Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию
Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Когалыма
детский сад «Буратино»
«Использование элементов прикладного плавания на занятиях по плаванию в ДОУ»
Подготовила и провела
Инструктор по физической культуре
Локтик Айгуль Рузильевна
Сл. 2 Издревле человеку был необходим навык плавания, т.к. все жилище строилось около воды. Необходимы эти навыки были и воинам для преодоления водных преград и рыбакам, чтобы уметь выплыть. В Древней Греции считалось, что человек, который не умеет плавать, ущербен.
Плавать можно было только в теплый период года, и на обучение было очень короткое время. Поэтому обучению плаванию придавалось большое значение во все времена. Изначально плавание развивалось как прикладное к деятельности человека.
Постепенно плавание стало развиваться и как соревновательный вид, т.е. как вид спорта.
Сл. 3 Первоначально, человек не использовал практических никаких вспомогательных средств. Одним из них были петли на шесте или легкие короткие бревнышки. А самое главное, что обучение начиналось на мелководье.
Классическое обучение плаванию строилось на отсутствии вспомогательных средств, на осознанном преодолении страха перед водной стихией. Для приобщения к водным процедурам, а потом и к плаванию использовались игры в воде, т.к. игра является ведущим видом деятельности ребенка.
С развитием промышленности, с появлением крытых бассейнов, плавание стало, можно так сказать, всесезонным видом спорта. И для современного человека навык плавания актуален либо как занятие спортом, либо как развлечение.
Однако на самом деле занятия плаванием необходимо каждому человеку.
А сейчас мне хотелось бы остановиться на целях и задачах, которые мы ставим при проведении занятий в бассейне в дошкольных образовательных учреждениях.
Сл. 4 Основной целью занятий я считаю привитие безбоязненного отношения к воде всех воспитанников дошкольного подразделения, формирование потребности в двигательной активности, знакомство с водными видами спорта и правилами безопасности на воде.
Исходя из выше поставленных целей, вытекают и задачи:
Сл. 5 Учить безбоязненно передвигаться в воде; погружаться под воду с головой и задерживаться под водой; не бояться попадания воды на голову, в лицо, на глаза, в уши; уметь делать выдох в воду, погружаясь под воду с головой несколько раз подряд; передвигаться в воде в различных направлениях как со вспомогательными средствами (плавательная доска, надувная игрушка, подголовник, любой не тонущий предмет), так и без них; плавать облегченными способами плавания на задержке дыхания и с дыханием, уметь применить свои навыки в открытом водоеме или аквапарках.
Сл. 6 Сейчас обучением плаванию дошкольников серьезно занимаются во многих детских садах, новые и строящиеся детские сады в обязательном порядке имеют бассейны, готовятся квалифицированные специалисты. Но, к сожалению, по статистике ещё достаточно высок уровень гибели детей на воде, хотя, несомненно, за прошедшие три года по данным МЧС России количество утонувших детей снижается.
Условия наших бассейнов не могут дать достоверную картину того, как ребенок освоил навыки плавания, т.к. мелкая вода (всегда можно встать) и габариты бассейна дают искаженную картину. Плывя по периметру бассейна и постоянно отталкиваясь от бортика, ребенок не может правильно рассчитать свои силы. Для оценки каждого ребенка необходима возможность выхода на глубокую воду в бассейн с большим объемом воды. Т.к. большое значение реакции ребенка являются его психологические особенности. Кто-то, и плохо плавая, на глубокой воде может спокойно преодолеть водные преграды, а другой, хорошо умеющий плавать на мелкой воде при виде объема, теряется и не может проплыть никакого расстояния.
Очень часто можно наблюдать такую картину, что ребенок отлично плывет в закрытом бассейне, ныряет на любую глубину, имея очки, маски, ласты. А без средств защиты теряется и не может даже просто опуститься под воду.
Сл. 7 Классическая система обучения позволяет через игру и игровые упражнения, используя минимум вспомогательных средств научить малыша осознанному безбоязненному отношению к воде. Этот путь бывает чуть дольше на первом ознакомительном этапе, т.к. многие малыши не любят попадания воды на голову, на лицо, в глаза, а уж открыть глаза под водой и того страшнее. Но, как только ребятишки преодолевают эти проблемы, процесс обучения идет в ускоренном темпе. И можно быть спокойным, что при попадании воды в лицо и на глаза, у ребенка не будет паники.
Игры и игровые упражнения, использование детских стихов, мини рассказов и сказочных сюжетов позволяют разнообразить занятия для детей, которые только начинают знакомиться с плаванием. Глядя друг на друга, подражая друг другу, дошколята быстрее осваиваются с водной средой.
Сл. 8 От чего зависит выработка любого навыка? От количества повторений, от систематических занятий, от настроя человека на закрепление этого навыка. Как сделать так, чтобы ребенок посетил максимальное количество, предусмотренное учебным планом, занятий? Создать условия, чтобы малыш стремился на занятия, чтобы ему было интересно, чтобы на каждом занятии его ждало что-то новое и неожиданное. И все это легко осуществить через игру. И так, в основе моей работы по обучению дошкольников плаванию лежит игра.
Сл. 9 Как только малыш стал безбоязненно относиться к воде, нырять, принимать безопорное положение, проплывать 2 – 3 метра, он считает, что уже плавает! Самое время познакомить его и родителей с правилами безопасности на воде: плавать только вдоль берега; плыть из глубины к берегу; не заходить в воду без взрослого; категорически не использовать надувной круг как средство для плавания, одев его на себя; не нырять в незнакомом месте.
