Для Вас, родители!

Злобина Людмила Николаевна

Журнал для любознательных родителей "Говоруша" № 2 Тема номера: «Логоритмика,  как эффективный метод развития речи у детей с ТНР»

Содержание номера:

Дошкольная академия
1.Общее понятие и особенности логоритмики у детей с ТНР
2. Логоритмика с нейрогимнастикой
3. Занятия, игры и логоритмические  упражнения для детей среднего дошкольного возраста с ТНР
Семейный круг
4. Практические рекомендации для родителей по проведению  логоритмических упражнений

 5. Памятка для родителей «Кинезиологические сказки и упражнения для детей с ТНР»
Скрытая камера
6. Фоторепортаж «С места событий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Общие правила для домашней зарядки»

* одежда для зарядки не должна стеснять движения;

* продолжительность занятий составляет:

- около 5 минут с младшими дошкольниками

- около 8 минут со старшими дошкольниками

* не следует включать упражнения, требующие напряженного внимания;

* во время занятий сначала предложите сделать одно упражнение для рук и плечевого пояса, затем 2-3 упражнения для туловища и 2-3 упражнения для ног;

* если ребенок теряет интерес, к каким то упражнениям, постарайтесь их заменить;

* закончить гимнастику лучше всего свободной ходьбой.

Делайте зарядку!

Здоровье будет в порядке!



Предварительный просмотр:

«Зачем учить стихи».

Все мы прекрасно знаем, что  одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. Каждый из нас по своему школьному опыту знает, что тем детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было легче.

Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться очень трудно. К счастью, память можно развивать и улучшать. Как Вы думаете, когда надо начинать развивать память? Если Вы считаете, что этим займутся в школе, то очень ошибаетесь.  Память развивается с детства, чем раньше, тем лучше.  И один из способов  развития памяти  — это заучивание стихов.

Детская память очень восприимчива, все заученное в детстве мы помним до глубокой старости.  Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.

Ученые сумели доказать, что развитие интеллектуальных способностей тесно связано с базой выученных в детстве стихов. Заучивание стихов наизусть – наилучшее средство развития малыша.

Медики  и педагоги  прекрасно знают, что дошкольник с самого раннего возраста способен определять интонацию, достаточно хорошо чувствует ритм речи.

Если  спросить  на  выбор родителей маленьких детей, что  они читают  малышам, то  ответ  будет однозначен. Самые первые книжки, которые мы читаем детям это именно стихи.
Почему? А потому, что поэтическая речь и проза (наша повседневная речь) совершенно не похожи. Ритмическая составляющая в стихах весьма хорошо выражена.
Ребенка привлекают такие произведения. Богатая фонетика, красочные эпитеты и метафоры, обороты - это черты поэтического текста. Избыток аллитераций  в стихах  для  детей также обогащают их. Крайне значительную важность в развитии малыша занимают стихи.
Заучивание стихов очень хорошо тренирует ум малыша. Логические игрушки развивают единственно левое полушарие мозга. При заучивании же стихов активно работает правая половина мозга.

При этом малыш повторяет новые необычные поэтические словосочетания и делает свою речь богаче. Вот именно  поэтому доказано, что заучивание стихов наизусть  ребенком - это один  из  самых эффективных методов  развития  языка и интеллектуальных  способностей.

 

 

«Учим стихи правильно».

Первый этап Ребенку читают стихотворение выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова.
Второй этап -  с ребенком беседуют по содержанию стихотворения: например, о том, кто главный герой (о ком/о чем стихотворение), что произошло, кого встретил, что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребенка сложилась целостная картина восприятия данного стихотворения.
Третий этап - дать ребенку такую установку: сейчас я буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай. Потом мне сам расскажешь. Давай так играть? Можно предложить несколько возможных ситуаций я – учитель, ты – ученик, а затем наоборот. Я - режиссер, а ты – артист. 
Стихотворение читают 2-3 раза в медленном темпе и просят ребенка повторять тихим голосом, но вслух.
Четвертый этап - ребенок рассказывает с небольшой помощью взрослого («Расскажи мне, что запомнил, а я буду тебе помогать» и подсказывать первое слово в строке).
Пятый этап - через некоторое время или на следующий день повторить еще  раз стихотворение (прочитать и ребенок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребенку своё восхищение: «Боялся, а как выразительно рассказал! Горжусь тобой!»

