План работы по самообразованию
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка» г. Урень Нижегородской области
Согласован Утвержден заведующим
с педагогическим советом МАДОУ «Ромашка» МАДОУ «Ромашка» И.В.Веселовой
протокол от 30.08.18г. № 1 приказ № от 02.09.19г.
План работы
по самообразованию
воспитателя
Коробейниковой Светланы Николаевны
на 2019 – 2020 уч. год
2019 г.
Воспитатель: Коробейникова Светлана Николаевна
Квалификационная категория: первая
Стаж работы: 17 лет
Курсовая подготовка: «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО», 2018 год, 72 часа
Группа: средняя группа (4– 5 лет)
Начало работы: сентябрь 2019г.
Окончание работы: май 2020г.
ТЕМА: «Развитие познавательных способностей детей через экологическое воспитание среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО ».
ЦЕЛЬ: : Развитие познавательных способностей детей 4-5 лет в процессе экологического воспитания
ЗАДАЧИ:
1.Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
2. Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие)
3. Формирование представлений о причинно-следственных связей внутри природного комплекса
4. Формирование потребностей заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города.
5.Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
6.Развитие познавательного интереса к миру природы и умений правильно взаимодействовать с природой.
7. Развивать интерес и активность в процессе познавательно - исследовательской деятельности обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
- овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (ПИД)
- умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
У детей:
- сформируются коммуникативные навыки, умение экспериментировать, наблюдать, синтезировать полученные знания;
- сформируются социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
- повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
А также будет:
- разработан перспективный план работы с детьми по ПИД;
- разработана картотека форм и методов мотивации детей;
- подготовлена диагностика на начало и конец учебного года по ПИД;
- оформлен центр ПИД в группе.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
- история и сущность проектной деятельности;
- актуальность применения познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ;
- актуальность мотивации детей на ПИД;
- цели и задачи познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
- методика организации исследований детей дошкольного возраста;
- этапы проведения опытов;
- прогнозируемые результаты;
- группы умений, формируемые исследовательской деятельностью;
- особенности исследовательских проектов детей дошкольного возраста;
- роль родителей в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
- практическая реализация проектов детей дошкольного возраста.
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Литература:
1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» 2000г.
2. Н. А. Рыжова «Наш дом-природа. Воздух-невидимка» 1998г.
3. С. Н. Николаева «Юный эколог» 2010г.
4. В. В. Смирнова «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду» 2001г.
5. В. А. Зебзеева «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» 2009г.
6. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
7. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991г.
8. Л. А. Владимирская «От осени до лета» 2006г.
9. О. Д. Ушакова «Загадки и пословицы о природе и погоде» 2006г.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
Перспективный план работы по теме самообразования педагога
Этапы реализации | Задачи | Сроки (учебный год) |
Организационно - теоретический | Изучение психолого – педагогической методической литературы по теме самообразования | Сентябрь – ноябрь 2019 г. |
Диагностический | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | Ноябрь 2019 г. |
Практический | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | Декабрь 2019 – апрель 2020 г. |
Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития | Май 2020 г. |
План работы по теме самообразования педагога
на 2019-2020 учебный год
№ | Срок | Содержание работы | Форма отчета | Перспектива |
Учебный год 2019-2020 | ||||
1 | Сентябрь-Ноябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. | Составление дидактических картотек по организации детской мотивации | Памятки для родителей, консультации |
