Для учеников

Изобразительно-выразительные средства языка

Полезные ссылки

Произведения для заучивания наизусть

Проверочная работа по русскому языку 6 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ). В число этих средств включают эпитет, сравнение, метафору, олицетворение, метонимию, синекдоху, перифраз, гиперболу, литоту.

Слайд 2

ЭПИТЕТОМ называют художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. В отличие от логического определения, которое отделяет признаки одного предмета от признаков других (например, «Стену нужно покрасить синей краской», то есть не желтой, не красной, а именно синей), эпитет вызывает в нашем сознании целостное представление о предмете. Так, например, в стихотворении Блока «Незнакомка» мы можем прочитать: И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.

Слайд 3

Эпитетами чаще всего бывают прилагательные , но нередко в качестве эпитетов выступают и существительные («волшебница-зима», «мать - сыра земля»); наречия («на севере диком стоит одиноко»); деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»). Бывают случаи, когда в роли эпитетов выступают местоименные слова, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души . На это указал А. Квятковский в своем «Поэтическом словаре» («Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие!»).

Слайд 4

Эпитеты можно разделить на изобразительные и лирические (выразительные) . Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку: «...в тумане моря голубом»; «на мутном небе» и т.д. В лирических эпитетах, напротив, ясно выражается отношение автора к изображаемому явлению: «томительная ночи повесть»; «мелькают образы бездушные людей». Подобное деление достаточно условно: изобразительные эпитеты, внешне нейтральные, всегда имеют эмоционально-оценочное значение. В народном поэтическом творчестве встречаются постоянные эпитеты: солнце красное; море синее; ветер буйный и т.д., которые могут быть использованы поэтом для создания определенного художественного эффекта.

Слайд 5

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ Упражнение №1. Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционность. 1) Зловещая дума; 2) ветрила гордых кораблей; 3) звезда печальная; 4) на обнаженной ветке; 5) роковой огонь сражений; 6) надежда сладостная; 7) безумное волненье; 8) в ясной лазури; 9) по бархатным лугам; 10) судьба жестокая; 11) тщетный шум пиров; 12) счастливый край.

Слайд 6

Упражнение №2. Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква». а) луч 1) неприступный б) замок 2) бледный в) луна 3) ликующий г) сон 4) роковой д) тайна 5) страшный е) жизнь 6) золотой Упражнение №3. Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты. Солнце сирень Чувство туман Муза огонь Тишина свет

Слайд 7

СРАВНЕНИЕ. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому. Сравнения выражаются различными способами: творительным падежом («и с каждым днем уходит дымом»); формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише/ И зрак прекраснее рая»); оборотами с различными союзами (как, будто, точно, словно и т.д .: «Безумных лет угасшее веселье/ Мне тяжело, как смутное похмелье»). лексически (при помощи слов подобный, похожий, это: «Твои глаза подобны звездам»).

Слайд 8

По своей форме сравнения могут быть прямыми и отрицательными . Отрицательные сравнения, в отличие от прямых, построены на отделении одного явления от другого, однако внутренне сближают их, поясняя одно другим. Использование отрицательного сравнения, характерного для устной народной поэзии, может служить знаком стилизации: Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится... Довольно часто в стихах используются развернутые сравнения, которые состоят не в одномоментном уподоблении единичного признака, а в последовательном представлении целой образной системы. Пример использования развернутого сравнения можно найти в стихотворении Ф. Тютчева «Как над горячею золой».

Слайд 9

Упражнение №1. Определите оценочные функции используемых сравнений. Он был крепок и могуч (как трехлетний бык ; как былинный богатырь; как кряжистый дуб; как степной смерч; как свекольная самогонка есаула Громобоева, хлебосольного хозяина, который, лукаво улыбаясь, любил потчевать своим напитком беспечных гостей на Троицу; как реликтовый мастодонт; как тибетский як). Его глаза сияли (как яркие звезды на темном небосводе; как медяки на заскорузлой купеческой ладони; как озера в знойный полдень; как не могут сиять человеческие глаза, так могут сиять только очи влюбленного ангела).

Слайд 10

Упражнение №2. Придумайте несколько сравнений разной стиле­вой окраски. Строчки быстро ложились на бумажный лист, словно За дверью раздался шум, который походил на Упражнение №3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Третья встреча явила мне Блока ч..тающ..м замечательные стихи о России и он мне казался подавле(н,нн)ым этой любовью целой жизни он был похож на рыцаря который любит Недосяжимую и сердце его истекает кровью от любви. Блок мне к..зался таким дорогим и бли..ким как в весенн..м кусте соловей который поет мне песню но ул..тит если я к нему подойду и как свежевыпавший снег которого (не) нужно касаться. (К. Бальмонт)

Слайд 11

МЕТАФОРА - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. «Метафора не украшение, не побрякушка - она мощнейшее средство, позволяющее поэту выразить свою жизненную философию» , - писал известный стиховед Е. Эткинд. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков: цвета, формы, объема, назначения и т.д.

Слайд 12

Метафоры, основанные на сходстве предметов в цвете, особенно часто используются при описании природы: «В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Общие черты в характере действия открывают широкий путь для метафорического использования глаголов: «Лениво дышит полдень». Сходство во временной последовательности явлений позволяет использовать такие формы метафоризации: «Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча, и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час». Часто в стихах мы встречаем такие выражения, как «железный стих», «туманная юность». В этих случаях метафоричны определения. Они выполняют функцию эпитета и метафоры, потому и называются метафорическими эпитетами.

