Педагогам

Панченко Надежда Васильевна

Эта страничка  сайта только начинает наполняться  материалами для педагогов.Конспекты занятий, развивающие игры,  сценарии, методические разработки для детского сада будут появляться на странице постепенно.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Рассказывание детям украинской народной сказки «Рукавичка»

В группе общеразвивающей направленности 3-4 лет.

Задачи:

Познакомить детей с новой сказкой, учить запоминать героев и инсценировать отрывки. Формировать грамматический строй речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение друг к другу.

                                                            Ход  ООД:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать?

Воспитатель: Шерсть у него лохматая , густая. Он косолапый, громко рычит. Кто это?

Дети: Медведь

Воспитатель: Правильно, это медведь.

Воспитатель: Покажите, как он ходит?

Дети показывают.

Воспитатель: А теперь послушайте еще загадку?

Дети: кошка

Воспитатель: Отгадали молодцы. А теперь покажите, как кошка умывается?

Дети показывают.

Воспитатель показывает детям картинку, на ней новый персонаж- кабан-клыкан обращает внимание на клыки зверя: Это кабан, а в сказке, которую я вам расскажу, его называют кабан -клыкан . Кабан похож свинью, он живет в лесу. Это не домашнее  животное, а дикий зверь. Кабан ворчит, как свинья: хрю, хрю, хрю.

Как ворчит покажите?

Дети: Хрю,хрю,хрю.

Воспитатель: В этой сказке живет и мышка, но не норушка, а поскребушка. Видно она все время  скребется.

Дети изображают, как мышка скребется.

Воспитатель: А медведь в этой сказке разговаривает необычно-гу-гу-гу

Дети воспроизводят звукоподражание гу-гу-гу.

Воспитатель: Ребята, эти животные не зря к нам пришли, они хотят, чтобы о них сказку рассказали. Сегодня я расскажу вам сказку, которая называется «Рукавичка»

Физминутка: Лесные жители.

Далее педагог показывает большую узорчатую варежку.

Воспитатель: Давайте играть в сказку. Я буду мышкой-поскребушкой. А кто будет?...

Распределение ролей. Учитывать произношение звуков ш,ч,с.

На роли кабана и медведя взять более разговорчивых и инициативных детей.

Воспитатель: А кто к нам сегодня в гости приходил?

Дети: медведь, кошка, мышка- поскребушка, кабан-клыкан.

Воспитатель: Как называлась сказка?

Дети: « Рукавичка»

Воспитатель: Как мы помогли героям?..

Дети: Мы позаботились о них.

Воспитатель: Как назвать нас можно?

Дети: Мы настоящие друзья.

Воспитатель: Спасибо ребята вам, за помощь героям, вы меня очень порадовали.

                   А это чья варежка? Что в ней?

( Дети несут большую варежку, а там чупа-чупсы )

Воспитатель: Это вас герои сказки за заботу о них благодарят.

.           



Предварительный просмотр:

Мастер – класс

для педагогов по теме:

«Формирование экономических представлений  старших дошкольников посредством сюжетно –дидактических игр».

« Путешествие в лес».

(Образовательные области: здоровье, физическая культура, познание, коммуникация, социализация, безопасность, художественное творчество).  

Цель мастер – класса:

Путем рассуждений и через игровые моменты ввести понятие « потребности» человека, животного; воспитывать чувство любви к окружающим людям, животным, желание заботится о них.

Цель:

Уточнить знания детей о  потребностях человека,  животного, уточнить одинаковые потребности человека и животного (общение, еда, вода, одежда, лекарство, обувь, безопасность жизни и здоровья, жилье и др.); тренировать умение выбирать предметы, необходимые в конкретных условиях; развивать познавательную активность;

Задачи: 

Формировать положительное отношение к самому себе, к окружающему миру, пополнять знания детей о разнообразии потребностей жизненно важных для людей, животных; развитие творческих способностей и воображения детей, их способности участвовать в дискуссиях, выслушивать мнение другого; вежливо отстаивать свою точку зрения.

Материалы, оборудование:

Листы бумаги, карандаши, картинки с изображением транспорта, природы Севера, Африки, леса, массажные коврики, картинки с изображением животных, магнитофон.

Предварительная работа:

Беседа о видах транспорта, о диких животных, чтение сказок, разучивание физминутки.

