Использование ментальных карт в образовательной деятельности.
1.Мастер-класс для родителей «Использования метода интеллект-карт в работе с дошкольниками».
2.Конспект ООД с использованием ментальной карты в старшей группе детского сада на тему «Огонь – друг, огонь – враг».
3.Конструктор ментальных карт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.66 КБ |
![]() | 24.61 КБ |
![]() | 13.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Использования метода интеллект-карт в работе с дошкольниками»
Цель: повышение компетентности родителей в использовании ментальных карт для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование, материалы, инструменты: мультимедийная установка, презентация, большие листы белой бумаги по количеству участников мастер класса, фломастеры.
Ход мастер-класса:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть сегодня Вас на нашем мероприятии. С 1 сентября 2023 года детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Главная цель программы – разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность.
Одной из таких технологий является создание ментальных карт, которые обеспечивают высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Тема моего мастер-класса «Использование ментальных - карт с детьми старшего дошкольного возраста для познавательного развития», с этим методом я хочу Вас познакомить.
Воспитатель: Этот метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном. Концепция ментальных - карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу трудно воспринимать символьную информацию в виде текстов, таблиц. Намного проще сознанию информация, которая основана на ассоциациях, визуализирована, дополнена цветом и картинками, в соответствии с ассоциациями.
В мир дошкольных технологий ментальные карты пришли благодаря В.М.Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Ментальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые особенности детей, активизируется мышление.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Метод ментальных - карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Существуют правила составления ментальных-карт:
- При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры
и т. д.
- Лист располагается горизонтально.
- Главная идея обводится в центре страницы (для ее изображения можно
использовать рисунки, картинки).
- Для каждого ключевого слова проводятся расходящиеся от центра
ответвления (в любом направлении)
- Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Над каждой линией – ветвью пишется одно ключевое слово.
- Писать надо разборчиво, печатными буквами.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки,
картинки, ассоциации о каждом слове.
В интеллект- карте ключевой идеей является выбранная тема, а ветки
являются ее содержанием, которое наполняется в процессе работы.
II. Практическая часть
Воспитатель: уважаемые родители, давайте вместе составим интеллект – карту. Предлагаю Вам ключевую идею «Животные родного края». Пожалуйста, наклейте в середине листа картинку, соответствующую вашей теме. Нарисуйте главные ветки и напишите ключевые слова – названия разных животных, например, «волк», «медведь», «барсук» и др.
От центральной картинки приклеим изображение любого животного. Далее, что мы знаем об этом животном? (где живѐт, чем питается, детѐныши данного животного).
А теперь заполните аналогично другие ветки нашей ментальной карты
(участники мастер-класса работают самостоятельно).
Итак, вся ментальная карта заполнена:
А сейчас, я Вас попрошу составить рассказ по теме «Животные родного края» с помощью нашей ментальной карты. (Участники составляют рассказы и рассказывают).
III. Рефлексия.
Воспитатель: Уважаемые родители, мы сегодня с Вами попробовали
составить ментальную карту. Скажите, в чем помог вам сегодня этот метод?
Будете ли вы использовать их детьми?
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Конспект ООД с использованием ментальной карты в старшей группе детского сада на тему «Огонь – друг, огонь – враг».
Цели:
Формирование основ безопасного поведения, способности действовать грамотно в опасных ситуациях, по возможности избегать их, способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
Систематизировать знания детей об огне, с непосредственным источником опасности в быту.
Познакомить с правилами противопожарной безопасности и с необходимыми действиями в случае возникновения пожара.
Учить детей быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях.
Закрепить знания о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем.
Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.
Способствовать развитию речи, двигательной активности и изобразительным навыкам дошкольников.
Воспитывать чувство ответственности и уважительное отношение к профессии пожарного.
Интеграция образовательных областей:
« Социально - коммуникативное развитие»
« Речевое развитие»
« Физическое развитие»
« Художественно - эстетическое развитие»
Предварительная работа:
Экскурсия в пожарную часть, дидактическая игра « Кому что нужно», чтение художественной литературы:
рассказа Л.Н. Толстого « Пожарные собаки», стихотворение
С.Я. Маршак « Рассказ о неизвестном герое».
