Учебно-исследовательская деятельность

Вяткина Елена Валерьевна

Современный этап развития информационного общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Ре­зультатом постоянно ускоряющегося информацион­но-технического прогресса стало быст­рое устаревание знаний, технологий. Поэтому основным способом существования человека в информационном обществе признается самостоятельный исследовательский поиск и  творчество.  Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, участвовать в организации и проведении учебно-исследовательской работы нужно формировать постоянно. В условиях становления информационного общества важно развивать у учащихся исследовательскую компетентность: приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научить самостоятельно приобретать не­обходимые знания, владеть приемами исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МУ отдел образования МО «Тарбагатайский район»

Республиканский конкурс учителей общеобразовательных учреждений

Республики Бурятия на получение денежного поощрения

«Элита Бурятии»

                             Проект №

____________________________________________________________________________

Развитие исследовательской компетентности

у учащихся

в классах историко-правового профиля

                                                                  Общеобразовательное учреждение:

МОУ «Тарбагатайская средняя

 общеобразовательная   школа»

 Фамилия, имя, отчество автора проекта:

Вяткина Елена Валерьевна

                                             Должность автора проекта:

учитель истории и обществознания

                                                                   Контактный телефон, адрес

                                                  Электронной почты проекта:

8(30146)55256

                                                                    Подпись автора проекта:

_______________________

                                      Документы принял:

______

План.

  1. Титульный лист.
  2. Описание проекта и его обоснование.
  1. Актуальность проблематики проекта.
  2. Основные цели и задачи проекта.
  3. Теоретическая обоснованность проекта.
  4. Механизм реализации проекта.
  5. Программа действий по реализации проекта.
  6. Результативность проекта.
  7. Система мониторинга изменений.
  8. Масштабность проекта.
  9. Воспроизводимость идеи и/или опыта в других условиях.
  10. Перспективы реализации проекта.
  11. Риски реализации проекта.

           Приложение.

  1. Описание проекта и его обоснование.

  1. Актуальность проекта.

Современный этап развития информационного общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Результатом постоянно ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний, технологий. Поэтому основным способом существования человека в информационном обществе признается самостоятельный исследовательский поиск и  творчество. В Государственных образовательных стандартах  определяются ключевые компетентности современного образования, в числе которых – умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, участвовать в организации и проведении учебно-исследовательской работы. В условиях становления информационного общества важно развивать у учащихся исследовательскую компетентность: приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научить самостоятельно приобретать необходимые знания, владеть приемами исследовательской деятельности. Проблемой проекта является

формирование исследовательской компетентности  у учащихся в гимназических классах

историко-правового профиля.

  1. Основные цели и задачи проекта.

Цель проекта:

         - разработать методическую систему развития исследовательской компетентности у учащихся историко-правового профильного класса

Задачи проекта:

  • Определить и реализовать механизмы развития исследовательской компетентности у учащихся историко-правового класса.
  • Способствовать распространению идеи реализации технологии исследовательского обучения в школах района.
  • Установить отношения сотрудничества с организациями, взаимодействие с которыми будет ориентировано на целенаправленное обучение старшеклассников основам исследовательского труда (Бурятский госуниверситет, Бурятский научный центр, Малая академия наук).
  • Обобщить результаты практической работы по развитию у учащихся исследовательской компетентности на методических семинарах учителей истории школ Тарбагатайского района

       2.3. Теоретическая обоснованность проекта.

Исследовательская компетентность – интегральное личностное качество, выражаемое в осознанной готовности и способности самостоятельно выполнять учебное исследование, исследовательский поиск, разрешение учеником интересующей его проблемы.

Обучение ученика проведению самостоятельного учебного  исследования осуществляется при условии включения его в учебно-исследовательскую деятельность. Учебно-исследовательская деятельность школьников организуется в двух основных направлениях:

  1. развитие исследовательской компетентности средством учебных предметов через исследовательские уроки;
  2. внеурочные формы исследовательской деятельности.

      Использование ученического исследования в процессе обучения способствует более глубокому усвоению учебного материала, формированию исследовательских умений, выработке лично значимой и обоснованной оценки общественного явления, события. Ученическое исследование отличается от научного исследования. В процессе исследования учащиеся смогут получить какие-либо новые данные, но они не будут носить характер научного открытия. В результате учебно-исследовательской деятельности учащийся «открывает» для себя субъективно новое научное знание об объекте учебного исследования; знание о самой исследовательской деятельности: возможных целях учебного исследования, методах, стратегиях;  овладевает исследовательским опытом.

