Материалы для конкурса

Копликова Марина Николаевна

Фото для конкурса

Эссе

Методический семинар

Пояснительная записка к методическому семинару

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2» Формирование УУД на уроках изобразительного искусства Копликова Марина Николаевна, учитель изобразительного искусства

Слайд 2

Актуальность Актуальность формирования универсальных учебных действий у обучающихся тесно связана с достижением метaпредметных результатов, то есть таких способов действия, когда они могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Одним из требований к сегодняшней модели выпускника является к мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Федеральный государственный стандарт второго поколения, внедряемый в школьную жизнь с 2010 года, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Он «акцентирует» свое внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей.

Слайд 3

Цель: Формирование УУД с помощью типовых задач на уроках изобразительного искусства. Задачи: Разработать типовые задания и памятки, направленные на формирование разных видов УУД. Создать условия для формирования универсальных учебных действий обучающихся. Отработать на уроках глубину и прочность знаний, умений и навыков.

Слайд 4

Понятие УУД УУД – универсальные учебные действия, обеспечивающие « умение учиться », способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Виды УУД: Личностные Коммуникативные Познавательные Регулятивные

Слайд 5

Личностные УУД мотивация нравственного выбора; активная гражданская позиция; нравственно-этическая оценка.

Слайд 6

Типовые задачи на формирование личностных УУД Выразительные возможности изобразительного искусства. Альтернатива вредным привычкам. 6 класс

Слайд 7

Типовые задачи на формирование личностных УУД Альтернатива вредным привычкам.6 класс

Слайд 8

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками постановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Слайд 9

Типовые задачи на формирование коммуникативных УУД Внеурочная деятельность. 5 класс.

Слайд 10

Типовые задачи на формирование коммуникативных УУД Внеурочная деятельность. 5 класс.

Слайд 11

Типовые задачи на формирование коммуникативных УУД Марафон учебных предметов. 7 - 8 класс.

Слайд 12

Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем

Слайд 13

Типовые задачи на формирование познавательных УУД Законы композиции.7 класс.

Слайд 14

Типовые задачи на формирование познавательных УУД Искусство иллюстрации. Слово и изображение.7 класс

Слайд 15

Типовые задачи на формирование познавательных УУД Искусство иллюстрации. Слово и изображение.7 класс

Слайд 16

Регулятивные УУД целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция

Слайд 17

Типовые задачи на формирование регулятивных УУД Изображение пространства в пейзаже. 6 класс .

Слайд 18

Типовые задачи на формирование регулятивных УУД Изображение пространства в пейзаже. 6 класс

Слайд 19

Типовые задачи на формирование регулятивных УУД Художественно – творческие проекты.

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конкурсное задание эссе «Я - учитель»

 «Творчество заразительно. Передай другому!» 

Альберт Эйнштейн.

        Именно эта мысль привела меня в школу. Всю свою сознательную жизнь я занимаюсь изобразительным искусством и с годами пришла к пониманию, что творчество – не только способ самореализации и самовыражения, но и источник жизненной энергии для человека, восстановление душевного равновесия, а также метод общения со зрителем. Поняв все это, мне очень хочется поделиться этими знаниями с детьми. Именно дети -  самые благодарные слушатели, пока они открыты для восприятия, честны перед самими собой и готовы мечтать.

      «Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног», – сказал Жозеф Жубер. Все детские мечты и фантазии, готовые воплотиться в художественные произведения, должны опираться на базовые знания об искусстве, способы и методы наилучшего  построения композиции. Поэтому моя задача, как учителя изобразительного искусства, показать  им эти методы, научить приёмам. Много лет я сама занималась интуитивным рисованием, мучаясь от неудовлетворённости результатами своего труда. За плечами были годы обучения в колледже и институте, но видимо возраст и опыт не тождественные понятия.  Сейчас, когда в голове все имеющиеся знания расставлены по полочкам, мне гораздо легче и самой творить и говорить об этом с детьми. Очень много ещё в искусстве существует того, чему я мечтаю научиться сама и, конечно, передать свои знания своим ученикам.

