Как помочь своему ребенку овладеть правильным звукопроизношением.
Овладение речью – это сложный многогранный психический процесс. Ребенок дошкольного возраста должен научиться четко и правильно произносить звуки, обладать достаточным для своего возраста словарным запасом, уметь связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе и падеже, правильно строить фразы и многое другое.
Правильное звукопроизношение – одна из сторон этого процесса. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки. Неправильное произношение звуков нарушает фонематическое восприятие, затрудняется развитие навыков звукового анализа, а это осложняет процесс усвоения грамоты.
Произношение звука нужно обязательно закрепить в речи ребенка. Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый дефектный звук. Закрепление звука включает в себя три момента:
1. Звук нужно автоматизировать, то есть довести его произношение до автоматизма. Это делается с помощью речевых тренировок.
2. После того как звук автоматизирован на занятиях, его нужно ввести в повседневную речь ребенка.
3. Звук нужно дифференцировать, то есть разграничить его произношение от того неправильного произношения, которое было у ребенка прежде. Это особенно важно сделать, когда звук заменялся на другой звук.
Если ребенку недавно (не более чем полгода назад) исправлено произношение звуков – скорее всего, произносительные навыки у него еще недостаточно прочны.
Понаблюдайте, как ребенок говорит в обыкновенной ситуации (когда не следит за своей речью). Если, хотя бы иногда, он сбивается на прежнее дефектное произношение, значит, его произносительные навыки еще не устоялись.
Причины сохранения дефектного произношения:
1. Недостаточное развитие слухового внимания, самоконтроля произношения.
2. Безразличное отношение родителей к успехам ребенка.
3. Пропуск занятий по неуважительной причине.
Эффективность логопедической работы по формированию звукопроизношения напрямую зависит и от участия родителей в этом процессе.
Для автоматизации звуков родители могут использовать ниже предложенные игры и упражнения.
1. «Кто больше?»
Используется любой счетный материал (грибочки, квадратики).
За каждое правильное произнесение звука, слога или слова дети берут себе по одной фигурке, доказывают безошибочность своих действий.
2. « Согласен – не согласен ».
Дети рассматривают открытки (картинки сюжетные и предметные, игрушки), выбирают те, в названии которых есть звук.
Действуют в следующем порядке: ребенок называет картинку, мама (папа) соглашается или не соглашается с ним (в зависимости от того, правильно или неправильно произнесен звук).
3. Давай проверим.
При выполнении задания ребенок должен каждое правильно произнесенное слово, предложение, чистоговорку отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, мама проверяет и отмечает старательность и усердие ребенка.
4. «Пропускаем мы во двор звуков правильных набор».
Родители изображают закрытые ворота: ладони поворачивают к лицу, соединяют средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднимают вверх. Мама объясняет, что во двор будем «пропускать» только слова со звуком, правильно названным. Если звук в слове произнесен неправильно, ворота захлопываются. Слова придумывает а) ребенок; б) повторяет за мамой.
5. «Мяч не трогать иль поймать - постараюсь отгадать».
Мама ловит мяч, если услышат в слове или в предложении верно названный звук. Если же ребенок допустил ошибку при произношении звука, то прячет руки за спину.
6. «Школа», «Научи маму (папу)… ».
Дети очень любят находиться в роли «учителя». Ребенок в этой игре выступает в роли учителя (логопеда) и учит (показывает) как правильно нужно произносить звук; слова, стихи и заданные рассказы с закрепляемым звуком. Мама (папа) выступают в роли ученика.
7. «Собери монетки».
Ребенку предлагается проговорить скороговорки (фразы) быстро, четко и без ошибок и положить монетку за каждую скороговорку в сундук. В конце игры ребенок (дети) подсчитывает количество монеток в сундуке.
8. Ребенку предлагается нарисовать кружочки (квадраты, яблочки и т.д.) и определенным образом закрасить или заштриховать их:
-если сделал ошибку при произнесении звука – закрась круг красным цветом;
-если сам исправил ошибку – желтым;
- если звук произнес правильно – зеленым.
Занимайтесь с ребенком систематически.
Поощряйте каждый правильный ответ ребенка и будьте терпимы к его ошибкам. Игровая форма занятий, доброе и заинтересованное отношение, похвала – все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.