Ход ООД:

-Здравствуйте , дети! Сегодня замечательная погода! Светит солнышко! Я предлагаю вам отправиться в путешествие! Вы любите путешествовать? Ответьте на чем можно путешествовать? (ответы)

-Мы отправимся путешествовать пешком потому, что ходить пешком очень полезно для здоровья, и мы не засоряем окружающую среду.

 -«Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь» - предлагаю разделится на 2 команды , одна будет готовится в путешествие на Север, другая – в Африку ; нарисовать 6 необходимых предметов для путешествия (обсуждение ответов детей – для чего эти предметы? Зачем?)

-Мы с вами уточнили потребности человека  необходимые в тех условиях , в которые мы попадаем.

-А сегодня мы отправляемся  путешествовать в  лес ( выполняется физминутка с массажными ковриками).

Обратите внимание на дереве какой то листок (читаем что написано на нем)

«Ищу дом –крепкий , надежный, уютный и небольшой, чтобы всегда можно было  носить его с собой»  - Кто написал это объявление? Как вы догадались?

( предлагается игра «Выбери дом для черепахи» ; Зачем ей нужен такой дом?, Что ещё ей нужно для жизни? Вспомните каким словом все это можно назвать? -Потребности).

-Назовите одинаковые потребности человека и животных.(ответы детей, обсуждение)

-Отгадайте загадки и скажите о каких потребностях в них идёт речь (загадки о верблюде, о медведе, о белке). Проводится беседа о потребностях животных в отгаданных загадках. А затем проводится игра «Накорми  животное».

- вспомним сказку «Теремок» (инсценировка сказки). Проводится беседа о потребностях по сюжету сказки.

-Вспомните , в каких сказках говорится о потребностях животных? (ответы детей : «Три поросенка », «Лиса и заяц», «Два жадных медвежонка» и т.д.).

-Мы с вами долго путешествовали и у нас возникла потребность в отдыхе, поэтому мы возвращаемся в детский сад. Что вам понравилось в путешествии? Что узнали нового? ( ответы детей).

Если вам понравилось путешествие выберите «солнышко» , а если не понравилось – «тучку». В любом случае  - огромное спасибо вам за любознательность, трудолюбие .

                                                           



Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование речи дошкольников младшего  возраста»

В группе общеразвивающей направленности 3-4 лет

Цель:

Учить правильно по смыслу  называть качества предметов, закреплять в активном словаре названия детенышей животных; учить дифференцировать на слух близкие по звучанию слова, менять высоту голоса (произнесение звукоподражаний на низких и высоких тонах).

Оборудование:

настольный театр «Репка», игрушки: кошка, котенок, мышка, медвежонок; магнитофон.

Предварительная работа:

изготовление настольного театра, чтение сказки, отгадывание загадок.

Ход занятия:

            Дети стоят полукругом. Мишка обращается к детям.

Мишка: «Здравствуйте, дети!»

Дети: «Здравствуй, Мишка!»

Мишка: «А вы хотите поиграть?»

Дети: «Да!»

Мишка: «Игра называется  «Угадай кто это?»

Воспитатель: «Ой, к нам кто-то пришел в гости, слышите стук?»

Мишка: «Это я пригласил своих друзей!»

Воспитатель: «Кто это прибежал и мяукает?»

Котенок:  «Мяу-мяу»

Дети: «Это котенок».

Воспитатель: «А какой он».

Дети: «Маленький, пушистый».

Воспитатель: «А это кто?»

Дети: «Собачка».

Воспитатель: «А как она лает?»

Дети:  «Гав-гав».

Мишка: «Молодцы.  Дети! А кто больше котик или собачка?

Дети: Собачка больше чем котик.

Мишка: А у кошки, кто детки?

Дети: Котята

Воспитатель: А у собачки?

Дети: Щенки

Воспитатель: А вы любите слушать сказки?

Дети: «Да».

Мишка: «Тогда садитесь на свои места и слушайте внимательно».

Воспитатель: «Сегодня я расскажу вам сказку «Репка».  (Воспитатель рассказывает сказку с помощью настольного театра).

Воспитатель:  «А сейчас мы будем рассказывать сказку все вместе. (Воспитатель показывает репку и деда.)

Дети: «Посадил дед репку ! Выросла репка большая-пребольшая.»

Воспитатель: Стал дед репку тащить, а вытащить …»

Дети: «Не может».