Что влияет на быстроту запоминания стихотворения?

Содержание. Если ребенку непонятен и не интересен текст, он и не будет особенно напрягаться. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту.  Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.

Объем. Если текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 3-4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников - 3-5 четверостиший.

Значимость. Если ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей. Например, - Вы с мальчиками не поделите новую большую машину в детском саду. Давай выучим речевку, ты мальчиков посчитаешь с помощью нее. Кто выиграл, тот первый играет, а затем другие поиграют. Так честно и справедливо. И учите сначала считалки, речевки. Вот их мальчишки очень быстро и надолго запоминают.

Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении.

Возможность показать, воспроизвести. Есть категория детей, которые запоминают лишь тогда, когда двигаются и показывают на себе или  с помощью своего тела. Вот таким детям нужны «звонкие», «ходящие» и «кричащие » речевки.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей.

Экспериментируем дома

Тема: «Лед – вода»

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

Тема: «Твердое – жидкое»

При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.

Тема: «Жидкое – твердое»

Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.

Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».

Рекомендации для родителей.

Экспериментируем дома

Тема: «Испарение»

Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).

Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).

Тема: «Выпаривание соли»

Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).

Тема: «Конденсация»

Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

Рекомендации для родителей.

Экспериментируем дома

Тема: «Свойства веществ»

Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.

Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

Тема: «Воздух и его свойства»

Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.

Тема: «Два апельсина»

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Тема: «Плавание тел»

Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.

Тема: «Секретное письмо»

Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики - таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:

Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.

2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.

Тема: Разный «характер» у яиц

Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.

Тема: «Чистый лед»

Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.

Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

Рекомендации для родителей.

Экспериментируем дома

Тема: «Снежные цветы»

Вам потребуется: соломинка, мыльный раствор.

В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

Можно также показать ребенку, как образуется иней - в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.

Тема: «Куда делась вода?»

Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?

Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из панны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло.

Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.

Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край».



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение режима дня в воспитании старшего дошкольника»

Цель: Распространение среди родителей педагогических знаний, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания.

        Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был здоров, весел и правильно развивался. В этом стремлении поможет правильная организация режима дня. Что же это такое? 

        Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности.  Он предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна и отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Приучать ребенка к соблюдению режима дня необходимо с первых дней его жизни. Это способствует нормальному развитию ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. По мере роста ребенка распорядок его будет меняться. Но на всю жизнь должна сохраниться основа, заложенная в раннем детстве - чередование всех форм деятельности организма в определенном ритме. Воспитать в ребенке чувство ритма - не сложно, малыш легко привыкает к предложенному ему режиму. Но окружающим взрослым соблюдать его без перебоев оказывается трудно: то жаль в хорошую погоду вовремя уйти с прогулки или прервать интересную игру, то обед не приготовлен вовремя. А мозг ребенка фиксирует эту неустойчивость режима, и потому так трудно выдерживать его. Когда ребенок становится старше, то начинает просить "чуть-чуть" задержаться, опоздать, отложить и т.д.

         Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

            Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу.  

             Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно - бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Консультация для родителей

«Дети и дорога!»

Цель: Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Ежегодно на дорогах России погибают дети в результате дорожно-транспортных происшествий. Это происходит из-за незнания или сознательного несоблюдения детьми Правил дорожного движения (ПДД), недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят проезжую часть в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

        Как утверждают врачи         и психологи, дети до 8 лет еще плохо распознают источники звука: они слышат только те звуки, которые им интересны. Ориентироваться на дороге им куда труднее, чем взрослым. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Офтальмологи утверждают, что поле зрения детей на 15-20% меньше, чем у взрослого. У детей до 7 лет, как правило, отсутствует надежная ориентация (влево, вправо), у них рассеянное внимание. Реакция у ребенка более замедленная, чем у взрослого, и времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. Такое промедление может оказаться опасным в критический момент. Необходимо иметь в виду еще и то, что у ребенка маленький рост, и водитель может не заметить его на дороге.

        Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей Правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие не только дошкольные учреждения, школа, но и сами родители.

        Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. Разговаривать с детьми следует серьезно, как со взрослыми, без уменьшительных слов — ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не машинки! Главная задача — воспитать грамотного пешехода.

