Самообразование
Программа по самообразованию
Ошурковой Марины Сергеевны,
воспитателя дошкольной разновозрастной группы
Тема работы: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов».
Дата начала работы над темой сентябрь 2018
Предполагаемая дата окончания работы май 2020
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В.А. Сухомлинский.
«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,
то золото, что блестит огоньками в
детских глазах, звенит смехом из детских
уст и уст родителей».
Г.Х. Андерсен.
Актуальность выбранной темы:
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь сверстнику в трудной ситуации.
Для решения данной проблемы выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.
Исходя из всего этого, поставила перед собой следующую цель.
Цель: «Повысить профессиональный уровень знаний по влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Предполагаемые результаты для воспитателя:
-работа над темой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию (разработка и проведению ООД, мероприятий с применением новых образовательных технологий; создание дидактических материалов, наглядностей, моделей; участие в конкурсах, выставках, выступление с докладами на семинарах, педсоветах);
-повысит уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
-воспитание положительных взаимоотношений между детьми
- умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Предполагаемые результаты для детей:
-у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев русских народных сказок;
-разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;
- у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;
-разовьются творческие способности через ознакомление с русскими народными сказками;
-воспитается бережное отношение к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.
В перспективе планирую повышать своё профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации, мастер – классы, через изучение методической литературы, конкурсы, выставки, проекты, продолжить освоение информационно- компьютерных технологий, внедрить в практику своей работы инновационные технологии.
Этапы работы по теме самообразования:
№ п\п | Форма работы | срок | Содержание работы |
1 | Информационно-аналитический этап (вводно-ознакомительный) - прохождение курсов повышения квалификации, получение высшего профессионального образования, посещение лекции, изучение научно-методической литературы, детальное ознакомление с вопросом, вызывающим затруднения, и осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных: | Сентябрь 2018- Май 2020 | Познакомиться с интернет ресурсами; изучение методической литературы; изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и т.д. Изучение методической литературы по теме: 1.Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника». 2.В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». 3.Т.А. Шарыгина «Вежливые сказки». 4.А.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника». 5.Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей». 6. Лебедев Ю.А. «Сказка как источник творчества детей». 7.Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». 8. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» 9.О.Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей). Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки.
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. |
2 | Внедрение в практику: | Январь 2019 | Формирование опыта по теме. Внедрение в практику. Перспективный план работы с детьми Перспективный план работы с родителями Сбор материала для педагогической копилки занятий, НОД, бесед и т.д. |
3 | Представление опыта работы (доклад на педагогическом совете, участие в педагогических чтениях, выступление на родительском собрании, разработка конспектов мероприятий с детьми и т.д.) | Апрель- май 2020 | Представление опыта работы по теме |
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185
- .Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.
11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.
12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.
13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.
16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.
17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.: Изд-во Москва ,2004.
18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
- Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.