4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиона
4 Свидетельство об обобщении опыта по теме "Формирующее оценивание как способ достижения образовательных результатов"
4.1 Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
4.2 Повышение квалификации учителя
4.3 Поощрение за профессиональную деятельность
4.4 Опубликованные материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта | 796.95 КБ |
trans_1.docx | 1.04 МБ |
trans2.docx | 2.47 МБ |
trans_3.docx | 2.4 МБ |
trans_4.docx | 1.52 МБ |
pooshchrenie1.docx | 1.32 МБ |
pooshchrenie2.docx | 1.3 МБ |
pooshchrenie3.docx | 1.42 МБ |
pooshchrenie4.docx | 1.43 МБ |
pooshchreniya5.docx | 1.01 МБ |
informatsionnaya_karta_simchishinoy_t.o.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта
Ф. И. О. автора | Симчишина Татьяна Олеговна |
Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail) | Название учреждения: МБОУ СОШ №5 г.Охи им. А.В.Беляева Почтовый адрес образовательного учреждения:694490 Сахалинская обл. г.Оха ул. Советская д.9 Телефон:8 (42437)3-42-12 E-mail: tsimchishina@bk.ru |
Должность | Учитель начальных классов |
Стаж работы в должности | 30 лет |
1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта | Формирующее оценивание как способ достижения образовательных результатов |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Противоречия между традиционной системой оценивания результатов образовательной деятельности учащегося и системой развивающего обучения, лежащей в основе ФГОС нового поколения. Новые условия образовательной деятельности, ориентированной на процесс поисковой активности ребенка и сформированную у него систему ценностей. |
3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.) | Использование технологии формирующего оценивания, в отличие от традиционной, ориентированной на сравнение учебных достижений учащихся с идеалом, позволяет учителю оценить потребности учащихся, поощрить саморегуляцию и сотрудничество, осуществить мониторинг прогресса каждого из учащихся, проверить понимание и поощрить метапознание. В связи с этим педагог вносит изменения как в содержание образования, так и в организацию образовательного и воспитательного процесса, отдавая предпочтение новым коммуникативно-информационным технологиям, технологиям проблемного обучения, проектным и групповым технологиям обучения. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Учебная деятельность – ведущая в начальной школе. Это значит, что если она не начнет формироваться в этот период, то потом может не появиться вовсе. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование основной структуры учебной деятельности. Это время по построению формы учебной деятельности, фундамента потребностей и способностей к самоизменению младших школьников. Самоконтроль и самооценка – это совокупность изменений, направленных на коррекцию и совершенствование собственной учебно-познавательной деятельности учащегося и его рефлексивной позиции. Выделяется 5 комплексных умений самоконтроля и самооценки: 1. Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности. 4. Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и ее результаты с выходом в рефлексивную позицию. 5. Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность. Решение проблемы оценивания учащихся начальной школы тесно связано с формирования контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. С самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться. Обучение с формированием самооценки оказывает положительное влияние на личностное развитие учащихся. На каждом уроке дети учатся называть тему урока, ставить цели. На этапах, которые предшествуют этапу постановки темы и целей урока, даются задания, выполняя которые, дети приходят к выводу, что они владеют частью знаний. Самоконтроль является одним из важнейших факторов, которые обеспечивают самостоятельную деятельность учеников. Он необходим для своевременного предотвращения или обнаружение уже совершенных ошибок. Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в оценочной деятельности учащихся, ведь современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности. Методы и приёмы формирующего оценивания, используемые в начальной школе успешнее всего:
Эти и другие приёмы формирующего оценивания доступны для учащихся, просты в использовании, информативны и эффективны. Многие из них используются с первого класса и способствуют формированию необходимых навыков самоконтроля и самооценки. |
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Использование технологии формирующего оценивания не требуют особых условий, доступно каждому педагогу |
6. Результат изменений | В результате проведённой работы по формированию оценки и самооценки, мои ученики учатся оценивать свою работу по заданным критериям с помощью различных видов работ: соотносить свою оценку с моей оценкой; договариваться о выборе образца для сопоставления работ; обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом. Таким образом, работа по формированию мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности на основе технологии формирующего оценивания и с использованием данных видов работ для самоконтроля и самооценки, способствует появлению у младших школьников потребности и желания осуществлять контроль и давать адекватную оценку своей деятельности. |
7. Публикации | нет |
8.Описание педагогического опыта | Познакомившись с инструментами формирующего оценивания, я начала применять их на уроках в классе. Введение новых элементов в практику оценивания начала с метода неоконченных предложений. Пример. Метод неоконченных предложений
Учитывая возрастные особенности младших школьников, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:
