Конспекты занятий

Бородина Наталья Николаевна

Мы волшебники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_volshebniki.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Мы – волшебники»

                                                   Старшая группа.

  Воспитатель: Бородина Наталья

                                             Николаевна,

                                                                            МКДОУ «Банновский детский

                                сад»

Цель: ознакомление детей со свойствами воды;

Задачи:

  • Обучающие: формировать у детей представления об агрегатных свойствах воды, упражнять в образовании однокоренных слов.
  • Развивающие: развивать творческое воображение и образное мышление, побуждать к познавательной активности; делать выводы, на основе наблюдений и практической деятельности.
  • Воспитательные: формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать бережное отношение к природе.

Методы:

  • Словесные: беседа, рассказ, опрос;
  • Наглядные: демонстрация.
  • Практические: экспериментирование, наблюдение, исследование, метод проблемного обучения, метод прямого воздействия, метод косвенного воздействия.

Приемы:

  • Наглядно-зрительный;
  • Тактильно-мышечный;
  • Предметная наглядность
  • Наглядно-слуховой для создания эмоционального фона;
  • Совместная деятельность;
  • Воспроизведение действий по образцу;
  • Самостоятельное получение знаний;
  • Творческое использование готовых знаний;
  • Индивидуальная работа.

Мотивация:

  • Игровая мотивация;
  • Мотивация общения.

Словарная работа:

  • Снег, снежок, снежки, снежинки, снегопад, снеговик, снегурка, снегирь.
  • Белым, пушистым, мягким, холодным, легким, мокрым.
  • Лед, ледник, ледоруб, ледяной, ледоход, льдинка, обледенение.
  • Гладким, прозрачным, хрупким, блестящим, скользким, твердым.
  • Вьюга, метель, пурга, поземка, буран.

Развивающая среда:

  • Репродукции пейзажей, две миски (со льдом и снегом); термос с горячей водой, зеркало, снеговики, макет зимнего леса, открытка-приглашение.
  • Бутылочка и стаканчик из-под йогурта, набор цветной бумаги, клей, ножницы, фломастеры – на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас на экскурсию в картинную галерею. Давайте посмотрим, какие здесь картины. Какие времена года на них изображены?

Дети: Осень, весна, лето.

Воспитатель: Как вы думаете, картины с изображением какого времени года нет на этой выставке?

Дети: Зимы.

Воспитатель: Назовите приметы зимы.

Дети: ____________________________

Воспитатель: Я вам прочитаю стихотворение о зиме, но в нем не хватает несколько слов. Помогите мне, дополните текст подходящими по смыслу словами.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… (снег).

В небесах скользят пушинки –

Серебристые ….. (снежинки).

На полянку и лужок

Выпал беленький ..... (снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее ……(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в….. (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился….. (снеговик).

Рядом снежная фигурка,

Это девочка…. (снегурка).

На снегу-то посмотри,

С красной грудкой…..(снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…..(снег).

(По И. Лопухиной.)

Воспитатель: какие слова вы назвали? Повторите их.

Дети: снег, снежок, снежинки, снегопад, снеговик, снегурка, снегири.

Воспитатель: Чем они похожи? От какого слова они образованы?

Дети: От слова «снег».

Воспитатель: А что можно сказать о снеге? Какой он?

Дети: Белый, пушистый, мягкий, холодный, легкий, мокрый.

Воспитатель: Как вы думаете, какую пользу приносит снег?

Дети: Снег укрывает корни деревьев от мороза, а кустарники и траву защищает снежный покров, как покрывалом.

Воспитатель: Иногда в садах люди даже специально пригибают ветки к земле, чтобы снег полностью их засыпал. Ребята, скажите, как деревья готовятся к зиме?

Дети: сбрасывают листья.

Воспитатель: Для чего деревья сбрасывают листья?

Дети: Для того, чтобы поменьше испарять воды, ведь зимой корни не могут высасывать из земли воду. Деревья зимой как будто спят.

Воспитатель: Теперь придумайте слова, образованные от слова «лед».

Дети: Ледник, ледоруб, ледяной, ледоход, ледышка, обледенение.

Воспитатель: А каким бывает лед?

Дети: Гладким, прозрачным, хрупким, блестящим, скользким, твердым.

Воспитатель: Что же такое снег и лед?

Дети: Замерзшая вода.