2 | Ноябрь | Диагностика условий материально-технического обеспечения организации детской мотивации | Анализ материально-технического обеспечения | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса |
3 | Декабрь | Систематизировать знания о методах и приемах вовлечения детей в различные виды деятельности | Крулый стол «Создание игровой мотивации в различных видах деятельности» | Побудить педагогов использовать в практической деятельности приемы игровой мотивации детей |
4 | Январь — Февраль | Работа по составлению | Показ презентации «Мотивация дошкольников» | Использование картотек в работе |
5 | Март | - Круглый стол «Результативность применения метода проектов в образовательной деятельности» | Анкетирование Презентация проектов «Маленькие исследователи | Взаимодействие с родителям |
6 | Апрель — Май | -Анализ работы. Самоанализ проведенных мероприятий. - Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете. | -Презентация проектов «Маленькие исследователи» (фотогалерея в группе д\саду) -Публикация опыта работы в сети Интернет. | |
7 |
Календарный план работы по теме самообразованию педагога
на 2019-2020 учебный год
Месяц | С детьми | С родителями | С педагогами | Самообразование |
сентябрь | • На прогулке наблюдение за погодой, за насекомыми, за поведением птиц. • Собирание камушков • Выкладывание узоров из природного материала • Уборка опавших листьев. поместить альбомы, иллюстрации с изображением даров леса, муляжи фруктов, овощей, грибов. • В Центре ИЗО деятельности разместить обводки насекомых, овощей, фруктов. • Игры «Кто во что одет», «Ботаническое лото» • Уход за комнатными растениями. • Беседа «Что нам дарит осень» • Чтение Э. Успенский «Как растили капусту» В. Орлов «С базара» | 1 Наглядная информация, выставлена папка-передвижка об осеннем времени года 2.Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия». 3.Оформление папки-передвижки «Поздняя осень» | - изучить литературу -подготовить материал для консультации для родителей. -подготовка материала на выставку. -оформить папку передвижку. | |
октябрь | На прогулке • Сбор природного материала • Наблюдение за явлениями живой и неживой природы: листопадом, отлетом птиц. • Дидактические игры на прогулке: «С какого дерева лист?» Конкурс «Осенняя фантазия», изготовление поделок из природного материала. В группе: • Дидактические игры «Что, где растет?» «Что сажают в огороде?» • Беседа «Почему осень называют золотой» • Чтение: З. Александров «Осень» А. Майков «Осенние листья по ветру кружат» Индивидуальная • Игры с мозаикой • Разгадывание загадок. | 1.Консультация «Познавательно исследовательская деятельность в экологии» 2. Консультация для родителей на тему: «Как помочь маленькому исследователю 4. Беседа «Ребенок и природа» 5.Рекомендации для родителей «Экспериментируйте с явлениями неживой природы дома | -изучить литературу по данной теме. -подготовить материал для консультации для родителей. - подготовить материал для беседы с родителями. | |
ноябрь | На прогулке • Наблюдение за образованием льда, за первым снегом, за птицами у кормушек. • Игра «Найди дерево по описанию» Изготовление кормушек для птиц и ремонт старых. Помогли с заготовкой корма для птиц. Индивидуальная• Выкладывание животных из геометрических фигур и природного материала Групповая • Экологический праздник «Синичкин день» • В центре книги разместить дидактический материал о перелетных птицах. • В Центре ИЗО деятельности разместить обводки птиц. • Беседы: «Из чего состоит борщ?», «Почему деревья осенью раздеваются»
Прогулка: • Наблюдение за явлениями живой и неживой природы. • Опыты: «Где снежинка быстрее растает,почему?» • Рассматривание снежинок через лупу. • Определение свойств снега. • Дидактическая игра «Определи дерево по стволу» • Игры: «Найди пару» «Лото» Групповая • В центре книги разместить дидактический материал «Зима»• Чтение произведений: М. Пришвина, Б. Бианки, Е. Чарушина. Прогулка • Продолжить определять свойства снега. • Наблюдение за поведением птиц у кормушек и подкормка пернатых. Групповая • В центр книги разместить дидактический материал «Зимние виды спорта» • Продолжить подбор картинок к альбому «Природа в разное время года» • Разучивание стихотворений - «Январь» (из цикла «Круглый год») С. Я. Маршака и «Белый снег