Эссе "Я - учитель"
У меня особая профессия. Я – первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. «Не потушить тот огонек в ребенке, - как писал В.А.Сухомлинский, который заложен природой: пытливость, любознательность, образность мышления, тягу к познанию нового». А мне хочется добавить: заинтересовать, увидеть, заставить откликнуться, поощрять к мышлению, рассуждению, поиску правильных ответов.
Счастлив тот, кто выбрал свой путь и не жалеет о своем выборе. Более 30 лет назад выбрала для себя путь – стать учителем - и ни разу усомнилась в этом. А как, по прошествии стольких лет, не вспомнить, как его величество случай привел меня в мою будущую профессию. Брат из Новокузнецка привез газету, где я прочитала объявление о наборе абитуриентов в педагогическое училище. Я сказала, что пойду учиться, стану учителем. Прошло много лет, но я, возвращаясь к тому судьбоносному дню, размышляю: а если бы не та счастливая газета, как сложилась бы моя судьба, кем бы я стала? Это был знак судьбы, в том нет сомнения. Не могу уже представить себя в другой профессии, где бы пригодились мои организаторские способности, раскрылись бы актерские данные, умение вести за собой, творить, мечтать. Сегодня я и музыкант, и режиссер, и художник. Задайте вопрос, что должен уметь учитель начальных классов? Я думаю, всех удивит, что, оказывается, он должен уметь все. Такая у него должность в школе. Математик и певец, географ и лингвист, умелец владения мячом и в оказании первой медицинской помощи. Деятельность учителя начальных классов настолько разнообразна, полна оптимизма и творчества!
Если с утра хандра, то она уходит, как только подхожу к школе. Когда унывать, если с первой минуты тебя обступают дети, сколько вопросов, новостей? Все, начинается школьный день. Что он принесет? Сколько надо сказать, спросить, проверить, заинтересовать. Быть справедливым, отзывчивым, сопереживать, брать на себя ответственность, не быть равнодушным. Это про кого? Про маму… и учителя начальных классов. Недаром так нас и называют. Сколько раз приходилось слышать нам в свой адрес от ребенка слово «мама». Улыбнувшись и смутившись чуток, он говорит: « А, вы ведь и вправду как мама». Эти слова трогают душу, забываются ребячьи шалости. Обидят малыша, слезы польются – к учителю, где-то заболит - к нему: прижмешь, подуешь на ранку. Чем не мама? Да, особая профессия. Особое терпение, особый подход, особая любовь, большая и ответственная. И это слово «ответственная» предполагает такую ответственность перед учеником, какая не прописана ни в одном законе и методическом письме. Родители доверяют нам своих детей, таких маленьких и наивных, очень доверчивых и ранимых.
Я помню себя девятнадцатилетней учительницей. Список моих первых учеников состоял из тридцати четырех фамилий и имен. А еще мамы, папы и … Прошло много лет, но, вспоминая свое первое трудовое 1 сентября, чувствую, как сердце трепетно бьется, замирает душа. Как это было давно, но на всю жизнь запомнила атмосферу этого дня. Потом много раз принимала первоклассников, но я уже был опыт. Он приходит с годами, но, если бы рядом со мной не было учителя- наставника, пришлось бы туго. Спасибо Вам, Таисия Васильевна, за то, что были рядом в начале первых шагов моей учительской деятельности, за то, что сидели со мной и помогали готовиться к урокам, за доброту, за бесценный опыт. А мой первый завуч, Зинаида Петровна! Она для меня до сих пор является образцом настоящего учителя. Как она все успевала, все знала, всем помогала, умела планировать, контролировать, утром встречать с улыбкой и пожеланием хорошего дня?! На этот вопрос ответа у меня нет, так хотелось бы встретиться и спросить. Когда порой кажется, что навалившийся на тебя груз нескончаемой работы не сдвинуть, вспоминаю Вас, дорогая наша Зинаида Петровна и думаю, а как Вы могли на своих плечах нести груз учебных дел всей средней школы, умели организовать свою деятельность.
Сегодня я учитель с большим стажем. Сегодня уже ко мне приходят за советом, просят оказать методическую помощь. Мой педагогический опыт востребован на школьных и муниципальных мероприятиях в качестве эксперта, члена жюри. Но вместе с тем, нельзя довольствоваться своими знаниями, опытом. Только в постоянном поиске должен жить учитель. Он может быть творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной нитью сказанное или высказанное со своим внутренним миром, со своим отношением, со своим опытом.
Сегодня передо мной как учителем и, наверное, перед всеми моими коллегами стоит проблема: какие знания, умения и навыки дать ребенку, чтобы он мог активно развиваться, а в будущем овладел профессией? Младшие школьники отличаются большой эмоциональностью, любознательностью, впечатлительностью, стремлением к поиску тайн. Как обеспечить успешность ребенка в работе, ощущение радости на пути продвижения от незнакомому к знакомому, от неумения к умению, то есть осознания смысла и результата своих усилий? Ученику предстоит проделать трудный, но увлекательный путь из страны детства в новую и неизвестную, полную парадоксов, противоречий страну взрослых. И от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познаний, что он будет переживать, зависит весь его путь к знаниям. Как помочь малышу преодолеть это путешествие с наименьшими потерями, с одной стороны, и с наибольшей пользой – с другой?
Личность, как известно, есть результат саморазвития. Но саморазвитие не происходит само собой. Учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию - в этом мое призвание, моя миссия…
Ученик, как семя неизвестного растения, создай ему благоприятную среду, и он прорастет своим путем. Творческому учителю достаточно «намека» - и он раскроет свой талант, сконструирует свой неповторимый урок. В качестве «материала» он берет самого себя, свои мысли, чувства, опыт.