Заучивание стихотворения М. Лазарева « Если вдруг произошла с тобой беда».
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, компьютерная презентация на тему «Огонь - друг, огонь – враг», мольберт с ватманским листом, маркеры, цветные карандаши, фломастеры ,клей – карандаш, игрушечный телефон, набор картинок для изготовления интеллект- карты.
Словарная работа:
Пожарные, языки пламени, задымление, пена, огнетушитель, ожог.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети! Я сейчас вам загадаю загадку , а вы постарайтесь отгадать:
Пообедать он готов.
Видишь: сколько языков!
Быстро ест дрова в печи,
Нагревая кирпичи.
Ты его рукой не тронь:
Может укусить...
Дети: Огонь!
Воспитатель: Верно, это – огонь! ( Показывает символ огня).
А сейчас, я вам расскажу сказку. Подходите, сюда поближе к экрану.
( Воспитатель обращает внимание детей на экран)
Сказка « Огонь – друг, огонь - враг».
Жил - был Огонь. Он был веселый и горячий. Гулял огонь где хотел- по лесам, домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.
Как вы думаете, почему?
Дети: Он сжигал все подряд.
Воспитатель: И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал:
« Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: « Куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем, Огонь и согласился.
Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, Взмолился Огонь: « Не туши меня, Человек, верой и правдой служить тебя буду». Пожалел его человек , заставил служить себе. Вот и стал Огонь служить Человеку и стал его другом.
А сейчас я вам ребята предлагаю вместе составить волшебную карту , что бы и мы с вами могли познакомиться с огоньком, с которым подружился человек.
( На мольберте прикреплен лист ватмана, с изображением огня в центре.)
Дети, скажите, зачем человеку огонь?
( Воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором изображен костер, газовая плита, свеча, факел.)
Дети: Огонь нужен человеку, чтобы приготовить еду.
Огонь зажигает газовую плиту.
Огнем можно согреться, если разжечь печь или костер.
Огонь освещает, например, если зажечь факел или свечу.
Ребенок 1: Знают все - человек без огня
Не живет ни единого дня!
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята вокруг,
Нам огонь - повседневный наш друг!
Ребенок 2: Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Воспитатель: Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, плавит металл, в других варит стекло, из которых выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляя хвост пламени - это сгорает ракетное топливо ( На экране слайды с изображением автомобиля , паровоза, парохода, металлургического завода, кузницы, стеклодувы, полет ракеты в космос). Поэтому, огонь – наш друг!
Давайте найдем картинку, изображающую то, что огонь - друг нарисуем стрелочку, указывающую на это изображение!
( Дети, совместно с воспитателем рисуют стрелку и приклеивают картинку)
Воспитатель: Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю.
Из доброго слуги огонь превращается в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.
Скажите, отчего может возникнуть пожар?
Дети: От спички, непотушенного окурка, зажигалки, от невыключенных газовой плиты и утюга.
Воспитатель: Да! Спички - это не игрушка!
Могут целый дом спалить,
Если взрослых не послушать,
Больше негде будет жить.
Обещайте мне сейчас же, что играть со мной не будете?!
Ребенок: Спичками играть не будем,
Зажигалку не возьмем,
И себя мы не погубим.
И квартиру не сожжем!
Воспитатель: Чем кроме огня ещё опасен пожар?
Дети: Пожар опасен дымом. Им можно задохнуться.
Воспитатель: Мы знаем это из пословиц и поговорок.
Дети:1.Нет дыма без огня.
2.Где огонь, там и дым.
3.С огнем не шутят.
4. Ни огня без дыма, ни дыма без огня.
5. Огонь без дыма не живёт.
Воспитатель: Молодцы много поговорок знаете! А давайте поиграем в игру
Подвижная игра «Огонь - вода!»
(Воспитатель раздает детям красные и голубые ленточки)
Воспитатель: Дети с красной ленточкой – это огонь, а с голубой – вода. Дети с голубой ленточкой должны собрать все красные, то есть потушить огонь.
Игра « Не ошибись!».
Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит , будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит , то руки можно опустить.
Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель, сухая трава, листья , бензин, краска.
Воспитатель: Молодцы! Садитесь. Для вас, ребятки, ещё одна загадка:
В брезентовой куртке и каске,
Забыв про кольчужную бронь.