        В младшем возрасте нужно знакомить детей с улицей, дорогой, тротуаром. В более старшем возрасте понаблюдайте вместе с ребенком за работой светофора, обратите его внимание на связь между сигналами на светофоре и движением автомобилей и пешеходов. Проводя целевые прогулки с ребенком по улицам в разное время года, наблюдайте, как взаимодействуют пешеходы и транспорт. Всегда акцентируйте внимание ребенка на таких важных моментах для безопасности движения, как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу). Например, в пасмурный день нужно обратить внимание ребенка на то, что опасность повышается из-за того, что дорога плохо видна и пешеходам, и водителям. Из-за недостатка освещения пешеходы не видят, стоит автомобиль или движется, при этом водитель тоже плохо видит пешеходов, не очень хорошо видны огни светофора.

        Зимой обращайте внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить автомобиль (даже после того как он нажмет на тормоза, автомобиль скользит и проезжает еще несколько метров). Можно показать тормозной путь транспорта.

        Рекомендую, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избегать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они, будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть: это стоянка автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения.

        Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а что нельзя делать.

        Сейчас, когда у многих родителей имеются видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.

        Ребенок учится законам дороги прежде всего на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Иными словами, успех профилактики детского дорожного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей. Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей. Быть может, замечание, сделанное Вами ребенку, вовремя протянутая рука помощи предотвратит возможную беду.

Памятка для родителей

  • Не проходите мимо шалящей на проезжей части детворы.
  • Остановите ребёнка, который пытается перебежать дорогу в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора.  
  • Научите ребёнка не только видеть, но и слышать улицу.  
  • Развивайте у ребёнка наблюдательность за дорогой.  
  • Делитесь своим опытом. Подчёркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля. Объясните необходимость таких действий.  
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, и тогда не будет неизвестно откуда взявшегося автомобиля.  
  • Научите обращать внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, стоп-сигналы).  
  • Привейте навык спокойного, уверенного поведения на улице. Уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно.  
  • Позаботьтесь об одежде своих детей. Одежда должна быть яркой. Это не только дань моде, но и гарантия безопасности.  
  • Если ваш ребенок был участником или свидетелем ДТП обратитесь за профессиональной поддержкой и помощью к психологу. Он поможет справиться со страхами и неуверенностью.

Консультация для родителей

«Шалости детей с огнём»

Цель: Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности

В возрасте от трёх до семи лет дети в своих разнообразных играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируют их труд. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется, как можно скорее всё узнать, испытать самому. И конечно, в первую очередь детей интересуют яркие и запоминающиеся явления. Постепенно ребёнок овладевает умением пользоваться различными предметами. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни дома.

Нельзя быть уверенными, что ребёнок, оставшись один дома, не решится поиграть с коробочкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не заинтересуется электрической плиткой или чайником, не устроит костёр, который он когда-либо видел в лесу.

Бывают случаи, когда Вы вынуждены оставлять своего ребёнка на какой-то промежуток времени без надзора. Однако, прежде чем уйти из дома, поручите наблюдение за ребёнком старшим детям или кому-нибудь из взрослых. Чтобы ребёнок не скучал, дайте ему задание, подскажите ему тему для игры, подберите нужные игрушки.

Особенно опасно оставлять детей одних в запертых квартирах или комнатах. В случае пожара они не могут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу.

Кроме того, спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углах комнат. Отыскать детей в обстановке развития пожара дело нелёгкое.

У детей необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнём. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок осознал, что спички - не игрушка, а огонь - не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о тяжёлом бедствии для людей.

Дети должны знать свой домашний адрес и телефон пожарной охраны, чтобы при необходимости вызвать помощь.

МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПОЖАРОВ ОТ ШАЛОСТИ ДЕТЕЙ НЕ СЛОЖНЫ:

1. Не оставляйте на виду спички и зажигалки.

2. Не позволяйте детям покупать спички и зажигалки.

3. Следите как дети проводят свободное время, чем интересуются.

4. По возможности не оставляйте детей без присмотра.

5. Не доверяйте маленьким детям пользоваться газовыми приборами.

Следует иметь ввиду, что если пожар произойдёт в результате безнадзорности детей с причинением кому-либо ущерба, то родители несут за это ответственность в установленном порядке.

Спасибо за внимание!!!