Слайд 13

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Однако метафора представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение - это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельное предметное значение: «Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом».

Слайд 14

Упражнение №1. Смоделируйте метафоры. Укажите смысловые комплексы, которые становятся источником для их создания. Например: ветер воет (зверь). 1) море 2)луна 3)время 4)любовь 5)земля 6) сомнение а) глотнуть золотого вина из чаши, протянутой солнцем б) догорать, как отблески заката в) терзать г) грозно реветь д) тяжелые шаги е) мутный зрачок

Слайд 15

Упражнение №2. Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «город - огромное чудовище». «Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными________ . Он_____ в небо тучами дыма и_____________, как обжора, страдающий ожирением. Войдя в него, чувствуешь, что попал в _____ из камня и железа, - в__________, который проглотил несколько миллионов людей и растирает,___________их. Улица - скользкое, алчное__________ , по нему куда-то вглубь__________плывут темные__________пищи города - живые люди».

Слайд 16

МЕТОНИМИЯ - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. Смежность может быть проявлением связи: 1) между содержанием и содержащим: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! 2) между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита,/ Зато читал Адама Смита. 3) между действием и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег/ Обрек он мечам и пожарам.

Слайд 17

4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале. 5) между местом и людьми, находящимися на этом месте: И едва ли кто в городе спал: Ночью пушечный гром грохотал. Не до сна! Вся столица молилась, Чтоб Нева в берега воротилась. Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность.

Слайд 18

СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного: К нему и птица не летит, И зверь нейдет. Ученики часто путают метонимию с метафорой: например, рассматривая оборот «гуляло все село», они резонно говорят, что здесь неживой предмет «село» олицетворяется, следовательно, перед нами пример метафоры.

Слайд 19

Есть достаточно надежное и простое правило, позволяющее отличить два этих приема: метафора легко переводится в сравнение при помощи слов «как бы», «словно», «вроде» и т. д., а метонимию трансформировать в сравнение нельзя. Сравните два выражения: «спит усталый ветер» и «спит усталый город». Мы можем сказать: «ветер спит подобно человеку» (ветер соотносится по действию с живым существом), попытка подобным образом записать второе выражение приводит к логической несуразице: ясно, что в городе спят находящиеся в домах люди.

Слайд 20

Упражнение №1. Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях: а) его ожидали скипетр и золотая мантия; б) он снял с полки Бунина; в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно; г) весь зал оглушительно захлопал; д) перо кипело страстью; е) истину нельзя добыть кулаком; ж) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.

Слайд 21

Упражнение №2. Выделите в тексте метонимию. Определите ее художественные функции. Просторечие - разговорная речь преимущественно городского населения: части дворянства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства. Оно сильно отличалось и от архаизированного книжного языка, и от офранцуженной речи светского круга. Образцом просторечия Пушкин считал язык московских улиц, живое слово шумных торговых рядов.

Слайд 22

ПЕРИФРАЗ - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (Мы часто говорим: «автор «Героя нашего времени» вместо «М.Ю. Лермонтов»). Перифраз особенно был характерен для классицистической поэзии, поскольку позволял «оборачивать» изображаемое явление кружевами высокой, торжественной образности: «Колумб российский через воды/ Спешит в неведомы народы»; «Смиритель стран Казанских». Перифраз позволяет придать тексту торжественное, возвышенное звучание. Он может быть также использован для создания комического эффекта. Очень часто перифраз позволяет избежать неоправданных повторов и служит для связи предложений.

Слайд 23

Упражнение №1. Найдите соответствия. 1) спаситель Капитолия а) муза 2) блистающая сталь б) зима 3) солнце русской поэзии в) Прометей 4) весна человеческой жизни г) швед 5) седая чародейка д) сабля 6) пермесская богиня е) гусь 7) потомок викингов отважных ж) Пушкин 8) волшебный прибор Левенгука 3) Гомер 9) прикованный к скале Титан и) микроскоп 10) бессмертный творец «Илиады» к)юность

Слайд 24

ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА. Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота -выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов). Использование гиперболы и литоты позволяет писателю усилить выразительность образа, выделить мысль, придать ей необычную форму и яркую эмоциональную окраску. Так, Некрасов заканчивает стихотворение, посвященное Николаю Добролюбову, следующими строчками: Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...

Слайд 25

Гиперболизация основана не на переносе значения, а на демонстративно-преувеличенном изображении каких-либо качеств, свойств, признаков явления. Например, можно сказать: «Мужчина крикнул громко». А вот иной вариант сообщения о том же самом явлении: «Он так кричал, что в соседних домах стекла повылетали». Содержание фразы как будто бы осталось прежним: нам сообщили о мужчине, который издал очень громкий крик, но использование преувеличения позволило, во-первых, придать ей образность, во-вторых, сообщение приобрело явную эмоциональность

Слайд 26

Художественный эффект гиперболы (как и литоты) основывается на удивительном парадоксе: она самым очевидным образом противоречит законам объективной действительности, формальной логике, эмпирическому опыту. Но при этом она воспринимается не как обман, а как факт художественной реальности, как особая форма существования истины, сила которой не в соответствии здравому рассудку, а в ее эмоциональной убедительности.

