Проект "Интерактивные дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников"
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все дошкольники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлекcировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми
Формы интерактивного обучения:
- обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные - игры);
- использование общественных ресурсов;
- социальные проекты и внеаудиторные мероприятия;
- ролевые игры;
- нестандартные уроки (занятие-турнир, занятие-поиск и другие).
Методы интерактивного обучения (пассивные, активные, интерактивные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Интерактивные дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников | 34.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Интерактивные дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»
Выполнила:
воспитатель Пан Е.М.
2019год.
Актуальность и постановка проблемы
В настоящее время методическому обеспечению детским учреждениям уделено недостаточно внимания интерактивным играм. Экологический материал в основном рассматривается как вспомогательный для изучения, а задачи формирования представлений окружающего мира решаются только применительно к младшему школьному возрасту.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развивается духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Н.К.Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «...Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем, что - либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Но в последнее время возникает проблема: как повысить познавательную активность дошкольников с нарушениями интеллектуального развития и создать для каждого ситуацию успеха? Помощь в решении данной проблемы могут оказать информационно-коммуникационные технологии, т.к. именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться молодые родители и педагоги.
Направлением развития образования является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить ребенка с интеллектуальными нарушениями от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы.
В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы и т.д.
Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено для дошкольного возраста. Во многих детских учреждениях нет условий для реализации занятий в группе, нет необходимого оборудования.
Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютерных технологий является применение программы Microsoft Power Point, с помощью который можно создавать не только традиционные презентации, но и интерактивные упражнения и игры.
Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все дошкольники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлекcировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми
Формы интерактивного обучения:
- обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные - игры);
- использование общественных ресурсов;
- социальные проекты и внеаудиторные мероприятия;
- ролевые игры;
- нестандартные уроки (занятие-турнир, занятие-поиск и другие).
Методы интерактивного обучения (пассивные, активные, интерактивные).
Не секрет, что в наше время многим детям больше нравятся компьютерные игры, чем познавание азов наук.
Учитывая это, я создала интерактивную игру, стараясь совместить приятное с полезным, очень желая переключить дошкольников из «стрелялок» с их целью «убить», «замочить», «лишить жизни» на реализацию способностей и возможностей ребенка в созидательных целях.
Нужно заметить, что в интернете еще, на наш взгляд, очень мало развивающего материала на экологическую тему.
А материала, обучающего практичным навыкам дошкольников (умению читать, считать, писать) и того меньше.
Основные цели и задачи игры:
- способствовать формированию и развитию у дошкольников интеллектуального и духовного потенциала;
- выработать потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживать им, проявлять доброту, чуткость к объектам живой природы;
- бережного относиться ко всему окружающему;содействовать развитию интереса и воспитанию любви дошкольников к своей малой Родине.
Цель и задачи проекта
Цель: разработатьзанятие с использованием интерактивной игры для дошкольного возраста;
формировать экологическое, ответственное отношение к природе, к Родине;
Задачи:
- апробировать интерактивную игру и учесть её результаты в практической деятельности;
- воспитать нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром дошкольников;
Планируемые результаты
В результате проведения игры у дошкольников формируются:
- готовность участвовать в экологически ориентированной деятельности, способность к самостоятельному выбору объектов приложения сил;
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
- потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;
- способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя;
- экологические знания и навыки, потребность в их расширении;
Аудитория
Старшая группа
Этапы реализации проекта
Содержание деятельности
1 этап
Подготовительный -
Цель: создание ресурсной базы для разработки интерактивной игры.
Основные задачи этапа и направления деятельности:
1. Собрать информацию по интересам дошкольников
2. Приступить к разработке интерактивной игры.
3. Изучение научно – методической литературы по данной проблеме.
4. Изучение современных информационных технологий и применение их в работе с дошкольниками по экологии.
2 этап
Практический -
Цель: внедрение современных информационных технологий в занятие.
Основные задачи этапа и направления деятельности:
1. Разработать интерактивную игру.
2. Обучить учащихся навыкам работы с интерактивными заданиями.
3. Проведение занятия по экологии с использованием интерактивной игры.
