Статья " Нравственное воспитание на уроках английского языка"
Обществн нужны не только знания,умения и навыки,которые приобретают наши учащиеся в школе, но и владение законами нравственными...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание на уроках иностранного языка.
Учитель английского языка ГБОУ лицей №533 г.Санкт-Петербург
Давыдова Л.В.
«Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное»
В.Г.Белинский.
Школьная жизнь, с ее уроками, оценками, домашними заданиями и контрольными работами, кажущаяся такой важной пока ты учишься, забывается так же быстро, как и даты, формулы, схемы. Увы! Наши ученики начинают самостоятельную жизнь, пытаясь разобраться, осознать, понять, принять законы, правила, нормы поведения по которым живет общество, частицей которого они являются. Становится понятным , что обществу нужны не только знания, которые приобретаются в школе по самым разным предметам, не только навыки и умения, сформированные в стенах школы, но и владение законами нравственными, так как именно на нравственности основывается поведение людей и невозможно представить человеческое общество на любом историческом этапе без нравственных норм.
Понятие нравственности как духовного состояния человека и общества включает в себя общечеловеческие ценности, которые представляют собой очень конкретные формы общественной жизни по законам демократии, идеалам гуманизма, идеям воспитания социально ответственной и творческой личности. Именно такая личность востребована обществом сегодня, хотя 21 век изменил жизненные приоритеты людей, сместил духовно-нравственные ценности. Учителя как никто другой замечают демонстрацию эгоизма и индивидуализма, игнорирование мнения учителей и родителей, опыта предыдущих поколений, рост сексуальной ориентации, приоритет материальных ценностей над духовными. Неудивительно, что воспитание нравственной личности стало одной из важнейших целей общества и роль школы в этом процессе переоценить нельзя.
« Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность, граждан страны, впитывающих ее ценности, историю и традиции, людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.» Эти слова президента В.Путина в послании Федеральному собранию следует рассматривать как программу действия по духовно-нравственному воспитанию школьников. Речь идет о тех составляющих, которые формируют нравственный облик человека, а процесс формирования нравственных качеств происходит везде и всегда: на уроках, во внеурочной деятельности, в музее, в походе, дома и в путешествии.
Какими же мы хотим видеть сегодняшних и будущих членов общества? Какие общечеловеческие ценности должны осознать наши ученики, какие нравственные понятия мы должны сформировать у учащихся?
Я работаю учителем английского языка в государственной общеобразовательной школе лицее № 533 города Санкт-Петербурга ( в этом 2013-2014 учебном году я работаю с учащимися 8,9,11 классов) и хочу рассказать о возможностях своего предмета в решении такой важной задачи как духовно-нравственное воспитание школьников, о потенциале учебных уроков иностранного языка в воспитании нравственной личности, хотя многие убеждены, что формирование определенных взглядов, мировоззрения, убеждений и качеств личности является прерогативой учителей по предметам гуманитарного цикла таких как литература, история, обществознание и, конечно, классных руководителей.
Во-первых, несколько слов об учебнике. В учебном процессе учебник осуществляет одновременно образовательную, воспитательную и развивающую функции, поэтому вопрос выбора учебно-методического комплекта всегда актуален. Учителя английского языка в лицее используют учебники по английскому языку предметной линии « Английский в фокусе» издательства
« Просвещение» из федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
В учебниках для учащихся 11 класса в каждом модуле встречаются отрывки из литературных произведений таких писателей как О.Уайльд, М.Твен, Р.Киплинг, Д.Свифт и некоторых других. В процессе работы над текстом обязательно идет обсуждение поступков героев, их человеческих качеств, учащиеся имеют возможность дать оценку ситуации, которая описывается в рассказе. На таких уроках вспоминается, какие русские авторы поднимали схожие проблемы, описывали типичные жизненные ситуации. Если в учебнике отсутствуют такие «литературные» уголки, можно использовать возможности домашнего чтения. Литературные произведения, на каком бы языке они не были написаны, всегда дают представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, воспитывают умение сопереживать, сочувствовать другим людям, стремление помогать, быть внимательным к окружающим.
Еще один пример из учебников для учащихся 8 и 9 классов. В каждом модуле есть странички, которые называются «Culture corner» (эта страничка содержит страноведческий материал) и «Sportlight on Russia» (страничка с материалом о России). Учебник дает возможность учащимся составить представление о стране, язык которой они изучают, узнать географическое положение, крупнейшие города, столицы, политическое устройство, учебник знакомит с историей, традициями, обычаями Англии или Америки. В то же время учащиеся имеют возможность еще раз обратиться к материалу о своей родной стране: о знаменитых людях, достопримечательностях, российских компаниях, праздниках. В каждом модуле учебников предлагаются задания по созданию проектов на самые разные темы: «Лучшие университеты твоей страны», «Национальные костюмы России», « Памятники в опасности», «Живая природа России», «Знаменитые писатели твоей страны» и т.д., что развивает навыки самостоятельной работы с информацией, развивает исследовательские учебные действия и дает возможность осветить разные стороны жизни в России , сравнить их с жизнью в другой стране, сопоставить культурные отличия России и страны изучаемого языка. На уроке при изучении тем именно учитель направляет внимание учащихся на российские проблемы и показывает достижения и успехи России в различных областях деятельности, таких как космические технологии, спорт, культура, искусство, наука, приводя в пример выдающихся людей страны. Именно так и приходит осознание и осмысление роли России в современном глобальном мире, формирование и развитие национального самосознания, гордости и уважения к своему Отечеству, уважения к своему историческому наследию, воспитанию патриотизма, чувства долга перед Родиной.
Нравственное воспитание возможно на любом уроке, если не относиться к вопросу формально. Воспитательный аспект урока включает широкий спектр задач по развитию нравственных чувств, формированию нравственного поведения и долг учителя эти задачи решить.
Литература
1.Государев Н.А.Психология и педагогика : учебное пособие. -М.: «Ось-89»,2013.
2.Государственный стандарт начального общего, основного среднего и среднего (полного) образования. Английский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. М.:Вентана-Граф,2008.
3.Многообразие как возможность. Этно-педагогические аспекты работы в современной школе: методическое пособие. – Санкт-Петербург. АППО,2011.
4. Нравственное воспитание в средней школе/составитель И.А.Тисленкова.-Волгоград: Учитель,2007.
5.Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов/ Авт.-сост.А.А.Литвинова. - Волгоград:Учитель,2004.
Л.В.Давыдова,
учитель английского языка ГБОУ
лицей №533 ,Санкт-Петербург