Воспитатель: Дети, вы хотите стать волшебниками?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте начнем волшебство, которое поможет нам больше узнать о воде, снеге, льде. (Проводятся эксперименты со снегом, льдом и водой. Помощник воспитателя вносит миски: в одной снег, в другой – куски льда. Дети кладут снег на ладони, рассматривают его.

Воспитатель: Дети, что с ним случилось?

Дети: Он растаял.

Воспитатель: Обратите внимание на лед, что с ним происходит?

Дети: Он тает.

Воспитатель: А что тает быстрее – снег или лед?

Дети: быстрее тает снег.

Воспитатель: А вы знаете, что легче вода или лед?

Дети: Лед легче воды, поэтому он плавает на ее поверхности.

Воспитатель: Где в природе можно увидеть подобное явление?

Дети: весной во время ледохода. В океанах и морях плавают айсберги.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите увидеть волшебство?

Дети: Да!

Воспитатель растапливает снег и процеживает через марлю.

Воспитатель: Дети, обратите внимание на то, сколько на марле мусора осталось. Кружась в воздухе снежинки собирают все, что там находится. Таким грязным воздух делают сами люди, строя огромные заводы, от большого количества транспорта. Нужно бережнее относится к природе, как можно меньше ее загрязнять. Можно ли есть снег?

Дети: Нет!

Воспитатель? Посмотрите, ребята, у меня есть волшебный сосуд. С его помощью я покажу вам еще одно превращение. (Воспитатель открывает  термос, помещает над паром зеркало. Дети наблюдают, как на зеркале образуются капли воды.

Воспитатель: Почему пар превратился в воду?

Дети: Пар остыл на холодном воздухе и превратился в воду.

Воспитатель: Где в природе можно увидеть это явление?

Дети: В природе так образуются капли росы.

Воспитатель: Снег, лед и пар – это вода, которая изменяет свои свойства в зависимости от температуры воздуха.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда взялось столько снега? Как образовались сугробы?

Дети: Его надули метель, пурга, вьюга.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это заколдованный лес, снег в нем никогда не растает. В этом лесу живет дружная компания снеговиков. А можете ли вы, уважаемые чародеи, превратиться в снежинки?

Дети: Да!

Звучит  медленная музыка.

Воспитатель: На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются все ниже, ниже, а потом тихо ложатся на землю.

    Выпало так много снежинок, что из них образовался большой сугроб.

Дети танцуют и кружатся, постепенно опускаются на ковер, садятся близко друг к другу, образуя «сугроб».

Воспитатель: Легкие снежинки через открытую форточку попали в наш зал и опустились на ковер. Снежинки, что с вами происходит?

Дети (ложась на ковер). Мы таем.

Воспитатель: Пока мы совсем не растаяли, я слеплю из вас снежный ком. (Побуждает детей встать и прижаться друг к другу.) Какой большой ком! Что же мне из него сделать?

Дети: Снеговика.

Воспитатель: Ну-ка, снежинки, помогите мне, поделитесь на три кома: большой, средний и маленький. Посмотрим, получится ли из вас снеговик.

Дети распределяются на три подгруппы и образуют три круга: большой, средний и маленький.

Воспитатель: Ну и снеговик получился! Какой огромный! Как он похож на тех снеговиков, которые живут в заколдованном лесу! А теперь, снежинки, станьте снова волшебниками и навестите снеговиков.

Дети подходят к макету зимнего леса. Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит открытку-приглашение.

Воспитатель: Почтальон принес снеговикам приглашение на карнавал. Но здесь сказано, что все кавалеры должны прийти с дамами. Посмотрите, снеговики загрустили. Где они найдут себе подружек? Может быть вы им поможете?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Давайте сделаем для снеговиков подружек-снегурочек.

Дети садятся за столы и приступают к работе: берут бутылочки из-под питьевого йогурта, прикрепляют к ним стаканчики шляпки. Глаза, нос и рот вырезают из цветной бумаги и приклеивают к бутылочкам. Готовые фигурки снегурочек раскрашивают  фломастерами и выставляют рядом со снеговиками на макет зимнего леса.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какое теперь настроение у снеговиков?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: И  снеговики приготовили вам небольшие подарки, потому что вы им помогли.

Воспитатель раздает подарки детям.

Воспитатель: Приятно быть волшебником?

Дети: Да!

Воспитатель: Что делают волшебники?

Дети: Добрые дела, помогают другим.

Воспитатель: Так будьте всегда такими же отзывчивыми и чуткими!