3 этап
Обобщающий -
Цель: обобщение опыта работы по внедрение современных информационных технологий в занятиипо изучению природы родного края.
1. Анализ результатов и корректировка проекта.
2. Обобщение опыта работы по апробации интерактивной игры с методистом.
Конспект занятия в старшей группе по правилам поведения в лесу
«В гостях у Королевы Природы»
Цель: познакомить детей с правилами поведения, направленными на сохранение природных объектов.
Задачи:
Образовательные:Обогащать представления детей о многообразии природного мира родного края; формировать знания о нормах и правилах поведения в природе.
Развивающие: развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию; закладывать основы экологической культуры личности.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация «Природа Новосибирской области», мяч, невод, костюм Старика из сказки А. С. Пушкина, королевы Природы, бутафорский мусор, корзинки для мусора, баночки для опыта, фонарик картинки «Правила поведения в природе», книга «Золотые правила в природе», аудиозапись песни «Это называется природа».
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Откуда берётся мусор и, что с ним делают люди»? «Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети»!
Выставка совместно с родителями «Вторая жизнь не нужным вещам».
Конкурс рисунков «Природа и человек».
Заучивание стихов и песен о природе;
Чтение сказки об охране природы Н. А. Рыжова «Жила-была река».
Просмотр программ из цикла: «Земля в опасности».
Ход занятия
-Звучит аудиозапись «Звуки природы». На экране меняются слайды природных объектов нашего края.
Воспитатель: Ребята, что вы сейчас видели на экране? (лес, луга, поля, набережную Оби, и т. д., а как всё это можно назвать одним словом?
Дети: Природа.
Воспитатель: Что же означает слово природа?
Дети: Природа это - растения, птицы, разные животные, рыбы, насекомые.
Воспитатель: Я хочу проверить, знаете ли вы природу своего края.
Игра с мячом «Рыбы, птицы, звери». (Дети по очереди называют птиц, животных, которые обитают в наших краях, рыб, которые водятся в реке Обь).
Воспитатель: Природу своего края вы знаете хорошо. Сейчас я предлагаю вам побывать в королевстве Природы города Бугуруслана.
Для этого вы должны закрыть глаза и три раза произнести волшебные слова «Крибле. крабле, бумс». (За это время воспитатель переодевается в костюм королевы Природы)
Королева Природы: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в моём королевстве. В нашем королевстве, как и в любом другом, есть свои правила, которые никто не должен нарушать.
У меня в руках свод золотых правил в природе (показывает детям папку с надписью). Открывает папку: «А где же мои золотые правила? Они пропали. Ребята, вы поможете их отыскать»?
Работа в группах. Собирают книгу по разделам.
Давайте отправимся с вами на реку Кинель. (Слайд)
Королева Природы: Вот и речка. Кто-то у реки стоит?
Дети: Это старик – герой из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Королева Природы: Правильно. У самой синей реки жил старик со своею старухой. Отправила старуха выловить рыбку золотую. Забросил старик невод – вытянул невод с пластиковыми бутылками и мусором прибрежным.
Старик: Посмотрите-ка, беда! Всюду грязная вода. Ни попить, ни искупаться, на песке не полежать. Вижу только вместо рыбы мусор, банки, всюду грязь!
Королева Природы: Расстроился старик, да так и ни с чем остался. Надо нам ему помочь. Только как, ребята?
Дети: Надо мусор весь прибрежный нам собрать.
(Игровое упражнение «Собери мусор».)
Королева Природы: А какой вред может нанести мусор водоёмам и его обитателям? (высказывания детей)
Старик всё – таки поймал рыбку в реке, а когда к ней принюхался, то заметил, что от неё исходит неприятный запах. Как вы думаете, что это за запах?
(Запах бензина – в реке мыли машину) (Слайд)
Исследовательская деятельность:
Королева показывает детям две банки: в одну налита чистая вода, а в другой - в воде находится разный мусор. Она спрашивает их: «Что происходит с мусором в воде?» Какая стала вода? Могут ли в такой воде жить рыбы и другие животные водоема? А как вы думаете, ребята, смогут ли в такой воде жить водоросли?»