Слайд 27

Упражнение №1. Создайте гиперболы и литоты. Чтобы вы могли понять, какой нос был у Ландоцкого, представьте Она узнала о его смерти на следующий день, и с тех пор солнце больше__________________________ . Он схватил пудовый котел с кашей, которой хватило бы, чтобы досыта_________________дюжих молодцов, и___________________________ ' . Руки у нее были тоньше __________________. Таких глаз не было_____________________ . Стало так тихо, что можно было услышать, как на другом конце Земли ___________________________

Слайд 28

ФИГУРЫ РЕЧИ Риторический вопрос. Риторическое восклицание

Слайд 29

Повтор - одна из самых распространенных стилистических фигур. Существуют разнообразные виды повторов, но общее их значение состоит в том, что автор повторяет те звуки, те слова, те выражения, те предложения, которые он считает наиболее значимыми. Задача исследователя - выявить, какую художественную роль играет усиленный повтором компонент. Простейший вид повтора имеет вид «АА» и представляет собой простое повторение какого-либо слова (или слов): «Душа, душа, спала и ты». В тексте обычно используются более сложные комбинации - такие, как анафора, эпифора, анадиплосис (подхват) и т.д.

Слайд 30

а) Анафора - единоначалие ( схема А ... А ...), повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. («Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...») б) Анадиплосис ( подхват ) - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. («Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать».) в) Рефрен - повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста. г) Градация - всякая цепь элементов высказывания с постепенным нарастанием значимости («ни позвать, ни крикнуть, ни помочь») или убыванием («Все грани чувств, все грани правды в мирах, в годах, в часах»). По аналогии со стилистической градации говорят о сюжетной градации.

Слайд 31

Параллелизм - (от греч. parallelos - находящийся или идущий рядом) тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ. Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. («По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль».) Анализируя текст, вы можете столкнуться с еще одним видом параллелизма - композиционным. Он основан на сходстве сюжетных линий, смысловой параллельности частей: например, описание осенней распутицы предваряет описание внутреннего состояния персонажа.

Слайд 32

Многосоюзие (полисиндетон) - повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, чаще всего используется в положении анафоры. («Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр».) Бессоюзие (асиндетон) - такое построение предложений, при котором однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов. («Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари...») Эллипсис состоит в пропуске подразумеваемого слова. В зависимости от контекста создает эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взволнованности, разговорного просторечия и т.д. («Ввели и - чарку - стук ему!»)

Слайд 33

Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или их сочетаний. Она состоит в поста­новке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место. Поэтому инверсия предполагает нарушение обычного порядка слов. Так, например, логика развития мысли требует, чтобы в повествовательном предложении на первом месте стояло подлежащее, а сказуемое - на втором. Если поэт меняет их местами, то, скорее всего, мы имеем дело с инверсией.

Слайд 34

Инверсивными считаются в русском языке следующие сочетания: а) определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой, в темнице сырой (сырая темница); б) обстоятельство (наречие) стоит после главного слова : На севере диком стоит одиноко (одиноко стоит); в) дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед главным словом: Часов однообразный бой (однообразный бой часов); г) сказуемое стоит перед подлежащим: Роняет лес багряный свой убор (лес роняет убор).

Слайд 35

Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. («Ученье -свет, а неученье - тьма»). Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. (Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание).

Слайд 36

Упражнение №1. Сравните предложения. Он купил себе большой дом, надел новую рубашку и вышел на улицу. - Ему купили большой дом, одели в рубашку и вывели на улицу. Лето было сырым, холодным. - Сырое лето. Холодно. - Лето, сырость, холод. Солнце показалось из-за туч, и по серой степи побежали золотистые лучи. - Солнце! Пробейся сквозь густые тучи и своим лучом золотым разруби это жуткое черное чудище. Ночь опустилась на землю. - Ночь опустилась на землю!

Слайд 37

Упражнение №4. Сгруппируйте парами антитезы по схеме «цифра-буква». а) нищенские лохмотья поражение б) блеск медяков триумф в) гибельный закат царская мантия г) славная победа маршальский жезл д) горький плач ликующие крики е) нож мясника величественное сияние правды ж) разочарованный вздох радужные надежды



Предварительный просмотр:

                    Полезные ссылки                                                                                        Большая бесплатная энциклопедия: http://mega.km.ru,                                              Справочно-информационный портал «Русский язык». Орфографический словарь, трудности русского языка, официальные документы, справочное бюро: http://www.gramota.ru/,                                                                                                    Глаголица. Толковый словарь русских выражений: http://www.comics.ru/dic/,                                                             «Словарь устаревших и диалектных слов»: http://www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm,                              «Толковый словарь» В. И. Даля: http://www.slova.ru/



Предварительный просмотр:

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения.

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор ская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сено кос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен ник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».



Предварительный просмотр:

С.  И. Львова

О.  М. Александрова

Л.  М. Рыбченкова

РУССКИЙ ЯЗЫК

Демонстрационный вариант  итоговой проверочной работы по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы

 

Пояснения к демонстрационному варианту

Назначение демонстрационного варианта итоговой проверочной работы по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику итогового контроля по русскому языку в 6 классе и широкой общественности составить представление о структуре и содержании будущих вариантов проверочной работы, о форме предъявления материала и уровне сложности заданий. Критерии оценивания экзаменационной работы позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности ответов.

Эти сведения дают возможность учащимся выработать стратегию подготовки к итоговой проверочной работе по русскому языку.  

Демонстрационный вариант  итоговой проверочной работы по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы

Демонстрационный вариант  

Блок 1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задания 1.1 – 1.3.

Выполняя задания 1.1 и 1.2,  кратко сформулируйте ответы на предложенные вопросы. К  заданию 1.3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите   кружком номер правильного ответа.