          Научить видеть прекрасное в обычном – это цель каждого учителя изобразительного искусства.  «Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит», – сказал Леонардо да Винчи. Дети относятся ко второй категории, и я получаю огромное удовольствие, когда вижу в широко распахнутых детских глазах понимание красоты, непосредственное восхищение чем- либо или кем- либо. Кроме эстетического наслаждения в этот момент в юной душе рождается маленький росточек гуманности и неравнодушия к окружающему миру. Да — это очень долгий и трудоёмкий процесс, но оно этого стоит.

    Все дети талантливы. И моя задача - в каждом ребенке увидеть талант и развить его. «Талант – это не что иное, как дар обобщать и выбирать», - сказал Эжен Делакруа.  Мы бы с вами сказали, что это формирование познавательных и регулятивных УУД, а значит его можно развивать, и в ход идут все известные способы и методы обучения. Но все они не действенны, если не подкреплены личным примером. Мы не можем внушить другим людям чувства, которых сами не испытываем.  «Во всех видах искусства необходимо самому испытать те ощущения, которые хочешь вызвать в других», – говорил Фредерик де Стендаль. Поэтому так много на уроках изобразительного искусства мы говорим о сопереживании, о сопричастности к своей стране, своему народу, своей семье. И тогда детские работы получаются эмоциональными, а значит приближают нас к искусству.

   Современные дети привыкли к динамическим образам, наблюдаемым ими на телевидении и в интернете, при которых не развивается воображение, притупляется сознание, блокируются чувства сопереживания, вполне приемлемой становится агрессия. Здесь уж не до созидательных порывов. Но нам есть, что противопоставить этому процессу нравственной деградации -настоящее искусство. Живопись, музыка, литература способны приостановить духовное падение, повысить уровень «самой обычной человечности». А это задача всех педагогов и моя, как учителя изобразительного искусства, в том числе.

    Современный учитель должен идти в ногу со временем. XXI век отличается от других столетий информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению, а именно к общению с использованием информационных технологий. И используя эти технологии, он уже с их помощью может нести «разумное, доброе, вечное» ученикам. Ведь никакой компьютер, даже самая совершенная техника, не может заменить живое, эмоциональное учительское слово. Дети, как «губки» - они впитывают в себя все, что говорит учитель, переосмысляют информацию и гордо выдают её за собственное мнение. И если это мнение созвучно с общепринятыми нормами морали и нравственности, то какое же удовольствие осознавать, что и ты, как педагог, причастен к этому преображению. Это требует больших знаний, навыков и педагогического мастерства. Когда я готовлюсь к урокам, то стараюсь найти больше интересного и занимательного материала. Приходится обращаться к фотографиям, презентациям, аудио и видео сюжетам, интернет- контентам. Ведь вместе с детьми я тоже «учусь». Каждый учитель должен понять, что во все времена учитель всегда был просветителем. Самое главное достижение учителя – это ученик, ставший успешным в современном мире!

      «Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд» - сказал Николай Алексеевич Островский и я с ним полностью согласна. Я ни разу не пожалела, что выбрала профессию учитель. Став учителем изобразительного искусства, я получила от судьбы необычайно ценный подарок: видеть создание чего- то нового, прекрасного, превращение идеи в замысел, а замысла в художественное произведение, что может быть интереснее! И главное, что ни один мой день не похож на предыдущий, каждый класс и каждый ребёнок уникален, поэтому моя работа полна разнообразных мгновений: счастливых и не очень, продуктивных и бесполезных, весёлых и грустных, из них соткана моя творческая деятельность. Она, как лоскутное одеяло, где ценен каждый фрагмент.  И именно осознание своей востребованности в формировании умения создавать красоту, значит для меня быть счастливым человеком.

    Да, я - счастливый человек, ведь я – учитель!

     

   



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методическому семинару

«Формирование УУД на уроках изобразительного искусства»

              Добрый день, уважаемые члены жюри, участники и гости! (слайд №1).

 Одним из требований к сегодняшней модели выпускника является мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно, а значит владеть определенными универсальными действиями. Такие действия мы - учителя формируем ежедневно на своих уроках.  И независимо от того, какой предмет мы преподаём, мы все работаем над одним важным делом: учим детей ориентироваться в мире, чтобы они могли принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. (слайд №2).

 Цель: формирование УУД с помощью типовых задач на уроках изобразительного искусства.

Задачи, которые я перед собой ставлю:

- Разработать типовые задания и памятки, направленные на формирование разных видов УУД.

- Создать условия для формирования универсальных учебных действий обучающихся.