Королева берет фонарик и показывает, как пропускает свет грязная вода с мусором, и как проходит свет через чистую воду.
Королева Природы: Чего же не хватает в такой грязной воде растениям?
Дети: Света.
Королева Природы: Вы хотели бы искупаться в такой воде? А что же нужно сделать, если мы заметим в воде мусор?
Дети: Нужно вытащить его из воды
Королева Природы: Первое правило мы с вами отыскали. (Дети находят в группе листочек и возвращают его в книгу Природы)
- А теперь отправляемся в лес. (Слайд)
Знаете, ребята, что не всегда так люди относились к окружающей природе. Раньше берегли лес, реки, озера – ведь они получали пропитание: охотились, ловили рыбу, но все это делалось без ущерба для природы. Время шло, люди изобрели машины, построили заводы, корабли, которые стали перевозить различные грузы, необходимые людям для жизни. И стали люди относиться к окружающей природе не так заботливо: дым от заводов засоряет воздух, отходы заводов, фабрик, грязная территория в лесу после отдыха, разлитая нефть в море не очень беспокоят их, а между тем, все это вместе взятое грозит природе катастрофой. И вот я услышала сигнал бедствия: «Природа просит о помощи. От кого же она просит ее защитить? «
Дети: От людей. От заводов. От машин. Он туристов и отдыхающих.
Королева Природы: Да ребята, верно. Но сами по себе заводы и машины не очень страшны для природы, так же, как и туристы. Просто нужно всем соблюдать определенные правила поведения в природе. Ведь все мы соблюдаем правила поведения в обществе. А почему? Да потому, что нужно всех уважать, любить. Вот и природу нужно уважать и любить.
Остальные правила вы сможете вернуть в книгу, если выполните задания.
Физкультминутка
Игра «Что хорошо, а что плохо?»
У меня кружки красные и зеленые. Рассмотрим изображения и поместим под ними кружки. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.
• Костер в лесу (Красный кружок)
• Мусор в лесу (Красный кружок)
• Сломанные ветки (Красный кружок)
• Срубленные деревья (Красный кружок)
• Браконьерство (Красный кружок)
• Посадка деревьев (Зеленый кружок)
• Развешивание кормушек (Зеленый кружок)
• Не рвать цветы (Зеленый кружок)
• Создание красной книги (Зеленый кружок)
• Создание заповедников (Зеленый кружок)
Дети отгадывают и помещают кружок соответствующего цвета возле изображения.
Королева Природы: А теперь, дети, мы с вами придумаем и запишем правила охраны природы.
Дети называют правила, отыскивают в группе соответствующие картинки, вставляют в книгу.
• - Ходить только по тропинкам.
• - Не ломать ветки кустарников и деревьев.
• - Не топтать и не рвать цветы, травы.
• - Не кричать, не включать громко музыку, не нарушать тишину леса.
• - Не разорять птичьих гнезд и муравейники.
• - Не ловить насекомых, лягушек, маленьких рыб.
• - Не разжигать костров, не оставлять мусор.
• - Сажать новые деревья и кустарники.
• - Развешивать скворечники и кормушки для птиц.
• - Подкармливать птиц.
Королева Природы:В заверении мне бы хотелось провести с вами игру.
Интерактивная игра «С какого дерева лист», «Отгадай ребус».
- Что вы знаете о березе?
Дети: Береза является символом России.
Королева Природы: звучит песня «Березы»
Королева Природы: Молодцы, ребята! Теперь все правила поведения в природе вернулись в нашу книгу Золотых правил Природы. Вы придумали замечательные правила, которые мы будем соблюдать и учить других людей их не нарушать. Нам пора с вами прощаться, поможет вам вернуться в группу волшебная песня.
(Звучит песня «Это называется природа». Дети водят хоровод.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы прекрасно справились со всеми заданиями. Давайте устроим салют, чтобы ещё раз порадовать нашу королеву Природы. У меня есть красные и синие звездочки. Кто в путешествии справился со всеми заданиями и может рассказать правила поведения в природе родителям или друзьям, тот зажжёт на небе красную звезду. А кто считает, что не всё ему сегодня удалось, тот зажжёт на небе синюю звезду.