Проводя системную работу из урока в урок, я наблюдала, как повышается уровень оценочной деятельности детей. Если на первых этапах дети просто перечисляли основные навыки, которые они приобрели в ходе изучения определенной темы (Я узнал, что такое имя существительное),то в дальнейшем оценочные суждения стали более интересными (Я научился работать в группе. Мне было трудно оценить работу товарища…). Далее начала применять технику «Сигналы рукой». При изучении темы договариваемся с ребятами о сигналах. Большой палец руки направлен вверх – Я понимаю; большой палец направлен в сторону – я все еще не понимаю; помахать рукой – Я не совсем уверен. Посмотрев на сигналы, я предлагаю высказаться учащимся. Задаю вопрос: «Что именно вам не понятно?» Слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа; слово предоставляется тем, кто все понял. Следующим этапом введения оценочных методик стало знакомство с волшебными линеечками. Дети чертят их в тетради, оценивают свою работу на уроке, при выполнении домашних и классных работ. В начале урока договаривались, по каким критериям будем оценивать результат учебной деятельности: аккуратность, точность (правильность), самостоятельность, активность и т.п. Сейчас ребята уже свободно владеют этой методикой. Важнейшей целью образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Для развития навыков самостоятельности и совместной деятельности я стала использовать такие методы оценивания, как «Самооценивание и Взаимооценивание», которые дают ученикам возможность оценить собственный успех, свои мысли и учебу, и продумать способы их улучшения. На уроках удачно получилось самооценивание, когда каждый ребенок комментировал, как он работал на уроке, что у него получилось, а что нет. И многие ребята достаточно объективно ставили себе отметки. Конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Я так же вовлекала в процесс других детей, тем самым подключая их во взаимооценивание. При взаимооценивании на первых уроках ребята завышали оценки, объясняя это тем, что им не хотелось обидеть одноклассника или друга. Тогда мне пришлось прибегнуть к хитрости: вместо обычной оценки ребята должны были ставить баллы, которые соответствовали определенным отметкам. Например, 10 баллов – это оценка 5, 7 баллов – 4, 5баллов – 3, 2 балла – 2. Ребята должны были опираться при оценивании на совместно разработанные нами критерии. Но следует учитывать, что оценить себя младшим школьникам труднее, чем товарищей, поэтому начинать нужно с взаимооценивания работ, а потом проводить самооценивание. При этом стараюсь, чтобы самооценка предшествовала оценке учителя. При оценивании учителем учащийся может согласиться с оценкой и не согласиться. Чтобы не было расхождения в оценивании, дети знакомятся со шкалой оценок, т.е. за какое количество правильных ответов выставляется данная оценка. Еще один метод оценивания на уроке, который я использую Листы самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включено в процесс урока, но и во время выполнения домашнего задания. Учащийся вместе родителями особое внимание уделяют не сформированным навыкам учебной деятельности. Лист самооценки я разрабатываю в течение изучения темы, в конце раздела. Следующая оценочная методика, которую я применяю, – это карта понятий. Опыт применения карт понятий показал, что этот метод можно использовать не только на уроках обобщения знаний, но и при организации изучения нового материала. Сначала я определяю тему, по которой будет составлена карта понятий. Затем ученики определяют основные понятия темы, устанавливают связи, поясняют их характер. Если карта понятий составляется на уроке изучения нового материала, то эту работу выполняю вместе с учениками. Самым простым видом является кластерная карта. Эту методику я применяю на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Рассматривая карту понятий, я делаю выводы о том, как ученики воспринимают отдельные темы урока, оцениваю уровень их знаний, проверяю, нет ли ложных толкований понятий. Она становится мощным диагностическим инструментом для учителя. Таким образом, карта понятий помогает ребёнку активизировать свою познавательную, рефлексивную деятельность. Каждая карта понятий всегда оценивается одноклассниками по принятым критериям. Они подходят к работе творчески. Формирующее оценивание требует каждодневного кропотливого труда, определенного опыта. А опыт приходит с годами. Я нахожусь в постоянном поиске, изучаю литературу, стараюсь вводить новые стратегии по мере их освоения. Нельзя сказать, что в результате формирующего оценивания уровень качества повысился на сто процентов. Зато в глазах детей я увидела искорку желания учиться, интерес к уроку, позитивное отношение друг к другу. Оценочная самостоятельность школьников и изменение содержания оценочной деятельности учителя - обязательные компоненты современного образования, которые выделены в ФГОС НОО. Системное, планомерное формирование оценочной самостоятельности детей в моем классе дает свои результаты. Они отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности, максимальной самостоятельностью. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это доказывают результаты итоговой успеваемости обучающихся. Результаты итоговой аттестации показали, что оценочные инструменты дают положительные результаты, поддерживают учение и улучшают его. В настоящее время традиционная система оценивания уже не даёт нужных результатов, поэтому необходимо искать новые подходы и инструменты. В системе оценивания в начальной школе используется в основном внутренняя оценка, выставляемая учителем, школой. Формирующее оценивание направлено на ученика и работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику. Я апробировала лишь часть инструментов формирующего оценивания. Это помогло мне понять, что акцент ставится на то, как школьник продвигается к учебной самостоятельности, пониманию образовательных целей. Я выделила пять принципов формирующего оценивания:
При целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося необходимых компетенций и является основой для реализации стандартов нового поколения. |