Текст для прослушивания

Что называется природным комплексом? Природный комплекс – это сочетание растений, животных, воздуха, водоёмов, почв, горных пород на определённой территории. Все части природного комплекса тесно связаны друг с другом и зависят друг от друга.  

При изменении одного компонента природного комплекса изменяется весь природный комплекс. Например, при уничтожении комаров, а их многие считают вредными насекомыми, сократится количество рыбы, которая питается их личинками. Кроме того, станут беднее почвы, куда после гибели комаров возвращаются необходимые для питания растений микроэлементы. Следом погибнет растительность и животные, изменится климат территории.

А вот ещё один пример. Для того чтобы восстановить численность лосей в одном из заповедников США, здесь в начале XX века были уничтожены все волки. К чему же это привело? Лоси начали буквально уничтожать растительность заповедника. С исчезновением молодых деревьев из него ушли бобры, потому что лишились своего главного корма. Созданные бобрами искусственные водоёмы высохли, а в них находили себе пищу медведи-гризли. В заповеднике стало меньше и других обитателей – лисиц, койотов, ворон и даже мелких птиц.

Всё это убедительно доказывает, что все компоненты природного комплекса тесно  взаимосвязаны между собой.


1.1


Какова тема прослушанного текста?

 

_____________________

Варианты ответа:

Природный комплекс.

Взаимосвязь частей природного комплекса.


1.2


Какова основная мысль прослушанного текста?

        __________________________________________

ответ: В природе (природном комплексе) всё взаимосвязано, при изменении одной её части изменяются и другие.


1.3


Какое из высказываний можно использовать как доказательство основной  мысли прослушанного текста?    

1) Животные и растения, которые населяют какой-то участок суши или водоёма, имеют общие или сходные требования к условиям существования.

2) В 1958 году уничтожение воробьёв в Китае привело к размножению

     саранчи, в результате чего резко уменьшились урожаи, и в стране

     наступил голод.

3) Горы обычно образуют скопления, имеющие сверху вид или

    правильных рядов, или беспорядочно разбросанных гор.

4) Преобладающая часть пресной воды до сих пор практически недоступна

     человеку, поскольку она существует в виде ледников.

ответ: 2

Часть 2


К каждому заданию 2.1 – 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите   кружком номер правильного ответа.  



2.1


 Какое утверждение является  верным?  

 

1)

   Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам и лицам.

2)

   Грамматическими являются ошибки, допущенные в правописании слов.

3)

   Имя существительное, глагол, наречие – изменяемые части речи.

4)

  Глаголы в формах условного (сослагательного) наклонения обозначают действия, которые возможны при каком-то условии.

ответ: 4

 


2.2


 В каком ряду оба слова состоят из 7 звуков?

1)

  перешьют, поставь

2)

  съездить, обжечься

3)

  мальчик, съешьте

4)

  маячить, разрежьте

ответ: 2

 


2.3


 В каком ряду оба существительных образованы суффиксальным способом от прилагательного и имеют нулевое окончание?

1)

  смелость, свежесть

2)

  переплётчик,  недруг

3)

  желтизна, водопад

4)

  соавтор, котёнок

ответ: 1


2.4


 В каком ряду сочетаний слов  все прилагательные употреблены в переносном значении?

1)

  тёплый приём, чистая посуда

2)

    дырявая память, туманный намёк  

3)

  холодный ум,  глубокий анализ

4)

  железная воля, каменный дом

ответ: 2

 


2.5


 В каком предложении есть словосочетание

                           х

 «количественное числительное + имя существительное»?

1)

  Двухсотлетие города отметили на прошлой неделе.

2)

  Мы уже дважды встречались с этим удивительным человеком.

3)

  Примерно два раза в год семья Ивановых выезжала на отдых в Подмосковье.

4)

  Встреча с врачом состоялась на второй день нашего пребывания в санатории.

ответ: 3


2.6


 В каком примере просьба выражена глаголом повелительного наклонения?

1)

  Вам нетрудно открыть окно?

2)

  Открыли бы вы окно!

3)

  Откройте, пожалуйста, окно!

4)

  Вы не откроете окно?

ответ: 3


2.7


 В каком предложении грамматическая основа выражена именем существительным и именем прилагательным?

1)

  Солнце медленно опускалось за горизонт.

2)

   Работу они выполнили хорошо.

3)

  Книга – источник знаний.

4)

  Красив лес осенью!

ответ: 4

Часть 3


  Отвечая на   задания 3.1 – 3.3, вставляйте вместо пропусков пропущенные буквы, знаки препинания или цифры, как это  требуется  в   заданиях.  


 


3.1


 Вместо пропусков вставьте в тексте пропущенные буквы.

 Картофель  второй хлеб. Об этом в ст__рину говорилось на Руси. Ун__версальное р__стение д__вно пр__вратилось  в  лакомство и  кулинарные   рецепты посв__щены  пр__готовлению  пр__красных блюд из картошки.  Отв__рить её в   воде –    излюбленный способ ро__иян.

        Четыре года назад адмнистрац__я Кемеровской обл__сти   пр__влекла вн__мание к картофелю и об__явила конкурс на лучший     пам__тник ему. В таком конкурсе пр__нимают участие десятки совреме__ых  скульпторов.  

   Друзья не пр__небрегайте картофелем! Он является полезным ценным  и п_тательным  продуктом!

 


3.2


 Вставьте   в тексте (задание 3.1) пропущенные знаки препинания.  