Воспитатель: «Позвал дед …»

Дети: «Бабку! Бабка, иди репку тащить»  (Прибежала бабка).

Дети: «Тянут-потянут…вытащить не могут.»

(Воспитатель показывает персонаж – внучку.)

Дети: «Внучка, иди репку тащить». (Прибежала внучка).

Дети: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дед за репку».

Дети: «Тянут-потянут…вытащить не могут.»

(Воспитатель показывает персонаж – Жучку.)

Дети: «Позвала внучка  Жучку. Жучка,  иди репку тащить».

Дети: «Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,  дед за репку».

Дети: «Тянут-потянут…вытащить не могут.»

(Воспитатель показывает персонаж – кошку.)

Дети: «Позвала Жучка кошку. Кошка, иди репку тащить». (Прибежала кошка.)

Дети: «Кошка за жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,  дед за репку».

Дети: «Тянут-потянут…вытащить не могут.»

(Воспитатель показывает персонаж – Мышку.)

Дети: «Позвала кошка мышку. Мышка, иди репку тащить». (Прибежала Мышка).

Дети: «Мышка за кошку, Кошка за жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,  дед за репку».

Дети: «Тянут-потянут…вытащили репку.»

Мишка: «Молодцы, ребята! А сейчас я хочу с вами поиграть».

Физ. минутка. (Музыкальная).

Мишка: «Сейчас мы с вами тоже посадим репку».

Мишка: «Наклоняемся и «сажаем» зернышко».

(Дети наклоняются и «сажают» зернышко).

Мишка: «Покажите, какая большая – пребольшая  у вас выросла репка».

(Дети медленно встают на носочки и поднимают руки высоко над головой).

Воспитатель: «Кто это пришел к нам помогать тянуть репку?» (Показывает кошку).

Дети: «Кошка».

Воспитатель: «Молодцы, присаживайтесь».

Воспитатель:  «Да, это мама-кошка. Как она мяукает?».

(Хоровые и  индивидуальные ответы детей; звукоподражание произносится на низких тонах).

Воспитатель:  « А кто у нее детеныш-сынок?». (Показывает игрушку котенка).

Дети: «Котенок».

Воспитатель:  « А он какой?»

Дети: «Маленький, пушистый….»

Воспитатель; «Как мяукает котенок?».

(Хоровые и  индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: «Прибежала (показывает мышку)»

Дети: «Мышка»

Воспитатель; «А она какая?»

Дети: «Маленькая, серенькая, живет в норке».

Воспитатель: « А это кто?».

Дети: «Медвежонок, мишка»

Воспитатель: «А он какой?».

Дети: «Большой, лохматый, очень любит мед».

Воспитатель: «Мишка, а тебе понравилось , как дети рассказывали сказку?».

Мишка: «Да».

Мишка:  «Я хочу еще вам загадки загадать, а вы мне скажите, про кого она? Маленькая, серенькая, живет в норке, любит корки. Кто это?».

Дети: «Мышка!».

Мишка:  «А вот еще загадка: Большой, лохматый, в лесу живет, любит мед. Кто это?».

Дети: «Мишка, медведь».

Мишка: «Ребята, покажите какая мышка?»

Дети: «Маленькая».

Мишка: «А теперь покажите, какой медведь?»

Дети: «Большой».

Воспитатель: «А теперь покажите, как они бегают?».

(Дети показывают).

Мишка: «Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо рассказывали и играли со мной.  Я вам за это подарю большой мяч, и вы будете играть с ним».

Мишка: «  До свидания, ребята!».



Предварительный просмотр:

Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

В группе общеразвивающей направленности 3-4 лет

Задачи:

Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки «Кот, петух и лиса»

Развивать речь, умение отвечать полными предложениями; воспитывать у детей умения слушать большую по объему сказку и понимать ее содержание, сопереживать персонажам.

Словарная работа: кот, котик, молоко, хлеб, домашнее, дикое, мур-мур, петушок, зернышки, лиса, молоко, мясо.

                                                 Ход занятия:

Игра чудесный мешочек- воспитатель достает котика

Воспитатель – кто это?

Дети - кот, котик.

Воспитатель : Что он любит кушать?

Дети: Молоко, хлеб.

Воспитатель: Где живет котик?

Дети: Дома.

Воспитатель: А какое это животное?

