тема по самообразовании

Роот Галина Андреевна

использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций  и активной познавательной деятельности учащихся, проблемные ситуации  использую на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_na_urokah_geografii.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразовании

«ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ».

Учитель географии Роот Г.А.

МБОУ «Банновская ООШ»

     География- это уникальная учебная дисциплина. Она позволяет  открыть ученику  путь к самостоятельному познанию истины. Перед  учителем всегда стоит вопрос: как сделать так , чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Как подготовить выпускника школы, способного самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, грамотно работать с информацией, видеть проблемы и искать пути их решения, быть коммуникабельным и самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня? Я уже не первый год работаю над технологией   « Проблемное обучение на уроках географии и во внеурочное время».

Проблемное обучение включает в себя создание на уроке проблемной ситуации и постановки проблемы, которая может выражаться в постановке проблемного вопроса или проблемного задания. Проблема –это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие и вызывающий разные позиции при его решении.

Цели проблемного обучения:

•Активизация мышления учащихся

•Формирование особого стиля умственной деятельности и самостоятельности

•Развитие способности к самообучению, самообразованию

•Формирование необходимой системы знаний, умений и навыков

•Формирование мотивации достижения успеха

•Формирование интереса к изучаемому предмету

•Достижение высокого уровня развития школьников.

Основные методы решения проблемных задач:

-Проблемное изложение (учитель самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее)

-Совместное обучение (учитель самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися)

-Исследование (учитель ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно)

-Творческое обучение (учащиеся формулируют проблему и самостоятельно находят ее решение).

Я считаю, что одним из трудных моментов проблемного обучения является постановка самих  проблемных вопросов. Проблемные вопросы можно разделить на 3 уровня:

Высший уровень

Оценка ( с чем мы согласны или не согласны);

Синтез (а что, если..);

Анализ (сопоставьте, сделайте вывод)

Средний уровень

Применение (зачем? С какой целью?)

Начальный уровень

Понимание (почему? Зачем?);

(что? Где? Когда?)

 Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов:

I. Создание проблемной  ситуации и осознание проблемы.

II. Формулирование гипотезы.

III. Поиск решения и доказательство гипотезы.

         IV. Решение проблемы . 

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:

1. На основе дискуссионной деятельности:

– семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности:

– практические занятия (коллективная работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами:

  • урок-лекция;
  • урок-семинар;
  • урок решения задач;
  • урок-конференция;
  • урок-экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки:

  • урок-аукцион;
  • рок-пресс-конференция;
  • урок-защита диссертации;
  • урок-суд;
  • урок-посвящение;

    Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого ученика в данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:

    1) опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;

  2) творческий подход учителя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях). Для того, чтобы заинтересовать учащихся, можно перед объяснением предложить им какое-либо занимательное задание. Например, при изучении темы «Форма, размеры и движения Земли» в V классе: «Могла ли Земля иметь иную форму, нежели форму шара?».в VI классе  тема «Рельеф суши и дна Мирового океана»: «Все ли неровности земной поверхности являются формами рельефа?». В VIII классе тема: «Климат России» , проблемный вопрос «Можно ли выделить один фактор, который был бы универсальным для описания условий формирования климата территории России?»

Эвристическая беседа проводится посредством одной или нескольких задач проблемного характера. Для примера возьмем тему «Движения земной коры» в VI классе. Для учащихся она сложна тем, что у них нет возможности самим наблюдать явления, связанные с движением земной коры. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учеников.

Для более эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса, улучшения качества уроков и знаний вместе с проблемным подходом возможно использование других методов обучения.

Так, в ходе решения проблемной ситуации, можно предложить учащимся самостоятельно систематизировать материал и составить опорную схему, рисунок-конспект и т.д. Очень хорошо с проблемным обучением сочетаются игровые формы уроков.

