Занятия
Конспект «Ветер, ветер, ты могуч…»
Задачи : 1. Уточнить знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.
2. Расширить представление детей о таких природных явлениях как ураган, буря, смерч, с некоторыми правилами безопасности.
3. Упражнять в подборе глаголов, прилагательных к существительному «ветер».
4. Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление.
5. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Материал: картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, флажки.
Ход занятия:. Организационный момент:
В:Ребята, сейчас я загадаю вам загадку о невидимке, а вы постарайтесь отгадать.
Кто не ведает границ?
Он летит быстрее птиц
Он то грозен то мятежен,
То как, пух весенний нежен,
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это( ветер)
Беседа о ветре.
В: Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов)
В: Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, унести шапку, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, кружить снежинки, гнать волны, свистеть, завывать и т.д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.
В: А как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т.д.)
В: Может ли ветер навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили).
В: Как мы назовем это явление? (Смерч, буря, ураган.)
В: Для человека и буцря, и ураган очень опасны . Люди при неосторожности гибнут во время сильного ветра, грозы. Поэтому нужно знать некоторые правила безопасности.
* Нельзя стоять на открытом месте, прятаться под одиноко стоящими высокими деревьями.
* Лучше укрыться в зарослях кустов. Как известно, молния ударяет в самые высокие точки местности.
* Нельзя находиться рядом с металлическими предметами, на воде.
* Во время сильного ветра не нужно стоять рядом с сооружениями, которые могут развалиться и упасть на человека.
В:Что такое «буря» ? Как вы можете представить бурю?
3. Чтение фрагмента стихотворения А.С.Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Игра «Деревья и ветер»
Дети изображают деревья. Воспитатель рассказывает о том, какая погода на улице, а они при этом выполняют движения соответствующие погоде по рассказу воспитателя.
В: На улице тихо-тихо, ветра нет. Деревья стоят ровно, веточки и листики у них не колышутся. (Дети стоят спокойно, подняв руки-ветки)
В:И вдруг как налетит ветер, как зашумит, деревья закачались, листочки зашелестели, зашумели – «шу-шу-шу…» (Дети качают руками, шумят, изображая качающиеся от ветра деревья)
Продолжение беседы.
В: Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым и злым колдуном.
В: Игра «Ветер, ветер, ты какой?» (Подбор прилагательных)
В: А теперь давайте вместе подумаем, каким бывает ветер? (Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, колючий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, неприятный, быстрый, незаметный, жаркий, легкий, порывистый, ураганный, холодный, северный, южный, восточный, западный, осенний, летний, весенний, зимний. И т.д.)
Работа с картинками.
Дети рассматривают картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, обсуждают.
В: Определите, на каком из рисунков есть ветер. По каким признакам вы это сделали?
Игра «Кораблики и ветер»
Дети подражают парусным корабликам, «плавают», выгнув спинки и разведя руки в стороны. Педагог изображает ветер: сильный ветер, слабый ветер. При сильном ветре кораблики бегут быстро-быстро – ветер надул их паруса. Ветер ослабевает, кораблики плывут медленнее. Затем ветер совсем исчезает, перестает надувать паруса, подгонять кораблики и они останавливаются. Игра повторяется несколько раз.
Наблюдение за ветром.
В: Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление.
В: Как можно обнаружить ветер? Посмотрите вокруг – есть ли сегодня ветер? Как вы догадались?
Итог: Что нового вы узнали?
Что такое ветер?
Сейчас каждый из вас сможет изобразить свой ветер.
Раздаю детям листы бумаги, на которых изображены стволы деревьев. С левой или с правой( у всех по разному) стороны листа бумаги изображена стрелка. Она указывает, откуда дует ветер. Дети дорисовывают ветки деревьев. Наклон веток соответствует направлению ветра по стрелке. Если стрелка помещена с правой стороны то ветки наклонены в лево, и наоборот.
Дети рисуют свой ветер.