Дети: Домашнее

Воспитатель: А как кричит котик?

Дети: Мур-мур.

Воспитатель достает еще одного персонажа петушка.

Воспитатель: А это кто?

Дети: Петушок.

Воспитатель: А петушок  это кто птица или животное

Дети: Петушок это птица.

Воспитатель: А что петушок любит кушать?

Дети: Петушок любит зернышки.

Воспитатель достает еще одного персонажа лису.

Воспитатель: А это животное кто?

Дети: Это  Лиса.

Воспитатель: А лиса где живет?

Дети: Лиса живет в лесу.

Воспитатель: Значит, лиса какое животное?

Дети: Лиса дикое животное.

Воспитатель: Чем похожи  кот и лиса?

Дети: Они покрыты шерстью.

Воспитатель: А чем покрыто тело петушка?

Дети: Тело петушка покрыто перышками.

Воспитатель: А теперь мы послушаем о них сказку?

Воспитатель рассказывает сказку выразительно, не торопясь.

Физминутка  игра «Лиса и петушок»

Воспитатель: Дети  посмотрите ,что лисичка нам принесла?

Воспитатель: Для кота?  (показывает молоко на картинке)

Дети: Молоко.

Воспитатель: Для петушка (зернышки на картинке)

Дети: Зернышки.

Воспитатель: Для лисички (на картинке мясо)

Дети: Мясо.

Воспитатель: А покажите как ходит лисичка, как крылышками машет петушок ?

Кто к нам сегодня приходил в  гости?

 Дети : Лиса, кот и петушок.

Воспитатель: А какая в сказке была лиса?

Дети: хитрая, быстрая.

Воспитатель: Кто был другом для петушка?

Дети: Кот был другом.

Воспитатель: А вы хорошие друзья?

Дети: Да!

Воспитатель: Я очень хочу, чтобы вы были настоящими друзьями, как петушок и всегда помогали друг другу.

 



Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Панченко Надежда Василтевна

Воспитатель МБДОУ №1 «Русалочка»

В условиях возрастающей экономической самостоятельности современного российского общества становится значимым экономическое развитие растущего поколения. В новых экономических условиях современный ребенок становится полноправным участником социально-экономических процессов, что диктует необходимость воспитания с дошкольного возраста деятельных, самостоятельных, экономически грамотных граждан. Экономическое воспитание выступает одним из важнейших компонентов современной педагогической системы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время под экономическим воспитанием детей дошкольного возраста понимается педагогический процесс, направленный на формирование нравственно-экономических качеств личности, усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки.

По признанию А.Ф. Аменд, М.И. Богомоловой, С.В. Митросенко, И.А. Сасовой, A.A. Смоленцевой, А.Д. Шатовой, дошкольный возраст является благоприятным для закладывания основ экономически грамотной личности.

С.В. Митросенко дает следующее определение: «Экoнoмичecкoe вocпитaниe - этo oргaнизoвaннaя пeдaгoгичecкaя дeятeльнocть, cпeциaльнo прoдумaннaя cиcтeмa рaбoты, нaпрaвлeннaя нa фoрмирoвaниe экoнoмичecкoгo coзнaния дeтeй. В прoцecce экoнoмичecкoгo вocпитaния уcвaивaeтcя cуммa пoнятий и прeдcтaвлeний oб экoнoмикe, прoизвoдcтвeнныx oтнoшeнияx, трудe взрocлыx» [9].

Для того чтобы сделать процесс познания экономических категорий понятным, система экономического воспитания дошкольников построена на использовании средств и методов, доступных и интересных для ребенка. Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В этой связи сюжетно-ролевая игра как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного возраста имеет неоценимое значение для его экономического воспитания. Отличительной особенностью сюжетно-ролевых игр является то, что их создают сами дети, а игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер, что определяет их роль и значимость в процессе знакомства с экономическими отношениями.

Наполнение сюжетно-ролевых игр экономическим содержанием даст возможность ребенку обогащать свой социальный опыт, познавать особенности трудовых взаимоотношений между людьми путем отражения различных сторон социально-экономической действительности в игровых сюжетах.

Организация работы по экономическому образованию детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования может осуществляться как приоритетная часть, формируемая участниками образовательного процесса в ДОО, и представляет собой целостную систему. Одним из условий эффективного формирования экономических знаний у детей дошкольного возраста считается педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «преподаватель – дошкольник – родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды. В соответствии с ФГОС это условие можно реализовать в совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей, в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-развивающей среды, позволяющей детям действовать со сверстниками и индивидуально [2].