В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.                                                                                                     

Урок-практикум на тему: «Климат Южная Америка»

 Уроки проблемного обучения возможны во всех классах. Они отличаются большим объемом практической работы, направленные на  формирование новых знаний, умений и навыков. Урок организуется следующим образом. Класс делится на число групп равное числу климатических поясов, перед которой ставится задача объяснить особенности климата каждого пояса. Каждая группа получает на карточках свое задание, в котором помимо описания климата предлагается:

- определить, какая климатограмма в учебнике соответствует вашему климатическому поясу;

- заполнить в тетради таблицу:

                                        Характеристика климатических поясов Южной Америки

Элементы климата

Климатический пояс

Э

С/Э

Т

С/Т

1. Средние температуры января

2. Средние температуры июля

3. Господствующие ветры

4. Годовое количество осадков, мм

5. Режим осадков

Выяснить:

- Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Атлантического океана? (вопрос 1 группе)

- Почему в пустыне Атакама,  находящейся на побережье Тихого океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 2 группе)

Группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы:

- Почему на экваторе всегда жарко и много осадков?

- Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны?

- Почему в северной части материка климат более влажный, чем в южной?

        Как видно, проблемные вопросы обсуждают все группы. После отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Южной Америки отличаются между собой значением температур, количеством осадков и их режимом.          Исследовательские элементы на этом уроке составляют:

соединение информации, взятой из карты и текста учебника; анализ данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы.  

          Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»

        Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).

                Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение.

          Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»  

Таким образом,  курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью проблемного обучения. Возможности для проблемного изложения на уроках географии весьма широки. В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести проблемно.

Наиболее  существенным моментом проблемной учебной ситуации  является введение в проблему. Осуществление построения проблемной ситуации происходит  «от знаний  к проблеме», « от проблемы к знаниям».

Диагностика отношения учащихся к проблемному обучению

   В качестве  устойчивости их интереса к проблемному обучению, для изучения которого, можно провести анкетирование.

                                                                                                        

 Таблица 1.

АНКЕТА.

Вопросы

Да

Нет

Не знаю

1.Нравятся ли вам уроки географии?

2.Хотели ли бы вы принять участие в  дискуссии, где обсуждается какая-либо проблема?

3.Нужно ли  вам уметь самостоятельно решать проблему?

4Любите ли вы придумывать  вопросы и задания,  на которые в тексте учебника нет прямого ответа?

5.Нравится ли вам выдвигать различные предположения,  доказывать их своим  друзьям?

6.Хотели бы вы побывать на уроке, где обсуждаются различные проблемы?

7.Хотели бы вы научиться решать проблемы?

8.Какие вопросы вас заинтересовывают, побуждают найти ответ?

   а) покажите…,

       назовите…,

   б) определите…,

       опишите...,

   в) объясните…,

       докажите…,

       спрогнозируйте…,

9.Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни умение предполагать, формулировать проблему, выявлять причины её возникновения и пути решения?

10.Нравиться ли вам выполнять творческие задания?

 

 

 

 

Обработка материалов анкетирования:

   Подсчитывается общее количество положительных ответов. С помощью ключа выявляется уровень интереса к проблемному обучению.

   Ключ: 10-8 баллов - высокий уровень;

               7-4 балла     - средний;

                менее 4       -  низкий;

Преимущества реальных проблем очевидны. Они отражают потребности учащихся, помогают овладеть исследовательскими процедурами, формируют положительные мотивы к изучению географии в целом.  Примеры проблемных вопросов, которые я использую на уроках:

  1. Можно ли сделать географическую карту без искажений? (8 класс)
  2. Почему древние горы наиболее богаты полезными ископаемыми магматического происхождения, а равнины- осадочного?
  3. Можно ли многолетнюю мерзлоту называть вечной?
  4. Может ли размещаться на территории природного района несколько природных зон?
  5. Чем Дальний Восток не похож на все остальные крупные природные районы России?
  6. На всех ли планетах Солнечной системы можно регистрировать атмосферное давление? (6 класс)
  7. Почему туман возникает либо рано утром, либо вечером и никогда-в середине дня?
  8. Может ли прожить человек без Мирового океана? (5 класс)
  9. Есть ли у природы границы?
  10. Здоровы ли мировые озера? Что представляет собой здоровое озеро?

Для решения проблемных ситуаций, вопросов учащимся предлагают словари, книги, вырезки из журналов и газет и т.д. по определенной теме. Организую работу в парах, группами, а затем идет обсуждение коллективом.

    Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.