Ответ к заданиям 3.1 и 3.2:  

  Картофель -  второй хлеб. Об этом в стАрину говорилось на Руси. УнИверсальное рАстение дАвно прЕвратилось  в  лакомство, и  кулинарные   рецепты посвЯщены  прИготовлению  прЕкрасных блюд из картошки.  ОтвАрить её в   воде –    излюбленный способ роССиян.

        Четыре года назад адмнистрацИя Кемеровской облАсти   прИвлекла внИмание к картофелю и обЪявила конкурс на лучший     памЯтник ему. В таком конкурсе прИнимают участие десятки совремеННых  скульпторов.  

   Друзья, не прЕнебрегайте картофелем! Он является полезным, ценным  и пИтательным  продуктом!


3.3


В данном ниже тексте вместо пропусков вставьте цифры.

В тексте  задания 3.1 использованы: _____   числительных,

_____  местоимений.

 Ответ:   2    числительных,  5 местоимений.

 

Часть 4

Прочитайте текст и выполните задания 4.1 – 4.6

(1)Дело было в Крыму. (2)Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. (3)А там был очень высокий, крутой скользкий берег. (4)Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался. (5)Остановился и с места не может сдвинуться.        (6)Вцепился  в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и даже дышать боится.

        (7)А внизу, в море, рыбак ловил рыбу. (8)И с ним в лодке была девочка, его дочка. (9)Она всё видела и поняла, что мальчик трусит, и стала смеяться, показывать на него пальцем.

        (10)Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. (11)Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. (12)Он даже снял шапку и стал ею махать около своего носа.

        (13)Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика из рук удочку и бросил её вниз.

        (14)Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло.

        (15)А девочка всё это видела.(16) Она что-то сказала отцу, тот посмотрел наверх и что-то сказал ей.

        (17)Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу. (18)Взяла удочку и пошла обратно к лодке.

        (19)Мальчик так рассердился, что забыл всё на свете и сломя голову покатился вниз.

        (20)– Эй! Отдавай! Это моя удочка! – закричал он и схватил девочку за руку.

(По А.И. Пантелееву)


Задания 4.1 – 4.2, 4.6 выполните, опираясь на содержание прочитанного текста. К каждому заданию 4.1 – 4.5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите   кружком номер правильного ответа.  В задании 4.6. запишите краткое высказывание.


        


4.1


Что заставило мальчика победить свою трусость?

  1. Намерение казаться  смелым и решительным в глазах девочки.
  2. Жадность и боязнь того, что девочка заберет его удочку.
  3. Стремление быстрее уйти домой.
  4. Желание узнать, о чём говорили дочь и отец.

       ответ: 2  


4.2


В какой момент испугался мальчик?

  1. Когда ветер вырвал из его рук удочку.
  2. Когда увидел, что девочка смеётся над ним.
  3. Когда почувствовал, что очень устал.
  4. Когда увидел внизу под собой острые камни.

ответ: 4


4.3


 К какому типу речи относится текст?

1)

повествование с элементами рассуждения

2)

 рассуждение с элементами описания

3)

повествование

4)

 описание

ответ:3


4.4


Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения?

1)        3                2)        6                3)        8                4)       15

ответ:3


4.5


В каком предложении употреблён фразеологизм?

1)        2                2)        6                3)        7                4)      19

ответ:4


4.6


В тексте, который вы прочитали, есть продолжение. Напишите и вы окончание текста (5-6 предложений).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку

                                                   

Блок 1

                                          Часть 1

За верное выполнение заданий 1.1 и 1.2 проверочной работы ученик получает по 2 балла за каждое задание.

За верное выполнение задания 1.3. – 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие  выставляется 0 баллов.  

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший  задания первой  части работы, – 5 баллов.

 

                                                    Часть 2

За верное выполнение заданий 2.1 – 2.7 проверочной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание.

За неверный ответ или его отсутствие  выставляется 0 баллов.  

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший  задания второй  части работы, – 7 баллов.

                                                    Часть 3

         Задание 3.1 оценивается следующим образом:

 правильно  вставлены от 18 до 20 букв  –  4 балла;

 правильно вставлены  от 19 до 17 букв  –  3 балла;

 правильно вставлены  от 16 до 14 букв   –  2 балла;

 правильно вставлены  от 13 до 11 букв   –  1 балл;

 вставлено менее 11 букв –  0 баллов.

         Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший  задание 3.1. – 4 балла.

        Задание 3.2 оценивается следующим образом:

правильно поставлены все 4 знака – 2 балла;

правильно поставлены 2-3 знака – 1 балл.

 Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший  задание 3.2. – 2 балла.

        За верное выполнение задания 3.3  ученик получает 1 балл.

        За неверный ответ или его отсутствие  выставляется 0 баллов.  

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший  задания третьей части работы – 7 баллов.

Часть  4

За верное выполнение заданий 4.1 – 4.5 проверочной работы ученик получает по 1 баллу за каждое задание.

За неверный ответ или его отсутствие  выставляется 0 баллов.  

        Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший  задания 4.1 – 4.5   работы – 5 баллов.

Критерии оценивания задания 4.6 представлены в таблице 1

                                                                                                     

Таблица 1

Критерии оценивания письменного высказывания

Баллы

1

Содержание письменного высказывания

 

Соответствие работы учащегося   теме исходного текста.

Содержание письменного высказывания соответствует  теме исходного текста.

2

Содержание письменного высказывания   соответствует теме исходного текста, однако в сочинении имеется 1 отступление от темы и/или 1 фактическая ошибка.