Сл. 10 В классической системе обучения знакомство со способами плавания начинается с кроля на груди, далее идет схожий по координации кроль на спине, потом дельфин и самый сложный – брасс. Однако по методике Т.А. Протченко целесообразно знакомить детей с элементами всех способов плавания параллельно. И это подтверждено практикой. В своей технологии я тоже использую параллельное ознакомление с элементами всех способов плавания через игру и игровые упражнения.
Сл. 11 Координационные способности и возможности у всех разные, и есть дети, которым лучше всего дается именно брасс. Практически все ребята быстро и с удовольствием осваивают плавание дельфином без работы рук. А вот плавание на спине в моей практике вызывает затруднение у многих дошкольников.
Сл. 12 Ребята, которые систематически посещают занятия в бассейне, в первый год обучения ко второй половине учебного года начинают плавать. Причем осваивают в облегченном виде все способы плавания. Как поддержать интерес к занятиям у этих дошкольников? И вообще, зачем нужны им навыки плавания, как их применить на практике? Не все же ребята дальше пойдут заниматься спортивным плаванием или другими водными видами спорта.
Сл. 13 Здесь можно познакомить мальчишек и девчонок с элементами прикладного плавания. Прикладное плавание – это способность человека уверенно держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде целенаправленные жизненно необходимые действия и мероприятия.
Прикладное плавание применяется для решения прикладных задач. В качестве модели, позволяющей сформировать у детей старшего дошкольного возраста умения выполнять двигательные действия в усложнённой обстановке, я использую адаптированные для детей дошкольников комплексы прикладных умений и навыков по методике Семёнова Ю. А.
Это: ныряние в длину, буксировка предмета, плавание в одежде и приемы освобождения от неё, буксировка уставшего на воде, плавание через водоросли, ныряние в глубину, ориентирование под водой, доставание предметов с глубины, отдых на воде, плавание в ластах и т.п.
Самым прикладным способом является брасс. Именно он используется для транспортировки утопающего и уставшего, он же используется и для проныривания в глубину.
Способом дельфин мы поплывем, если вдруг запутались в водорослях или по каким-то причинам у нас оказались связанными ноги и руки.
Плавание на боку, а это один самых ранних способов плавания, позволит нам переправить на другой берег незамоченными вещи или важные документы, а также используется для транспортировки утопающего. Кроль на груди поможет нам как можно быстрее добраться до пострадавшего или до намеченной цели, но и здесь будут свои особенности – надо уметь плавать с поднятой головой, чтобы видеть цель.
Сл. 14 Плавание на спине поможет нам освоить технику плавания вперед ногами – этот прием хорошо использовать на каменистых водоемах для выплывания на берег. На умении плавать кролем на груди и на спине построено и упражнение «вертушка».
С этим упражнением мы знакомим для развития вестибулярного аппарата и возможности выплыть из водоворота (но для этого необходимо иметь достаточную силу и умение не поддаваться панике).
А вот плавать в одежде можно любым способом, самое главное не растеряться, оказавшись в одежде в воде.
Сл. 15,16
Сл. 17 Знакомя детей с прикладным плаванием, а с ним мы знакомим тех ребят, которые уже уверенно держаться на воде, очень важно делать акцент на том, что вода – это опасная среда; что очень важно уметь рассчитывать свои силы, не стоит хвастаться перед другими. Очень важно прийти на помощь другому, но при этом не забывать, что ты и сам можешь оказаться в опасности. Не стоит ходить на водоем без взрослых, и необходимо всегда соблюдать правила безопасности на воде.
Сл. 18 В нашем детском саду мы начали заниматься прикладным плаванием в декабре 2020 года. Вместе с детками мы назвали наши занятия «Школа юного спасателя», на сегодняшний день элементы прикладного плавания изучаются на основных занятиях у детей старших групп. В связи с эпидемиологической обстановкой связанной с короновирусной инфекцией, в этом год нам пришлось сократить количество занятий у детей старших групп, чтобы соблюсти режим проветривания согласно Сан.Пин., дети занимались один раз в неделю. Не смотря на сокращенный период обучения, дети вполне освоили программу плавания и мы смогли включить в занятия упражнения с элементами прикладного плавания. Видя интерес детей, я решила более подробно изучить эту тему и в перспективе разработать программу «Школа юного спасателя», где дети будут продолжать обучаться прикладному плаванию на дополнительных занятиях по плаванию.
Сл. 19 В основу программы лягут адаптированные для детей дошкольников комплексы прикладных умений и навыков по методике Семёнова Ю. А. Программу рассчитываю реализовать за два учебных года (старший и подготовительный возраст)
Сл. 20 Итог наших непродолжительных занятий с элементами прикладного плавания вы увидели на итоговом занятии.
В этом году нашими детками освоены не все виды прикладного плавания, нам есть над чем работать.
Сл. 21 Кто-то из выпускников продолжит свою спортивную карьеру, кто-то будет плавать с оздоровительной целью. Но навыки и знания, полученные в дошкольном возрасте, сохраняются в памяти человека на всю жизнь.
Сл. 22 И очень хочется, чтобы занятия в бассейне посещало как можно больше дошкольников и чтобы они с удовольствием шли на наши занятия, получая и закрепляя такие важные жизненные навыки.