     Реализации идей компетентностного подхода в организации учебно-исследовательской деятельности школьников способствует учебный контракт. Поскольку благодаря учебному контракту дети начинают осознавать не только, что они исследуют, но и сам процесс исследования. При этом представляется важным акцентировать внимание в своем взаимодействии со школьником не только на  его практической подготовке к осуществлению самостоятельного учебного исследования, но и на его личностно-смысловой сфере, характеризующейся отношением ученика к познанию и познаваемому.

Так, с учащимися могут заключаться учебные  контракты  на выполнение как индивидуального, так и группового учебного исследования. Учебный  контракт в данном случае представляет собой технологию создания и реализации программы по выполнению учеником собственного учебного исследования. Образец учебного контракта представлен в Приложении 1.

       2.4. Механизм реализации проекта.

I. Организация учебно-исследовательской деятельности при изучении предметов             профильного компонента (история России, история Бурятии, обществознание, право).

     Развитие исследовательской компетентности средством учебных предметов предполагает проведение уроков-исследований.

В ходе исследовательских уроков используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, хрестоматия, документы, статистическая информация, материалы СМИ и Интернета и др. Эти источники различаются по степени дидактической обработанности, характеру содержащейся в ней информации. При их отборе требуются руководство и помощь   со стороны учителя.

Примеры тем исследовательских уроков и их проблематики даны в Приложении 2.

II. Организация внеурочной учебно-исследовательской деятельности.

1) Работа секции общественных наук УНО:

  • проведение тематических лекций, бесед
  • организация интеллектуальных марафонов, викторин
  • работа интеллектуального клуба «Эрудит»
  • организация краеведческой работы;

2) Участие в конференциях и конкурсах:

  • «Шаг в будущее»
  • «Созвездие талантов»
  • «Национальное достояние России»
  • «»Серебряная альфа» и др.;

3) Встречи с интересными людьми:

  • посещение БНЦ
  • сотрудничество с НМЦ  «Образовательная перспектива» БГУ
  • встречи с известными бурятскими историками, археологами, музееведами
  • сотрудничество с УОК БГУ;

4) Проектная деятельность и индивидуальные исследования учащихся.

Исследовательский проект

«Общественные институты в селе Тарбагатай»

Исследоват. проект

    Темы индивидуальных исследований

Местное

самоуправление

Эффективность деятельности органов местного самоуправления с. Тарбагатай.

Политическая активность жителей с. Тарбагатай.

Выборы-2008 в Тарбагатайском районе.

Образовательные

учреждения.

МОУ «Тарбагатайская СОШ» в условиях реализации национального приоритетного проекта «Образование».

История музыкальной школы с. Тарбагатай.

Тарбагатайское ПУ: история и современность.

Семья

Какая она: современная семья?

Семейные обычаи и традиции.

Биография моего предка.

Моя семья и Великая Отечественная семья.

СМИ

История районной газеты «Тарбагатайская Нива»

Роль СМИ в жизни тарбагатайских подростков.

5) Исследовательские экскурсии и экспедиции:

Экспедиции и

экскурсии

    Исследовательские задания и формы представления

                                      результатов

Исследовательская

экскурсия

в г. Улан-Удэ.

  • составление паспорта памятников г. Улан-Удэ
  • видеофильм «История и  современность города»
  • опрос жителей столицы по истории города

Экскурсия в музей

истории имени

М. Н. Хангалова

  • творческий отчет об экскурсии
  • составление альманаха «Хронограф Бурятии»

Исследовательская

экспедиция

в г. Кяхту.

  • составление паспорта памятников г. Кяхты
  • проект «Купеческая Кяхта»
  • презентация «История Кяхты в истории музеев»

Исследовательская

экспедиция

в местность Хайласы.

(с. Барыкино)

  • творческий отчет «Ахеолого-исторические памятники

Тугнуйской долины»

  • составление паспорта тюркских захоронений

(херексур)

  • описание предполагаемой меркитской крепости

Поездка

в Новоселенгинск – экскурсия

 по местам

пребывания

декабристов

  • фотоотчет об экскурсии
  • Проект « Вклад декабристов в развитие хозяйства и просвещения в Бурятии»
  • иллюстрированные биографии декабристов

Работа

в « Летнем лагере

юного исследователя»

  • групповые проекты
  • фотоотчеты
  • стенгазеты
  • выступления на конференции

 2.5. Программа действий по реализации проекта:

Этапы

Основные мероприятия

Подготовительный этап (окт.2008 – дек.2008)

1. Создание координационного совета по открытию лагеря «Летняя школа юного исследователя».