Решительно и без опаски
Бросается рыцарь в огонь!
Как называется люди, которые тушат огонь, спасают людей и дома от пожара?
Дети: Это пожарные!
Игра « Что нужно пожарным?»
Воспитатель: Найдите лишний предмет, с помощью которого нельзя потушить огонь. ( Ведро с песком, ведро с водой, одеяло, огнетушитель, спички)
Дети: Это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить.
Воспитатель: А вот ещё загадка:
Мчится огненной стрелой
Мчится вдаль машина
И зальет пожар любой
Смелая дружина.
Дети: Пожарная машина.
Воспитатель: Правильно, пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар. Что нужно сделать, пожарные приехали? Да, правильно, В случае возникновения пожара нужно позвонить по телефону «112» и попросить о помощи, назвав точный домашний адрес
Воспитатель: А теперь встаньте, мы поиграем с мячом.
Игра « Лови - бросай, сразу отвечай»
Для чего пожарной машине нужна сирена? ( Чтобы все услышали и уступили дорогу)
Почему пожарная машина красного цвета? ( Чтобы её было заметно на дорогах: красный цвет- цвет огня).
Зачем пожарной машине раздвижная лестница?( Чтобы подниматься на высокие этажи)
Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава)
Чем тушат бензин? ( Пеной)
Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? ( В колодцах, в реке)
Какими должны быть пожарные?( Сильными, смелыми, закаленными, ловкими , мужественными, находчивыми, решительными)
Почему пожарные должны быть сильными, смелыми?( Они выносят людей из огня, работают в огне, в дыму)
Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении).
Воспитатель: Всем людям нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Мы их закрепим в игре
« Разрешается - запрещается»
Возьмите в руки светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок, если это делать можно:
1.В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;
2.Бросать горящие спички;
3.Кричать и звать на помощь взрослых;
4.Оставаться в помещении, где начался пожар;
5.Открывать все окна и двери во время пожара;
6.Закрывать нос, рот, голову мокрым полотенцем;
7.Прятаться в угол, под шкаф, под кровать;
8.Оставлять без присмотра включенные электроприборы;
9.Двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
10.Обливать водой стены и пол во время пожара;
11.Пользоваться лифтом;
12.Не бояться, слушаться во всём пожарных;
13.Тушить водой горящие электроприборы;
14.Обращаться к соседям за помощью;
15.По возможности пытаться тушить пожар;
16.Включать газ, электроприборы, свет.
Воспитатель: Молодцы, все правила назвали. Садитесь.
Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса , дома –пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?
Дети: Получает ожоги, задыхается от дыма.
Воспитатель: Очень важно оказать медицинскую помощь пострадавшим от пожара людям.
Дети вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Давайте, нарисуем стрелочки и прикрепим картинки, предупреждающие нас о том, что огонь может быть нам врагом, при неправильном обращении с ним, на нашу карту
Сегодня вы узнали о том, что огонь может быть для нас и другом, и врагом. Но всё-таки от огня больше пользы, чем вреда. Как вы думаете почему?
Дети: Огонь делает нашу жизнь теплее и уютнее.
Огонь нужен для работы транспорта.
Огонь нужен для пекарей, чтобы печь хлеб.
На огне готовят пищу.
Воспитатель: Я хотела бы, чтобы вы все были очень осторожны с огнем, внимательны и помнили об опасности, всегда соблюдали правила пожарной безопасности и беда обойдет вас стороной.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/04/07/img6_37_0.jpg)
Предварительный просмотр:
Интеллект-карта (ментальная карта, mindmap, майнд-карта) — древовидная схема, которая изображает некие объекты, например, идеи, воронки, сегменты аудиторий, и связи между ними.
Этот инструмент помогает структурировать и визуализировать информацию, а также сам процесс мышления, генерации идей.
- пожалуй, самый функциональный сервис и при этом полностью бесплатный. Больше сотни шаблонов. Можно менять фигуры, стрелки, цвет текста и цвет фона. И даже добавлять математические формулы. В коллекции много значков, коннекторов и форм. Есть интеграции с GitHub, Google Drive, Jira, WordPress и возможность импортировать файлы из других популярных графических редакторов.