Как уберечь детей от пожара

Проблема детской шалости с огнем всегда стоит особенно остро. Для её решения требуются общие скоординированные и целенаправленные действия родителей, воспитателей и учителей. Профилактика детской шалости с огнем в семье обычно сводится к банальным запретам. Но запретный плод сладок: дети ищут новых ярких впечатлений, балуются со спичками и огнеопасными предметами. Зачастую это заканчивается трагедией.

Уважаемые родители, воспитатели, преподаватели! Чтобы не было беды, мы все должны строго следить за тем, чтобы дети не брали в руки спички. Нельзя допускать, чтобы дети пользовались электронагревательными приборами. Если у вас есть малолетние дети, ни в коем случае не оставляйте их дома одних тем более, если топится печь, работает телевизор или другие электроприборы.

Не показывайте детям дурной пример: не курите при них, не бросайте окурки куда попало, не зажигайте бумагу для освещения темных помещений. Храните спички в местах недоступных для детей. Ни в коем случае нельзя держать в доме неисправные или самодельные электрические приборы. Пользоваться можно только исправными приборами, имеющими сертификат соответствия требованиям безопасности, с встроенным устройством автоматического отключения прибора от источника электрического питания. Помните - маленькая неосторожность может привести к большой беде.

Трагические случаи наглядно доказывают: главная причина гибели детей на пожаре кроется в их неумении действовать в критических ситуациях. Во время пожара у маленьких детей срабатывает подсознательный инстинкт: ребенок старается к чему-то прижаться, куда-то спрятаться, ищет мнимое убежище - под кроватью, столом и т. д. Там его беда и настигает. Поэтому обязательно научите ребенка действиям при пожаре, покажите ему возможные выходы для эвакуации. Очень важно научить ребенка не паниковать и не прятаться в случае пожара.

Дома - родители, в детских садах - воспитатели, а в школах - преподаватели, все мы обязаны обеспечить неукоснительное выполнение детьми правил пожарной безопасности, строго поддерживать противопожарный режим, немедленно устранять причины, которые могут привести к трагедии. Чувство опасности, исходящее от огня, ребенку нужно прививать с раннего детства. Соблюдение правил безопасности должно войти у каждого в привычку.

Научите ребенка в случае возникновения пожара незамедлительно вызывать пожарную охрану. Для этого необходимо набрать номер «01» (с мобильного телефона – 112).



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей будущих первоклассников

Что ждёт меня в школе

Парта ждёт меня, во-первых,
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Ждет природа – лес и поле!
Ведь в поход пойдем не раз…
Ждут меня пятерки в школе
Ждёт меня весь первый класс!
http://sevelina.ru/files/2010/08/a83962b34d64.jpg

 Детский писатель

 Василь Моруга

Каждый ребёнок задаёт себе этот, как ему кажется простой вопрос, но не каждый ребёнок может правильно на него ответить. Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов…  А школа – это не только интересные и занимательные вещи и занятия, но и обычные утомительные задания, которые нужно младшему школьнику выполнять. Так что же ждёт ребёнка в школе, какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать, какие требования предъявляет школа к речевой готовности. Именно речевой готовности к школьному обучению посвящена наша памятка.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ

ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Наша речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем  речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Но прежде чем учить ребенка чтению и письму, нужно заложить ОСНОВУ успешного освоения грамоты:

1. Правильность произношения звуков русской речи - это изолированное, в слогах, словах и фразах произношение звуков. Для проверки правильности звукопроизношения подбираются картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч’], [щ’], [р], [р’], [л], [л’], [й’]. Вы, родители, можете самостоятельно выявить затруднения ребенка при произношении звуков, показав картинки, где каждый из звуков находится в начале, середине и в конце слов:

                                                             

[с]

Стр

                                                                            (собака, усы, нос)      

          [с’]

Рисунок 2

(семь, письма, гусь)

[з]

Стр

(замок, ваза, звезда)

[з’]

Стр

(зелёный, зебра, земляника)

[ц]Стр

(цепь, яйцо, огурец)

  [ш]  Стр

                             

(шапка, машина, душ)

[ж]Стр

(жук, жёлудь, ножи)

 

[ч’]  Стр

(чайник, мяч, очки)

[щ’]Стр

(щётка, ящик, плащ)                                                                                                      

[р]Стр

Ъ

(рыба, корова, топор)

[р’]Стр

(репа, фонари, дверь)                                                                               

[л]Стр

(лук, пила, дятел)

[л’]Стр

(лейка, лимон, ель)

[й’]

Рисунок 14

(яблоко, майка, трамвай)

Если ребёнок невнятно произносит звуки речи (мягко, как маленький, [с], [з], [ц] – как англичанин между зубами, [р] – как француз), его нужно показать логопеду, и как можно скорее устранить эти дефекты, так как правильное произношение залог грамотного письма.