1

Написанный учащимся текст не соответствует теме исходного текста или письменного высказывания  представляет собой пересказ исходного текста, или в работе учащегося имеются 2 и более отступлений от темы, или 2 и более фактические ошибки.

0

2

Речевое оформление сочинения

 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей

В работе отсутствуют логические ошибки; верно использованы языковые средства логической связи.

2

В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи.

1

В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или   имеются более 1-й ошибки в использовании  языковых средств логической связи.

0

 3

Точность и ясность речи

Учащийся владеет достаточным словарным запасом и   разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.  

2

Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако  прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль.  

1

Работа учащегося отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0

 

4

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка

2

допущены 1 – 2 ошибки

1

допущено 3 и более ошибок

0

5

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка

2

допущены 1 – 2 ошибки

1

допущено 3 и более ошибок

0

6

Соблюдение грамматических норм

грамматических ошибок нет

2

допущены 1 – 2 ошибки

1

допущено 3 и более ошибок  

0

7

Соблюдение речевых норм

речевых ошибок нет  

2

допущены 1– 2 ошибки

1

допущено 3 и более ошибок

0

Максимальное количество баллов по критериям 1-6  

14

Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший  задания четвертой части работы –   14 баллов.

Максимальный балл, который может получить ученик за выполнение всей экзаменационной работы, – 38 баллов.

Блок 2  


Задания блока 2  выполняются устно. В Задании 1.1. тр6буетс вставить пропущенные буквы.


Часть 1


1.1


Прочитайте текст про себя, вставьте пропущенные буквы и  устно объясните выбор написания в словах одной из групп (на выбор):

  1. проверяемые безударные гласные в корне;
  2. чередующиеся гласные в корне;
  3. сомнительные согласные;  
  4. Н и НН в суффиксах прилагательных;  
  5. ТЬСЯ/ТСЯ в глаголах;  
  6. слова с приставками  ПРЕ-,  ПРИ-.

Золотом г__рят лист__я де рев__ев, др__гоце__ыми рубинами краснеют спелые ягоды к__лины, р__бины. Но это не осе__ий лес, а н_рядная деревя__ая посуда. Она производит__ся   в стари__ом селе Хохлома Нижегородского края.

Нелегко сделать наст_ящую хохломскую чашу. Однажды передо мной пр__открылась тайна чудес__ного р__ждения  расп_сной чаши из обыкнове__ого дерева.

Первая операц__я –  выр__зание на т__карном ст__нке  загото__ки и покрытие её жи__ким слоем глины. Деревя__ая  чаша словно пр__вращает__ся в глиня__ую. Второй этап –  пропит_вание её льня__ым маслом и а__юминиевым пор__шком. После этого чаша забл__стит, будто серебря__ая.  Третий этап – росп__сь масля__ыми красками. Появляет__ся пр__чудливый р__стительный орнамент. Потом чашу выдерж__вают в раск__лённой печи при темпер__туре сто  двадцать градусов. Через некоторое  время  происходит уд__вительное пр__вращение! От соприк__сновения с огнём чаша  ст_новится золотой!  И сотв_рили это чудо золотые руки м_стеров.   (По А. Клиентову)


1.2




 Выразительно прочитайте текст вслух (см. задание 1.1.), озаглавьте его.


1.3




 К какому типу речи относится прочитанный текст? В ответе приведите доказательства.


1.4




 Одинаковое ли значение имеет слово золотой в последнем и предпоследнем предложении текста (золотая чаша – золотые руки)? В ответе приведите доказательства.

 

Часть 2.


Выполните  только одно из заданий (на выбор): 2.1. или 2.2.



2.1


Речевая ситуация: На собрании четвероклассников расскажите об одном из предметов народного промысла, который Вам очень понравился (кукла-матрёшка, дымковская игрушка, палехская шкатулка, гжель и т.д.). Возможно, Вы увидели его в музее или в магазине, или в гостях.  Опишите этот предмет, расскажите, чем он Вам запомнился.


2.2


Речевая ситуация: На улице Вы встретились с одноклассниками после каникул. Расскажите им о недавно просмотренном и понравившемся вам фильме так, чтобы им тоже захотелось увидеть его.   

 Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку

Блок 2

Таблица 1

Оценивание ответа учащегося

 на задания части 1

 

Школьная отметка

Критерии оценивания

«5»

Содержание ответа

1)  понимание прочитанного текста

  1. предложено название, отражающее тему и/или основную мысль текста;
  1. речеведческий анализ текста
  1. правильно установлена принадлежность текста к определенному  типу речи;
  2. приведены аргументы, обосновывающих точку зрения учащегося; 
  1. орфографический  анализ
  1. правильно решены орфографические задачи (вставлены пропущенные буквы);
  2. допущено не более 1-ой неточности при объяснении  написания слов.

   

Речевое оформление ответа

  1. учащийся точно выражает мысли, использует разнообразные  грамматические конструкции;
  2. слова употреблены в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; не используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);
  3. орфоэпических ошибок нет;
  4.  допущено не более 1-ой грамматической ошибки;
  1.  допущено не более 1-ой речевой ошибки.

Выразительность речи

  1. чтение текста вслух отражает понимание его содержания, соответствует интонационным нормам и требованиям выразительности речи;  
  2. интонационное оформление устного высказывания соответствует коммуникативной цели речи;
  3.  уместно использованы выразительные языковые средства (лексические, синтаксические);
  4. невербальные средства общения (мимика, жесты) уместны и корректны.