- Отработать на уроках глубину и прочность знаний, умений и навыков. (слайд №3).

УУД – универсальные учебные действия, обеспечивающие «умение учиться», способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. На своих уроках изобразительного искусства я применяю различные типовые задания и памятки, которые помогают детям в процессе работы над композицией. (слайд №4).

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства

Формирование личностных УУД (слайд №5).

Задание 1. Эскиз календарика. Альтернатива вредным привычкам.

Рекомендуемая аудитория: 6 класс (слайд № 6, 7)

Учащимся предлагается выполнить на одном листе несколько эскизов оформления печатной продукции. Это задание помогает обучающимся предложить варианты, по их мнению, соответствующие, наилучшему альтернативному выбору. Нельзя навязывать свои варианты выбора, полагаясь только на осознанный выбор детей.

Формирование коммуникативных УУД (слайд №8).

Задание 1. Информационный плакат «Школьные новости»

Рекомендуемая аудитория: 5 класс (слайд 9, 10)

Учащиеся разбиваются на группы. Предлагаются на выбор темы: «Новости нашего класса», «Веселые истории из школьной жизни», «Ужасно интересно». Выполняются подготовительные работы: обсуждается композиция, сюжет, персонажи. После этого распределяются обязанности в группе, и выполняется работа. Выполненная работа должна быть представлена классу. Такая работа, как правило, проходит очень продуктивно. В некоторых случаях можно сделать группы из разного количества учеников (от 2 до 5 человек), учитывая характер и способности учащихся.

Задание 2. Создание логотипа или эмблемы класса.

Рекомендуемая аудитория: 7-8 класс (слайд №11)

Во время ежегодного общешкольного мероприятия «Марафон учебных предметов» группам учащихся из разных классов предлагается создать коллективный логотип своего класса. Группа обсуждает главные качества своего класса, которые должны быть отражены в эмблеме. После распределения обязанностей, выполняется коллективная работа. Выполненная работа представляется жюри, объясняется каждый элемент композиции.

Формирование познавательных УУД (слайд №12)

Задание 1. Угадай картину (слайд 13)

 Рекомендуемая аудитория: 7 класс

Учащимся предлагаются схемы построения композиции и детские работы, либо репродукции работ известных художников. Таким образом они, внимательно изучая картину, делают выводы о происходящем на ней событии, анализируют произведение с точки зрения построения композиции. Анализ отображают условными знаками. Необходимо соотнести каждую схему с картиной художника.

Задание 2. Нарисуй пословицу.

Рекомендуемая аудитория: 7 класс (14, 15 слайд)

Учащимся предлагаются на выбор русские пословицы. Нужно проиллюстрировать пословицу так, чтобы другие могли ее отгадать. После выполнения рисунка весь класс отгадывает изображенные учащимися пословицы, что вызывает положительные эмоции и активизирует познавательную деятельность.

Формирование регулятивных УУД (слайд №16).

Задание 1. Перспектива в пейзаже (слайд № 17, 18).

Рекомендуемая аудитория: 6 класс.

Учащимся предлагается построить композицию с учетом перспективных изменений в пространстве. Для этого каждый ребенок должен построить композицию, состоящую из трех планов, опираясь на таблицу. По окончании работы производится анализ соответствия со всеми пунктами таблицы.

Выполнение художественно-творческих проектов по изобразительному искусству как нельзя лучше помогают формировать регулятивные УУД. (слайд 19)

Учащиеся сами выбирают вид и жанр изобразительного искусства, создают эскиз, выбирают средства выразительности, планируют результат своей деятельности, корректируют работу в процессе её написания, учитель лишь направляет их деятельность в нужное русло. По окончании работы, начинающие художники защищают свои проекты, поясняя каждый этап его выполнения, рассказывая, с какими трудностями пришлось столкнуться и пути решения проблемы.

Я считаю, что роль изобразительного искусства в формировании УУД довольно значительна, ведь научившись преодолевать трудности в малом (а именно такими их считают многие учащиеся и их родители), ребенок не будет пасовать перед настоящими трудностями в жизни. Научившись ставить перед собой цели и добиваться результата, такой ученик в будущем станет успешным человеком. А это как раз то, о чем мы мечтаем.

Самое главное достижение учителя – это ученик, ставший успешным в современном мире! (слайд 20)