2. Разработка нормативной документации по работе школы.

3. Заключение договоров о сотрудничестве, методической поддержке, спонсорской помощи.

4. Моделирование системы работы «Летней школы юного исследователя».

5. Реклама деятельности «Летней школы юного исследователя».

6. Подготовка необходимых для работы лагеря методических материалов.

7. Комплектование смены лагеря.

8. Проведение установочного семинара с работниками «Летней школы юного исследователя».

Основной этап, (дек.2008 – дек.2009)

1. Проведение исследовательских уроков.

2. Обеспечение продуктивной работы секции научного общества, выполнение исследовательских проектов.

3. Выполнение групповых исследовательских проектов, организация исследовательских экспедиций, экскурсий.

4. Организация индивидуальных консультаций.

5. Участие ребят в конференциях.

6. Контроль за выполнением общего плана реализации обозначенных в проекте механизмов.

7. Отслеживание динамики сформированности у старшеклассников исследовательской компетентности.

Заключительный этап,

(дек.2009 – май 2009)

1. Рефлексивный анализ проделанной работы.

2. Обобщение накопленного опыта.

3. Организация и проведение публичного отчета, семинаров для учителей истории школ района  по проблеме проекта.

4. Публикация статей.

 2.6. Результативность проекта.

Реализация обозначенных в проекте механизмов, ключевых идей в работе гимназического историко-правового класса позволит:

- расширить образовательные возможности учащихся;

- сформировать у старшеклассников  исследовательскую компетентность;

- обеспечить результативность работы секции ученического научного общества школы;  участие старшеклассников во внешних творческих конкурсах, олимпиадах, турнирах;   наличие качественного продукта учебно-исследовательской, творческой проектной деятельности обучающихся;

- разработать методическую систему рациональной организация учебно-исследовательской деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время;

- разработать учебно-методическое обеспечение реализации проекта: программы, планы, рекомендации, разработки мероприятий.

  2.7. Система мониторинга изменений.

Показатели эффективности реализации проекта:

Критерии эффективности реализации проекта:

Методы оценки

эффективности реализации проекта:

Удовлетворенность ребят занятием исследовательской деятельностью;

- положительные эмоции;

- активное участие старшеклассников в научно-практических ученических конференциях «Национальное достояние», «Меня оценят в XXI веке», «Шаг в будущее».

анкетирование, опрос, результативность участия в конференциях

Качество образовательных достижений

- положительная динамика развития у учащихся исследовательской компетентности

 анкетирование,  тестирование,         

 анализ результатов исследовательской работы старшеклассников

Качество исследовательских работ, представленных  старшеклассниками.

- наличие авторской позиции, самостоятельность оценок, суждений,

- полнота, глубина раскрытия основных понятий темы,

- обоснованность способов и методов работы с материалом,

- соблюдение требований к оформлению.

метод экспертной оценки,  авторецензия.

Опыт организации учебно-исследовательской деятельности  учащихся историко-правового профильного класса, описание которого будет отражено в составленных методических рекомендациях

- новизна опыта, его теоретическое обоснование,

- технологическая характеристика опыта (примеры, отражающие систему работы),

- анализ результативности полученного педагогического опыта (показ положительной динамики изменений в уровне сформированности у старшеклассников исследовательской компетентности).

- публичный отчет о реализации проекта на методическом объединение учителей истории школ Тарбагатайского района,

- публикация методических рекомендаций, в которых будет описан опыт организации учебно-исследовательской деятельности  

  2.8. Масштабность проекта (воздействие проекта на образовательную деятельность      в рамках ОУ, муниципалитета, региона).

Тарбагатайской школой в рамках реализации программы «Нацпроект в образовании» была предложена модель сетевого взаимодействия школ в организации гимназического профильного обучения, главной идеей которой стала педагогическая поддержка гимназиста в конструировании индивидуальной образовательной траектории. Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений района  осуществляется следующим образом: каждая школа обеспечивает преподавание в полном объеме базовых учебных предметов. Профильную гимназическую  подготовку (профильные предметы и элективные курсы) берет на себя Тарбагатайская   СОШ. Так, учащимися гимназического историко-правового профильного класса, на работу с которыми,  прежде всего, направлен предлагаемый проект,  являются ученики не только Тарбагатайской, но и Верхнежиримской, Селенгинской, Десятниковской школ. Поэтому, как видно,  масштабность реализации идей проекта не ограничивается одной школой.

