Результаты наставнической деятельности

Репина Елена Юрьевна

Наставническая деятельность - это высшая ступень профессионализма. Наставником педагог может стать только при желании и способности передать свой опыт, помочь молодому специалисту справиться с трудностями вхождения в профессию. На этой страничке размещены инновационные образовательные ресурсы созданные командой педагога-наставника Репиной Е.Ю. и студентов педагогического направления образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Овечкина Марина Валерьевна,

учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова

Репина Елена Юрьевна,

учитель начальных классов МБОУ Гимназия №46 г. Кирова

Терехова Анна Андреевна,

Панькова Марина Юрьевна,

Васенина Елизавета Олеговна,

Смердова Елизавета Алексеевна,

Тюпина Алёна Леонидовна,

Рублёва Марина Сергеевна,

Ласкин Павел Павлович,

Бобров Никита Андреевич,

студенты Педагогического института ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров


«Альманах профессий»: интерактивный журнал для младших школьников

о профессиях села и города

Аннотация. В данной статье предлагается рассмотреть учебный проект по созданию интерактивного профориентационного журнала для учащихся 1-2 классов. Его цель: создание образовательного ресурса «Интерактивный профориентационный журнал для учащихся 1-2 классов «Альманах профессий»».

Нередко учителя и родители сталкиваются с проблемой отсутствия дидактических материалов для проведения занятий по внеурочной деятельности в начальной школе. Один из возможных путей решения этой проблемы – создание интерактивного профориентационного журнала. Как показывает практика, учащиеся начальных классов не владеют такими знаниями или владеют ими недостаточно хорошо. Идея проекта - помочь учащимся начальной школы повысить знания о различных профессиях. Данная статья будет полезна учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям учащихся в качестве дидактических материалов.

Все дети рано или поздно сталкиваются с необходимостью выбора своей дальнейшей профессии. В соответствии с требованиями ФГОС НОО образовательным учреждениям необходимо повышать интерес к выбору будущей профессии и давать профориентационные знания.

Исходя из психологических и возрастных особенностей младших школьников, с первого класса необходимо проводить работу по расширению кругозора детей о трудовой жизни, ознакомить с наиболее актуальными профессиями сельской местности и города. В содержание учебников окружающего мира и технологии заложен профориентационный материал, но, к сожалению, он недостаточен для формирования полноценных представлений о мире труда. Для реализации программы внеурочной деятельности в направлении профориентации на сегодняшний день выявлено отсутствие учебно-методических материалов.

Проблема проекта обусловлена противоречием между недостаточным объёмом информации, которую нужно изучить, чтобы сформировать у младших школьников представления о разнообразии профессий и необходимостью проведения занятий по профориентации.

Изучая аналоги нашего проекта, заинтересовали некоторые учебно-методические пособия и книги.

В методических рекомендациях «Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников» под редакцией Е. В. Поповой содержатся образцы профориентационных занятий для начальных классов, а также предлагаются рекомендации для проведения экскурсий. [1]

 Методические рекомендации Н.В.Сперанской, Л.А.Чистяковой для учителей начальной школы «Профориентация младших школьников включают в себя методы и приемы профориентации в начальной школе, примеры проведения различных видов уроков для учителей начальных классов. [2]

В книге М.В.Антоновой «Путешествие в мир профессий»  есть  вопросы для обсуждения и творческие задания, которые помогают рассмотреть проблему с разных сторон и выработать собственный путь к успеху. [3]

Проанализировав найденные материалы о формах организации профориентационной работы с младшими школьниками, сделаны выводы, что для удобной работы учащихся во время знакомства с различными профессиями необходим специально разработанный электронный ресурс. Возникла идея создания интерактивного журнала для младших школьников о профессиях города и села, в котором будут представлены видеоролики о профессиях, интервью с представителями разных профессий, интересные игры и викторины.

Цель проекта: повышение уровня осведомленности у учащихся начальных классов о деятельности представителей разных профессий с использованием мультимедийных материалов для проведения единым циклом занятий по профориентации.

Задачи проекта:

1.Проанализировать существующие дидактические и мультимедийные материалы для проведения занятий по профориентации для учащихся начальной школы.

2.Собрать, подобрать и адаптировать для учащихся информационные материалы о представителях разных профессий.

3.Познакомиться с техническими возможностями сервиса по созданию Google Сайта. 

4.Разработать дизайн образовательного ресурса.

5.Проверить эффективность созданного ресурса при проведении занятий внеурочной деятельности по профориентации.

Наша проектная команда решила создать инновационный образовательный ресурс – интерактивный журнал «Альманах профессий», в котором будут представлены следующие материалы.

I. Инструкция о правилах работы с журналом «Помощник».

Инструкция содержит:

- приветствие к онлайн-читателям, с объяснением понятия «Альманах»;

- описание образовательной идеи интерактивного журнала;

- описание структурных компонентов интерактивного журнала;

- методические рекомендации педагогам и родителям по организации профориентационных занятий с использованием интерактивного журнала;

- методические рекомендации для проведения диагностической работы, по формированию представлений о некоторых профессиях села и города и  их значений в современном обществе, с помощью теста «Проверь себя».