пушистый (2 куплета) И. Сурикова • Чтение русских - народных сказок «Два Мороза» и «Зимовье» • Беседа: «Признаки зимы», «Береги лес», «Какую одежду надо носить, когда холодно» • Наблюдение за комнатными растениями, за цветением декабриста. чтение рассказа Веры Чаплиной «Варежка» Индивидуальная • Разгадывание загадок о зиме. • Пословицы и поговорки на зимнюю тематику. Февраль • В центре книги выставить картины из цикла «Зимние забавы» • Беседы о домашних животных. «Мой домашний любимец» Беседа «Где раньше начинает таять снег в лесу или в городе? • В ИЗО центре выложить трафареты домашних животных и домашней птицы. • Закончить подбор иллюстраций зимнего времени года к альбому «Природа в разное время года» Прогулка • Наблюдения: февраль - месяц метелей и сильных ветров. Дать понять, что такое вьюга. • Рисование на снегу крашеной водой Март • Разучивание стихотворений - «Март» (из цикла «Круглый год») С. Я. Маршака • В центре книг выставить картины - пейзажи: «Таяние снега», «Грачи прилетели» • В центре ИЗО деятельности разместить раскраски весенней тематики; рисование контура по точкам. • Беседа «Чему учит мама своих малышей» (поведение дики • Беседа «Чему учит мама своих малышей» (поведение диких зверей)Выставлена папка-передвижка с информацией о весеннем времени года. • Наблюдения за первыми признаками весны, за проталинами, первоцветами, прибавлением светового дня, повышением температуры, таянием снега и образованием сосу • Наблюдения за первыми признаками весны, за проталинами, первоцветами, прибавлением светового дня. | 1. Консультация для родителей: «Развитие любознательности 2.Рекомендации для родителей по теме "Деревья и кустарники " 3. Консультация для родителей на тему «Игры с водой». | -Оформить в группе уголок по ПИД | |
декабрь | 1 Консультация для родителей на тему «Волшебница – вода» 2. Конкурс творческих семейных работ «Ёлочная игрушка» 3.Консультация «Значение конструирования из бумаги и картона для развития дошкольника 4.Картотека элементарных опытов и экспериментов дома. | Круглый стол «Создание игровой мотивации в различных видах деятельности» | -подготовить материал для консультации для родителей. -составить картотеку элементарных опытов и экспериментов дома. | |
январь | Выставлена папка-передвижка с информацией о зимнем времени года. 2. Папка-передвижка. «Опыты и наблюдения за снегом и льдом» | Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях» | подготовить материал для консультации для родителей. | |
февраль | Выставлена папка-передвижка с информацией о поведении птиц взимнее время года. 2. Папка-передвижка. «Опыты и наблюдения за снегом | Оформление папки передвижки. Тема «Удивительные поделки из разных материалов» | -подготовить материал для консультации для родителей. | |
март | Оформить папку передвижку «Домашние животные» | подготовить материал для консультации для родителей. | ||
апрель | • Разгадывание загадок о весенних явлениях природы. • Разместить репродукции картин И. Левитана «Весна» «Большая вода», а так же картинки цветов - первоцветов. • Чтение В. Бианки «Последняя льдинка» Л. Аким «Апрель» К. Ушинский «Пчелки на разведках» Стихи о первоцветах. • Беседа о перелетных птицах «Кто весной возвращается домой?» Беседа «Опасный лед». Обсудить, что значит «Звенит капель» Наблюдения: за солнцем (выше, ярче, греет, за небом (ярко-синее, выше, за кучевыми облаками. | 1 Рекомендации для родителей «Встречаем птиц» 2.«Мы туристы» — поход с родителями 3. Рекомендации для родителей «Природа в разное время года» 4. оформление папки 19 апреля Международный экологический праздник - День подснежника. | Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством экологического воспитания». | -подборка материала и составление рекомендаций по теме «Встречаем птиц» |
май | Диагностика | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | ||
июль | Выставка детских работ | |||
август | -Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу |
Подведение итогов самообразования:
- Выступление на РМО
2.Презентация из опыта работы «: Развитие познавательных способностей детей 4-5 лет в процессе экологического воспитания. » на педагогическом совете №4 в МАДОУ «Ромашка».
3.Выступление на педагогическом часе в конце учебного года с результатами реализации программы профессионально-личностного саморазвития.