Необходимо отметить, что грамматической системой словоизменения ребенок обычно овладевает к четырем годам (сад, саду, сады…), а системой словообразования – к семи годам. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы). Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:

а) Назови один предмет (глаза, уши, …);

     назови много предметов (нос, лоб, ухо, …);

     закончи словосочетания:

     три помидора, пять…,

     одна конфета, шесть…,

     три медведя, пять…

Тренировке в изменении словосочетаний по числам способствуют следующие игры с мячом:

один – много                                                             много – один

О б р а з е ц: интересная книга -                             О б р а з е ц: крепкие доски – крепкая 

интересные книги.                                                    доска.

спелая груша –                                                          длинные косы –

душистый ландыш –                                                 сочные арбузы –

полное ведро –                                                          красные ленты –

чистое стекло –                                                         смелые охотники –

              закончи предложения, изменяя слова по образцу

             О б р а з е ц: Лодки плывут. Лодка плывёт.

Ракеты летят. Ракета … . Машины едут. Машина … . Ветры дуют. Ветер … . Снега тают. Снег … . Костры гаснут. Костёр .. .

б) Подбери подходящее по смыслу слово:

                    Большой сад, а маленький…,

                    маленькая куколка, а большая…

в) Закончи предложения:

                     Весной картошку сажают, а осенью…

                     Воду наливают, а соль…

г) Назови детишек: у медведицы - медвежонок, у коровы -…,  у слонихи -…, у кошки -…, у собаки -… .

д) Образуй прилагательные: кораблик из бумаги (какой?) – бумажный, стакан из стекла - …, шуба из меха - …, у лисы хвост -  лисий, у зайца хвост - … .

Одно из главных условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Родителям следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи у вас, родители!

2. Умение выделять звуки из слова;  определять место звука в слове;  уметь подсчитывать количество звуков, слогов в слове; оценивается умение работать со схемой слова, навык послогового чтения.

Для проверки способности ребёнка слышать отдельные звуки в слове ребёнку можно предложить следующее задание:

- Где находится звук [а] в названии этих картинок: в начале, в середине или в конце?

- Если звук [а] находится в начале, раскрась красным цветом первый квадратик, если в середине – второй, если в конце – третий.Изображение 005

                                                             

Для развития фонематического слуха родителям необходимо:

  • слушать с ребёнком звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку:  «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
  • давать детям такие задания:

- Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук... (например [м]), "Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком... (например [р]).

- Замени первый звук в слове на [р]. Какое получилось слово? Лис-...ис, лепка-...епка, диск-...иск и т.д.".

- Придумай слова, которые начинаются с одинакового звука. Что это за звук?» (Слова шапка и шуба начинаются со звука [ш], слова жук и жаба — со звука [ж], слова забор, замок — со звука [з], слова цыпленок, цапля — со звука [ц].)

- Назови овощи, фрукты и ягоды, в которых есть звук [р] (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), [р’] (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), [л] (баклажан, яблоко, кизил), [л’] (малина, лимон, апельсин, слива).

3. Ребёнок должен уметь составлять предложения, распространять его; уметь определять количество слов в предложении.

Примерное задание: 

- Рассмотри картинки. Составь по каждой картинке предложения. Посчитай, сколько слов в предложениях.

Изображение 001

                                                             

Если выявляются затруднения и ошибки, необходима систематическая работа по преодолению данного нарушения. Ребёнку можно предложить:

  • составить устно предложения по трём опорным картинкам (то есть составить предложение из трёх слов);
  • составить предложения по сюжетным картинкам: «Мальчик читает книгу», «Девочка гонит козу», «Кролик ест морковку» (ребёнок называет предложения по этим   картинкам, определяет количество и последовательность слов в каждом предложении);
  • составить распространённые предложения по вопросам где? как? когда? (с опорой на сюжетные картинки);
  • из ряда слов составить предложения: дымок, идёт, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.
  • составить устно предложения, используя словосочетания: высокие ели, весёлая песня, большие лужи, спелая земляника, резвые котята, полная корзина, широкие улицы…

4. Умение пересказывать текст, сохраняя смысл и содержание; ребёнок должен уметь самостоятельно составлять рассказ. С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.

Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.

Какими знаниями должен обладать ребенок, чтобы учение было для него радостью? Некоторые родители считают, что если ребенок пришел в школу читающим, то ему будет скучно и неинтересно на уроках. Они сознательно “тормозят” процесс познания. Другие родители занимаются дополнительно, стремясь вооружить знаниями ребенка. Как поступить? Если хотите избавить ребенка от сложностей в начале обучения, то можно научить его читать до школы, т. к. процесс обучения грамоте – сложный. Психологи пришли к мнению, что легче всего добиваются успехов дети, которые обучились чтению до 6 лет. Однако нужно помнить, что обучение должно быть организовано в виде игры, поддерживать интерес и увлеченность в ребенке. Важно, чтобы чтение было плавным, слоговым, без повторов. Нельзя допускать побуквенного чтения.

В первом классе ребёнок осваивает новый вид речевой деятельности – письмо. А обучение письму – это серьезный стресс для первоклассников. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохо развитой моторикой рук, повышенным мышечным тонусом. Для школы очень важен уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования - величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий.

Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия. Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов - сначала самых простых. Потом можно и более сложных. В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и бантов.

Зрительно-моторная координация оказывает существенное влияние на каллиграфию. До поступления в школу ребенок должен уметь владеть некоторыми графическими умениями:Изображение 004

- обведение предмета по контуру;

- штриховка предмета внутри контура;

- копирование рисунка;

- дорисовывание фигуры;

- сформированность речевых и

моторных предпосылок чтения

и письма определяет

успешное овладение учебными

навыками в начальной школе.

 

Литература

  1.  Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2.  Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008. - 280 с.
  3.  Левина А. Обучает грамоте. З-4 года. Тетрадь для занятий взрослых с детьми. – М.: Издательство «Олма-Пресс Экслибрис», 2004. – 18 с.
  4.  Левина А. Обучает грамоте. 5-6 лет. Тетрадь для занятий взрослых с детьми. – М.: Издательство «Олма-Пресс Экслибрис», 2004. – 18 с.
  5.  Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. – 185 с.



Предварительный просмотр:

    Памятка для родителей

   «Как приобщить ребенка

   к народным культуре и

          традициям»

Уважаемые родители!

1. Расскажите детям о традициях русского народа:

а) как жили наши предки,

б) какими занимались ремёслами,

в) как сеяли хлеб,

г) какую на Руси носили одежду.

2. Расскажите о русских народных праздниках.

3. Расскажите об интересных и доступных для детей

обрядах и обычаях.

4. Покажите и расскажите о предметах старины,

о бережном к ним отношении.

5. Почитайте детям народные сказки, былины.

Познакомьте с пословицами, поговорками, загадками.

6. Покажите старинные вещи бабушек и дедушек.

Придумайте вместе с  детьми интересные истории

про эти вещи.

7. Играйте с детьми в народные игры.

 8. Сходите с детьми в краеведческий музей.

 Дети получат много интересной и полезной информации.

    Памятка для родителей

   «Как приобщить ребенка

   к народным культуре и

          традициям»

Уважаемые родители!

1. Расскажите детям о традициях русского народа:

а) как жили наши предки,

б) какими занимались ремёслами,

в) как сеяли хлеб,

г) какую на Руси носили одежду.

2. Расскажите о русских народных праздниках.

3. Расскажите об интересных и доступных для детей

обрядах и обычаях.

4. Покажите и расскажите о предметах старины,

о бережном к ним отношении.

5. Почитайте детям народные сказки, былины.

Познакомьте с пословицами, поговорками, загадками.

6. Покажите старинные вещи бабушек и дедушек.

Придумайте вместе с  детьми интересные истории

про эти вещи.

7. Играйте с детьми в народные игры.

 8. Сходите с детьми в краеведческий музей.

 Дети получат много интересной и полезной информации.

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: