Самообразование

Ошуркова Марина Сергеевна

Программа по самообразованию

Ошурковой Марины Сергеевны,

воспитателя дошкольной разновозрастной группы

 

 

 

Тема работы: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов».

 

Дата начала работы над темой сентябрь 2018

Предполагаемая дата окончания работы май 2020

«Сказки – это зернышко, из которого

                                                                           прорастает эмоциональная оценка   

                                                                        ребенком жизненных явлений».

В.А. Сухомлинский.

«Сказки – блестящее, лучшее в мире золото,

то золото, что блестит огоньками в

детских глазах, звенит смехом из детских

уст и уст родителей».

                                    Г.Х. Андерсен.

 

Актуальность выбранной темы:

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелания делиться игрушками, помочь сверстнику в трудной ситуации.

Для решения данной проблемы выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, т.к. считаю, что сказки вошли в детский быт малыша и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.

Исходя из всего этого, поставила перед собой следующую цель.

Цель: «Повысить профессиональный уровень знаний по влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  4. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  5. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

 

Предполагаемые результаты для воспитателя:

-работа над темой  профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность  в развитии у детей нравственных качеств, создание методического  материала по данной проблеме, поиске новых,  эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию (разработка и проведению ООД, мероприятий с применением новых образовательных технологий; создание дидактических  материалов, наглядностей, моделей; участие в конкурсах, выставках, выступление с докладами на семинарах, педсоветах);

-повысит уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;

-воспитание положительных взаимоотношений между детьми

 - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

 

Предполагаемые результаты для детей:

-у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев русских народных сказок;

-разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;

- у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;

-разовьются творческие способности через ознакомление с русскими народными сказками;

-воспитается бережное отношение к книге и доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

 

В перспективе планирую повышать своё профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации, мастер – классы, через изучение методической литературы, конкурсы, выставки, проекты, продолжить освоение информационно- компьютерных технологий, внедрить в практику своей работы инновационные технологии.

 

 

Этапы работы по теме самообразования:

 

п\п

Форма работы

срок

Содержание работы

1

Информационно-аналитический этап (вводно-ознакомительный) - прохождение курсов повышения квалификации, получение высшего профессионального образования, посещение лекции, изучение научно-методической литературы, детальное ознакомление с вопросом, вызывающим затруднения, и осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных:

Сентябрь 2018-

Май 2020

Познакомиться с интернет ресурсами; изучение методической литературы; изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Изучение методической литературы по теме:

1.Н. Виноградова «Воспитание нравственных качеств дошкольника».

2.В. Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».

3.Т.А. Шарыгина «Вежливые сказки».

4.А.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».

5.Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей».

6. Лебедев Ю.А. «Сказка как источник творчества детей».

7.Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой».

8. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии»

9.О.Н. Пахомова «Добрые сказки» (Этика для малышей).

Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки.

 

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

 

Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

2

Внедрение в практику:

Январь 2019

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

Перспективный план работы с детьми

Перспективный план работы с родителями

Сбор материала для педагогической копилки занятий, НОД, бесед и т.д.

3

Представление опыта работы (доклад на педагогическом совете, участие в педагогических чтениях, выступление на родительском собрании, разработка конспектов мероприятий с детьми и т.д.)

Апрель- май 2020

Представление опыта работы по теме

Список литературы

1. Азбука нравственного  воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. –  М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.

5. Божович, Л. И. Личность  и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.  

  1.  Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
  3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185
  4. .Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.

10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.

11. Гаврилов, В. А. Проблемы  нравственного воспитания  в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.

12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.

13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.

15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.

16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.

17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.:  Изд-во Москва ,2004.

18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова-   М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

  1. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
  2. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.
  3.  Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.