«4»

Содержание ответа

1)  понимание прочитанного текста

  1. предложено название, отражающее тему и/или основную мысль текста;
  1. речеведческий анализ текста
  1. правильно установлена принадлежность текста к определенному  типу речи;
  2. приведено не менее 2-х аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося;
  1. орфографический анализ
  1. допущено не более 1-ой ошибки (орфографической);
  2. допущено не более 1-ой ошибки при объяснении выбора написания.

   

Речевое оформление ответа

  1. учащийся точно выражает мысли, использует разнообразные  грамматические конструкции;
  2. допущено не более 1-ой неточности в употреблении слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; не используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);
  3. допущено не более 1-ой орфоэпической ошибки (для учащихся школ с нерусским языком обучения – не более 1 – 2-х  ошибок);
  4.  допущено не более 1-ой грамматической ошибки;
  1.  допущено не более 2-х речевых ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения – не более 2 –3-х ошибок).

Выразительность речи

  1. чтение текста вслух отражает понимание его содержания и в целом соответствует интонационным нормам и требованиям выразительности речи;  
  2. интонационное оформление устного высказывания соответствует коммуникативной цели речи;
  3.  допущено не более 1-ого недочета в использовании выразительных языковых средств (лексических, синтаксических);
  4. невербальные средства общения (мимика, жесты) в целом  уместны и корректны.

«3»

Содержание ответа

1)  понимание прочитанного текста

  1. предложено название, которое в целом соответствует теме и основной мысли текста;
  1. речеведческий анализ текста
  1. неправильно установлена принадлежность текста к определенному типу речи, однако ошибки исправлены в ходе беседы с экзаменаторами;
  2. приведено не менее 1-го аргумента, обосновывающего точку зрения учащегося;
  1. орфографический  
  1. допущено не более 3-х ошибок (орфографических);
  2. допущено не более 2-х ошибок и/или недочетов при объяснении выбора написания, постановки знаков препинания.

Речевое оформление ответа

  1. учащийся не всегда точно выражает мысль, не всегда пользуется разнообразными грамматическими конструкциями;
  2. допущено не более 2-х неточностей в употреблении слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);
  3. допущено не более 2-х орфоэпических ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения – не более 2 – 3-х  ошибок);
  4.  допущено не более 2-х  грамматических ошибок;
  1.  допущено не более 3-х речевых ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения – не более 4 – 5 ошибок).

Выразительность речи

  1. чтение текста вслух в целом соответствует   интонационным нормам русского языка, однако имеются отдельные отступления от них;  
  2. интонационное оформление устного высказывания не в полной мере соответствует коммуникативной цели речи;
  3.  допущено не более 2-х недочетов в использовании выразительных языковых средств (лексических, синтаксических);
  4. допущены ошибки в речевом поведении и использовании невербальных средств общения (мимики, жестов).

«2»

Содержание ответа

1)  понимание прочитанного текста

  1. предложено название, которое не соответствует теме и  основной мысли текста;
  1. речеведческий анализ текста
  1. неправильно установлена принадлежность текста к определенному типу речи;
  2. не приведены аргументы, обосновывающие точку зрения учащегося;
  1. орфографический  анализ
  1. допущено более 3-х ошибок (орфографических и/или  пунктуационных);
  2. допущено более 3-х ошибок и/или недочетов при объяснении выбора написания, постановки знаков препинания.

Речевое оформление ответа

  1. учащийся неточно выражает мысль; его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций;
  2. допущено более 2-х неточностей в употреблении слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью; широко используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);
  3. допущено более 2-х орфоэпических ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения – более 3-х ошибок);
  4.  допущено  более 2-х  грамматических ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения – более 3-х ошибок);
  1.  допущено  более 3-х речевых ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения – более 5 - 6 ошибок).

Выразительность речи

  1. при чтении текста наблюдаются отступления от  интонационных норм русского языка;  
  2. интонационное оформление устного высказывания не  соответствует коммуникативной цели речи;
  3.  учащийся не использует выразительные языковые средства  (лексические, синтаксические);
  4. допущены ошибки в речевом поведении и использовании невербальных средств общения (мимики, жестов).

Таблица 2

Оценивание ответа учащегося

на задание части 2

Школьная отметка

Критерии оценивания

«5»

Содержание ответа

  1. тема понята правильно; высказывание полностью соответствует теме и раскрывает ее;
  2. основная мысль выражена четко и определенно;
  3. высказывание характеризуется смысловым единством,  связностью и последовательностью изложения; логических ошибок нет;
  4. приведено несколько аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося;
  5. созданное учащимся устное высказывание соответствует заданной речевой ситуации  (адресат, место и условия общения), сфере общения и оформлено в рамках заданного жанра.

.  

Речевое оформление ответа

  1. учащийся точно выражает мысли, использует разнообразные грамматические конструкции;
  2. выбор языковых средств соответствует заданной  речевой ситуации и сфере общения;
  3. слова употреблены в точном соответствии с их лексическим значением; не используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);
  4. орфоэпических ошибок нет;
  5. допущено не более 1-ой грамматической ошибки;
  1. допущено не более 2-х речевых ошибок.

Выразительность речи

  1. уместно использованы выразительные языковые средства (лексические, синтаксические);
  1. интонационное оформление устного высказывания соответствует коммуникативной цели речи;
  2. уместно использованы средства привлечения и удерживания  внимания слушателей;
  3. невербальные средства общения (мимика, жесты, поза) употребляются уместно и корректно.