II. Раздел «Профессии города»:

  1. Страничка «Знакомьтесь – врач!»
  2. Страничка «Знакомьтесь – тренер!»
  3. Страничка «Знакомьтесь – воспитатель!»
  4. Страничка «Знакомьтесь – пожарный!»
  5. Страничка «Знакомьтесь – вожатый!»
  6. Страничка «Знакомьтесь – архитектор!»
  7. Страничка «Знакомьтесь – программист!»
  8. Страничка «Знакомьтесь – инженер!»

III. Раздел «Профессии села».

  1. Страничка «Знакомьтесь – пчеловод!»
  2. Страничка «Знакомьтесь – фермер!»
  3. Страничка «Знакомьтесь – механизатор!»
  4. Страничка «Знакомьтесь – сыровар!»
  5. Страничка «Знакомьтесь – ветеринар!»
  6. Страничка «Знакомьтесь – агроном!»
  7. Страничка «Знакомьтесь – птицевод»!
  8. Страничка «Знакомьтесь – оператор машинного доения!»

Каждая профориентационная страничка включает следующие компоненты:

1.Рубрика «Давайте познакомимся» (информационный видеоролик о профессии).

2.Рубрика «Давайте встретимся» (интервью с представителем данной профессии).

3.Рубрика «Давайте запомним» (словарь профессиональных понятий).

4.Рубрика «Давайте поиграем» (занимательные игры и викторины о профессии).

В рубрике «Давайте познакомимся» находится информационный видеоролик о профессии, в котором младшие школьники могут узнать об истории появления и значимости разных профессий в жизни человека, услышать интересные факты о профессии и знаменитых людях каждой профессии, познакомиться с инструментами и атрибутами, которые помогают им в работе. (рис. 1)

Рисунок 1 Образец страницы из рубрики «Давайте познакомимся»

Рубрика «Давайте встретимся» содержит интервью с представителем данной профессии. Во время встречи-интервью предоставляется возможность услышать ответы на следующие вопросы: « Как Вы пришли в эту профессию?», « Что   больше всего Вас вдохновляет в Вашей профессии?», «Какую пользу обществу приносит Ваша профессия?», «Что пожелаете тем, кто выбрал эту профессию?» и т.д. Виртуальная встреча с представителем профессии – это уникальная возможность, организовать общение, не выходя из школьного кабинета. (рис. 2)

Рисунок 2  Образец страницы из рубрики «Давайте встретимся»

В рубрике «Давайте запомним» имеется словарь профессиональных понятий. В нем можно познакомиться со словами, которые используют специалисты, работающие в этой сфере. (рис. 3)

Рисунок 3 Образец страницы из рубрики «Давайте запомним»

Рубрика «Давайте поиграем» предоставляет возможность онлайн-читателям провести время с пользой. Здесь собраны интересные игры, кроссворды, ребусы и викторины. Это занимательный материал для развития познавательной активности и закрепления изученной информации.

IV. Приложение: Тест «Проверь себя».

Тест оформлен в виде викторины, содержащей вопросы в текстовом и иллюстративном варианте. Это приложение поможет детям понять, хорошо ли они запомнили информацию о представленных профессиях. Содержание тестовых вопросов основано на информации, представленной в рубрике «Давайте познакомимся». По результатам прохождения теста, ребенок получает словесное поощрение в виде фраз:

- «Ты - супер» (90-100% правильных ответов)

- «Молодец» (75-89% правильных ответов)

- «Хорошо» (60-74% правильных ответов)

- «Неплохо, прочитай журнал еще раз» (менее 60% правильных ответов)

Данный тест может служить методическим инструментом для доказательства эффективности созданного образовательного ресурса.

Создание новых актуальных образовательных ресурсов – это возможность дать учащимся новые инструменты познания мира, возможность раскрыть свой творческий педагогический потенциал.

Результатом работы проектной команды является интерактивный журнал для младших школьников о профессиях села и города «Альманах профессий».

Это удобное и доступное электронное методическое пособие, позволяющее организовать профориентационную работу с учащимися начальной школы на уроках окружающего мира, технологии и во внеурочной деятельности.  Созданный образовательный ресурс  помощником ученикам и педагогам. В дальнейшем планируется дополнение интерактивного журнала новыми информационными страничками о профессиях.

Ссылка на интерактивный журнал: http://surl.li/ipmumq 

C:\Users\Home\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\qr-code.jpeg

Ссылки на источники

  1. Е.В.Попова         Методическое пособие для классных руководителей «Профориентация школьника»        , Сыктывкар, 2011 – URL: https://cdod-usinsk.ucoz.ru/20162017/proforient/pervye_shagi_v_proforientacionnoj_podgotovke_mlads.pdf
  2. Н.В.Сперанская, Л.А.Чистякова         Методические рекомендации для учителей начальной школы "Профориентация младших школьников", Санкт-Петербург 2014 – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/12/24/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley
  3. М.В. Антонова Путешествие в мир профессий. – М.:Русское слово, 2019 – 128 с.  
  4. Сайт Минпросвещения России. Профориентация. 2023 - URL: . https://edu.gov.ru/career_guidance
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения:  учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 304 с.

  1. Ссылка на интерактивный журнал: https://sites.google.com/view/al-prof/%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B5?authuser=0


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: