Статья " Нравственное воспитание на уроках английского языка"

Давыдова Людмила Валентиновна

Обществн нужны не только знания,умения и навыки,которые приобретают наши учащиеся в школе, но и владение законами нравственными...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Нравственное воспитание   на уроках иностранного языка.

    Учитель английского языка ГБОУ лицей №533 г.Санкт-Петербург

                                                                   Давыдова Л.В.

«Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное»

В.Г.Белинский.

                                               

Школьная жизнь, с ее уроками, оценками, домашними заданиями и контрольными  работами, кажущаяся такой важной пока ты учишься, забывается так же быстро, как и даты, формулы, схемы. Увы! Наши ученики начинают самостоятельную жизнь, пытаясь разобраться, осознать, понять, принять законы, правила, нормы поведения по которым живет общество, частицей которого они являются. Становится понятным ,  что обществу нужны не только знания,  которые приобретаются в школе по самым разным предметам,  не только навыки и умения,   сформированные в стенах школы, но и владение законами нравственными, так как именно на нравственности основывается поведение людей и невозможно представить человеческое общество на любом историческом этапе  без нравственных норм.  

Понятие  нравственности как духовного  состояния человека и общества включает в себя общечеловеческие ценности, которые представляют собой очень конкретные формы общественной жизни по законам демократии, идеалам гуманизма, идеям воспитания социально ответственной и творческой личности.  Именно такая личность востребована обществом сегодня, хотя 21 век изменил жизненные приоритеты людей, сместил духовно-нравственные ценности. Учителя как никто другой замечают демонстрацию эгоизма и индивидуализма, игнорирование мнения учителей и родителей, опыта предыдущих поколений, рост сексуальной ориентации, приоритет материальных ценностей над духовными. Неудивительно, что воспитание нравственной  личности стало одной из важнейших целей общества и роль школы в этом процессе переоценить нельзя.

« Нам нужны школы,  которые не просто учат, что чрезвычайно важно,  но и школы, которые воспитывают личность,  граждан страны, впитывающих ее ценности, историю и традиции, людей с  широким кругозором,  обладающих высокой внутренней  культурой,  способных  творчески и самостоятельно мыслить.» Эти слова президента В.Путина в послании Федеральному собранию следует  рассматривать как программу действия  по духовно-нравственному воспитанию   школьников.  Речь идет о тех составляющих, которые формируют нравственный  облик  человека, а процесс формирования нравственных качеств  происходит везде и всегда: на уроках, во внеурочной деятельности,  в музее, в походе, дома и в путешествии.

Какими же мы хотим видеть сегодняшних и будущих членов общества? Какие  общечеловеческие ценности должны осознать наши ученики, какие нравственные понятия мы должны сформировать у учащихся?

Я работаю учителем английского языка в государственной общеобразовательной школе лицее № 533 города Санкт-Петербурга ( в этом 2013-2014 учебном году я работаю с учащимися 8,9,11 классов) и хочу рассказать о возможностях своего предмета в решении такой важной задачи как духовно-нравственное воспитание школьников, о потенциале учебных уроков иностранного языка в воспитании  нравственной личности, хотя многие убеждены, что формирование определенных взглядов, мировоззрения, убеждений  и качеств личности является прерогативой учителей по предметам гуманитарного цикла таких как  литература, история, обществознание и,  конечно, классных руководителей.

Во-первых, несколько слов об учебнике. В учебном процессе учебник осуществляет одновременно образовательную, воспитательную и развивающую функции, поэтому вопрос выбора учебно-методического комплекта всегда актуален. Учителя английского языка в лицее используют учебники по английскому языку предметной линии « Английский в фокусе» издательства

« Просвещение» из федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.  

В учебниках для учащихся 11 класса в каждом модуле встречаются отрывки из литературных произведений таких писателей как О.Уайльд, М.Твен, Р.Киплинг, Д.Свифт и некоторых других. В процессе работы над текстом обязательно идет обсуждение поступков героев, их человеческих качеств, учащиеся имеют возможность дать оценку ситуации, которая описывается в рассказе. На таких уроках  вспоминается, какие русские авторы поднимали схожие проблемы, описывали типичные жизненные ситуации. Если в учебнике отсутствуют такие «литературные» уголки,  можно использовать возможности домашнего чтения. Литературные произведения, на каком бы языке они не были написаны, всегда дают представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, воспитывают умение сопереживать, сочувствовать другим людям, стремление помогать, быть внимательным к окружающим.

Еще один пример из учебников для учащихся 8 и 9 классов. В каждом модуле есть странички, которые называются «Culture corner» (эта страничка содержит страноведческий материал) и «Sportlight on Russia» (страничка  с материалом  о России). Учебник дает возможность учащимся составить представление о стране, язык которой они изучают, узнать  географическое положение, крупнейшие города, столицы, политическое устройство, учебник знакомит с историей, традициями, обычаями Англии или Америки. В то же время учащиеся имеют возможность еще раз обратиться к материалу о своей родной стране: о знаменитых людях, достопримечательностях, российских компаниях, праздниках. В каждом модуле учебников предлагаются задания по созданию проектов на самые разные темы: «Лучшие университеты твоей страны», «Национальные костюмы России», « Памятники в опасности»,  «Живая природа России», «Знаменитые писатели твоей страны» и  т.д.,  что  развивает навыки самостоятельной работы с информацией, развивает  исследовательские учебные действия и дает возможность  осветить  разные стороны жизни  в России ,  сравнить их с жизнью в другой стране, сопоставить культурные отличия России и страны изучаемого языка. На уроке при изучении тем  именно учитель  направляет внимание  учащихся на российские проблемы  и  показывает достижения и успехи России в различных областях деятельности, таких как  космические технологии, спорт, культура, искусство, наука, приводя в пример выдающихся людей страны. Именно так и приходит осознание и осмысление роли России в современном глобальном мире, формирование и развитие национального самосознания, гордости и уважения к своему Отечеству, уважения к своему историческому наследию, воспитанию патриотизма, чувства долга перед Родиной.

Нравственное воспитание возможно на любом уроке, если не относиться к вопросу формально. Воспитательный аспект урока включает широкий спектр задач по развитию нравственных чувств, формированию нравственного поведения и долг учителя эти задачи решить.

Литература

1.Государев Н.А.Психология и педагогика : учебное пособие. -М.: «Ось-89»,2013.

2.Государственный стандарт начального общего, основного среднего и среднего (полного) образования. Английский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М.:Вентана-Граф,2008.

3.Многообразие как возможность. Этно-педагогические аспекты работы в современной школе: методическое пособие. – Санкт-Петербург. АППО,2011.

4. Нравственное воспитание в средней школе/составитель И.А.Тисленкова.-Волгоград: Учитель,2007.

5.Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов/ Авт.-сост.А.А.Литвинова. - Волгоград:Учитель,2004.

                                                       Л.В.Давыдова,

                                                       учитель английского языка ГБОУ

                                                       лицей №533 ,Санкт-Петербург