Сюжетно-ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте, поскольку в ней дошкольник отождествляет себя со взрослыми, воспроизводит их функции, копирует их отношения в специально создаваемых ими же самими условиями. Такие игры - форма моделирования ребенком социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменным условиям.

Сюжетно-ролевые игры являются необходимым методом при формировании экономических знаний детей дошкольного возраста, а также формой организации учебной деятельности.

Процесс формирования ценностного отношения к экономическим, предпринимательским качествам непосредственно в дошкольном возрасте дает возможность ребенку, будущему гражданину, адаптироваться в обществе с рыночной экономикой и понять, что личное благополучие, материальная успешность должны носить экономический, ценностно-смысловой характер, как для самого человека, так и для общества в целом [8].

С целью изучения сформированности экологического воспитания старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни было проведено опытно-экспериментальное исследование.

Исследование проходило на базе МБОУ №1 «Русалочка» п. Гигант Сальского района Ростовской области. В исследовании принимали участие 15 дошкольников.

Данные констатирующего этапа эксперимента показывают, что у детей наблюдались неглубокие знания и представления об экономической жизни людей; они имеют низкий уровень умений отражать экономическую действительность в разных видах деятельности, так как полученные знания им не интересны и у них не возникало желания их отразить. Сложившееся положение объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, специальной программы и целенаправленной работы с детьми. Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили актуальность поставленной проблемы и позволили начать процесс экономического воспитания.

Именно поэтому на формирующем этапе эксперимента предлагается провести работу по повышению уровня экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста занятиях и в повседневной жизни.

Выбор и создание игр строятся с учетом принципов игры:

1. Принцип выявления и учета интересов детей. Так после проведения экскурсий в ателье и на стройку, появился живой интерес к профессии строителя, швеи.

2. Принцип создания условий и возможности накопления реального опыта. Через экскурсии, беседы, проведение сюжетно-дидактических игр с элементами экономического содержания «Супермаркет», «Аукцион», «Магазин» и т.д.

3. Принцип совместной игры воспитателя с детьми. Позволяет учить детей находить разнообразные способы и средства для решения игровых проблемных ситуаций на основе опыта.

4. Принцип необходимости ориентирования ребенка на совместную игру предполагает осуществление игрового действия, взаимопонимание партнеров в игре.

Сформированные выше принципы способствуют формированию игровых умений и навыков, развитию и обогащению детской игры содержанием экономических понятий, формированию способности выразить в игровой деятельности свое «Я».

Анализ качественных и количественных данных эксперимента подтверждает гипотезу о том, экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры будет эффективным при реализации следующих педагогических условий: обогащение сюжетно-ролевых игр старших дошкольников экономически целесообразным содержанием; организация экономически воспитывающей предметно-пространственной среды в ДОУ; взаимосвязь семьи и ДОУ в решении проблем экономического воспитания детей, подтвердилась.

Список используемых источников

  1. Аменд, А.Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 4. – С. 55-57.
  2. Богомолова, М.И. Исходные аспекты экономического воспитания детей / М.И. Богомолова / Проблемы дошкольного образования на современном этапе. Материалы научно-практической конференции. Тольятти. - 2006. - С. 29-34.
  3. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Р.С. Буре. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 180 с.
  4. Галкина, Л.Н. Экономика для детей / Л.Н. Галкина. – Челябинск : Цицеро, 2013. – 112 с.
  5. Жуковская, Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию / Р.И. Жуковская / Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. – Москва : Просвещение, 1967. – 261 с.
  6. Крылова, И.М. Учитель и экономическое воспитание школьников / И.М. Крылова, А. Федоров // Воспитание школьников. - 2008. - № 1. - С. 41-42.
  7. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. – Москва : ТЦ Сфера, 2002. – 180 с.
  8. Кураков, Л.П. Экономическое образование и воспитание школьников / Л.П. Кураков. – Москва : Просвещение, 1981. – 136 с.
  9. Митросенко, С.В. Современное состояние исследования экономического воспитания дошкольников / С.В. Митросенко / Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография [Под ред. И.В. Андулян]. - Уфа: Аэтерна, 2015. – С. 248- 264.