   2.9. Воспроизводимость идеи и/или опыта в других условиях.

Разработка методических продуктов, их публикация, выступление на методических семинарах, - все это будет способствовать распространению идей опыта, его воспроизведению в своей практической деятельности учителями школ  Тарбагатайского района.

     2.10.  Перспективы реализации проекта.

Положительные результаты реализации проекта позволят выступить с инициативой создания районного  координационного методического центра  по организации исследовательской деятельности школьников.

     2.11. Риски реализации проекта.

         Проект вполне может быть реализован. Некоторые мероприятия проекта (экскурсии, поездки) требуют финансовой поддержки со стороны попечительского совета школы, родителей учащихся.

Приложение 1.

                                   Учебный контракт на выполнение учебного исследования

Учащийся 8 класса _____ с одной стороны и Тарбагатайская школа  в лице учителя _____ с другой стороны, заключают настоящий учебный контракт на выполнение индивидуального учебного исследования.

1. Содержание учебного контракта

Индивидуальной программы по выполнению собственного учебного исследования.

Индивидуальная исследовательская задача

Контрольные сроки

Исследовательские действия

Самооценка

Подпись ученика

Оценка

Подпись учителя

1

2

3

4

5

6

7

1. Определите основания учебного исследования

Формулировка проблемы, темы, цели, задач, логики учебного исследования.

2. Проработайте научную информацию по проблеме учебного исследования.

Поиск информации по проблеме учебного исследования (библиотека, Интернет).

Обработка найденного по проблеме исследования материала (конспектирование, систематизация, обобщение).

3. Опишите исследуемый объект (явление, процесс):

- название объекта (явления),

- его строение, название его частей,  

- ход развития явлений, событий, процессов,

- общие и отличительные,  существенные и несущественные признаки объектов (явлений)

Анализ,

синтез,

сравнение, абстрагирование, конкретизация, классификация, обобщение, моделирование

4. Объясните исследуемый объект (явление, процесс):

Выявите устойчивые связи и отношения объектов (явлений)

В первой части объяснений формулируются свойства, принципы в виде словесных утверждений или четких формулировок. Во второй части  строится доказательство.

Анализ,

синтез,

сравнение, абстрагирование, конкретизация, классификация, обобщение, моделирование

Оформите результаты исследования

Написание текста реферата, доклада в соответствии с предъявляемыми требованиями.

2.  Права и обязанности сторон

Учащийся выбирает:

– информационные источники для выполнения индивидуального учебного исследования;

– способ, темп выполнения учебного исследования;

– форму, вид и время контроля выполнения индивидуального задания по согласованию с учителем.

Учитель дает консультацию по выполнению учащимся индивидуального задания.

Приложение 2.

Темы исследовательских уроков.

    Учебный

     предмет

           Изучаемая

                тема

         Предмет исследования

                  (проблема)

История России

XX века.

9 класс

Модернизационная политика

в России в н. XX века.

Революция 1905-1907 гг. в России.

Февральская революция

1917 г. и ее последствия.

Особенности процесса модернизации

в России  в н. XX века

Изменения в политической системе

Российской империи.

Альтернативы общественного развития

в России после Февраля 1917 г.

Обществознание.

8 класс

Человек, природа, общество.

 

Потребности человека.

Экологические проблемы и пути их

решения.

Влияние потребностей на формирование личности.

Обществознание.

9 класс

Государство.

Национально-государственное

устройство.

Голосование, выборы, референдум.

Роль насилия в становлении государства.

Сепаратизм в современной России.

Поведение различных социальных групп на выборах.

История Бурятии.

9 класс

Присоединение Бурятии

к России.

Земледельческое освоение Бурятии в XVII – XVIII вв.

Социальные отношения

населения Бурятии

в XVII – XVIII вв.

Характер присоединения Бурятии

к Российскому государству.

Роль старообрядцев

в земледельческом освоении Бурятии.

Сравнение социального положения

бурятского и русского населения

в XVII – XVIII вв.