Взаимодействие с собеседником

  1. вопросы учителя по содержанию высказывания поняты учащимся верно;
  2. ответы на вопросы демонстрируют умение кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседника в своей правоте, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

«4»

Содержание ответа

  1. тема понята правильно; высказывание полностью соответствует теме и раскрывает ее;
  2. основная мысль выражена нечетко и неопределенно;
  3. устный ответ учащегося характеризуется смысловым единством, связностью; допускается не более 2-х недочетов в последовательности изложения;
  1. приведено не менее 1-го аргумента, обосновывающего точку зрения учащегося;
  1. созданное учащимся устное высказывание не в полной мере соответствует заданной речевой ситуации (адресат, место и условия общения), сфере общения, не все признаки заданного жанра соблюдены.

.  

Речевое оформление ответа

  1. учащийся точно выражает мысли, использует разнообразные грамматические конструкции;
  2. выбор языковых средств соответствует заданной  речевой ситуации и сфере общения;
  3.  допущено не более 1-ой неточности в употреблении слов в соответствии с их лексическим значением; не используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);
  4.  допущено не более 1-ой орфоэпической ошибки (для учащихся школ с нерусским языком обучения – не более 1 – 2-х ошибок);
  5.  допущено не более 1-ой грамматической ошибки;
  1.  допущено не более 2-х речевых ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения – не более 2 – 3-х ошибок).

Выразительность речи

  1. допущено не более 1-го недочета в использовании выразительных языковых средств (лексических, синтаксических);
  2. интонационное оформление устного высказывания соответствует коммуникативной цели речи;
  3. не всегда уместно использованы средства привлечения и удерживания  внимания слушателей;
  4. невербальные средства общения (мимика, жесты, поза) в целом употребляются уместно и корректно.

Взаимодействие с собеседником

  1. вопросы экзаменаторов по содержанию высказывания поняты учащимся верно;
  2. ответы на вопросы демонстрируют умение кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседника в своей правоте, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

«3»

Содержание ответа

  1. тема в целом понята правильно; однако раскрыта недостаточно полно;
  2. основная мысль не выражена;
  3. устный ответ учащегося характеризуется недостаточным смысловым единством, связностью; допускается не более 2-х недочетов в последовательности изложения (для учащихся школ с нерусским языком обучения – не более 2 – 3-х недочетов);
  1. приведено не менее 1-го аргумента, обосновывающего точку зрения учащегося;
  1. созданное учащимся устное высказывание не соответствует заданной речевой ситуации (адресат, место и условия общения)  или  сфере общения; признаки  заданного жанра соблюдены не в полной мере.

Речевое оформление ответа

  1. учащийся недостаточно точно выражает мысли, недостаточно свободно использует разнообразные  грамматические конструкции;
  2. выбор языковых средств не всегда соответствует заданной  речевой ситуации и сфере общения;
  3. допущено не более 2-х неточностей в употреблении слов в соответствии с их лексическим значением;   используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);
  4. допущено не более 2-х орфоэпических ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения – не более 3-х  ошибок);
  5.  допущено не более 2-х  грамматических ошибок;
  1.  допущено не более 3-х речевых ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения – не более 3 – 5 ошибок).

Выразительность речи

  1. допущено не более 2-х недочетов в использовании выразительных языковых средств (лексических, синтаксических);
  2. интонационное оформление устного высказывания не в полной мере соответствует коммуникативной цели речи;
  3. не используются средства привлечения и удерживания  внимания слушателей;
  4. допущены ошибки в речевом поведении и использовании невербальных средств общения (мимика, жесты, поза).

Взаимодействие с собеседником

  1. вопросы экзаменаторов по содержанию высказывания не во всех случаях поняты учащимся верно;
  2. ответы на вопросы показывают, что экзаменующемуся не всегда удается кратко и точно формулировать мысль, убеждать собеседника в своей правоте, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

«2»

Содержание ответа

  1. обнаружено значительное непонимание темы высказывания;
  2. основная мысль не выражена;
  1. в устном ответе учащегося нет смыслового единства, связности; материал излагается бессистемно;
  1. не приведены аргументы, обосновывающие точку зрения учащегося;
  2. созданное учащимся устное высказывание не соответствует заданной речевой ситуации (адресат, место и условия общения) и сфере общения; признаки заданного жанра не соблюдены.

Речевое оформление ответа

  1. учащийся неточно выражает мысль; его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций;
  2. выбор языковых средств не соответствует заданной  речевой ситуации и сфере общения;
  3. допущено более 2-х неточностей в употреблении слов в соответствии с их лексическим значением; широко используются слова, выходящие за пределы литературного языка (жаргонизмы, слова-паразиты и др.);
  4. допущено более 2-х орфоэпических ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения – более 3-х  ошибок);
  5.  допущено более 2-х грамматических ошибок;
  1.  допущено  более 3-х речевых ошибок (для учащихся школ с нерусским языком обучения – более 5 - 6 ошибок).  

Выразительность речи

  1. учащийся не использует выразительные языковые средства  (лексические, синтаксические);
  2. интонационное оформление устного высказывания не  соответствует коммуникативной цели речи;
  3.  не используются средства привлечения и удерживания  внимания слушателей;
  4. допущены ошибки в речевом поведении и использовании невербальных средств общения (мимики, жестов, позы).

Взаимодействие с собеседником

  1. вопросы экзаменаторов по содержанию высказывания не поняты учащимся;
  2. ответы на вопросы показывают, что экзаменующийся не может точно формулировать мысль, убеждать собеседника в своей правоте, аргументировано отстаивать свою точку зрения.