каждый из них подумал: «Какое красивое яблоко! Только бы оно досталось мне!»
Но яблоко сказало:
- А я не для вас!
Свернуло яблоко с дороги и покатилось через лужайку. На лужайке спал маленький мальчик, а рядом сидела девочка и сторожила его сон. Увидела она яблоко и сказала:
- Что за яблоко! Какое красивое! Разбужу-ка я брата и угощу его.
Засмеялось яблоко:
- Да, да! Я как раз для вас! — И покатилось девочке прямо на колени.
Приложение 3
Баба Яга
Василиса Прекрасная
Иван-царевич
Кощей Бессмертный
Белоснежка
Царица
мачеха
Айболит
Бармалей
Приложение 4
Ситуация 1. У Димы друзей не было. Да и зачем они, когда он сам себя развеселить может? И делал он это так: примотает к одному концу веревки консервную банку, а другой конец привяжет к лапе кошки и как свистнет. Кошка бежит как шальная! А Диме весело.
Подскажите Диме, как исправить причинённое зло.
Ситуация 2. До чего же Вася не любил жадин!
Попросил на контрольной по математике у Ивановой списать, а она ему говорит, что сама ещё не решила. У Васи из-за неё «двойка».Жадин надо учить! После уроков подкараулил он Иванову и отколотит хорошенько, чтобы неповадно было.
Можно ли назвать поступок Васи злым? Помогите Васе разобраться. Ситуация 3. У Гали был вредный сосед. Всё время ворчал. Надоело это Гале и её подружкам.Однажды они привязали к входной двери подъезда верёвку и сами, спрятавшись, стали поджидать соседа, который возвращался из магазина с полным пакетом.Как только он потянулся к дверной ручке, веревку дернули. Дверь ударила мужчину прямо по лицу, а все продукты рассыпались.
Можно ли действия девочек отнести к злым поступкам и, если «да», то как все исправить?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С. И. Ожегов Добро-всё положительное,хорошее , полезное.
Уважение Зависть Ненависть Любовь Верность Прощение Грубость Доброта
зло н енависть г рубость з ависть добро л юбовь п рощение в ерность уважение
МОЯ ЖИЗНЬ помогать слабым и больным - быть внимательным к людям - беречь природу - быть вежливым - уважать старших - беречь родных и близких
Тот , кто делает добро другому, делает добро самому себе».
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ Оказание материальной помощи частными лицами
Добрым быть совсем непросто, Доброта не зависит от роста, Доброта приносит людям радость, И взамен не требует награды.